Педагогика

Хмызова Н. Г., Губарева Л. И., Хмызова А. А. Апробация бизнес-симулятора в подготовке к профессиональной деятельности и внедрение в образовательную среду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 59–72. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181084.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Изменение дальнейшего поступательного развития общества связано с обеспечением темпов экономического роста, приданием нашей экономике инновационного характера. Залогом успеха инновационной деятельности общества является динамичное развитие всех отраслей экономики, в том числе образования, и качественный профессиональный рост квалифицированного кадрового потенциала. Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Главный аспект – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Согласно намеченной стратегии необходимым условием траектории инновационного развития является обеспечение информационной среды профессионального образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Реформирование профессионального образования осуществляется посредством разработки нового поколения государственных образовательных стандартов и соответствующего учебно-методического обеспечения, а также расширения взаимодействия учебных заведений и работодателей, развития программ академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей, административного персонала. Важным аспектом в исследуемой проблеме является обеспечение в процессе профессиональной подготовки необходимости активно включать обучающихся в проектную деятельность путем решения профессиональных задач через проектную деятельность, которая не требует четкой привязанности к типу и структуре занятия, теме урока, учебному предмету. Проектные задачи имеют творческую составляющую в профессиональной деятельности. Решая их, обучающиеся не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение обучаемых в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный созданный продукт (текст, схема таблица и др.). Кроме этого в статье представлена технология профессионального обучения для усовершенствования образовательного процесса подготовки специалистов среднего звена в техникуме и предлагается модель, направленная на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, основанная на выполнении ряда педагогических условий. Это, в свою очередь, актуализирует рассмотрение педагогических условий обучения в техникуме. Комплекс педагогических условий представляет собой совокупность связанных друг с другом компонентов, направленных на достижение главного результата – развитие профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых и повышение уровня общенаучной и профессиональной культуры. В результате проведенного исследования нами выявлены научно обоснованные педагогические и методические рекомендации по применению бизнес-симулятора в профессиональном обучении в образовательной среде техникума. Таким образом, имеются противоречия между стремлением педагогов и мастеров профессиональных учебных заведений к формированию познавательной активности, творческих способностей обучающихся в условиях профессионального обучения и отсутствием необходимого дидактического и методического обеспечения образовательной среды. Это объясняет необходимость и целесообразность осуществления исследования, направленного на выявление современных методов обучения обучающихся по выполнению творческих проектов как одного из важнейших аспектов указанной проблемы. Статья будет интересна преподавателям, мастерам профессионального обучения, аспирантам, магистрантам, а также руководителям-практикам всех уровней профессионального образования.
Бисултанова А. А., Мачуева Д. А., Вахаева Д. А. Методология адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе с помощью мультимедийных обучающих систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 49–58. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181083.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Развитие практик инклюзивного образования для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду признается приоритетной задачей в большинстве стран мира, в том числе в России. На сегодняшний день актуальной задачей является поиск новых современных методов и технологий для организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Приходится признать, что простое совместное размещение детей с инвалидностью и без не дает положительных результатов – необходимо изменение условий, программ, среды и средств обучения, для того чтобы каждый ребенок имел возможность получить качественное образование. Для достижения этих целей требуется реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников и способствовала активизации их общения и взаимодействия. Целью исследования является разработка методологии адаптации детей с ОВЗ на основе применения в школах мультимедийных обучающих систем. В статье раскрываются преимущества внедрения мультимедиа-технологий в инклюзивное образование. Показано, как особенности мультимедийных систем могут компенсировать некоторые трудности работы в классах с инклюзивной компонентой. Продемонстрирована разрабатываемая авторами мультимедийная обучающая система для начальных классов общеобразовательной школы, объединяющая множество медиаинструментов для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка независимо от состояния его здоровья. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать достоинства новых педагогических технологий и методов обучения, основанных на активном использовании мультимедиа-средств. Проведенный анализ в рамках поставленных задач исследования позволяет делать выводы о преимуществах, предоставляемых качественным мультимедиа-контентом при инклюзивном обучении детей с особыми образовательными потребностями. Мультимедиа, благодаря своей интерактивности и гибкости, позволяет учителям легче находить подход к учащимся с ограниченными возможностями, подбирать индивидуальный стиль и темп обучения, направленный на выявление сильных сторон и обеспечение потребностей каждого ребенка.
