Полный текст статьи
Печать

Для развития любой производственной организации качество продукции имеет первостепенное значение, являясь при этом одним из основных показателей экономической эффективности деятельности. Совершенствование качества продукции представляет собой одну из главнейших тактических задач промышленного предприятия.

Контроль качества продукции - суть «проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям» [7]. Следовательно, контроль можно рассматривать, как функцию получения достоверной информации о контролируемой продукции промышленного предприятия и получения эффективного результата. Операции контроля качества являются составной частью производственного процесса, а система контроля качества выполняет функцию регулятора в построении эффективного управления качеством продукции.

Система контроля качества представляет собой комплекс мероприятий, направленных на детальное и подробное изучение товаров и услуг. Цель совокупности этих мероприятий связана с выявлением несоответствий тех или иных свойств данных продуктов международным и российским стандартам качества. Наличие подобной системы на любом предприятии совершенно необходимо, поскольку позволяет не только гарантировать потребителю выполнение всех требований к конкретному товару, но и обеспечить явное конкурентное преимущество по сравнению с конкурирующими организациями [4, с.34].

Цели контроля качества продукции [8] могут быть следующими:

1) увеличение эффективности в работе с клиентами – если повышается качество продукции, то растет количество потребителей при сохранении уже существующей клиентской базы;

2) формирование производственной культуры – в условиях грамотно построенной и налаженной системы управления качеством, это благоприятно сказывается на мотивации работников предприятия, складывается определенный тип производственной культуры. Соответственно, уменьшается количество допускаемых сотрудниками ошибок, что способствует сокращению дополнительных затрат и улучшению процесса контроля качества продукции в целом;

3) рост конкурентоспособности предприятия и уровня инвестиций в него –данная цель предполагает, что успех на любом сегменте и типе рынка гарантирован тем фирмам, которые превосходят ожидания клиентов. Налаженная система управления качеством увеличивает лояльность покупателей и создаёт безупречный имидж компании, укрепляет её позиции на различных рыночных сегментах.

Процесс контроля качества продукции состоит из следующих, последовательно осуществляемых, этапов:

1. Выбор методов – осуществлять полный тотальный контроль качества продукции либо выборочные проверки;

2. Выбор цели контроля;

3. Разработка плана проверки, который обязательно должен включать:

- объекты контроля;

- нормы, подверженные проверке;

- субъекты контроля;

- методы контроля;

- объем и средства контроля качества продукции (полный, выборочный, ручной, автоматический);

- временные рамки проверок, их продолжительность;

- последовательность, методики и допуски.

4. Фиксирование значений действительных и предписанных.

5. Определение идентичности расхождений (обнаружение, выявление количества).

6. Подведение итогов, резолюция.

7. Письменное фиксирование решения.

8. Метапроверка (проверка проверки).

9. Сообщение решения (отчёт в устной или письменной форме).

10. Оценка решения, принятие мер по ликвидации недочётов.

При управлении качеством продукции используются различные методы управления, которые напрямую воздействуют на объект управления с целью поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перехода из одного состояния в другое. Наиболее важными методами управления можно подразделить на три группы: экономические, административные и социально-психологические методы.

К ключевым экономическим методам относятся:

 - технико-экономическое обоснование производства новой продукции,

- ценообразование,

- применение экономических мер воздействия на заказчиков и поставщиков в целях соблюдения договоров и обязательств по поставкам.

Административные методы управления включают в первую очередь:

- обеспечение внедрения нормативных документов по стандартизации, проведение работы по обеспечению государственной сертификации продукции и услуг.

Социально-психологические методы управления связаны с созданием благоприятного психологического климата в коллективе, использованием различных форм морального поощрения за выпуск высококачественной продукции, а также учетом индивидуально-психологических особенностей членов коллектива.

Для эффективного применения данного перечня методов используются основные положения и принципы системного подхода.

Системный подход можно классифицировать следующим образом [3, с.57]:

– в зависимости от места проведения: стационарный, летучий;

– в зависимости от количественного охвата: сплошной, выборочный;

– в зависимости от момента проведения: выходной, входной, промежуточный.

Системный подход – это подход к исследованию объекта, проблемы или явления, рассматриваемого процесса как к системе, в которой выделяются ключевые элементы, выявляются внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, на цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Можно также сказать, что системный подход – это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы [10].

