Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Т. Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14277.htm.
Аннотация. В работе автор рассматривает актуальность изучения феномена социально-трудовой мобильности молодежи в современных условиях российского общества. Представлены роль макро-, мезо- и микроэкономических региональных условий как социальных детерминант профессионального становления молодежи. Раскрыты региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Татьяна Николаевна,доктор социологических наук, доцент,заведующая кафедрой социологииФГБОУВПО ©Тольяттинский государственный университетª, г. ТольяттиIvanovaT2005@tltsu.ru

Региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ)

Аннотация.В работе автор рассматриваетактуальность изученияфеномена социальнотрудовой мобильностимолодежи в современных условиях российского общества.Представленыроль макро, мезои микроэкономических региональных условий как социальных детерминант профессионального становления молодежи.Раскрыты региональные особенности социальнотрудовой мобильности молодежи.Ключевые слова: регион, рынок труда, трудоустройство, мобильность, профессия, ценности,молодежь, социальнотрудовой потенциал.Раздел: (04) экономика.

В настоящее время результатысоциологических исследований показывают, что общей тенденцией является сокращение доли выпускников, которые определяются с трудоустройством еще до выпуска на старших курсах. Главнаяпроблемапри поиске работы для выпускников ‬низкая начальная оплата труда молодых специалистов. Заметно сократились и сроки поиска работы по специальности. Рейтинг трудностей, с которыми выпускники вузов сталкиваются в период профессиональной адаптации, остается следующим: недостаток практических навыков и низкая начальная оплата труда, недостаток правовой культуры, ограниченные возможности для должностного продвижения, карьеры, необходимость дополнительных знаний, проблемы в межличностных отношениях, отсутствие спроса на выпускников промышленности и недостаточное владение информационными технологиями. Знание иностранного языка,умение работать на компьютере, высокий уровень профессиональной подготовки, востребованная профессия, личные связи, знакомства, возраст, умение находить общий язык с разными людьми считаются основными требованиями современного рынка труда. Потребность выпускников в дополнительной профессиональной подготовке достаточно велика. Предпочтительным вариантом дополнительной профессиональной подготовки для выпускников, работающих по полученной специальности, является второе высшее образование. В регионе внешняя миграция способствует ослаблению местных кадровых ресурсов. Территориальное распределение рабочей силы должно использоваться в целях сбалансированности рынка труда. Этот путь решения проблемы дисбаланса спроса и предложения рабочей силы имеет ряд преимуществ перед составлением научно обоснованных прогнозов в кадровой потребности, так как он менее наукоемкий и затратный, более оперативный, нацелен на ближайшую перспективу и быстрый результат.Таким образом, анализ главных установок молодежи и их жизненных ориентиров позволяет сделать вывод о том, что в новых условиях возникает ценность индивидуальной жизни. Главные цели молодых людей связываются со справедливостью, жизненным благополучием, оптимизмом, личной независимостью. Необходимо внедрение эффективной системы профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки молодежи. Ее назначение ‬повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации молодежи на профессии, востребованные на рынке труда.Обозначениеновых тенденций и изменений в системе профессиональной ориентации выступает основным условием оптимизации социальнотрудовой мобильности молодежиСамарского регионас целью выявления социологических аспектов экономического проектирования системы координации действий государственных и социальноэкономических структур региона по формированию социальноэкономической занятости молодежи, с учетом при этом ролимакро, мезои микроэкономических условий как социальнотрудовых детерминант профессионального становления молодежи.Социальнотрудовая мобильность представляет собой сложное и многоуровневое социальное явление, которое выступает как динамическая система перспективного социального ориентирования молодежи, направленная на сознательное позитивное изменение своей жизни в контексте ее профессионализации; способ планирования и проектирования молодежью собственной социальной и профессиональной жизни путем поэтапного формирования профессионального настоящего и будущего. Процесс трансформации современного российского общества в условиях негарантированной занятости сопровождается новыми вызовами в адрес молодежи в процессе ее профессионального самоопределения, профессионального становления и профессиональной карьеры [1]. Поэтому социальнотрудовая мобильность и проблемы профориентации молодежи как важнейшие структурные