Оптимизация внешнеторгового контракта в условиях неопределенности методом многокритериальных оценок

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мартьянова О. В. Оптимизация внешнеторгового контракта в условиях неопределенности методом многокритериальных оценок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53041.htm.
Аннотация. Статья посвящена моделированию и оптимизации выбора эффективных решений исполнения внешнеэкономических контрактов организации в условиях неопределенности с использованием как количественных, так и качественных оценок внешнеторговых операций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мартьянова Ольга Владиславовна, аспирант кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит» ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова», г. Москва1263m@mail.ruОптимизация внешнеторгового контракта в условиях неопределенностиметодом многокритериальныхоценок

Аннотация.Статья посвящена моделированию и оптимизации выбора эффективных решений исполнения внешнеэкономических контрактов организации в условиях неопределенности с использованием как количественных, так и качественных оценок внешнеторговых операций.

Ключевые слова:внешнеэкономический контракт, оптимальное решение, многоуровневый анализ, моделирование, условиянеопределенности, критерий, матрица эффективности

Современный внешнеторговый бизнес характеризуется высокой степенью неопределенности экономических условий, порождающей риск, который оказываетзначительное влияние на конечные результаты деятельности организации. При осуществлении внешнеторговых операцийорганизациинеобходимо учитывать еёвнутренние факторы во взаимосвязи с факторами внешней среды зарубежных рынков, что дает возможность значительно повысить эффективность внешнеторговых операций. Вместе с тем рыночнаясреда характеризуется высокой степенью неопределенности и риска, что значительно усложняет процесс оценки внешнеторговых операций и обуславливает необходимость постоянного совершенствования инструментария анализа этого направления деятельности. Цель статьи –предложить модель оптимизации внешнеторговых контрактов методом последовательноиерархического анализа, в которых сталкиваются интересы сторон, преследующих разные цели, при исполнении внешнеторгового проекта.Основными причинами неопределенности и, следовательно, источниками риска в области внешнеэкономической деятельности, являются:1.Нестабильностьклиматических условий, которые могут стать источником дополнительных затрат и отрицательно повлиять на финансовые результаты внешнеторговой деятельности. 2.Случайностьсоциальнополитических процессов в условиях растущей глобализации. Вероятностная сущность многихпроцессовв области внешнеторговых операций организации, многовариантность материальных отношений приводят к неодинаковому протеканиюсобытийв сходных условиях,что указывает на невозможность определения наступления предполагаемого результата. 3.Ограниченность информации о мировых экономических процессах. Организации необходимо время для адаптации своих ресурсов и целей к разнообразным и переменчивым условиям деятельности в зарубежных странах. Вэтом и состоит определение внешнеэкономической стратегии организациина международном рынке. Не планируя организациянеможет найти оптимальный способ заключения выгодного для себя контракта с иностранным поставщиком.4.Внешнеэкономический риск, связан с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуацией, условиями инвестирования и использования прибыли, отсутствием комплексного подхода к оценкериска в условиях осуществления деятельности с иностранными поставщиками.5.Изменчивость спроса и трудностисбыта товаров в условиях расширенных пространственных и временных рамок.6.Отсутствиеинформации о тенденциях изменения производственноэкономических показателей, параметрах новой техники и технологиях.7.Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.8.Неопределенность целей, интересов и поведения участниковвнешнеэкономического бизнеса, что приводит к столкновению их экономических интересов в условиях интернационализации деятельности отдельных экономических субъектов.9.Трудностьполучения информации об иностранном поставщике,его финансовом положении и деловой репутации (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).Неопределенность понимается как ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о возможных состояниях системы и внешней среды, то есть когда в системе возможны те или иные непредсказуемые события. При этом, крайне сложно либо невозможно оценить вероятность возникновения этих событий [1].