Фролова Н. А., Алещанова И. В. Методико-дидактическая организация учебного пособия в практике профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 37–48. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181082.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью совершенствования методико-дидактической организации процесса профессионально ориентированной языковой подготовки. Цель статьи – рассмотреть вопрос о том, какую роль играет учебное пособие в практике профессионально ориентированного обучения иностранному языку; какие признаки позволяют определить методико-дидактическую пригодность того или иного учебного пособия. Методы исследования – реферативный анализ, методико-дидактическая выборка, моделирование, прогнозирование. Определены значимые критерии организации учебного пособия, а также его доминирующий вклад в развитие иноязычных коммуникативных навыков будущих специалистов. Объект исследования – учебно-методические материалы, призванные обеспечить процесс профессионально ориентированной языковой подготовки студентов технических вузов. Предмет исследования – учебные пособия, формирующие профессиональную иноязычную компетенцию будущих специалистов экономического и технического профиля (на материале немецкого языка). Исследование показало, что следует отказаться от представления о том, что существуют универсальные, действенные методы обучения иностранному языку, а также от идеи о разработке «идеального» учебного пособия, решающего все методико-дидактические проблемы. Это относится не только к учебно-методическим материалам по немецкому языку как иностранному, создающимся в России, но и к уже изданным непосредственно в Германии. Даже тогда, когда пособие создается в условиях прогрессивного состояния предметной методики и дидактики, это не означает, что оно будет работать в каждой отдельно взятой стране. Каждое учебное пособие должно быть дополнено, переработано, адаптировано к конкретным условиям урока. Все материалы должны соответствовать меняющимся условиям социально-экономической и политической жизни. Каждый преподаватель должен владеть информацией о фактических условиях образовательного процесса в его целевой аудитории, получать постоянную возможность знакомиться с различными учебными пособиями и методами преподавания. Учебное пособие само по себе не является гарантом хорошего урока. Всё зависит от того, как содержание учебно-методических материалов будет реализовано на практическом занятии. Результаты исследования позволяют преподавателю иностранного языка расширить и актуализировать методико-дидактическое ядро образовательного процесса, практически улучшить уровень языковой подготовки.
Надеждина Е. Ю., Шилина Е. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 28–36. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181081.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Одной из основных задач совершенствования процесса преподавания иностранных языков в техническом вузе является усиление акцента на профессиональную подготовку будущих специалистов, которые будут способны решать профессионально ориентированные задачи. Актуальность заявленной темы исследования определяется возможностью повышения эффективности изучения иностранных языков с целью развития профессиональной компетенции на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в образовательном процессе рассматривается как процесс компьютерной организации образовательной среды, коммуникации, направленный на более эффективное решение задач развития профессиональной компетентности студентов. Таким образом, цель статьи – рассмотрение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР). Основополагающими для данного исследования являются общенаучный и теоретический методы, позволяющие проанализировать и обобщить методические и педагогические труды российских и зарубежных авторов, а также описать опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» на примере одного из курсов, разработанных в образовательной среде Moodle. В результате проведенного исследования был описан опыт использования образовательной среды Moodle, который позволяет преподавателям в рамках учебного процесса решать несколько актуальных задач: а) использование электронных версий учебных и учебно-методических пособий; б) предоставление дополнительного материала; в) выполнение тестовых и проверочных работ; г) выполнение заданий для отработки практико-ориентированных языковых навыков, связанных с производственной и научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, авторами статьи определены основные цели и задачи для дальнейшей корректировки и планирования учебных курсов, развивающих не только лингвистическую, но и профессиональную компетенцию будущих специалистов. Статья может представлять интерес для научных и педагогических работников образовательных учреждений, планирующих использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.
Фёдорова С. А., Егорова К. Е. Элективный курс «Химия и здоровое питание» как компонент формирования познавательного интереса обучающихся хореографической школы (колледжа) в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 17–27. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181080.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением парадигмы российской системы образования, внедрением на всех уровнях новых государственных образовательных стандартов. В этих условиях коренные преобразования претерпевает и система хореографического специального образования, в том числе единственный хореографический колледж имени Аксении и Натальи Посельских в Республике Саха (Якутия), осуществляющий подготовку профессиональных кадров в области хореографического искусства. В условиях введения новых стандартов система среднего профессионального образования оказалась недостаточно подготовленной к происходящим в обществе радикальным изменениям. Педагогические коллективы не имеют научно обоснованных рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы, отсутствуют методические подходы к изучению базового компонента государственного образовательного стандарта медико-биологического цикла, таких дисциплин, как биология, химия, физика и др. Однако формирование у учащихся культуры мышления по использованию тех или иных химических веществ, осознанного и безопасного обращения с этими веществами, усвоение правил рационального и сбалансированного питания в повседневной жизни напрямую связано с этими дисциплинами, где закладываются такие ценностные понятия, как «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «культура питания» и др. Цель статьи заключается в формировании познавательного интереса путем организации элективного курса «Химия и здоровое питание» для учащихся балетной школы (колледжа). Во время исследования был проведен опрос (анкетирование) «Познавательный интерес к предмету химии». В результате проведенного анализа анкет было выявлено, что учащиеся не проявляют достаточного интереса к химии. Элективный курс «Химия и здоровое питание» позволит сформировать познавательный интерес к учебному предмету химии, развить навыки использования химических веществ, осознанного и безопасного обращения с этими веществами, усвоить правила рационального и сбалансированного питания.