элементы их жизненных позиций и социальноэкономических стратегий являются определяющими в системе жизненных ориентаций, ведущих к достижению качественно новых состояний социальной и трудовой жизни в профессиональной среде. Управлениесоциальнотрудовой мобильностью молодежи региона в современных условиях возможно на основе кластерного подхода формирования социальноэкономической системы профессионального образования. При этом кластер выступает как группа соседствующих предприятий, учебных заведений и организаций, функционирующих в одной отрасли хозяйственного комплекса региона. Кластерная социальноэкономическая система формирования социальнотрудовой мобильности молодежи региона представляет собой взаимодействие предприятий, организаций, учреждений и образовательных структур на основе паритетного финансирования в целях создания условий для вертикальной восходящей и горизонтальной мобильности молодежи, а также нейтрализацию условий, ведущих к нисходящеймобильности. Структура кластерной социальноэкономической системы включает в себя субъекты взаимодействия (социальные институты и организации, предприятия, учреждения, а также работодателей, школы, вузы и молодежь‬с регулирующей стороны), формы регулирования (в зависимости от уровня реализации процесса регулирования; видов социальнотрудовой мобильности молодежи; принадлежности молодежи к разным социальным группам) и функции регулирования (стабилизирующая, экономическая, инновационная, распределительная,регулятивная, личностномотивационная), посредством которой определяются компоненты и показатели социальнотехнологической мобильности молодежи, способствующие быстрой адаптации выпускника к выполнению профессиональной деятельности.Профориентационная работа должна строиться на основе прогнозирования спроса экономики на кадры различной квалификации в регионе. Ответственность за его организацию целесообразно возложить на соответствующие государственные органы, сферой компетенции которых являются регулирование рынка труда и занятости, организация профессиональной подготовки кадров. Для преодоления структурных диспропорций между предложением образовательных услуг и потребностями отраслей экономики вквалифицированных кадрах [2] необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, включающих: определение приоритетных сфер, специальностей и направлений профессиональной подготовки, в отношении которых будут осуществляться меры государственной поддержки, в том числе через госзаказ, реализуемый на конкурсной основе; приведение структуры подготовки кадров в соответствие с перспективными направлениями развития экономики и социальной сферы; изменение масштабов подготовки квалифицированных кадров в пользу начального и среднего профессионального образования при их опережающем развитии по сравнению с высшим образованием (включая стимулирование работодателей, участвующих в финансировании образовательных учреждений). Возрастает роль региональных органов исполнительной власти в решении вопросов оптимизации сети учебных заведений профессионального образования с учетом потребностей регионального рынка труда; определения перечня профессий и специальностей, подготовка по которым необходима для данного региона, установления контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования разного уровня; создания региональных фондов развития профессионального образования, аккумулирующих средства государственных организаций, профессиональных ассоциаций, работодателей и населения.Необходимо разработать методику прогнозирования потребности в рабочих и специалистах, выпускниках учреждений профессионального образования, что позволит федеральным и региональным органам исполнительной власти обоснованно формировать госзадания по приему граждан на обучение, а также разработать и внедрить методику конструирования показателей социальнотрудового потенциала молодежи, которая применима для расчета и анализа величины регионального социального и трудового потенциала молодежи. Ее использование позволит выделить приоритеты в деятельности государства, направленной на повышение адаптивного уровня населения и ее трудовых ресурсов, а значит, поможет повысить уровень конкурентоспособности экономики региона.Рынок вакансий в регионе на сегодняшний день обладает сложной структурой, которая зависит от источников информации. Рынок газетных объявлений на три четверти состоит из рабочих вакансий. В объявлениях на сайтах чаще представлена информация о работе для служащих. Рынок вакансий, предлагаемых на сайтах, в большей мере соответствует потребностям образованной молодежи, часть которой продолжает учиться в вузах. Наблюдается неудовлетворенность спроса на представителей рабочих специальностей: слесарей, токарей, фрезеровщиков и т. д. Отмечается большой спрос на работников торговли и общепита, медицинские учреждения не могут заполнить вакансии врачей и медицинских сестер, а дошкольные ‬воспитателей.