Общими характеристиками внешнеэкономическойсреды являются такие, как:простотаили сложность, критерием различия которых является количество условий, подлежащих учету;динамичностьили статичность по степени изменчивости условий на интервале времени, сравнимым с временем решения задач;детерминированностьили случайностьпоявления плохо учитываемых воздействий или изменений[2].Чем выше степень сложности, динамичности и недетерминированности, тем больше вариантов осуществления возможных действий субъекта экономической деятельности. Субъект вынужден рассматривать эти варианты, выбирать один из них, то есть принимать решение. Подобные ситуации определяются как неопределенность, а действия субъекта всегда включают принятие решения как выбор из альтернатив.Неопределенностьявляется неизбежной при функционировании больших и сложных проектов: чем сложнее проект, тем большее значение приобретает фактор неопределенности в его развитии. Неопределенность является важнейшей характеристикой ситуации риска, требующей принятия решения. В различных моделях принятия решений неопределенность понимается поразному. Можно выделить два следующих:1. Неопределенность вероятности исхода, когда известны альтернативы выбора с описанием исходов и возможных их вероятностей.2. Неопределенность уверенности в наступлении события, когда вероятности исходов неизвестны.Отличием является то, что в первом случае предполагается выбор альтернативы, хотя неопределенность может относиться к самим критериям «правильной альтернативы». Неопределенность во втором случае задана неуверенностью ориентировки субъекта экономической деятельности в самой системе альтернатив. И риск принять неверное решение здесь не столько неисчислим, сколько не поддается категоризации.При выборе финансовой стратегии во внешнеторговом направлении возникает необходимость разработки отдельных ее видов и оценки вероятности их реализации. Поскольку полностью избавиться от влияния фактора неопределенности и риска невозможно, то возникает потребность принимать соответствующие меры с целью отбора оптимальныхальтернатив, используя теорию математических моделей и методов, связанных с принятием рациональных решений.Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, которые могут иметь место при оценке внешнеэкономических проектов, метод должен включать следующие этапы:1.Описание всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и т.п. параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты, связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности.2.Преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию вероятностныхзначенийотдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения.3.Определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации показателей ожидаемой эффективности.Качеством внешнеэкономической деятельности является неопределенность, связанная с тем, что на её участников оказывают воздействие одновременно большое число факторов различной природы и направленности, оценка которых затруднена. Если учестьвсе рыночные факторы в модели, то сохранитсянеопределенность относительно реакции участников внешнеторгового бизнесана ихвоздействия. Информационная неопределенность, которая всегда имеет место при исполнении внешнеторгового контракта, сопровождаетсярискомпринятия неверного решения. Нельзя исключать возможность того, что внешнеэкономический контракт с иностранным поставщиком, признанный прибыльным на этапе его заключения, при исполненииокажется убыточным, в видутого, чтозначения параметров отклонились от расчетных или же какието факторы вообще не были учтены. Собственник внешнеэкономического бизнеса, принимающийрешение, может иметь своё отношение к рискам или потерям в рамкахисполнения контракта. Поэтому, осуществляя поиск оптимальногорешенияпри исполнении внешнеторгового контракта в условиях неопределённости, но применительно к разныминостранным контрагентам, онможет находить различные наилучшие решения. Противоречия в этом нет, так каккаждый участник внешнеэкономической деятельности должен реализовывать не только свой опыт и отношение к риску при нахождении оптимального решения, но и уметь анализировать опыт других участников внешнеторгового бизнеса, оценивая возможныепотерипридостижении конечного экономического результата. Менеджмент организаций, специализирующихся на внешнеторговых операциях, долженприлагать усилия по повышению уровня своей осведомленности и пытаться измерять рискованность своих решений как на стадии оценки целесообразности заключения контракта, так и в ходе его исполнения. Если при исполнении контрактауровеньриска достигнет недопустимых значений, а собственник бизнеса не сможет это оценить,тоон обречен действовать вслепую.В том случае, если организация не имеет никакой информации о вероятности наступления того или иного события ему приходится принимать решения в условиях полной неопределенности [3]. Выход из такой ситуации –принятие решений на основе критериев [4]: критерий максимакса;

критерий Вальда;

критерий Сэвиджа;

критерий Гурвица.Характеристика критериев и их содержание представлены в таблице 1.

