Full text

Трансляция ценности здоровья в индивидуальном и социальном измерении происходит в ходе социализации и воспитания молодого поколения, и именно в этом контексте следует рассматривать негативные показатели в области социального здоровья молодежи, ее социального самочувствия и настроения как отражение низкого уровня культуры здоровья и самосохранительного поведения в современном российском обществе.

Наиболее актуальна данная проблема для учащейся молодежи, которая находится в переходном состоянии и готовится к вступлению во взрослый мир, но при этом имеет собственные ориентиры и установки, жизненные приоритеты, стили жизни, ценностные приоритеты, ставшие следствием социализации и адаптации к условиям динамично меняющегося мира. Сложность и специфика российского общества заключаются в том, что на современном этапе идет процесс активной аксиологической динамики, оказывающий сильное влияние на сознание, поведение и ценностный мир молодежи, в том числе ее установки в области самосохранительного поведения [1].

По данным ФОМ, 55% россиян утверждают, что заботятся о своем здоровье, и в то же время социологические исследования свидетельствуют о низкой культуре здоровьесбережения россиян по сравнению с другими странами [2].

Одним из основных направлений работы отдела информационно-аналити­ческого обеспечения «Ресурсного центра» г. о. Тольятти является мониторинг внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

В рамках этого мониторинга с 2005 г. отделом проводятся социологические исследования «Здоровый образ жизни» с периодичностью в 2–3 года. В сентябре – октябре 2014 г. специалистами отдела было проведено очередное исследование по проблемам здорового образа жизни среди старшеклассников города Тольятти.Исследование проводилось методом анкетирования учащихся 8-х, 10-х классов 20 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений.

В рамках исследования было проанализировано отношение респондентов к здоровью, здоровому образу жизни, проведен анализ самооценки здоровья и психофизических состояний. Анализ результатов мониторинга, проводимого в Тольятти, представлен в работах И. В. Цветковой [3; 4].

В социологическом исследовании «Здоровый образ жизни», которое было проведено в сентябре 2014 г., приняло участие 1672человека, среди опрошенных 48% юношей и 52% девушек.

При формировании у подростков правильного представления о здоровом образе жизни, необходимости соблюдения его основных норм и правил очень важны источники, из которых школьник может почерпнуть нужную информацию по этой теме. В числе основных факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи и ее самосохранительное поведение, ученые выделяют кризис базовых институтов социализации – семьи и образования, а также рост влияния СМИ на процесс формирования молодой личности, насаждающих философию в стиле жизни «здесь и сейчас» [5].

Из шести приведенных в вопросе источников информации школьникам можно было выбирать все, которые были им полезны с точки зрения знаний о здоровье. В табл. 1 приведены результаты опроса в сравнении с результатами исследований, проведенных в 2007, 2010, 2012, 2014 гг.

Таблица 1

Источники информации о здоровом образе жизни

(% от числа опрошенных)

 

Источники информации

2007 г.

2010 г.

2012 г.

2014 г.

От родителей

73

71

72

62

От учителей в школе, на уроках и классных часах

63

54

56

51

Из СМИ (газет, журналов, ТВ, радио)

44

44

43

27

От друзей, знакомых

36

35

36

21

От медицинских работников

39

32

31

30

Из книг, специальной литературы

24

19

18

10

В сети Интернет

53

 

Большинство старшеклассников, так же как это было и в предыдущих исследованиях, получают информацию о здоровом образе жизни в семье, от родителей (62%). Родители – самые близкие люди, и модель и стиль поведения дети копируют с них. Чем благополучнее семья, тем чаще тема сохранения здоровья присутствует во взаимоотношениях с детьми. Чаще всего родители беседуют со своими детьми о правильном питании, о вреде алкоголя и курения и о необходимости занятий спортом.

