Изучение представлений студентов о профессионально важных качествах «идеального» и «реального» преподавателя

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качествах «идеального» и «реального» преподавателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13230.htm.
Аннотация. B статье приводятся результаты исследования представлений современных студентов 1–5-х курсов о профессионально важных качествах «идеального» и «реального» преподавателя высшей школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ларина Елена Николаевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбургenlarina@yandex.ru

Изучение представлений студентов о профессионально

важных качествах «идеального» и «реального» преподавателя

Аннотация.Bстатье приводятся результаты исследования представлений современных студентов 1–5хкурсов о профессионально важных качествах «идеального» и «реального» преподавателя высшей школы.Ключевые слова:образ преподавателя, профессионально важные качества, мнениестудентов, идеальный и реальный преподаватель.

Не смотря на бурное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, решение основных педагогических задач происходит в процессе реального педагогического взаимодействия.При исследовании взаимодействия преподавателей и студентов в сфере высшего образования большое значение приобретает объективная обоснованность ожиданий субъектов, выступающих в качестве участников взаимодействия. Характер педагогического взаимодействия напрямую зависит от того как представляют друг друга, что думают друг о друге, чего ждут друг от друга его субъекты. Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем –от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения.Внешний вид преподавателя, стиль изложения материала, особенности речи определяют отношение студентов к изучаемой дисциплине, к образованию в целом, к выбранной профессии.Исходя из вышеизложенного, нами выбрана тема исследования: «Образ преподавателя глазами студентов».Цель работы–изучение представлений студентов о профессионально важных качествах современного преподавателя.Нами были выделены следующие задачи исследования.1.Систематизация материала, наработанного в науке по проблеме восприятия человека человеком.2.Экспериментальное изучение представлений студентов о профессионально важных качествах преподавателя.3.Сравнение представлений об «идеальном» и «реальном» преподавателе.Адекватное восприятие друг друга –один из важнейших факторов успешного общения. Говоря о межличностном восприятии, С.Л. Рубинштейн сравнивает восприятие с чтением, расшифровкой значения внешних данных [1].Возникающие при этом впечатления, играют важную регулятивную роль в процессе общения и деятельности. Наиболее информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). В современном вузе преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть организатором, модератором,фасилитатором, психологом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.В исследовании принимали участие студенты технического факультета в количестве 100 человек.Для проведения исследования на основе изучения педагогической литературы мы составили сводную таблицу профессионально важных качеств преподавателя(табл. 1).На первом этапе исследования студенты отмечали в данной таблице качества, которыми должен обладать «идеальный» преподаватель. На втором этапе студенты отмечали качества, которыми обладают их реальные преподаватели. Результаты исследования мы анализировали по блокам профессионально важных качеств и по каждому качеству отдельно(рис. 1).

Рис. 1. Сравнение образов идеального и реального преподавателя

Анализ по блокам показал, что у студентов на каждом курсе имеются свои критерии уровня развития профессионально важных качеств идеального преподавателя и представление о владенииими у реальных преподавателей. При этом нельзя не отметить,что у студентов третьего курса данная разница наименьшая или например критерий «знания и опыт» практически на уровне ожидания. Так же нельзя не акцентировать свое внимание на блоке «педагогические способности», где практически на всех курсах имеется большой разбег, особенно у первого и пятого курса. Анализ по блокампоказал, что у студентов на каждом курсе имеются свои критерии уровня развития профессионально важных качеств идеального преподавателя и представление о владенииими у реальных преподавателей. При этом нельзя не отметить,что у студентов третьего курса данная разница наименьшая или например критерий «знания и опыт» практически на уровне ожидания. Так же нельзя не акцентировать свое внимание на блоке «педагогические способности», где практически на всех курсах имеется большой разбег,особенно у первого и пятого курса.

