Образ карнавального мира в подростковой реальности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казанцева Е. В. Образ карнавального мира в подростковой реальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S7. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13569.htm.
Аннотация. Статья посвящена возможности использования практик культурно-психологического подхода для построения новых концептуальных моделей значимых моментов в жизни индивидуума, в частности подросткового кризиса, через призму культуры и культурных кодов. Исследователем проводится аналогия между миром карнавала и подростковым кризисом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
~ 1~ Казанцева Елена Васильевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО«Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрогklein44@yandex.ru

Образ карнавального мира в подростковой реальности

Аннотация. Статья посвящена возможности использования практик культурнопсихологического подхода для построения новых концептуальных моделей значимых моментов в жизни индивидуума, в частности подросткового кризиса, через призму культуры и культурных кодов. Исследователем проводится аналогия между миром карнавала и подростковым кризисом.Ключевые слова: карнавальный мир, хронотоп, состояние «двумирности», культурнопсихологический подход.

Современные исследования по проблеме становления и развития личности, все больше ориентируются на использование культурнопсихологического подхода. С одной стороны, такой подход позволяет сконцентрировать внимание на рассмотрении мало изученных связей «личностькультура», а с другой –собирает усилия различных дисциплин, известных теорий и практик в процессе построения континуума пересечений персонального и культурного пространств. Культурная среда выступает не только сосредоточением ценностей и смыслов, значимых для личности, но и позволяет понять конфигурацию многих процессов, наполняющих персональное пространство. В исследовании Е.Б.Старовойтенко отмечается: «интеграция психологии и наук о социокультурных процессах ведет к установлению новых концептуальных отношений «индивидуальности», «личности» и«субъекта» [1]. Междисциплинарный подход вкладывает в руки исследователя дополнительное количество преимуществ. Вопервых, междисциплинарный подход к исследованию личности позволяет отследить одновременность ее принадлежности многим культурам и многим культурным эпохам как «атома» не только социальной, но и культурной жизни. Вовторых, он вводит в научный оборот дополнительные культурные критерии, позволяющие измерять личностное начало. По мнению Е.Б.Старовойтенко, культурные критерии направлены на раскрытие универсальных, уникальных и специфических для определенного этноса или социума отношений личности к ценностям культуры, охватывающие разнообразные направления ее жизни и представленные в ее внутреннем мире [2]. К числу культурных критериев автор такжеотносит процесс реализации личностью бессознательных культурных «первоначал» –архетипов, активное освоение ею традиций и новаций культуры, многомерные культурные идентификации и т.д. Наибольший интерес для исследователя в этой связи обретают моменты разрывов в персональном бытии, точки перехода личности из одного социального, психологического, состояния в качественно новое. Эти точки перехода традиционно в психологической науке рассматриваются как кризисные (возрастные кризисы). Кризисные периоды в развитии личности интересны еще и тем, что на поверхности персонального пространства проступают пласты других культур и культурных эпох, отличные от той культуры, которая выступает для личности базовой, современной. В нашей статье представлена попытка провести культурнопсихологический анализ подросткового кризиса на примере фильма Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». ~ 2~ Период в развитии человека от 11 до 14–15 лет гуманитарии традиционно называют подростковым, а также трудным, переходным возрастом,временем «нового рождения». Наиболее значимым показателем подросткового возраста, в психологическом плане, является развивающееся чувство взрослости [3]. В классических работах отечественных психологов дается его полновесное описание «оно выражается у подростков в наличии собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок, стремлении их отстаивать, несмотря на несогласие со стороны взрослых или сверстников». Представления о взрослости, стремление ее ощутить у подростков приобретает специфические формы. Чувство взрослости для подростка это –ощущение свободы действий и выбора, свободы в ее безграничных формах вплоть до анархии. В культурном контексте это может быть связано с поиском новых форм самовыражения, освоения культурных кодов и смыслов в рамках персонального пространства.