В регионе слабо выстроена система непрерывного профессионального образования. Подтверждением этого является большое количество предложений по найму рабочей силы, особенно по техническим и рабочим специальностям. Руководители крупных промышленных предприятий отмечают необходимость помощи государства в реализации программ переподготовки персонала. Руководители средних и малых предприятий в большей степенизаинтересованы в развитии внешнего рынка труда. Официальная часть открытого рынка труда характеризуется значительным количеством вакансий для трудоустройства по рабочим профессиям. Безработная молодежь проявляет большую заинтересованность в переподготовке, чем безработные старшего возраста. Стратегии трудоустройства молодежи чаще включают возможности переезда в другие регионы для трудоустройства, чем людей старшего и среднего возраста. Уровень притязания безработных на размер заработной платы выше, чем предлагаемые работодателями условия оплаты. Рынок труда Самарского региона обладает значительным потенциалом в аспекте трудоустройства работников с начальным и средним профессиональным образованием, в то время как трудовой потенциал нуждающихся в работе ориентирован на сферу коммерции, бизнеса, торговли.Региону необходимо использовать в полной мере потенциал внутренней мобильности молодежи, что уменьшит необходимость внешней миграции, ослабляющей местные кадровые ресурсы. Условиями экономического воздействияна социальнотрудовую мобильность молодежи региона, детерминирующими мобильность молодежи, являются: на макроуровне ‬социальноэкономическая ситуация в регионе, статус и престиж профессии; на мезоуровне ‬уровень заработной платы, отсутствие условий карьерного роста; на микроуровне ‬пол, возраст, образование, профиль и квалификация.Государственная молодежная политика занятости должна носить опережающие действия (в том числе со стороны населения) по формированию современной структуры рабочей силы. Однойиз основных особенностей регионального рынка труда Самарского региона является рассмотрение влияний различных факторов на процессы движения труда в регионе. С одной стороны, это движение, направленное на ©входª, то есть найм работников; с другой стороны, это движение на ©выходª с предприятий, учреждений, организаций, которое можно рассматривать как социальные институты, регулирующие и воспроизводящие социальные отношения. Проводя различие между этими двумя сторонами, мы выделяем организационные и социальноструктурные, а также институциональные факторы социальнотрудовой мобильности молодежи. Организационные факторы связаны с финансовоэкономическим положением предприятий, учреждений и организаций, их способностью платить высокую зарплату, а в текущей ситуации речь идет также о современных выплатах зарплаты. Две группы предприятий, учреждений и организаций находятся на рынке труда в разных условиях: первая использует преимущества избыточного предложения, вторая сталкивается с дефицитом труда. К организационным факторам относятся особенности технологической структуры предприятий, учреждений и предприятий, которые детерминируют наём работников определенной квалификации. Под институциональными факторами мобильности понимаются формальные механизмы ‬процедуры приема по разным каналам адаптации, неформальные нормы и установки работодателей при отборе новых работников. О.Уильямсон назвал эти механизмы структурами управления, которые регулируют наём на предприятиях, учреждениях и в организациях[3].На профессиональное самоопределение и выбор профессий молодежью неоднозначно действуют следующие социальноэкономические процессы:1.Структурные преобразования в экономике региона.2.Тяжелая экологическая ситуация.3.Изменение демографической ситуации (впервые в 1999 г. смертность превысила рождаемость).4.Рост сельской безработицы.5.Нарастание интенсивности предложения свободной рабочей силы, которая характеризуется низким профессиональноквалификационным уровнем.6.Продолжающаяся маргинализация населения, активное©перемещениеª в города жителей села, не имеющих образовательной, профессиональной подготовки и четких нормативноценностных ориентаций.7.Неоднозначность миграционных процессов: ©оттокª квалифицированных специалистов в Россию и страны СНГ, неконтролируемый ©притокª малоквалифицированных работников из бывших республик Союза, появление мощных ©торговокриминальныхª организаций из представителей стран ЮгоВосточного региона. Если сопоставить общую численность рабочих и служащих с уменьшившимися объемами производства, с уровнем производительности труда, с числом высвободившихся кадров, то станет явным наличие безработицы в скрытой форме, что особенно заметно в сельскохозяйственных регионах. В то же время наблюдается структурный дефицит в профессиональной сфере: требуются высококвалифицированные строители, мастера по деревообработке, переработке сельскохозяйственной продукции, социальные работники, ювелиры, мастера по традиционным отраслям народного хозяйства, специалисты по обработке драгоценных камней, обслуживанию инженерных сооружений водовода, железнодорожного транспорта и др.Естественно, ситуация,складывающаяся в сфере воспроизводства кадровопрофессиональной структуры региона,не остается без внимания со стороны государственных учреждений и организаций. В основном целенаправленная деятельность по воздействию на профессиональное самоопределение молодежи сосредоточена в системе образования и органах занятости. Система образования Самарской области состоит из ряда учреждений: министерствообразования, управление средних специальных учебных заведений, управление начального профессионального образования, департамент образования по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров, высшие учебные заведения, общеобразовательные школы и другие учебновоспитательные учрежденияит.д.Для получения представления о предстоящем объеме работы и подходах к ней по координации и систематизации социальнотрудовой мобильности молодежи охарактеризуем функционал этих учреждений. В систему органов занятости включены региональный центр по трудоустройству, переподготовке и профориентации, центр по трудоустройству, переобучению и профориентации молодежи и другие учреждения региона [4].