Таблица1

Критерии принятия решения в условиях неопределенностиНазвание критерияСуть критерияВарианты решенияФормула критерияКритерий максимаксаМаксимизация максимума доходовОгромный риск, т.к. выбор за максимально возможным доходом игнорируя возможные потери,где Эij

номинальный размер эффектаКритерий Вальда (правило максимина)Масимизация минимального доходаСамые плохие результатыкаждой альтернативы, где –максимально возможный выигрыш по iму вариантуКритерий Сэвиджа (правило минимакса)Минимизация максимально возможных потерьСамые плохие результатыкаждой альтернативы среди матрицы рисков

где rij–риск,определяемыйвыражением: Критерий Гурвица (компромиссный способ)Компромисс между оптимистичным правилом максимакса и правилом крайнего пессимизма,максимина Усредненное значениемежду оптимистичным и пессимистичным вариантамигде α–коэффициент, выбираемый экспертно из интервала от 0 до 1 и показывает вероятность наступления события с низким или высоким выигрышем

Общей процедурой выбора альтернатив в условиях неопределенности является построение матрицы эффектов (или ущербов). Предположим, организация импортирует силикокальций, феррониобий и кальций металлический. Каждый вид данного сырья находится на различных этапах жизненного цикла: силикокальций на этапе внедрения, феррониобий на этапе роста, кальций металлический на этапе спада. Это позволяет организации поддерживать высокую финансовую устойчивость и экономическую стабильность. Суммарная прибыль организации складывается из прибылей, получаемых от продажи силикокальция, феррониобия и кальция металлического, объемы которых, в денежном выражении, необходимо максимизировать. Экономические показатели выпускаемой продукции представлены в таблице2.

Таблица 2

Экономические показатели по импортным товарамВид сырьяМассаЦена поставки Сумма поставкиЦена продажиСумма реализацииПрибыль

т.тыс.руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.Силикокальций22025,85676,028,16182,0506Феррониобий17548,18417,551,99082,5665Кальций металлический37032,71209935,313061,0962

Необходимо принять оптимальное решение в области маркетинговой стратегии, обеспечивающей максимизацию прибыли от реализации каждого вида импортного товара и сформулировать возможные стратегии деятельности организации в отношении каждого вида товара. Достоверных данных о величине прогнозируемого спроса на товар нет. Поэтому решение принимается в условиях полной или частичной неопределенности. Обоснование оптимального варианта решения в условияхнеопределенности проведем для феррониобия, который находится на этапе роста:а) маркетинговые исследования, требуют дополнительно 8,5 тыс. руб.;б) можно снизить цену (для привлечения потребителей) с 51,9 тыс. руб. до 49,2 тыс. руб. за единицу; в) закупать товар с повышенным содержанием присадок, что повышает качество товара. Дополнительные затраты З2 0,9 тыс. руб. на единицу товара; г) бездействие. Известно также, если организация скорректирует маркетинговую стратегию, снизит цены, привлечет оптовиков, приступит к заключению внешнеторгового контракта на закупку нового товара, то оборот увеличится в два раза. Если менеджмент организации выбирает стратегию –повышение качества товара или его модернизацию, то оборот возрастает в 1,5 раза. На основе изучения сбыта товара в прошедшем году коммерческий отдел организации сделал оптимистический прогноз по продажам на следующий год:

силикокальций –50%; феррониобий –60%.Оптимальный вариант решения можно выбрать с помощью платежной матрицы, по строкам которой записываются возможные варианты действий организации Вi, где i–количество вариантов действий организации, а в столбцах матрицы возможные ситуации Sj, где j–количество вариантов ситуации.Возможные состояния внешней среды –поведение потребителей:S1–покупатели приобретают весь товар; S2–покупатели приобретают 60%; S3–покупатели не приобретут феррониобий. Возможные вариантыдействий организацииимпортера: В1–активные маркетинговые усилия; В2–снижение цены для привлечения потребителей; В3–закупка нового товара с повышенным содержанием присадок; В4–не предпринимать никаких действий. Условия могут быть записаны в виде матрицы (таблица 3).

