Педагогические науки

Караваев Н. Л., Соболева Е. В., Вотинцева М. Л. Совершенствование сквозного курса робототехники для подготовки специалистов профессий будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 42–56. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191022.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема, на решение которой направлено исследование, определена из актуальной потребности в изменении существующей модели обучения робототехнике для реализации стратегии подготовки высококвалифицированных специалистов в наиболее востребованных, перспективных отраслях будущего с учётом требований бизнеса, общества, государства. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования задачного подхода при обучении робототехнике для формирования востребованных надпрофессиональных компетенций будущего. Методологию исследования составляет анализ психолого-педагогической, научной и технической литературы, методических разработок по вопросам преподавания робототехники на всех этапах обучения; анализ конструкторов и программных средств для поддержки практико-преобразовательской деятельности учащихся; анализ робототехнических систем из творческих проектов участников образовательного процесса; методика Rapid Foresight; системный анализ; педагогический эксперимент. Авторами выполнено подробное описание дидактического и междисциплинарного потенциала курса робототехники в рамках реализуемой образовательными учреждениями модели обучения, основанной на традиционной траектории «дошкольное образование – школа – университет – дополнительное образование», в плане подготовки инженерно-технических кадров для профессий будущего. В работе обоснована роль надпрофессиональных компетенций (soft skills) как комплекса неспециализированных метапредметных навыков, отвечающих за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Кроме того, для каждой из ключевых компетенций в области робототехники и машиностроения предложено конкретное содержательное наполнение, поддержанное системой задач. Полученные выводы позволили сформулировать базовые идеи методики для совершенствования сквозного курса изучения робототехники с ориентацией на формирование именно тех компетенций, которые отвечают требованиям общества, бизнеса, государства к подготовке специалистов будущего. Эффективность изменённой методики учебного курса для повышения качества образовательного процесса подтверждена экспериментальными данными. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы подтверждают: именно совершенствование курса робототехники позволит получить полезный навык – уметь учиться, подготовить к профессиям будущего.
Матвеева Н. В. Преемственность в обучении грамматике английского языка в колледже и в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 32–41. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191021.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Введение дает представление о важности изучения грамматики английского языка студентами колледжей и вузов России в контексте преемственности в иноязычном образовании. Цель статьи – выявить особенности, общее и различное в современном состоянии обучения грамматике студентов российских неязыковых колледжей и вузов, обозначить проблемы и предложить пути их решения. Методология и методы исследования включают в себя анализ зарубежной и отечественной научно-методической литературы по вопросам обучения грамматики, сопоставление примерных программ по иностранному языку для колледжей и вузов, практическое сравнение восприятия грамматической темы студентами колледжа и вуза. Результаты исследования показали, что процесс формирования грамматических навыков у студентов российских неязыковых колледжей и вузов имеет общие проблемы. Во-первых, это отсутствие во многих учебниках по английскому языку для специальных целей тем по грамматике и грамматических упражнений, во-вторых, определение содержания обучения грамматике в примерных программах как для колледжей, так и для вузов в самом общем виде, без увязки грамматических и лексических тем между собой. При сопоставлении требований ФГОС СПО и ВО выявлено, что выпускники вузов, в отличие от выпускников колледжей, должны знать грамматику, необходимую как для устной, так и для письменной речи, так как им придется не только общаться с коллегами, но и готовить презентации, статьи, тезисы и другие текстовые материалы. Опытное обучение показало, что студентам колледжа для освоения грамматической темы требуется больше времени, чем студентам вуза, кроме того, у студентов колледжей меньше активный запас лексических единиц. Для обеспечения преемственности на ступенях образования колледж – вуз необходимо включение в рабочие программы в колледже определенных грамматических тем, необходимых для развития умений письменной речи. Обучение грамматическому аспекту языка тесно связано с лексическим, поэтому надо также всемерно способствовать расширению словарного запаса студентов колледжа, чтобы они могли расширить свою лексическую базу до уровня абитуриентов вуза, пришедших со школьной скамьи. Обучая грамматике английского языка в вузе, рекомендуется использовать профессионально ориентированную лексику, чтобы двигаться вперед, к подготовке специалиста-профессионала.