Для 53% опрошенных основным источником информации о здоровье и здоровом образе жизни выступает Интернет. В прошлых исследованиях его не рассматривали отдельно. Выделение Интернета в качестве особого источника информации связано с тем, что за последние годы он все более вытесняет другие виды источников, что особенно характерно для молодежи [6].

Учителя в школе на уроках и классных часах беседуют с детьми на темы здорового образа жизни довольно часто. Учащиеся отметили школу как источник информации о здоровье в 51% случаев. Нужно отметить, что в 2007 г. дети отмечали влияние школы в этом вопросе заметно чаще.

27% школьников получают информацию о здоровом образе жизни из средств массовой информации (телевидение, газеты).

От друзей, знакомых получает сведения о сохранении здоровья 21% респондентов.

Значение работников медицины как источников информации школьников о здоровом образе жизни снизилось с 39% в 2007 г. до 30% в этом году. С медработниками беседуют старшеклассники на темы профилактики заболеваний, в частности, передающихся половым путем, способах коррекции нарушений осанки, зрения, по вопросам народной медицины и фитотерапии.

Реже всего источником информации о здоровом образе жизни для подростков остаются книги. Но 10% опрошенных школьников все-таки читают книги и специальную литературу на эту тему. Наиболее популярные темы книг о ЗОЖ – психология, здоровое питание, народная медицина.

Таким образом, в структуре источников информации подростков о здоровье и здоровом образе жизни произошли некоторые изменения. Это связано с усилением значения Интернета по сравнению с традиционными видами общения и информирования. Данные изменения нельзя оценить однозначно. С одной стороны, каждый подросток может найти для себя ответ на интересующий вопрос в любое время. С другой стороны, информация, предоставляемая Интернетом, не всегда отличается высоким качеством, соответствует истинному положению дел. Подросток получает ее чаще всего из анонимных источников, сомнительного качества, а не из научных статей. Даже если в дальнейшем юноши и девушки обсуждают прочитанное или увиденное, то, как свидетельствуют результаты опроса, не со взрослыми или специалистами, а со сверстниками. Снижается значение «живого» общения, личной коммуникации с родителями, учителями. Особенно тревожно, что подростки реже обсуждают проблемы здоровья и здорового образа жизни с медицинскими работниками. Особо отметим, что частота упоминания практически всех источников соответствующей информации заметно снизилась.

Участникам опроса было предложено ответить на вопрос: «Какие темы по здоровому образу жизни для Вас наиболее интересны?» Полученные результаты приведены ниже в табл. 2.

Таблица 2

Темы по здоровому образу жизни, актуальные для респондентов

(% по столбцам)

 

Темы по здоровому образу жизни

По массиву

8-й класс

10-й класс

Здоровое и полноценное питание

54

54

54

Влияние занятий различными видами спорта на здоровье

36

36

36

Психологическое здоровье, обучение способам выхода из стрессов и конфликтов

29

27

34

Контроль над весом, диеты

23

21

28

Косметология

17

14

22

Последствия курения

17

18

13

Последствия наркомании и алкоголизма

17

18

13

Семейно-брачные отношения, планирование семьи, контрацепция

9

9

11

Способы коррекции выявленных патологий (нарушение осанки, зрения и т. п.)

16

15

18

Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, других заболеваний, передающихся половым путем

13

14

12

Народная медицина, фито-, арома- и т. п. терапия

12

11

14

Всё это меня не интересует

14

15

13

 

Спектр тем по здоровому образу жизни, интересующих подростков, широк. Половина (54%) всех старшеклассников хотели бы получать информацию о здоровом и полноценном питании.

На втором месте по популярности позиция «Влияние занятий различными видами спорта на здоровье». Её отметили 36% старшеклассников.

Также многих школьников интересуют такие темы, как «психологическое здоровье» – 29% и «контроль над весом, диеты» – 23% от общего числа опрошенных. При этом для десятиклассников намного актуальнее, чем для восьмиклассников, тема, касающаяся психологического здоровья и обучения способам выхода из стрессов и конфликтов. Возможно, это связано с тем, что десятиклассникам уже в скором времени предстоит нелёгкая и достаточно нервозная процедура под названием ЕГЭ, и ребят интересует, как повысить стрессоустойчивость.