Функционал государственных органов в основном состоит в администрировании, которое сложно назвать координацией того или иного вида деятельности, тем более системы, формирующей векторы развития региональной социальнотрудовой мобильности молодежи. Министерство образования разрабатывает проекты государственной целевой программы развития профессионального образования и закона ©О профессиональном образованииª; занимается разработкой специальных поощрительных мер по стимулированию средних специальных учебных заведений за внедрение программ по многоступенчатой подготовке учащихся; созданием системы государственного заказа на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием и их трудоустройству; переходом на непрерывное образование, созданием для средних специальных заведений статуса учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации работающих и высвобождающихся работников; переходом в интегральную многоуровневую систему для обеспечения взаимосвязи и взаимообмена всех форм и методов образования; открытием коммерческих отделений, факультетов, специальностей.Управление начального технического образования, учитывая низкую престижность профессиональнотехнического образования, планирует согласование потребностейразличных отраслей в квалифицированных рабочихза счетследующих мер:создания новых профессиональнотехнических училищ, колледжей;лицеев по востребованным рабочим специальностям;модернизации существующих учреждений профессионального образования;подготовки определенной части учащихся по заказу промышленных предприятий, используя систему распределения молодых специалистов (возврат к прошлому), создание налоговых и других льгот для таких предприятий;разработки и внедрения региональной программы подготовки квалифицированных рабочих по промышленным профессиям;подготовки профессиональных кадров по новым специальностям в региональных базовых профессиональнотехнических училищах для обслуживания крупных инвестиционных проектов;создания регионального центра, который станет центром по обмену опытом, повышению квалификации работников, по разработке и выпуску учебнонаглядной и учебнометодической продукции.Управление средними специальными заведениями занимается укреплением связей с учреждениями и организациями по профилирующей деятельности; восстановлением учебнопроизводственных комплексов; открытием новых отделений по дефицитным специальностям.Анализ статистической информации показывает,что более 3 тысяч человек, ежегодно направляемых по различным дефицитным для региона профессиям(свыше 55%), устраиваются работать за пределами Самарского региона.Отметим, что в последнее время на формирование профессиональных ориентаций молодежи стали обращать большее внимание научноисследовательские учреждения. Заслугой академических ученых является их участие во всероссийских молодежных программах. Важным моментом в подготовке специалистов можно считать возобновление практики работы со студентами вузов, отбор выпускников при распределении на работу, усиление прямых связей научных институтов с промышленными предприятиями, создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы и разработку соответствующей государственной программы в регионе.Одним из важных направлений воздействия на профессиональное самоопределение молодежи является организация муниципальными органами общественных работ для учащихся школ в возрасте от 12 лет и старше.Традиционно общественные работы проводятся для молодых людей из числа безработных в целях смягчения безработицы и социальной напряженности. Во многих развитых странах программы по проведению общественных работ действуют постоянно и имеют следующие функции: обеспечить материальное положение малообеспеченных слоев населения, помочь молодежи в различных жизненных ситуациях (первоначальное вхождение в трудовую деятельность, компенсация, потери работы и др.). На первый взглядсуть общественных работ традиционноне профориентационная, потому что большинство занятых на них вряд ли выберут себе профессию сборщика бытовых отходов, маляра, озеленителя и т. п. Смысл в другом: участвуя в общественных работах, молодежь должна осознавать ценность любого труда, формировать представление о ©мире профессийª не с точки зрения ©грязнаяª, ©непрестижнаяª, ©низкооплачиваемаяª, а с точки зрения созидателя: ©полезнаяª, ©необходимаяª, ©интересная лично мнеª. Поэтому организация общественных работ для молодежи должна быть спланирована с обязательным конечным результатом, мотивацией, долговременной перспективой, системой поощрений и наказаний.На данный момент отсутствует согласованная система воздействия на социальнопрофессиональное самоопределение молодежи. Формирование профессиональных ориентаций молодежи происходит помимо государственных социальных институтов. Для молодежи не созданы условия, позволяющие трудом и предприимчивостью обеспечить себе соответствующие материальные блага; отсутствуют адресность и гарантии социальной поддержки со стороны государствав первую очередьэкономически незащищенныхслоевнаселения; не существует условий для вхождения человека в ©информационное обществоª.Для развития социальнопрофориентационной среды региона решения необходима разработка комплексных программ на основе координации деятельности всех заинтересованных социальных институтов на базе служб занятости. Программа должна включать несколько направлений: экономическое, социальноправовое, профориентационное, методическое, организационное, социализирующее. При этом автор предлагает опираться на следующие принципы:учет целей развития региона в соответствии с экономикой Самарской области, которые характеризуются стремительностью изменений на рынке высокотехнологических и наукоемких услуг, быстровозрастающей сложностью производства, резким нарастанием конкуренции со стороныкак российских регионов, так и зарубежных государств. В этих условиях одной из решающихсоставляющих мощного прорыва вперед в экономическом плане являются квалифицированные человеческие ресурсы, уровень профессиональной компетенциикоторыхсоответствует новой инновационной модели экономики региона: опережающий, а не ©поспевающийª за кадровыми требованиями характер программы профессиональноориентированной работы;использование специфических социальнопсихологических и национальных особенностей региона, влияющих на становление тех или иных форм собственности, организацию производства, трудовую активность и мобильность населения [5].Формирование экономического мышления и экономического сознания молодежи может развить не только специальные экономические знания и умения, актуальные в современных условиях, но и социально востребованные качества личности, формировать нравственноценностные мотивы экономической деятельности.