Современное общество уделяет недостаточное внимание процессу взросления подростков, большинство психологопедагогических подходов и концепций, организованных мероприятий ориентированы на работу «тяжелыми следствиями неудачной адаптации подростков», девиантными и делинквентными группами [4]. В современных условиях, к сожалению, отсутствуют программы ориентированные на подготовку подростка к вступлению в сложный мир взрослых, (т.е. работа, направленная на предотвращение причин эскалации кризисных проявлений)[5, 6].На сегодняшний день в современной российской культуре не существует ни одного значимого, действенного обряда инициации, который бы фиксировал переход ребенка из «детства» во взрослый мир и подчеркивал его значимость в жизни человека и общества. Поэтому подростки вынуждены идти собственным путем, открывая взрослый мир через доступные и более примитивные способы познания. Постижение взрослой жизни у подростков связано с освоением закрытых, табуированных сфер социальной жизни. Формы социального постижения реальности чаще всего имеют противоправный характер –употребление алкоголя и наркотиков, сексуальные контакты, насилие и воровство. Подобное поведение подкрепляется общей тенденцией –протеста против родителей, других значимых взрослых, которые выступают образчиками официальной культуры. Подростки формируют самостоятельное культурное пространство, наполняя его антагонистичными и перевернутыми смыслами, об этом может свидетельствовать наличие арго, отказ от ценностей взрослого мира и т.д.Идею о наличии в культурном пространстве нескольких культурных слоев одним из первых высказал К.Г.Юнг. Проводя сравнительный культурологический анализ, Юнг приходит к выводу, что в современном мире существует несколько различных с виду культурологических традиций, каждая из которых обладает некоторой самостоятельностью и ей принадлежат определенные типы общностей, стран и народов; вместе с тем, если обратиться к первичным понятиям культуры, то выяснится, что, несмотря на внешние различия, на уровне глубинных слоев культуры общности содержат в себе некие единые категории, которые описывают структуру и тип первичной социальной реальности, общной для всего человечества. В работах К.Г.Юнга прослеживается мысль о том, что культура в своем историческом развитии формируется под влиянием иррациональных процессов и категорий, которые свойственны любому обществу. Кроме того, Юнг указывал и на то, что подобные иррациональные основания присутствуют в скрытом виде и в обществе современного типа, и не просто присутствуют, но и активно оказывают воздействие на мировые социальные процессы [7]. Культурная модель проявления подросткового кризиса в данном случае может рассматриваться как один из вариантов выхода на поверхность персонального пространства элементов коллективного бессознательного представленного в виде карнавального действия. ~ 3~ Карнавальная модель культуры, была описана в работах М.М.Бахтина [8,9]. Исследователь справедливо отмечал, что «празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека» [10, с. 14]. Таким образом, элементы карнавальной культуры могут выступать как способы проживания ребенком значимых точек развития. Карнавальная культура средневековья и повседневное общение подростков со сверстниками имеют большое число сходных черт. Карнавал, по мнению М.М.Бахтина, «это –сама жизнь, но оформленная особым игровым образом. Карнавал не созерцают, в нем живут» [11,с. 12]. Подобные игровые формы бытия мы можем наблюдать и у подростков, которые «свято верят» что, играя во взрослую жизнь, по собственным правилам, они становятся к ней сопричастны. И карнавал, и переходный возраст носят временный характер. Подростковый возраст имеет свой особый хронотоп (времяпространство). Сущностным началом для обоих явлений становится освобождение от существующих норм, запретов, иерархических отношений. И карнавал, и подростковая повседневность строятся в известном смысле как пародия на обычную внекарнавальную жизнь, переворачивая как бы «мир наизнанку». В работах М.М.