Таблица 1Бланк для оценки профессиональных качеств преподавателя

Блок «Знания, опыт»Отсутствие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Общий кругозор, эрудиция (знания в различных областях)Знания основ дисциплины на уровне учебника1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Глубокие теоретические знания по преподаваемой дисциплинеСам не занимается практической работой по преподаваемой дисциплине1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Большой практический опыт по преподаваемой дисциплинеОтсутствие педагогического опыта1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Большой педагогический опыт (опыт преподавания)Отсутствие жизненного опыта1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Богатый жизненный опыт (знание о том, как поступить в тойили иной жизненной ситуации)Блок «Внешний вид»Сутулость1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Прямая осанкаШаркает ногами, семенит и другие недостатки1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Уверенная походкаДжинсы, свитер1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Деловой костюмНеопрятный внешний вид1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Аккуратность (идеально выглаженная, чистая одежда)Не следит за модой1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Модная одежда (соответствие последним мировым тенденциям, новинкам сезона)Одинаковая одежда каждый день1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Разнообразие по цвету и фасонуПодчёркнуто молодёжный или слишком возрастной стиль в одежде1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Соответствие внешнего вида возрасту, статусу, индивидуальным особенностям преподавателя«Не следит за собой»1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Ухоженность (макияж, маникюр, стрижка)Блок«Речь, стиль изложения»Скучно1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Образность (яркие примеры)Простота, доступность1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Научность (специальные термины и научные понятия)Произносимые слова не понятны1 2 3 4 5 6 7 8 9 10ЧёткаядикцияСлова паразиты, речевые ошибки, ошибки в ударениях1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Грамотность Говорит слишком тихо или слишком громко1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Оптимальная громкость голосаПерескакивает с одного на другое1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Логичность, последовательностьБлок«Педагогические способности»Слишком сложно1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Понятно объясняетЧитает по бумажке1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Свободно излагает материалПерегружает работой1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Оптимально распределяет время на паре (чередует виды деятельности)Монолог преподавателя1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Диалог со студентамиСлишком жёсткие требования1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Чёткие, понятные требованияИзбирательное отношение к студентам1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Единые требования для всехДаёт только теоретические положения1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Теоретические положения сопровождает практическими примерамиОднообразные методы (лекции, семинары)1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Разнообразные методы обучения (деловые игры, практические упражнения)Строго следует требованиям программы и стандарта1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Учитывает способности и возможности студентовОтсутствие, несистематичность1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Обязательный, систематический контрольОдной из причинтакой разницы,возможно,является преимущественное изучение на первом курсе общеобразовательных дисциплин. При этом нельзя исключитьтот факт, что первокурсники сравнивают вузовских преподавателей с школьными учителями. Результаты выпускного курса иллюстрируютбольшую осознанность и дифференцированность критериев оценки преподавателя, а также большую критичность в отношении реальных преподавателей. Вышеприведенный анализ является общим и для более полного анализа, рассмотрим более подробно каждый блок.Блок «Знания, опыт».Анализируя блок «знания, опыт», можем сразу отметить, что, по мнению анкетируемых студентов, уровень владения предложенными критериями у идеального преподавателя на уровне не мене 75%(рис. 2). А вот у реальных преподавателей, владение данными критериями, по мнению некоторых респондентов на уровне 55–60%(рис. 3). Хотя нельзя не отметить, что уровень владения рядом критериев у идеального и реального преподавателя одинаковы. А в некоторых случаях степень развития реальных преподавателей превосходит идеального. Данное расхождение между идеальным и реальным преподавателем приходится на респондентов, обучающихся на третьем курсе.