Проблема экономического сознания актуальна и многоаспектна [6], поскольку затрагивает интересы учащихся, их родителей, учителей, администраторов образовательной сферы, работодателей. Анализируя происходящие изменения в российском обществе, следует выделить два типа экономического образования: массовое, позволяющее сформировать рациональное экономическое мышление, дающее знания современной экономики, вырабатывающее творческие навыки для решения экономических проблем, и специальное экономическое образование, формирующее профессиональное сообщество экономистовприкладников, преподавателей, научных сотрудников, экспертованалитиков, финансистов и других специалистов, работающих в сфере экономической деятельности. Оба этихтипаэкономического образования представляют системы, включающие довузовское образование [7].

Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилосьединого мнения о необходимости выявления социологических аспектов экономического проектирования системы координации действий государственных и социальноэкономических структур по формированию векторов направленности по социальнотрудовой мобильности молодежи. Характерно, что главный инструмент социализации современного общества‬школа ‬попрежнему не включен в переходные процессы и остается оплотом традиционных ценностей, ставших тормозом дальнейшего экономического развития [8].

Активное включение старшеклассников в фазы производства, а в условиях рыночной экономики и конкуренции труда оказывается наиболее востребованной компетенция в экономической сфере, определяется, таким образом, выбором ими профессии этой специализации [9].Вследствие изменения социальноэкономической ситуации сменилось содержание основных детерминант социального и профессионального самоопределения молодежи. На взгляд автора, подход к данной проблеме должен быть системным, при котором достигалось бы согласование профессионального, кадрового обеспечения общества и индивидуальных свойств и интересов личности.

Проведенный анализ и результаты социологических исследований позволяют сформулировать следующие выводы. Профессиональное самоопределение молодежи имеет большое значение в процессе социализации личности и рассматривается как существенная сторона развития индивида. Трудовая деятельность является одной из важнейших сфер жизни человека. Профессиональное самоопределение молодежи ‬это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. По мере развития процесса самоопределения происходит расширение социальных ролей и намерения относительно желаемого социального статуса. В связи с изменением социальноэкономических условий людям приходится принимать новые экономические нормы и ценности, осваивать новые сферы и виды профессиональной деятельности.