Таблица3–Платежная матрицаВариант решения (Bi)Ситуация (Sj)S1S2S3B11321,5789,58,5B23852310В3840441157,5В46653990

Затраты на маркетинг составляют 8,5 тыс. руб. Поэтому при выборе варианта действий В1прибыль уменьшается на величину затрат. Снижение цены на товар способствует увеличению оборота в два раза, тогда как стратегия повышения качества товара –только в 1,5 раза, что учтено в вариантах В2и В3. Если организация бездействует, то прибыль можно получить только в конце года. Вариант В1–прибыль в конце второго квартала. При 1,2% инфляции в месяц годовая прибыль (665 тыс. руб.), должна быть соотнесена с прибылью, получаемой в конце второго квартала (618,5 тыс. руб.). Используя метод дисконтирования, приведем первое значение прибыли ко второму с учетом показателя инфляции. Получим следующие значения: �′′′=665×(1−0,012)6=618,5тыс. руб.(1)�′′′′=399×(1−0,012)6=371,1тыс. руб.(2)

В таблице4приведена матрица эффектов,позволяющаяточнееразобраться в сложной ситуации и оценить каждое из возможных решений с различных позиций и в итоге принять продуманное решение с минимальном рискомДанные таблицы4используются для выбора варианта решения по феррониобию.

Таблица4–Матрица эффектов по вариантам альтернативных решенийВариант решения (Bi)Ситуация (Sj)ЭiS1S2S3minmaxB11321,5789,58,58,51321,5B238523100385В3840441157,5157,5840В4618,5371,100618,5

Из данных вариантов выбираем оптимальный: 1) по критерию максимина из четырех значений стратегий (8,5;0;157,5;0) большим является значение 0, то есть необходимо применить стратегию В2или В4.2) по критерию максимакса из четырех значений стратегий (1321,5;385;840 и 618,5) большим является значение 1321,5, то есть стратегия В1.3) по критерию Сэвиджа, оптимальной является стратегия В1, так как выбирается то решение, которое ведет к минимальному значению максимальных потерь (таблица 5).

Таблица5–Матрица рисков по вариантам альтернативных решенийВариант решения (Bi)Ситуация (Sj)RjS1S2S3maxB1008,58,5B2936,5558,50936,5В3481348,5157,5481В4656,5390,50656,5 4) По критерию Гурвица оптимальной является стратегия В1 (таблица 6).

Таблица6–Матрица оценки эффективности по критерию ГурвицаВариант решения (Bi)ВыигрышВесСуммарный выигрышнизкийвысокий0,60,4B18,51321,55,1528,6523,5←��ݔB203850154154В3157,584094,5336241,5В40618,50247,4247,4

5) По критерию Лапласа предпочтительной является стратегия В1(таблица 7). ݕср1=0,2×1321,5+0,5×789,5+0,3×(−8,5)=656,5 (3)ݕср2=0,2×385+0,5×231+0,3×0=192,5(4)ݕср3=0,2×840+0,5×441+0,3×(−157,5)=341,3(5)ݕср4=0,2×618,5+0,5×371,1+0,3×0=309,3.(6)

Таблица7–Матрица состояния покупательского спросаВариант решения (Bi)Ситуация (Sj)ݕсрS1S2S3

B11321,5789,58,5656,5B23852310192,5В3840441157,5341,3В4618,5371,10309,3P*0,20,50,3

* Значения Р1, Р2, Р3, получены экспертным путем. Следовательно, оптимальным решением, по пяти критериям против одного (критерия Вальда), в области маркетинговой стратегии, обеспечивающей максимизацию прибыли от реализации феррониобия, является стратегия В1

активные маркетинговые усилия.Моделирование выбора оптимального решения в условиях неопределенности на основе матрицы оценки эффективности представлено на рисунке 1.