Блок «Внешний вид»(рис. 4, 5).Проводя анализ данного блока, нами было отмечено, что, по мнению студентов,во внешнем виде преподавателя не имеют большой важностиделовой костюм, разнообразиев цветовой и фасонной гамме, а так же модная одежда. При этом данные критерии находятся на уровне, или их соответствие лежат в промежутке ±10%, что практически соответствует погрешности. Блок «Речь, стиль изложения»(рис. 6,7).При проведении анализа данного блока нами было подчеркнуто, что студенты трезво оценивают и понимают, что идеала не существует. Уровень владения каждым из критериев лежит в промежутке от 75–80% до 90–93%. За исключением критерия «научность (специальные термины)», по мнению студентов, идеальный преподаватель должен владеть им на уровне 50–55%, при этом уровень данного критерия у реальных преподавателей оценен в 60–70%. О чем нельзя сказать по остальным критериям у реальных преподавателей, они увы уступают идеальным, по некоторым курсам разница лежит в промежутке до 30–35%. То есть некоторые качества у реальных преподавателей на уровне 50–55%, что говорит о необходимости повышения квалификации.Блок «Педагогические способности»(рис. 8, 9).При анализе данногоблока, нами было замечено,что уровень развития каждого из критериев у идеального преподавателя, по мнению студентов долженбыть на высоком уровне (75–90%). Требования к уровню развития качествданного блокау идеального преподавателяпрактически не меняются в процессе обучения, если и есть расхождения, то они незначительны. Аналогично предыдущим блокам уровень важности у каждого отдельно взятого критерия идеального преподавателя различен, одни более развиты, другие менее, но уровень ко всем высок. При этом явновиднои то,что реальные преподаватели не дотягивают по развитию этих критериев до идеального, разница не катастрофична, но все же ощутима. Что говорит о необходимости работыпреподавателей в направлении развития данных качеств.

Рис. 2. Уровень развития предложенных критериев у идеального преподавателя

в блоке «Знания и опыт» по мнению студентов разных курсов

Рис. 3. Уровень развития предложенных критериев у реальных преподавателей

в блоке «Знания и опыт» по мнению студентов разных курсов

Рис. 4. Уровень развития предложенных критериев у идеального преподавателя

в блоке «Внешний вид» по мнению студентов разных курсов

Рис. 5. Уровень развития предложенных критериев у реальных преподавателей

в блоке «Внешний вид» по мнению студентов разных курсов

Рис. 6. Уровень развития предложенных критериев у идеального преподавателя

в блоке «Речь, стиль изложения» по мнению студентов разных курсов

Рис. 7. Уровень развития предложенныхкритериев у реальных преподавателей

в блоке «Речь, стиль изложения» по мнению студентов разных курсов

Рис. 8. Уровень развития предложенных критериев у идеального преподавателя

в блоке «Педагогические способности» по мнению студентов разных курсовРис. 9. Уровень развития предложенных критериев у реальных преподавателей

в блоке «Педагогические способности» по мнению студентов разных курсов

Результаты опроса студентов показали, что, прежде всего,последние ценят в преподавателе педагогические способности: «понятно объясняет», «учитывает способности и возможности студента» и пр. способность научить студента размышлять самостоятельно. Большую потребность наши студенты испытывают в сфере активных форм обучения: тренинги, деловые игры и пр.На втором месте по значимости находится критерии знания и опыта преподавателя: преподаватель должен обладать знаниями в различных областях, быть профессионаломв своей области и объяснять изучаемый материал на конкретных примерах, его занятия должны обладать ценностью с точки зрения прикладной значимости.На третьем месте, студенты ценят в преподавателе ораторские способности: «четкая дикция», «грамотность».И на четвертом месте, наименее важный,по мнению студентов, критерийвнешнего вида: «модная одежда», «разнообразие по цвету и фасону», хотя нельзя не отметить высокие требования к таким характеристикам внешнего вида как «ухоженность» и «аккуратность». Противоречивость высказываний студентов заставляет еще раз подчеркнуть, что при всей ценности материалов опроса они –лишь составная часть многосторонней оценки деятельности преподавателя.

Ссылки на источники1.РубинштейнС.Л. Основыобщейпсихологии. –СПб.: Питер, 2009.–720 с.

Larina Elena, candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of supplementary professional education, Orenburg State Agrarian University, Orenburgenlarina@yandex.ruThe study of the students’ views on professionally important qualities of an «ideal» and «real» teacherAbstract.The author presents the results of the study of modern students’ views on professionally important qualities of an "ideal" and "real" high school teacher.Keywords:image of a teacher, professionally important qualities, the students' opinion, the ideal and the real teacher.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»