Бахтина дается глубокое описание карнавального мироощущения: «Мироощущение –это, враждебное всему готовому и завершенному, всяким претензиям на незыблемость и вечность, требовало динамических и изменчивых («протеических») играющих и зыбких форм для своего выражения. Пафосом смен и обновлений, сознанием веселой относительности господствующих правд и властей проникнуты все формы и символы карнавального языка. Для него очень характерна своеобразная логика «обратности» (aL'enuers), «наоборот», «наизнанку», логика непрестанных перемещений верха и низа («колесо»), лица и зада, характерны разнообразные виды пародий и травестий, снижений, профанации, шутовских увенчании и развенчании. Вторая жизнь, второй мир народной культуры строится в известной мере как пародия на обычную, то есть внекарнавальную жизнь, как «мир наизнанку» [12, с. 16].И карнавал, и подростковая реальность представляют собой состояние «двумирности», двойственного бытия, двойного восприятия мира; сферы карнавального бытия и сферы официальной культуры, сферы подросткового сообщества и мира взрослых. Проникая в мир карнавала, подросток попадает в свой особый, отдельный от взрослых мир.В качестве ведущих форм выражения карнавальной культуры М.М.Бахтин выделяет следующие: карнавал –это вторая праздничная жизнь народа; в карнавальной реальности «довольно частое употребление ругательств, бранных слов и целых бранных выражений» [13, с. 22]; «преобладание материальнотелесного начала жизни: образов самого тела, еды, питья, испражнений, половой жизни» [14, с. 24].Отследить сходство карнавала и подростковой реальности нам поможет анализ фильма Валерии Гай Германики. Сюжетная линия кинокартины «Все умрут, а я останусь» довольно проста. Триподруги Катя, Жанна и Вика готовятся всю неделю пойти на дискотеку. Но это только внешняя канва, которая описывает всю гамму межличностных отношений подростков от безумной дружбылюбви до ненависти и предательства. Второй план картины –это особенности построения отношений с миром взрослых в период подросткового кризиса. Все социальное пространство в фильме поделено на два мира. Первый мир –это пространство семьи и родителей, школьных учителей (взрослый). Второй мир –это вселенная подростков, которая выстраивается вокруг здания школы. Все основные события как бы сгруппированы в пространстве семьи и пространстве школы. Автор постоянно подчеркивает двойственный характер ~ 4~ пространства фильма, удваивая события и разводя их по степени значимости для героев из разных поколений. Первая сцена фильма начинается похоронами любимого кота Кати. Девочка горько рыдает над его могилой, устраивает поминальные проводы, в этом сюжете отражена вся непосредственность и детскость героини, ее глубокая привязанность к животному. Возвращаясь домой, Катя застает окончание другой поминальной процессии по близкому родственнику в этой сцене ее поведение приобретает новые негативные черты, оно отличается безразличием, холодностью, замкнутостью. Так же двойствен и амбивалентен каждый персонаж карнавала, несущий в себе и некоторую идею, и развенчание ее. Приготовление к дискотеке имеет как внешнюю формальную сторону выбор одежды, моделей поведения, запасы алкоголя и проч. так и внутреннюю мифологическую. Оформление мифологического приготовления сопряжено с важным обрядом привлечения противоположного пола. Катя сидит обнаженная в подвале на трубах, повторяя как заклинание «Пусть у меня будет парень на дискотеке»! Сходным образом ведет себя и Вика, которая перед дискотекой сжигает соломеннуюкуклу (образ мнимой соперницы). «Романтические» (грубо сексуальные) отношения с противоположным полом воспринимаются четырнадцатилетними школьницами как статуснозначимые –отношения взрослых, такие себе могут позволить только старшеклассники. Школа –это центр хронотопа, и в тоже время–этоместо повышенного социального контроля, именно здесь разворачивается карнавальный перфоманс.По М.М. Бахтину, каждый хронотоп обрастает и третьим –ценностным –измерением, так что типологически отраженная в нем «точка зрения» на мир имеет не только пространственновременную локализацию, но и аксиологическую определенность [15]. Учебновоспитательный потенциал школы не имеет для подростков никакой значимости. Поведение преподавателей в фильме (учитель геометрии и учитель литературы) носит, подчеркнуто не профессиональный характер. Основные средства работы с аудиторией, которые они используют это –иронический, издевательский тон, личностное унижение детей, отсутствие толерантной, понимающей позиции. Главная героиня фильма, Катя первой поднимает бунт против подобного отношения, срывая урок, впоследствии другие дети следуют ее примеру. Режиссер, как нам кажется,делает это намерено, для того,чтобы показать господство подростка в этом пространстве, и намерено склоняет зрителя на сторону бунтовщиков. Школа, тем не менее, сохраняет двойственность бытия, соприкасаясь с миром взрослых она выступает как оплот моральнонравственных ценностей (учительница геометрии приходит к Кате домой и рассказывает родителям о ее поведении), но для подростков ее ценности несут в себе другой перевернутый смысл.