Возможности технологии встречных усилий в обучении студентов технического вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хан О. Н. Возможности технологии встречных усилий в обучении студентов технического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №11 (Ноябрь). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12161.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме гуманизации процесса обучения студентов технических вузов на основе применения технологии встречных усилий. Данная технология позволяет избежать облегчения процесса познания, при этом сделав его эмоционально привлекательным, поскольку позволяет сочетать в учебе когнитивный, эмоциональный и волевой аспекты. Обучение строится на совместных усилиях равноправных участников, субъектов: преподавателя и студента; предполагает возникновение обратной связи, оценку результатов обучения, равноправие субъектов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хан Ольга Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбургokhan@bk.ru

Возможности технологии встречных усилий в обучении студентов технического вуза

Аннотация. Статья посвящена проблеме гуманизации процесса обучения студентов технических вузов на основе применения технологии встречных усилий. Данная технология позволяет избежать облегчения процесса познания, при этом сделав его эмоционально привлекательным, поскольку позволяет сочетатьв учебе когнитивный, эмоциональный и волевой аспекты.Обучение строится на совместных усилиях равноправных участников, субъектов: преподавателя и студента; предполагает возникновение обратной связи, оценку результатов обучения, равноправие субъектов.Ключевые слова:гуманизация обучения, субъекты обучения, обратная связь, рефлексия, волевые усилия, совместная деятельность.

В условиях гуманизации образовательного процесса и необходимости качественного обновления содержания образования актуальной становится задача не только передать обучающимся сумму знаний, но и способствовать воспитанию у них активного, инициативного отношения к процессу познания, основанного на осознании целей учения, восприятии себя как субъекта учебной деятельности, что особенно важно для студентов технических вузов. Зачастую обучение представителей технической интеллигенции строится на репродуктивных методах, недостаточное внимание уделяется гуманизации образовательного процесса.Идея гуманизации распространяется на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых она протекает. Для достижения этих целей необходимо изменить характер взаимодействий преподавателя и студента, признавая, что каждый из них является уникальной личностью, способной к самоизменению и влиянию на окружающий мир. Традиционная педагогика представляла процесс обучения как однонаправленное влияние преподавателя (субъекта) на обучающегося (объект обучения).Достижения современной педагогической науки в процессе трансформации учебной деятельности из неравновесной, подразумевающей подчиненную позицию обучающегося и руководящую обучаемого, в деятельностьсотрудничество равноправных субъектов позволяют наметить основные тенденции обновления системы образования. Главным условием становления субъект –субъектных отношений является изменение подхода к личности. Оно подразумевает изменение содержания, формы педагогического процесса, усиленное внимание к психологопедагогическим особенностям личности. Субъект –субъектные отношения преподавателя и студента базируются на совместном личностном росте, развитии. Совместный личностный рост невозможен без диалогизации педагогического взаимодействия, превращения позиций участников в личностноравноправные позиции; проблематизации педагогического взаимодействия, когда участники вместе решают поставленную задачу; персонализации процесса обучения, включения в него элементов личного опыта.Необходима коренная ломка представлений преподавателя о себе как об истине в последней инстанции. Педагог должен быть готовым скорректировать свою точку зрения, если возникнут разумные контраргументы. Он выступает как консультант, организатор среды обучения, своеобразный посредник. Субъект –субъектные отношения, таким образом, превращают преподавателя в организатора процесса познания.