К основным принципам системного подхода (системного анализа) можно отнести: целостность, иерархичность строения, структуризацию, множественность, системность [11].

Для проверки соответствия качества продукции и процесса управления качеством применяются различные виды контроля на промышленном предприятии. Рассмотрим подробнее основные из этих видов контроля.

Стационарный контроль проводится на постоянном специально оборудованном месте производственной системы. При этом одним из условий обеспечения эффективного стационарного контроля, является то, что объекты контроля обязаны быть доставлены к рабочему месту контролера. Используется данный вид контроля при проверке негромоздких и относительно нетяжелых объектов, а также в тех случаях, когда для проведения контроля необходимы специальные аппараты и приборы (магнитное и ультразвуковое дефектоскопирование колесных пар, валов тяговых двигателей, зубчатых колес тяговой передачи, испытательные стенды различных видов аппаратов защиты электроподвижного состава и устройств электроснабжения) [5, с. 401].

Сплошной контроль — это стопроцентное испытание объектов или операций одного наименования. Используется он на предприятии, в большинстве ситуаций, при дифференцированном качестве материала или обработки контролируемых объектов, отсутствии взаимозаменяемости деталей или сборочных единиц на сборке, выполнении наиболее ответственных и дорогостоящих операций (например, при запрессовке осей колесных пар, пропитке якорей и полюсных катушек тяговых двигателей и др.) [6].

Через выборочный контроль проходит не вся продукция, а лишь её часть, отобранная по определенным критериям и методам случайной выборки. Это своего рода профилактический приём, предупреждающий возможность появления брака [8].

Входной контроль — процедура, через которую проходит сопутствующее сырье перед его запуском в производство. Все материалы поставщиков тщательно проверяются и анализируются в целях повышения качества конечного продукта [1, с.2].

Межоперационный контроль охватывает весь технологический процесс предприятия, поэтому данный вид контроля иногда называют технологическим, или текущим. Задача межоперационного контроля — проверка соблюдения технологических режимов, правил хранения и упаковки продукции между операциями [9]. Распространяется на весь процесс производства, когда между его определёнными этапами продукция проверяется на соблюдение норм хранения, предусмотренные технические режимы и т.д.

Выходной (приемочный) контроль — ему подвергается уже финальный продукт, то, что получилось в результате производственной и управленческой деятельности. Проверяется всё в соответствии с принятыми стандартами и нормативами, проводится тщательный осмотр на наличие дефектов, учитывается также маркировка и качество упаковки. И только после полного контроля качества производимой продукции и проверки, даётся разрешение на поставку товара [8]. 

Методы и инструменты контроля качества на предприятии – это простые в использовании средства, основанные на графическом изображении данных, позволяющие распознать, понять и решить проблему [8].

Помимо системного подхода, более подробно остановимся на статистическом подходе контроля качества, который включает «семь инструментов контроля качества». Данный подход к управлению качеством продукции основывается на двух фундаментальных основаниях, связанных с использованием определенного перечня инструментов.

Рассмотрим инструменты, которые используются при статистическом подходе подробнее – контрольные листы, контрольные карты, диаграммы Парето, стратификация, гистограмма, диаграмма разброса, диаграмма Исикавы. Уровень развития информационных технологий на современном этапе позволяет достаточно эффективно применять данный перечень инструментов с использованием программных средств.

Контрольный лист — инструмент, который применяется для сбора и анализа данных. Используется для последующего облегчения применения собранной информации [2, с.240].

Контрольная карта демонстрируют процесс на графике, показывая его динамику во времени. С помощью инструмента контрольной карты можно оперативно проследить начало дрейфа параметров по какому-либо показателю качества, выбранному основным критериальным, в ходе технологического процесса. Это поможет своевременно проводить предупредительные меры и не допускать брака в уже готовой продукции.

Диаграмма Парето представляет собой схему, основанную на объединении по дискретным признакам, ранжированную в порядке убывания и имеющую кумулятивную частоту. Если рассматривать конкретно производство, то следует обратить внимание, что проблемы с качеством чреваты и несут за собой потери (дефектные изделия и затраты, связанные с их производством) [8].

Стратификация - инструмент, который позволяет выявить различные закономерности в массиве данных с помощью их разделения. Для того чтобы проводить расслаивание статистических данных, одно из условий получения верных результатов - это правильность определения факторов, по которым будет осуществляться стратификация [3, с.84].