Косметология интересует 17% респондентов. Конечно же, эта тема интересна девушкам, поэтому логично, что учащиеся 10-х классов отмечали её значительно чаще, чем восьмиклассники. Ведь по статистике в 10-х классах обучается больше представительниц слабого пола.

Пятая часть (а именно 17%) старших школьников интересуются последствиями курения, алкоголизма и наркомании, причём эти две темы намного больше волнуют ребят из 8-х классов, нежели учеников 10-х классов.

Десятая часть опрошенных учащихся отметила, что им интересна тема «Семейно-брачные отношения, планирование семьи, контрацепция».

16% старшеклассников, принимавших участие в опросе, отметили вариант «Способы коррекции выявленных патологий (нарушение осанки, зрения и т. п.)». И эта тема больше вызывает интерес у учащихся 10-х классов, чем 8-х.

Меньшего внимания (по 13%) была удостоена тема «Профилактика ВИЧ-инфек­ции и СПИДа, других заболеваний, передающихся половым путем».

Меньше всего интереса (12%) ученики проявили к теме народной медицины. Данные вопросы чаще интересуют учащихся 10-х классов.

14% респондентов ответили, что их не интересуют никакие темы о здоровом образе жизни.

Как показали результаты опроса девушек, темы о здоровом образе жизни интересуют их гораздо больше, чем юношей. Девушки хотели бы получить дополнительную информацию намного чаще, чем юноши, по следующим темам: «Косметология» (0,363); «Способы коррекции выявленных патологий (нарушение осанки, зрения и т. п.)» (0,153); «Психологическое здоровье, обучение способам выхода из стрессов и конфликтов» (0,147). Они также испытывают большую заинтересованность в получении информации о диетах и контроле над весом (0,268); семейно-брачных отношениях, контрацепции, планировании семьи (0,052). В скобках приведен коэффициент Пирсона, который рассчитан при помощи программы SPSS. Он свидетельствует о высокой статистической зависимости выбора тем по здоровому образу жизни от пола респондентов.

Спектр тем, особо интересующих юношей, значительно уже: «Влияние занятий различными видами спорта на здоровье» и «Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, других заболеваний, передающихся половым путем». Юноши в два раза чаще, чем девушки, отмечали, что темы о здоровом образе жизни их вообще не интересуют.

Здоровое и полноценное питание, а также влияние занятий различными видами спорта на здоровье, коррекция патологий, способы снятия стресса, косметология чаще интересуют учащихся с высокой успеваемостью. Возможно, это связано со сферами профессионального выбора. В некоторых видах профессиональной занятости необходимы не только знания, но и хорошие показатели здоровья. При этом интерес к здоровью и здоровому образу жизни может быть связан с интересом к медицине и сферам, связанным с ней.

Школьников, чьи семьи живут в достатке, отметивших, что проблемы здорового образа их не интересуют, в два раза больше, чем респондентов из семей с низким достатком. Учащихся из семей с низким достатком чаще интересуют вопросы народной медицины, коррекции патологий, веса, планирования семьи, профилактики ВИЧ, выхода из стресса. Интерес к этой информации, вероятно, связан с тем, что материальные трудности семей с низким достатком не позволяют выделять достаточное количество средств для решения проблем здоровья, поэтому подростки пытаются решать их подручными средствами без обращения к специалистам.

Трансформация российского общества привела к тому, что из общественной жизни и практики исчезли социальные нормы, на которые ориентируется население, передавая значимые для него ценности и жизненные стандарты. В сознании как старшего, так и подрастающего поколения, как пишет И. В. Цветкова, отрицательные национальные стереотипы преобладают над положительными [7].

Здоровье, как отмечают отечественные ученые, есть также норма, которая символизирует собой гармонию генетического, физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа [8].