Таким образом, социальнотрудовая мобильность молодежи протекает под воздействием целого ряда разновекторных социальноэкономических факторов, действующих стихийно и целенаправленно. Все эти факторы воздействуют на индивида не непосредственно и автоматически, а опосредованно, через сознание и формирование внутренней активности личности [10]. Всякий выбор, в том числе и выбор ©каналаª получения профессиональной подготовки,связан с ограничениями. Первая группа ограничений связана с личностными характеристиками молодого человека: темпераментом, характером, интересами, склонностями, потребностями и т.п.Кроме того, в процессе профессионального выбора играют большую роль знания, умения, навыки, способности, половые и возрастные критерии, семейный статус[11].На социальнотрудовую мобильность оказывают влияние процессы, протекающие в мире; общественное устройство; этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса; система социальных норм и ценностей; изменения в видах и формах трудовой деятельности, перечень профессий и их престиж в общественном мнении; демографические процессы; региональные особенности территории; национальный состав общества; поселенческая структура. Группа факторов воздействия на социальнотрудовую мобильность молодежи формируется на уровне микросреды: семьи, системы образования, ближайшего окружения, средств массовой коммуникации, и территориальных особенностей профессиональной и социальной структуры и других. Соотношение объективных условий и микросреды в процессе профессионального самоопределения личности можно понимать как соотношение двух внешних источников формирования профессиональной направленности личности[12].

Итак, к организации социальноэкономических взаимосвязей учреждений, предприятий и организаций Самарского региона по вопросам социальнотрудовой мобильности молодежи следует подходить системно, заранее проектируя основные направления реализации их взаимодействия, закладывая социальноэкономические, правовые, психологические, дидактические условия координации их деятельности.

Выявление социальноэкономических факторов, анализ их влияния на результат самоопределения молодежи открывают путь к пониманию и реконструкции механизма стимулирования профессионального самоопределения обществом структурами правления федерального, регионального, муниципального уровней.Социальнотрудовая мобильность молодежи Самарского регионаимеет несколько характерных особенностей:профессиональный выбор не соответствует потребностям экономики региона в кадрах, что связано с формированием в общественном сознании определенного престижного ©рядаª профессий и непродуманной структурой учебных заведений, штампующих ©юристов и экономистовª; не согласованы профессиональное самоопределение молодежи и информация о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристикахспециальностей по различным параметрам; состояние рынка труда, потребность в специалистах и рабочих и возможности трудоустройства выпускников учебных заведений начального, профессионального образования, техникумов и вузов; выпускники периферийных школ проявляют большую реалистичность ввыборе профессии, выделяя профессии престижного ряда, но для себя выбирая более необходимые в промышленности и инфраструктуре собственного поселения; независимо от успеваемости слушатели высказывают предпочтение одних и тех же учебных заведений и профессий, ориентируясь на новые социальноэкономические условия жизни и рынок труда; учащиеся профессиональных училищ воспроизводят образовательный и профессиональный статус своих родителей и имеют небольшие шансы продемонстрировать вертикальную восходящую мобильность в уровне образования и достижения желаемой профессиональной роли; среди студенческой молодежи существует определенный слойтех, кто считаеткриминальную деятельность вполне возможной и выбираетпрофессии преступного мира только для полученияматериальных ценностей. Это происходит вследствие ©массовизацииª набора в учебные заведения, которые прошли аккредитацию и сертификацию.

Механизмами регулирования социальнотрудовых установок молодежи являются: институциональный (разработка и внедрение нормативноправовой базы, государственной кадровой политики), организационный (анализ условий внутриобразовательной среды: социальные, бытовые, психологические), экономический (включающий оптимальность, эффективность, структуризацию) и личностномотивационный(изучающий потребности, ценностные ориентации, интересы и мотивы) механизмы.