Гистограмма — это графический метод представления данных, сгруппированных по частоте попадания в определенный интервал [2, с.90]. Это наиболее эффективный метод контроля качества продукции, представляющий собой метод обработки данных с использованием программных средств. Такой способ идеально подходит для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических процессов, анализа деятельности отдельных исполнителей [8].

Диаграмма разброса — инструмент, который позволяет определить вид и тесноту связи между двумя типами данных. Данная диаграмма на плоскости представляется в виде точечного графика, который получатся методом нанесения точек, полученных в результате наблюдений. Она служит для выявления взаимосвязи парных переменных, при этом являясь удобным и простым методом управления качеством продукции.

Диаграмма Исикавы («рыбья кость») — инструмент, который обеспечивает системный подход к определению фактических причин возникновения проблем [2, с.5]. Диаграмма Исикавы позволяет изучать, отображать и обеспечивать технологию поиска причин рассматриваемой проблемы для ее эффективного разрешения. По отношению к процессу управления качеством рассматриваются определенны входные и выходные параметры. Основными входами в модели являются ресурсы, персонал и финансы, а основными выходами – качественная продукция и экономический эффект деятельности предприятия. Благодаря данной диаграмме, появляется возможность обнаружить взаимосвязь между причинами и выявить их относительную важность [3, с. 32].

Хозяйствующий субъект сам принимает решение, какой именно из инструментов или группу инструментов использовать для контроля качества выпускаемой продукции на промышленном предприятии. Но наиболее эффективные результаты контроля будут достигнуты только при правильном выборе и использовании описанных выше методов [4, с. 520]. Существует ряд факторов, которые следует учитывать при выборе инструмента контроля качества, в том числе:

– особенности характеристики выпускаемой продукции;

– стадия жизненного цикла продукции, на которой осуществлялся контроль;

– с какой целью проводится тот или иной вид контроля;

– техническая доступность и возможность выбранного инструмента;

– размер возможных затрат, связанных с применением инструментов.

Таким образом, статистическим методам принадлежит ведущая позиция в деятельности сложных производственных социально-экономических систем по контролю и улучшению качества продукции и повышению эффективности хозяйственных решений.

Однако, чтобы обеспечить эффективный контроль, одного статистического контроля будет недостаточно [2, с.90]. Авторы полагают необходимым отметить два ключевых момента по отношению к процессу управления качеством продукции промышленного предприятия:

1) использование контрольных карт, методов анализа статистических совокупностей, экономико-математических методов в управлении качеством продукции должно происходить на всех этапах жизненного цикла и стадиях производства продукции;

2) сочетание внутреннего самоконтроля и независимого внешнего контроля в виде инспекторских проверок, испытаний и приемки готовой продукции.

Можно выделить 3 категории средств контроля качества:

1) средства ручного контроля;

2) автоматы и автоматические системы контроля качества;

3) средства контроля автоматических систем управления технологическими процессами.

Первая категория применяется для сбора сведений о свойствах качества изготавливаемого изделия. В большинстве случаев предоставленная группа используется при ручном контроле. Недостаток применения данной категории средств заключается в том, что она отличается достаточно невысокой производительностью и довольно сложно поддается контролю.

Вторая категория может способствовать получению информации о параметрах, всесторонне обозначающих качество объекта, который рассматривается при контроле. В их составе может присутствовать сканирующие приборы, индикаторы и регистраторы и др. Все они в основном характеризуют изделия по принципу «годно – брак». В качестве примеров аналогичных систем производства можно назвать аппараты для сортировки шариков по диаметру, автоматы для учёта и рассортировки поршней и др.

Третья категория контроля качества продукции (АСУТП), предназначена для выдачи полезной информации, которая может быть использована для активного воздействия на ход всего технологического процесса в случае его внезапного нарушения [5].

Таким образом, очевидна объективная необходимость экономической оценки потенциала целостной системы контроля качества продукции хозяйствующего субъекта, которая может быть эффективно осуществлена исключительно на базе сочетания методов экономико-статистического анализа и прогнозного моделирования. При этом обязательным условием является оптимальное сочетание позиций и принципов системного и статистического подхода к управлению качеством промышленной продукции.