Равновесие позиций педагога и учащихся, однако, нельзя понимать упрощенно, оно будет эффективным только при наличии определенных условий: принятия цели, осознания субъектами своего вклада в совместную деятельность. Нельзя забывать также и о том, что полноеравновесие позиций невозможно еще и потому, что в таком случае исчезает само основание для педагогического взаимодействия: если преподавателю нечего предложить студенту (суждения, мнения, педагогический и жизненный опыт и пр.), у последнего просто не возникает потребности в сотрудничестве с таким педагогом. Равенство позиций возможно при соблюдении ряда условий: повышения уровня психологической грамотности преподавателя, его готовности отказаться от традиционной позиции, традиционных методов обучения; изменения отношения к студенту, признание его социальноличностного статуса. Все участники образовательного процесса вступают в совместную деятельность, основанную на сотрудничествеОсновная особенность технологии встречных усилий состоит в организации учебной деятельности как диалога. Само по себе понятие «диалог» предполагает осознанное участие в процессе обучения двух сторон. Поскольку диалог –это общение двух равноправных сторон, а мы будем вести речь о целых учебных сообществах, уместно говорить о множестве диалогов, или общем полилоге субъектов образовательного процесса. Возникает необходимость в интерактивных формах обучения. Интерактивное обучение –обучение, основанное на видоизмененных формах подачи знаний: не передаточных, а диалоговых, основанных на взаимодействии, взаимопонимании, общении. Такой вид обучения предполагает изменение субъектобъектного взаимодействия, когда преподаватель выполняет роль передаточного устройства, а студент –принимающего, на субъектсубъектное, когда обе стороны становятся равноправными участниками учебновоспитательного процесса, т.е. относятся к нему осознанно. Участники учебного процесса, построенного на встречных усилиях, должны быть постоянно готовыми к самоизменению и самоконструированию, отказаться от понимания ситуации как неизменной, заданной извне.Поверхностный подход педагога к применению интерактивных методов обучения приводит к негативным последствиям: учение становится развлечением, теряет свою глубину, не достигает конечной цели. Процесс образования –сознательный, включающий в себя преодоление трудностей при помощи воли. Воля –это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевые действия направлены на достижение поставленной цели. Сознательная целенаправленность действий характеризует волевое поведение. В данном случае речь идет о волевом поведении, направленном на овладение знаниями. Чем труднее оказывается процесс овладения знаниями, чем больше препятствий на своем пути он встречает, тем более прочными и осознанными становятся эти знания.Л. И. Божович называет волевые действия по овладению знаниями действиями «вопреки непосредственному желанию или стремлению, т.е. действиями, связанными с преодолением именного внутреннего препятствия» [1, с. 195]. Только такие действия связаны с переживанием волевого усилия, когда поведение человека идет «в направлении осознанного надо вопреки непосредственно переживаемому хочется». Учение невозможно лишь при переживании положительных эмоций. Оно подразумевает волевые усилия, возникающие при стремлении овладеть новыми знаниями.Волевое действие в процессе обучения обязательно должно предполагать: осознание потребности в обучении; способов, которыми можно эту потребность удовлетворить; наличие внутреннего препятствия, т.е. потребности, стремления приложить меньшие усилия для движения к намеченной цели; регулирование своего поведения не в соответствии с желаниями, а в соответствиис выбором цели, решением.Именно это помогает сделать процесс познания непрерывным и эффективным: преодоленные препятствия порождают новые потребности и стремления, познание переходит на высший виток спирали.В широком значении под волевыми усилиями мы понимаем совокупность мотивов, действий, предпринимаемых в процессе получения образования. В. И. Селиванов разделяет волевые усилия на: пусковые, связанные с постановкой цели, решением и началом деятельности и исполнительские, когда требуется затрата волевыхусилий на то, чтобы в нужный момент действие усилить или ослабить, ускорить или замедлить, проконтролировать результат, исправить ошибки и остановить действие» [2, с. 23]. Нетрудно заметить, что эмоционально заряженный обучающийся достаточно легко преодолевает «пусковое» усилие, но «зависает» на втором, исполнительском. Следовательно, к усилиям преподавателя относится необходимость обеспечить благоприятную атмосферу занятия, а затем организовать условия для поддержания оптимального рабочего состояния учащихся.