Полный текст статьи
Печать

Актуальность изучения особенностей учебной мотивации непосредственно связана с тем обстоятельством, что студенты современных вузов имеют довольно слабые представления о своей будущей профессии, у большинства наблюдается низкая учебная мотивация. Наличествуют такие явления, как несовпадение ожиданий с реальным содержанием учебного процесса [2]. Эта проблема также важна и для будущих работодателей, так как на современном рынке труда востребованность «своего» студента как будущего специалиста достаточно велика. При этом эффективность учебного процесса в вузе в целом, связана с тем, насколько высока учебная мотивация у студентов.

            Ученые доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения (А.Г. Сукиязов, С.О. Крамаров, Ю.В. Карякин, И.Г.Захарова, С.В. Панюкова и др.). Однако проблема мотивации учения в студенческом возрасте рассматривается косвенно. При этом особенности этого фактора отличаются на разных этапах учебного процесса в вузе.

Переход к студенческому возрасту сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей. Для студенческого возраста характерно стремление к построению жизненных планов, которые определяются объективными условиями, что проявляется ярко через выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы [1].

            По мнению И.Архангельского, В.И.Журавлева, Н.И. Мешкова, Я.О.Устиновой формирование мотивации нужно осуществлять на основе совокупности содержательных особенностей обучения и стремлений студента преодолеть затруднения в работе, проявить настойчивость к достижению положительных результатов, несмотря на ситуации неуспеха в какой-либо части деятельности. Кроме того, в процессе формирования мотивации следует учитывать активизацию защитных механизмов личности, каузальных атрибуций, связанных с достижением. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой. Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность [3].

            С целью изучения учебной мотивации в вузе было проведено специальное исследование со студентами 2 курсов БФ ПГНИУ. Использовались следующие методики: Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) Методика для диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников).

            Результаты исследования показали, что среди студентов на 1 месте находится коммуникативная мотивация. У студентов, обучающихся по направлению «Психология» и «Государственное и муниципальное управление», коммуникативная мотивация составляет 100%; у студентов, обучающихся по направлению «Туризм» - 95%; у студентов, обучающихся по направлению «Социология» коммуникативная мотивация составляет 80%; у студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» - 50%. 

На 2 месте находятся учебно-познавательные мотивы у студентов, обучающихся по направлению «Социология» и «Государственное и муниципальное управление», данные мотивы составляют 75%; у студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» - 50%, у студентов, обучающихся по направлению «Туризм» - 55%.

На 3 месте находятся профессиональные мотивы у студентов, обучающихся по направлению «Туризм» и у студентов, обучающихся по направлению «Психология» - 50%. В остальных группах данные мотивы отсутствуют.

            Также в ходе исследования было выявлено, что лидирующим мотивом у студентов являются мотивы учения. В частности, у студентов, обучающихся по направлению «Психология» и «Туризм» эти мотивы составляют 40%; 30%. - у студентов, обучающихся по направлению «Социология». Такие студенты имеют направленность на учебную деятельность, на развитие самообразования и самопознания. Такие студенты, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. У них высока потребность в сохранении собственной индивидуальности, к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни.

На 2 месте оказались профессиональные мотивы у студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», они составили 50%; у студентов, обучающихся по направлению «Туризм» - 45%; у студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» - 40% и у студентов, обучающихся по направлению «Психология» - 30%. На последнем месте находятся мотивы поступления в ВУЗ, при этом они выявились только в двух группах испытуемых: у студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» и у студентов, обучающихся по направлению «Туризм» -  10%.

            Студенты, обучающиеся по направлению «Прикладная математика и информатика» имеет самый низкий уровень мотивации по всем показателям. Для этой группы студентов профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Наблюдение показало, что студенты этой группы редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это связано по- нашему мнению с тем, что студенты еще находятся в стадии профессионального самоопределения.

            Следует заметить, что психологическое изучение учебной мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса формирования мотивационной сферы личности студента. При этом изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования особенностей процесса учебной мотивации студентов, показали наличие новых процессов во взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у студентов новых целей и потребностей.

