Полный текст статьи
Печать
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность [1 - 4].
Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер.
Наибольшее количество работ посвящено детям 5—8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (Захаров А.И., Кисловская В.Р., Кочубей Б.И., Новикова Е.С. и др.) [5, с.58].
Особенно актуальным является изучение тревожности у подрастающего поколения. Как показывают исследования, профессиональный интерес психологов к изменению личности несовершеннолетних, к особенностям формированию тревожности в процессе учебной деятельности весьма высок и устойчив многие годы. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд работ по изучению проблем тревожности младших школьников [6, с.219].
В связи с тем, что тема влияния тревожности на самооценку изучена мало и не полно, проводимая нами работа актуальна.
Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение влияния тревожности на самооценку младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей младшего школьного возраста существует взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки.
Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста проходило в три этапа:
1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение литературы по проблеме страхов у старших дошкольников, определение особенностей проявления страхов. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.
2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по двум методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.
3. Контрольно-обобщающий: математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.
В исследовании изучения влияния уровня тревожности на самооценку детей младшего школьного возраста были использованы следующие методы и методики:
В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:
1. Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирический: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам:
а) исследование самооценки по методике Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
б) тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
в) исследование школьной тревожности методика Б.Н.Филлипса (Beeman N. Phillips).
3. Математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.
В исследовании приняли участие учащиеся 2 «б» класса МБОУ СОШ № 108, в количестве 23 человек. Для осуществления психолого-педагогического исследования мы  использовали 3 (три) психодиагностические методики, направленные на изучение тревожности и самооценки у младших школьников.
В ходе проведения психодиагностической методики «Исследование самооценки» Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан были получены результаты, представленные на рисунке 1.
 
 
Рисунок 1. Распределение уровней самооценки у испытуемых по методике «Исследование самооценки» Т.В. Дембо С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
 
Исходя из того, что исследование проводилось в начальной школе с младшими школьниками, то мы изучали лишь уровень самооценки ребят, уровень притязаний мы не брали во внимание, потому что ребенок еще не может адекватно оценить в себе развитие тех или иных качеств [7].
Мы получили следующие результаты из проведенной методики:
У 43,48% (10 человек) завышенная самооценка. У успевающих учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. Переоценка себя и своих сил может также привести к нервному истощению и разочарованию в собственных силах.
У 52,17% (12 человек) адекватная самооценка, что способствует адекватному развитию личности ребенка, хорошей школьной успеваемости, нормальной оценке своих сил и возможности.
У 4,35% (1 ребенка) заниженная самооценка. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
В ходе проведения методики «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена были получены результаты, представленные на рисунке 2.
 
 
 Рисунок 2. Распределение уровней тревожности у испытуемых по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена.
 
В ходе исследования выявили, что:
У 21,74% (5 человек) высокий уровень личностной тревожности. Что может указывать на некомфортную обстановку в классе, завышенные требования родителей, нервное перенапряжение.
У 65,22% (15 человек) средний уровень тревожности. Можем предположить, что дети со средним уровнем тревожности комфортно чувствуют себя в классе и дома, хорошо справляются с уроками.
У 13,04% (3 человек) низкий уровень тревожности. Можно предположить, что эти дети обладают нормальной самооценкой и высоким уровнем социально-психологической адаптации.
В ходе проведения методики «Школьной тревожности» Б.Н.Филлипса (Beeman N. Phillips) были получены следующие результаты, представленные на рисунке 3. 
 
 Рисунок 3. Результаты распределения уровней школьной тревожности у испытуемых по методике «Школьной тревожности» Филлипса
 
В ходе исследования детей на уровень школьной тревожности мы выяснили, что:
У 17,39% (4 человек) высокий уровень тревожности. Возможно, что присутствуют эмоциональные нарушения (предпосылки к неврозу, страх перед выступлением перед классом, боязнь ответа у доски). Завышенные требования родителей к учебе, не обращая внимания на эмоциональный комфорт школьника.
У 60,87% (14 человек) низкий уровень тревожности. Что указывает на нормальную самооценку себя и своих знаний, уверенность в себе.
У 21,74% (5 человек) повышенный уровень школьной тревожности. Он свидетельствует о том, что дети испытывают трудности в школьной деятельности, не всегда справляются с требованиями учителей, отвлекаются от объяснений на занятиях.
Перед обработкой результатов диагностик методом ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена мы выдвигаем две временные гипотезы:
Н0 – не выявлена взаимосвязь тревожности и самооценки у младших школьников.
Н1 – выявлена взаимосвязь тревожности и самооценки, чем выше уровень тревожности у младших школьников, тем ниже их самооценка.
В ходе исследования мы установили прямую зависимость самооценки от тревожности по методикам «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан и «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена. После проведенных вычислений подтвердилась Н1 гипотеза (уровень личностной тревожности влияет на самооценку младших школьников. Чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка). Корреляция между уровнем личностной тревожности (А) и уровнем самооценки (В) статистически значима и является прямой, т.е. чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка у младшего школьника.

Также применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена к проведенным методикам: диагностика уровня школьной тревожности Филлипса и «Исследование самооценки» Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. В результате проведенных вычислений, мы получили подтверждение гипотезы Н1 (чем выше уровень школьной тревожности, тем ниже уровень самооценки). Корреляция между уровнем школьной тревожности (А) и уровнем самооценки (В) статистически значима и является прямой, т.е. чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка у младшего школьника.

Таким образом, проведя исследование и выполнив необходимые расчеты мы можем сделать вывод, что младшие школьники переживают кризис 7 лет, что влияет на повышение тревожности и снижение самооценки. Возможна ситуация и наоборот: повышена и тревожность, и самооценка, что тоже указывает на негативное развитие личности. И требует коррекции психолога и внимания родителей и учителей за такими детьми. Повышенную тревожность и неадекватную самооценку важно вовремя заметить и начать проводить психолого-педагогическую коррекцию. Необходимо работать в команде: родители, учитель, психолог. Важно не допустить развитие тревожности в тревогу или страхи, а неадекватную самооценку в невроз.