Ссылки на источники1.Трубицын Д. В. ©Модернизацияª и ©негативная мобилизацияª: конструкты и сущность // Социологические исследования.‬2010.‬ № 5.‬С. 3‬13.2.ТощенкоЖ. Т.Социология труда: опыт нового прочтения. ‬М.: Мысль, 2005.3.Кабалина В. И.Трудовая мобильность: организационные, институциональные исоциальноструктурные факторы. ‬URL: http://www.socjournal.ru/article/257(датаобращения01.09.2009 г.).4.Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. ‬Саратов, 1992.5.Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы // Социологические исследования. ‬2010. ‬ № 7. ‬С. 88‬96.Терюкова Т., Прутченков А. Экономический и научнотехнический интернетжурнал // Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований. ‬2010. ‬№4.‬С.34‬47.7.Алашеев С. Ю., Зубов Е. Г., Порхун Т. Н., Посталюк Н. Ю. Эффективное поведение на рынке труда. ‬Самара, 2000.8.Гуськова И., Пономарева О., Шешенина О. Нижегородская область: рынок труда и рынок высшего образования ‬состояние, взаимовлияние и перспективы развития // Человек и труд. ‬2010. ‬№7. ‬С. 29‬33.9.Данилова А. В., Мунтян Д. А., Хандрыга Н. Д. Структура престижности профессий современной студенческой молодежи и факторы, её формирующие // Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.10.Косова Л. Б. Нереализованные возможности: механизмы мобильности в советском и постсоветском обществе // Общественные науки и современность. ‬2009. ‬№6. ‬С. 96‬107.11.Анисимова С. Г. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук. ‬М., 2002. 12.Кравченко С.А. Динамика современных реалий: инновационные подходы // Социологические исследования.‬2010. ‬№ 10. ‬С.14‬25.

Tatiana Ivanova,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Togliatti State University, TogliattiIvanovaT2005@tltsu.ruRegional features of sociolabormobilityof the youth: empirical analysisAbstract. The author examines the relevance of studying the phenomenon of sociolabor mobility of young people in modern Russian society. The role of macro, mesoand microeconomic regional conditions is presented as the social determinants of professional formation of young people. The author discloses theregional features of sociolabor mobilityof the youth.Key words: region, labor market, employment, mobility, occupation,values, youth, social and labor potential.References1.Trubicyn,D. V. (2010) “Modernizacija”i “negativnaja mobilizacija”: konstrukty i sushhnost', Sociologicheskie issledovanija, № 5, pp. 3‬13(in Russian).2.Toshhenko,Zh. T. (2005) Sociologija truda: opyt novogo prochtenija, Mysl',Moscow(in Russian).3.Kabalina,V. I. Trudovaja mobil'nost': organizacionnye, institucional'nye i social'nostrukturnye faktory.Available at: http://www.socjournal.ru/article/257 (data obrashhenija 01.09.2009 g.)(in Russian).4.Garber,E. I.& Kozacha,V. V. (1992) Metodika professiografii,Saratov(in Russian).5.Cherednichenko,G. A. (2010) “Obrazovatel'nye i professional'nye traektorii vypusknikov srednej shkoly”, Sociologicheskie issledovanija, № 7, pp. 88‬96(in Russian).6.Terjukova,T.&Prutchenkov,A. (2010) “Jekonomicheskij i nauchnotehnicheskij internetzhurnal”, Jekonomicheskoe vospitanie molodezhi v kontekste sovremennyh social'nyh preobrazovanij,№ 4, pp. 34‬47(in Russian).7.Alasheev,S. Ju., Zubov,E. G., Porhun,T. N.&Postaljuk,N. Ju. (2000) Jeffektivnoe povedenie na rynke truda,Samara(in Russian).8.Gus'kova,I., Ponomareva,O. & Sheshenina,O. (2010) “Nizhegorodskaja oblast': rynok truda i rynok vysshego obrazovanija ‬sostojanie, vzaimovlijanie i perspektivy razvitija”, Chelovek i trud,№ 7, pp. 29‬33(inRussian).9.Danilova,A. V., Muntjan,D. A.&Handryga,N. D.(2006) “Struktura prestizhnosti professij sovremennoj studencheskoj molodezhi i faktory, ejo formirujushhie”, Jelektronnaja biblioteka sociologicheskogo fakul'teta MGU im. M. V. Lomonosova(in Russian).10.Kosova,L. B. (2009)“Nerealizovannye vozmozhnosti: mehanizmy mobil'nosti v sovetskom i postsovetskom obshhestve”, Obshhestvennye nauki i sovremennost',№ 6, pp. 96‬107(in Russian).11.Anisimova,S. G.(2002)Vozdejstvie social'nyh institutov na professional'noe samoopredelenie molodezhi: avtoref. dis. … kand. sociol. nauk, Moscow(in Russian)

12.Kravchenko,S.A. (2010) “Dinamika sovremennyh realij: innovacionnye podhody”, Sociologicheskie issledovanija,№ 10, pp. 14‬25(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегиижурнала ©Концептª