Таблица 3

Динамика предпочтения подростками тем о здоровом образе жизни

(% по столбцам)

 

Темы по здоровому образу жизни

2012

2014

Здоровое и полноценное питание

51

54

Влияние занятий различными видами спорта на здоровье

45

36

Психологическое здоровье, обучение способам выхода из стрессов и конфликтов

37

29

Контроль над весом, диеты

36

23

Косметология

29

17

Последствия курения

27

17

Последствия наркомании и алкоголизма

26

17

Семейно-брачные отношения, планирование семьи, контрацепция

23

9

Способы коррекции выявленных патологий (нарушение осанки, зрения и т. п.)

21

16

Фито-, арома- и т. п. терапия

17

Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа, других заболеваний, передающихся половым путем

17

13

Народная медицина

13

12

Всё это меня не интересует

5

14

 

В соответствии с указом Президента РФ, комплекс ГТО («Готов к труду и обороне») вступил в действие с 1 сентября 2014 г. В рамках данного исследования необходимо было выявить, как учащиеся относятся к данному нововведению.

На вопрос «Знаете ли Вы о том, что в школах вводится обязательное тестирование физической подготовки учащихся по системе ГТО («Готов к труду и обороне?») две трети опрошенных ответили положительно. Среди них 41% респондентов начали усиленно заниматься каким-либо видом спорта, а 27% решили ничего по этому поводу не предпринимать. Около трети учащихся ничего не известно об этом нововведении.

Проанализируем данный вопрос относительно пола, класса и успеваемости учащихся. Согласно результатам опроса, юноши больше девушек информированы об обязательном тестировании. Среди них больше тех, кто стал усиленно заниматься спортом (48%). Девушки менее активны в этом вопросе (35%). Несмотря на то что больше половины представительниц прекрасной половины осведомлены о данном нововведении, треть из них ничего не собирается предпринимать. Среди тех, кому ничего не известно об обязательном тестировании учащихся, также больше девушек (35%).

Анализируя данный вопрос по классам, можно отметить хорошую информированность респондентов десятых классов.

Таблица 4

Информированность респондентов об обязательном тестировании

школьников по системе ГТО в зависимости от классов (% по столбцам)

 

Информированность и активность

По массиву

8-й класс

10-й класс

Знает, начал усиленно заниматься спортом

41

39

46

Знает, но ничего не предпринимает для подготовки

27

24

34

Ничего не известно

32

37

20

 

Из табл. 3 видно, что восьмиклассники чаще учеников 10-х классов не знают, о чем идет речь.

Изучая информированность респондентов по данному вопросу относительно их успеваемости, выделим следующее. Традиционно ученики с высокими показателями успеваемости занимают более активную позицию, чем остальные. Они не только хорошо осведомлены о тестировании, но и уже усиленно готовятся к его сдаче. Троечники чаще не в курсе дела, а те, кто хорошо проинформирован, чаще никаких действий для подготовки не предпринимают.

Таким образом, больше половины опрошенных информированы об обязательном тестировании физической подготовки учащихся по системе ГТО, причем из них 41% респондентов уже предприняли действия к его сдаче – начали усиленно заниматься спортом. В основном это юноши, десятиклассники, ученики с высокими показателями успеваемости, респонденты из школ Центрального района.

Нельзя не отметить, что трети учащимся школ города пока ничего не известно о нововведении. Данный факт – существенный минус в работе образовательных учреждений города.

Задавая вопрос относительно введения в школах норм ГТО, мы хотели выяснить, насколько респонденты готовы проверить свои физические возможности. Как показали результаты опроса, чуть больше половины школьников положительно относятся к нововведению. Опасается, что не сможет сдать нормативы ГТО, небольшой процент опрошенных – 14%. А вот каждый третий респондент высказал свое безразличие к предстоящим изменениям в учебном процессе.