Школа представляет собой сакральное для подростков место. Не просто школа, сама по себе, а школьный туалет. Туалет рассматривается как место для проявления себя, своего статуса взрослости. В туалете можно спокойно покурить, выяснить отношения, почитать записки мальчиков, распивать алкоголь во время дискотеки. Именно здесь, в туалете начинаются все знаковые события, которые затем выстраиваются в сюжетные линии. В связи с этим, мы можем рассматривать данную установку как один из значимых элементов в карнавальном мировоззрении подростков.В мировосприятии подростков, как и в хронотопе карнавала большую значимость имеют символы. Именно символы придают глубину и значимость происходящим событиям, они фиксируют начало и конец развития действия. Иллюзорный «взрослый» мир подростков символизируется выкуриванием сигарет, употреблением алкоголя, сексуальных контактов. Собственный подростковый, но в сущности, детский мир ~ 5~ фиксируется в сценах с выбором жевательных резинок, поглощением чупа чупсов. В карнавальном пространстве функционируют особые законы и нормы организации, существует набор ролей для ведущих персонажей театрального представления –этокороль, шут, священник или папа римский в средневековой культуре, в мире подростков –это главный «мачо» (Алекс), в роли шутов –девятиклассницы. Карнавальное действо –это всегда измененное мировосприятие, развивающееся по восходящей, достигающее кульминации и затухающее, но перерождающее главных персонажей [16]. Сюжет с дискотекой имеет такую же структуру: все трое девочек во что бы то ни стало, стремятся попасть на дискотеку. Катя убегает из дома, рушится дружба, используется обман и предательство. Кульминационным моментом выступает сама дискотека, где каждая из девочек входит во взрослую реальность.Подведем некоторые итоги. Сравнительный анализ основных структур карнавала и подростковой реальности, представленной в фильме В.Г.Германики показал наличие сходных тенденций развития, формирования двумирности, переворачивание смыслов и ценностей, перерождение героев.

Ссылки на источники1.Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. –М.,2012.2.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. –М.,2000.3.Там же.4.Вараксин В. Н. Снижение уровня депрессивных состояний детей и подростков во временном детском коллективе // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 05. –ART 13544.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13544.htm. 5.Там же.6.Вараксин В. Н., БолдыреваВараксина А. В. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения детей и подростков // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 05. –ART 13550.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13550.htm.7.Юнг К. Г. Архетип и символ. –М., 1991.8.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. –М., 1965.9.Бахтин М.М.Проблемы поэтики Достоевского. –М., 1963. 10.Там же.11.Бахтин М. М. Указ. соч.12–15. Юнг К. Г.Указ. соч.16.Касимов Р. Поэтика карнавала и переходных ритуалов //Диалог. Карнавал. Хронотоп. –1995.–№3.–С. 6–15.

KazantsevaElena,candidateof Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of of pedagogics and psychology of personality, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogklein44@yandex.ruThe image of the carnival worldin the adolescence realityAbstract. The article is devoted to possibilities of the use of cultural and psychological approach for building the new conceptual models of the most significant moments in the life of the individual, in particular adolescent crisis through the prism of culture and cultural codes. The researcher carried out the analogy between the world of the carnival and adolescent crisis.Keywords: carnival world, chronotop, the state of “double world”, cultural and psychological approach.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»