Усилия, проявляемые субъектами образовательного процесса, дифференцируются на репродуктивноисполнительские, организационноволевые, творческоимпровизационные. Очевидно, что самый примитивный уровень проявления усилий –репродуктивноисполнительский.Традиционно считалось, что именно этим и должны ограничиваться учебные усилия студента. Преподаватель, играя роль передающего знания субъекта, требовал от студента волевых действий по овладению знаниями, их заучиванию (воспроизведению, репродукции). Одновременно он сам очень часто являлся объектом, на который направлялись репродуктивноисполнительские требования со стороны вышестоящих органов. Очень часто преподавателю удобнее и легче оставаться на объектном уровне, требуя такой же позиции от студента, т.к. это не требует особых волевых усилий: проявление усилий на самом низшем, репродуктивноисполнительском, уровне наиболее доступно.Ориентация на построение учебного взаимодействия в соответствии с технологией встречных усилий не упраздняет волевых действий на репродуктивноисполнительском уровне. Но этот уровень проявления усилий не может быть превалирующим, чтобы не сделать участников пассивными объектами образовательного процесса.На организационноволевом уровне проявления встречных усилий преподавательдолжен изменить свою позицию, приложить силы к тому, чтобы из «пристройки сверху» стать соучастником образовательного процесса; постоянно учиться чемуто новому, быть готовым учиться и у своих учеников, не бояться их критики; приложить усилия к организации учебного общения, диалога, превратиться в координатора, организатора диалога равноправных участников.Студент обязан приложить усилия к тому, чтобы изменить свою позицию: из «пристройки снизу», пассивного слушателя стать равноправным участником процесса познания; стараться овладеть навыками интерактивного обучения, общения, работы в группе; поставить себе цель не просто овладеть знаниями, а научиться самостоятельно постигать истину.Мы видим, что организационноволевые усилия направлены в основном на изменение традиционной формы организации обучения. Творческоимпровизационные усилия направлены на содержательную, глубинную суть обучения в рамках технологии встречных усилий. Для успешной учебной работы преподаватель обязательно должен проявлять свои творческие способности. При отсутствии творчества в его работе формальное соблюдение условий интерактивного обучения будет просто бессмысленным. Для учащегося ответить на усилия педагога на творческоимпровизационном уровне оказывается возможным не всегда. Это, скорее, та цель, к которой они должны стремиться. Возможно, поначалу такой уровень общения окажется возможным лишь для единиц. О каком бы уровне проявления усилий мы не говорили, необходимо учитывать важный момент: если усилие возникает лишь с одной стороны, то оно приводит к разобщенности действий, превращая одну из сторон в объект, а другую –в субъект. Тогда мы имеем дело не с учебным взаимодействием, сотворчеством, а с традиционным учебным однонаправленным воздействием. Поэтому хотелось бы особо выделить необходимость встречных усилий. Усилие одной стороны должно порождать встречное усилие с другой, взаимодействие обеих сторон. Возникает учебное сотрудничество, в котором и реализуются встречные усилия.Усилие той или иной стороны может быть большим или меньшим, в зависимости от возможностей, подготовленности к взаимодействию, но хотя бы малая доля усилия должна быть. Таким образом, мы можем определить встречные усилия еще и как труд, определенную долю учебного труда, вложенную обеими сторонами в общее дело.Особенностью повышения уровня мотивированности в рамках технологии встречных усилий является формирования мотивационной тенденции на успех, на достижение трудной цели. Именно это является стимулом развития внутренней мотивации. Г. К. Селевко считает, что основным мотивом сознательного обучения становится стремление «искать ответ на свой собственный вопрос», наличие цели сознательного самоизменения, переход обучающегося из состояния обучаемого в «состояние учащего себя субъекта» [3, с. 196]. Для того чтобы мотивация стала внутренней, необходима заинтересованность в учебе, связанная не только с тем, что интересен сам изучаемый материал, а с тем, что важен процесс познания, т. е. интересно не только узнать новое об изучаемом явлении, а важен именно процесс движения к новому. И интерес к обучению порождает волевые усилия по овладению знаниями; но в то же время он позволяет сделать обучение не рутинным трудом, а увлекательным, пусть и сложным, занятием.