Файзрахманова А. Л. Проектная культура студентов в контексте художественного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 20–31. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191020.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное техногенное общество, характеризующееся постоянным движением, изменчивостью, требует формирования и доминирования особого типа культуры – проектной, позволяющей идти со временем, быстро реагировать на изменения. В статье рассматривается вопрос формирования проектной культуры студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) и дизайн», в контексте художественного образования в вузе. Для решения данной проблемы автор анализирует понятие «проектная культура», выделяет ее составные элементы: когнитивность, мировосприятие, мастерство, поведение и психологическую готовность. С учетом этого цель статьи – предложить методологию формирования проектной культуры студентов в контексте художественного образования и доказать ее эффективность. В статье обозначены направления деятельности по формированию проектной культуры студентов: предметное, метапредметное и ситуационное. Автор приводит базовые формы организации учебной деятельности, направленные на формирование проектной культуры студентов, такие как учебная деятельность академического типа, квазипроектная деятельность, учебно-проектная деятельность, и отмечает, что в рамках формирования проектной культуры студентов целесообразно использовать проектно-трансформационный тип учебной деятельности, не исключая первые два типа, поскольку они являются базой для реализации последующих типов деятельности. Также отмечается, что профессиональное мастерство студентов высокого уровня, взаимосвязь технико-конструкторского и эстетического решения позволяют получить результат проектной деятельности со значительными художественными и практическими свойствами, который составляет продуктивный уровень сформированности проектной культуры будущих педагогов профобучения по профилю «ДПИ и дизайн». В статье обозначены этапы − условия формирования проектной культуры у студентов в контексте художественного образования в вузе. Первый этап − эмоционально-когнитивный – складывается из системности знаний по ДПИ; знаний в области проектирования; позитивного эмоционального восприятия проектной деятельности. Второй этап − деятельностно-практический − включает навыки проектных работ в области ДПИ; навыки изготовления изделий ДПИ. Третий этап − мотивационно-ценностный − представлен интересом и мотивацией к проектной деятельности. Экспериментальной площадкой для проверки эффективности обозначенных условий формирования проектной культуры студентов был определен инженерно-технологический факультет Елабужского института Казанского федерального университета. Результаты эксперимента (высокий уровень сформированности проектной культуры у студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп) позволяют утверждать, что выявленные условия эффективны. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней рассматриваются структура проектной культуры, направления деятельности и этапы ее формирования у студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят повысить качество подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Никонова Н. И., Москарова Л. К. Диалог литературы и кино в учебной деятельности студентов среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 11–19. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191019.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье раскрывается специфика применения кинофрагментов на занятиях по русской литературе в учреждении среднего профессионального образования. Актуальность анализируемой проблемы не вызывает сомнений у профессионального сообщества. Показано, что диалогизация литературы и кино отвечает требованиям ФГОС СПО, способствует дифференциации и индивидуализации обучения специалистов. В процессе освоения художественных текстов будущие профессиональные мастера и художники ГБПОУ РС(Я) «Якутское художественное училище (колледж) им. П. П. Романова» должны анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений. Целью статьи является изучение специфики применения средств киноискусства на занятиях по русской литературе у студентов I курса СПО. Анализ научной литературы по данной теме привел к актуализации этапов работы с кинофрагментами, выявлению приемов синтеза кино и литературы в учебной деятельности студентов. В процессе исследования применены следующие методы: изучение и анализ литературы, апробированных приемов экранизации художественных произведений, обобщение опыта. В результате исследования установлено, что использование приемов киноискусства на занятиях по литературе расширяет кругозор обучающихся, воспитывает интерес к киноискусству, повышает мотивацию к изучению предмета, эффективность усвоения произведений. Доказано, что использование средств экранного искусства позволяет переключать студентов с репродуктивной на активную, творческую деятельность. Предложенные методические средства и приемы позволяют преподавателю литературы учитывать характерные особенности интереса студентов к кино и подключать киноопыт зрителя к процессу литературного, художественного развития; разработанный материал может использоваться студентами, преподавателями в учебной и внеучебной деятельности.
Фирсова А. В. Методика изучения рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе в контексте автобиографической прозы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 1–10. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191018.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Важной проблемой в современном школьном литературном образовании является вопрос изучения художественного произведения, поскольку необходимо учитывать своеобразие рода и жанра. В связи с этим широкое внимание в литературном образовательном процессе уделяется формированию у школьников представления об автобиографических произведениях. Статья посвящена методике изучения рассказа В. П. Астафьева в современной школе в контексте автобиографической прозы писателя. Актуальность данного исследования определяется необходимостью решения определенной практической задачи: научить учащихся анализировать, находить информацию в разных источниках, сопоставлять её, делать выводы; недостаточной разработанностью данной темы в теории и практике проведения уроков литературы в 8-м классе; недостаточной изученностью (в 8-м классе) такого аспекта, как «автобиографизм В. П. Астафьева». Данный автор привлекает внимание современного учителя своей автобиографичностью, к тому же он малоизвестен среди российских школьников, что, в свою очередь, говорит об актуальности проводимого исследования. Таким образом, цели статьи – дать краткий историографический обзор автобиографической прозы, исследовать методический аппарат, посвящённый проблеме изучения творчества В. П. Астафьева в современных программах, учебниках и методических разработках; предложить современную модель изучения рассказа В. П. Астафьева; выявить способы эффективного изучения рассказа. При проведении исследования были использованы такие методы, как анкетирование, анализ результатов констатирующего эксперимента, контент-анализ, использование автобиографии писателя, творческая работа. В результате проведенного исследования нами была рассмотрена автобиографическая проза В. П. Астафьева на примере рассказа «Фотография, на которой меня нет» на уроках литературы в 8-м классе. В качестве эффективного освоения программного рассказа предлагается начать с фрагментарного знакомства с автобиографией писателя, затем перейти к анализу произведения, и завершающим этапом станет выполнение творческого задания в стиле фанфикшн, что позволит совершенствовать изучение произведения с учётом автобиографического аспекта. Статья может представлять интерес для учителей-словеcников.