Рисунок 1 Моделирование выбора оптимального решения в условиях неопределенности на основе матрицы оценки эффективностиПроведенный анализ показал, что при выработке решения в условиях неопределенности эксперт строит матрицу решений, которая является матрицей оценки эффективности, позволяющей оценить экономические последствия решений. Принимая оптимальное решение с использованием, например критерия Гурвица, в области маркетинговой стратегии, обеспечивающей максимизацию прибыли от реализации силикокальция и феррониобия, применяя возможные стратегии деятельности организации в отношении каждого вида товара, необходимо сформировать матрицу общей эффективности (таблица 8).

Таблица8–Матрица оценки общей эффективности ЦельМаксимизацию прибылиОбщаяВариант решениясиликокальцийферрониобийэффективностьB1500,4523,51023,9B2

154,0154,0В3

241,5241,5В4253,0247,4500,4

Все альтернативные решения являются допустимыми. В соответствии с используемым экспертом критерием принятия решения, было оценено значение эффекта (позитивного или негативного) каждого из альтернативных решений при достижении цели. Экономические последствия решений, приведенные в таблице 8, со значением "" учитываются доходы организации от реализации соответствующего вида товара. Рассмотренные критерии не позволяют избежать ошибок в рискованных ситуациях, так как:

эти критерии применимы только в ситуации полной неопределенности, когда не известна вероятность наступления того или иного состояния среды (таблицы 6, 7);

существуют также другиекритериии методыпринятия решений, которые могут дать, при их использовании, несколько отличныерезультатыпри тех же исходных данных, например, оптимальность по Парето, линейное программирование и т.д. [4].Задачи анализа и выбора эффективных решений в условиях неопределенности при оптимизации внешнеэкономического проекта с целью управления всем процессом импортных поставок являются исключительно важными. Существующие постановки задач и модели оптимизации таких систем не позволяют менеджеру учитывать весьма важные моменты системного анализа, обусловливаемые, с одной стороны, необходимостью нахождения наилучших решений в условиях неопределенности, а с другой стороны необходимостью учета временной стоимости денег. Чтобы выбратьнаиболее эффективныйвариант внешнеторгового проектав условиях влиянияуказанныхособенностей, предлагается новый многокритериальный метод решения, позволяющий не только избежать ошибок при полной неопределённости процесса импортных поставок, но и принятьоптимальное решение всоответствиис новыми финансовыми задачами, которые выдвигает внешнеэкономический бизнес.

Ссылки на источники1.ДемченковВ.С. Системный анализ деятельности предприятий / ДемченковВ.С., Милета В.И. –М. : Финансы и статистика, 2001. –182 с. 2.Мартьянова О.В. Модель оптимизации внешнеторговых контрактов в условиях многовариантности рыночных факторов / О.В. Мартьянова // Аудит и финансовый анализ. –2012. –№6. –С. 145154.3.Садчиков И.А. Системный анализ в управлении предприятием : учеб. пособие / Садчиков И.А., Амельченко А.В. –СПб. : СПбГИЭУ, 2003.–126 с.4.Бродецкий Г.Л. Моделирование логистических систем. Оптимальные решения в условиях риска / Г.Л. Бродецкий. –М. : Вершина, 2006. –376 с.

Martyanova O.V., graduate studentof chir «Anlysis of economic activity and audit», The Russian economic university of a name of G.V.Plehanova, MoscowEmail: 1263m@mail.ru

Contract in foreign trade optimization in the conditions of uncertainty a method of multicriteria estimatesAbstract.Article is devoted to modeling and optimization of a choice of effective solutions of performance of the external economic contracts of the organization in the conditions of uncertainty with use both quantitative, and quality standards of the foreign trade operations.Keywords:external economic contract,optimum decision,multilevel analysis, modelling, uncertainty conditions, criterion,efficiency matrix