С удовольствием проверят свои физические возможности больше половины (58%) юношей и около половины (48%) девушек, участвующих в опросе. Отрицательно высказываются в адрес норм ГТО чаще девушки (18%). Юноши переживают по этому поводу существенно реже (10%). Из всего сказанного можно сделать вывод, что юноши позитивнее оценили информацию о нововведении, нежели девушки.

Рассматривая введение норм ГТО относительно возраста респондентов, можно отметить следующее. Восьмиклассники восприняли данную информацию оптимистичнее, чем десятиклассники. Последние чаще опасаются, что не смогут сдать нормативы. Таким образом, чем старше учащиеся, тем больше сомнений и опасений у них возникает относительно различных нововведений.

В ходе анализа выяснилось, что на отношение к нововведению в школах влияет успеваемость респондентов. Так, отличники и ударники, а также ребята со средней успеваемостью (несколько троек в четверти, триместре) не боятся трудностей и с удовольствием проверят свои физические возможности. Троечники переживают по поводу того, что не смогут сдать нормативы ГТО. Кроме того, их больше среди тех, кто безразличен к изменениям в программе обучения. Итак, ребята, которые имеют хорошие учебные результаты, положительно оценивают введение норм ГТО в учебный процесс МБУ.

На отношение школьников к изменениям в учебном процессе повлияла также и оценка здоровья респондентов. Готовы проверить свои физические возможности респонденты, которые считают, что у них хорошее здоровье. Отрицательно относятся к введению норм ГТО в МБУ чаще школьники со слабым здоровьем. Равнодушие к нововведению чаще проявляют ребята, периодически испытывающие недомогания и оценивающие свое здоровье как «удовлетворительное».

Таким образом, больше половины опрошенных положительно оценивают в МБУ введение норм ГТО. С удовольствием готовы проверить свои физические возможности в основном представители сильной половины человечества. Сдача нормативов ГТО не пугает восьмиклассников, респондентов с высокими и средними показателями успеваемости, а также тех, у кого отличное здоровье. В ходе исследования выяснилось, что позитивно восприняли нововведение в образовательном процессе ОУ школьники Центрального района.

Радует тот факт, что учащихся, недовольных предстоящей сдачей нормативов, небольшой процент (14%). Это в основном девушки, болеющие достаточно часто, имеющие хронические заболевания, и «слабоуспевающие» ученики.

Нельзя не отметить, что каждый третий опрошенный безразличен к введению норм ГТО.

Сравнение результатов опроса подростков по заинтересованности темами здорового образа жизни позволяет сделать следующие выводы. Как показали результаты исследования, нынешних старшеклассников, как и участников аналогичных исследований прошлых лет, чаще интересуют здоровое и полноценное питание, влияние различных видов спорта на здоровье, психологическое здоровье, способы выхода из стрессовых и конфликтных ситуаций. Рейтинг заинтересованности темами по проблемам здоровья изменился незначительно.

В 2014 г. по сравнению с результатами прошлого года юноши и девушки реже отмечают все темы, связанные со здоровьем, за исключением здорового и полноценного питания. Семейно-брачные отношения, планирование семьи, контрацепция отмечены в анкетах 2014 г. в два с половиной раза реже, чем в 2012-м.

Настораживает и тот факт, что за два года участников опроса, которых не интересуют темы здорового образа жизни, стало в три раза больше. Причины подобной динамики могут быть разные. Однако можно сделать предположение, что происходят изменения как в способах информирования подрастающего поколения, так и в системе ценностей.

Нарастание социальных рисков и угроз в современном мире и в России частности находит свое непосредственное отражение в сфере медицины и здоровья, когда «здоровье становится выгодным бизнесом и превращается в индустрию» [9], а параллельно с этим идет процесс снижения уровня здоровья населения и ограничение доступа к качественным медицинским услугам для большей части российского населения. Это, в частности, характерно для Тольятти, в условиях которого проблема получения качественного медицинского обслуживания для большинства горожан является очень острой [10].