Охарактеризуем основные особенности технологии встречных усилий.1.Технология встречных усилий –это система методов, соединяющих в себе новый способ движения к знанию, но в то же время позволяющих избежать тенденции к облегчению процесса познания, характерной для современной педагогики. Она основана на волевых усилиях участников учебной деятельности.2.В основе технологии встречных усилий лежит новый тип взаимоотношений преподавателя и студента. Они равноправные участники совместной деятельности, но при этом нет абсолютного тождества их позиции. Преподаватель –координатор, организатор учебной деятельности, обладающий жизненным опытом и высоким уровнем знаний. Равенство сторон состоит в том, что обе должны прилагать усилия для того, чтобы учиться. 3.Технология встречных усилий основана на интерактивных, т.е. ориентированных на общение методах обучения.4.Данная технология построена на сочетании группового и индивидуального подходов, включении в работу всех членов учебной группы, достижении результатов всеми участниками.В основе организации всех занятий лежит «вызов», побуждение к самостоятельным действиям, постоянная обратная связь всех участников, система откликов на вызов.6.Предполагается открытость, незавершенность занятий, пролонгация вызова, вызывающая стремление к дальнейшему развитию. Современная педагогическая теория и практика предлагает множество способов нетрадиционной организации процесса познания. Недостатком этих методов является то, что делая упор на повышение степени заинтересованности обучающихся, они приводят к облегчению учебного процесса. Избежать неоправданного облегчения процесса познания возможно, добившись сочетания в учебе когнитивного, эмоционального и волевого аспектов. Тогда облегчение будет касаться в основном эмоциональной составляющей, делая образовательные усилия привлекательными.Далее процесс будет двигаться «по цепочке»: эмоциональная привлекательность пробуждает когнитивный интерес, но реализация познавательной цели невозможна без приложения усилий; обучение переходит в третью стадию, волевую, когда приложение сил, вызванное эмоциональной привлекательностью, превращается не в рутинный, тяжкий труд, а сознательный процесс. Очевидно, что применение данной технологии открывает возможность успешного сочетания требовательности, организованности, целеустремленности субъектов образования с эмоциональной привлекательностью, интересом к изучаемому материалу.Технология встречных усилий открывает возможность более полного, всеохватывающего вовлечения в учебную деятельность. Традиционные способы позволяют охватить лишь малую часть учащихся:сознательно учатся несколько человек; формально, для социальной адаптации –определенная часть; некоторая, иногда значительная доля студентов вообще лишена возможности учиться в силу того, что не может и не хочет приспособиться к выдвигаемым требованиям. Данная технология помогает изменить ситуацию: большая часть учащихся, за исключением единиц, сознательно и заинтересованно участвует в процессе познания. Отличается уровень результативности, формы проявления волевых усилий, но главное то, что практически все вовлечены в учебу.

Ссылки на источники1.Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. –М.: Международная пед. академия, 1995. –344 с.2.Селиванов В. И. Актуальные вопросы психологии воли // Вопросы психологии личности. –Рязань, 1975. –С.20–26.3.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. –М.: Народное образование, 1998. –249 с.

Khan Olga,PhD., Associate professor of theState Technical University, Yekaterinburgokhan@bk.ruCapabilities of the technology counter efforts in the training of students of the technical UniversityAbstract.The article is devoted to the problem of humanization of the process of training of students of technical universities on the basis of the application of technology counter efforts. This technology allows to avoid facilitate the process of learning, thus making it emotionally attractive, because it allows to combine in studying the cognitive, emotional and volitional aspects. The training is based on the joint efforts of equalparticipants, subjects, teacher and student. Implies the occurrence of feedback, evaluation of results of training, equality of the subjects of.Keywords: humanization of education, the subjects of learning, feedback, reflection, strongwilled efforts, the joint activities.