            В практике работы со студентами важно изучать учебную мотивацию и необходимо проводить исследование на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и социальных мотивов, а также от уровней иерархичности учебной мотивационной сферы. Вместе с тем, следует заметить, что причины различной учебной мотивации у студентов необходимо искать в особенностях общественного устройства. Таковы главные обстоятельства, неразрывно связывающие авторитарно-бюрократическую пирамиду власти в современном обществе с воспроизводящим ее авторитарно-бюрократическим обучением в системе высшего образования. Проведенное исследование показало, что имеются отличия в учебной мотивации у студентов различных факультетов. Для студенческого возраста характерно получение высшего образования и интересной работы. При этом, важно способствовать формированию учебной мотивации. Немаловажную роль в этом играют преподаватели, родители и общество в целом.

Актуальность изучения особенностей мотивации учения непосредственно связана с тем обстоятельством, что студенты современных вузов имеют довольно слабые представления о своей будущей профессии, а поэтому у большинства наблюдается низкая мотивация к учению. Часто у студентов преобладают не учебные мотивы, а мотивы творчества, самореализации и др. Наличествует такие явление, как несовпадение их ожиданий с реальным содержанием учебного процесса.Поэтому так важноболее четко позиционировать в структуре специальностей в рамках института и в масштабе города. Эта проблема также важна и для будущих работодателей, так как на современном рынке труда востребованность «своего» студента как будущего специалиста достаточно велика. В свою очередь, особенности дальнейшего профессионального поведения будущего специалиста напрямую будут зависеть от того, насколько прочные знания будет иметь будущий специалист. Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация учения у студентов.

            Ученые доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения (А.Г. Сукиязов, С.О. Крамаров, Ю.В. Карякин, И.Г.Захарова, С.В. Панюкова и др.). Однако проблема мотивации учения в студенческом возрасте рассматривается лишь косвенно и не выделяется в самостоятельную проблему. При этом особенности этого фактора и его действенность отличаются на разных этапах учебного процесса, через которые проходит студент. От первого к последнему курсу изменяется, и сама учебно-профессиональная   деятельность и ее мотивация.

Переход к студенческому возрасту сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей. В первую очередь наш интерес определяется тем, что мотивация является неотъемлемой частью развития личности человека. Мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений.

            В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей, с другой стороны. Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями, что проявляется ярко через выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на благоприятные жизненные условия и материальную обеспеченность. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой новой направленности их личности [3].

            Ниже представлены результаты исследования мотивированности к обучению студентов 2-го курса разных специальностей. В исследовании приняли участие студенты 2 курса Березниковского филиала Пермского государственного университета в количестве 60 чел. Были использованы методики: Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой); Мотивация учения студентов (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников).

          Получены следующие результаты:

Среди обследованных студентов на 1 месте находится уровень коммуникативные мотивации (от 100%-80%)у психологов на 50%, у туризма на 95%, у социологов на 80%, у государственного и муниципального управления на 100%, у социальных работников на 50%.

Мы объясняем это тем, что данные специальности связаны с работой в сфере «человек-человек», а это предполагает активное взаимодействие с другими людьми.

На 2 месте находится учебно-познавательные мотивы у социальных работников на 50%, у туризма на 55%, у социологов на 75%, у государственного и муниципального управления на 75%.

На 3 месте находятся профессиональные мотивы у туризма на 50%, у психологов на 50%.

Лидирующими у студентов являются мотивы учения: у психологов на 40%, у социологов на 30%, у туризма на 40%.

На 2 месте оказались профессиональные мотивы у менеджментана 50%, у туризма на 45%, у государственного и муниципального управления на 40% и у психологов на 30%.

На последнем месте находятся мотивы поступления в ВУЗ у социальных работников и туризма по 10%.

Студенты специальности «прикладная математика и информатика» имеет самый низкий уровень мотивации из остальных специальностей.

Мы объясняем это тем, что практика у них практически отсутствует и теоритические знания ничем не подкрепляются.

Согласно мнению Лисовицкого В.Г. и Дмитриева А.Б., студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности [3].

Учащиеся высших профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. В рамках именно таких форм занятий у них формируется мотивация к дальнейшему обучению стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике [1].