Историческое развитие нормативно - правовой базы Народной Революционной Армии в Тувинской Народной Республики (1921 - 1944 гг.)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минаев А. В., Хайманов В. Г. Историческое развитие нормативно - правовой базы Народной Революционной Армии в Тувинской Народной Республики (1921 - 1944 гг.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53043.htm.
Аннотация. Становление и развитие армии Тувинской Народной Республики на протяжении всей истории становления тесно связано с Красной Армией и СССР, которая всегда была готова прийти на помощь дружественному государству.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Минаев Александр Викторовичзаведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета, доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, докторант РАНХиГС при Президенте РФ,членАссоциации юристов России, член Российской Академии Юридических Наук,Республика Тыва город Кызылaleksanmina@mail.ru

Хайманов В.Г. аспирант юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия

Историческоеразвитие нормативно правовойбазыНародной Революционной АрмиивТувинской Народной Республики (1921 1944 гг..).

Аннотация:Становление и развитие армии Тувинской Народной Республики на протяжении всей истории становления тесно связано с Красной Армией и СССР, которая всегда была готова прийти на помощь дружественному государству.Ключевые слова:Тувинская Народная Республика; Конституция; армия; министерства; государство; СССР; военнослужащие.

С созданием в августе 1921 года на Всетувинском Учредительном Хурале суверенного государства Тувинской Народной Республики, перед Правительством Тувинской Народной Республикивстал вопрос о вооруженной охране республики. В целях решения поставленной задачи было образованов рамках Правительства Военное министерство. В конце этого же года был организован отряд посыльных, сначалав количестве 10 человек,далее штат был увеличен до 25 человек, в их обязанность входило охрана государственных учреждений, таким образом,были созданы охранные войска, не выполнявшие функции армии.С упразднениемв 1922 году Военного министерстваотряд посыльных стал подчиняться Министерству юстиции, а в последующее время егопереподчинили Министерству внутренних дел и выполняли функцию милиции,в результате данных изменений штат посыльных увеличился еще на 5 человеки достиг 30 бойцов. Врамках военной поддержкиТувинской Народной Республики СССР в1923 году на базе партизанского отряда С.К. Кочетова был создан территориальный эскадрон РСТК и ЧОН (дата создания ЧОН16 марта 1923 года, основание приказом начальника военного отдела исполкома РСТК С.К. Кочетова). Целью создания данных подразделений это вооруженная охрана, что являлось в то время насущной проблемой в республике, поскольку то и дело поялялись мелкиебанды контреволюционеров. Феодалы, ламы, баи выжидали удобного момента, чтобы свергнуть существующую власть,итак же сохранялась угроза вторжения из вне. В этих условиях распологая достаточной военной силой, можно было спокойно заниматься мирным строительством.2

Отличием территориального эскадрона и ЧОН друг от друга состояло в том, первый являлся регулярным подразделением. Он формировался из молодежи РСТК, полежавшей призыву на военную службу. В1927 году был упразднен военный отдел испокома РСТК , после чего молодеж РСТК стала нести военную службу в РабочеКрестьянской Красной Армии (РККА).ЧОН представляли собой нерегулярныйвоенно партийный отряд, в задачу которого входиоло оказание помощи вооруженной охране РСТК,в нее вступали добровольцы из числа коммунистов и добровольцев.В специальном договореисполкома РСТК с тувинским правительством о создании вооруженной охраны от 27 июля 1923 года оговаривалось, что танутувинское правительство и исполком РСТК вырабатывают в случае необходимости совместные действия обороны против общих врагов. Для Тувинской Народной Республикиэтот пункт имел особо важное значение, так как в начальный период своего существования она не распологала собственной достаточно подготовленной армией.На основании решения Великого учредитльного Хурала в Шагонарском районе были созданы вместо одного три партизанских поселка: Трудовой (Шагонар), красный партизан (Пестуновка) и Красная звезда (Торгалыг). В мирное время мужское население этих поселков занималось хозяйственными делами. В случае пояления какойлибо угрозы суверенитета Тувинской Народной Республикипартизаны оказывали военную помощьместным властям.На I Великом Хурале 1923 года отмечалось, что из 30 человек первоначального состава национальной армии 15 человек охраняли государственную границу. В1924 году на II Великом Хурале в связи с доведением численности армииТувинской Народной Республикидо 52 человека встал вопрос об организации на границе 4 отдельных частей (позднее названных комендатурами) по 3 человек в каждой, далеев конце года тувинский отряд преобразовали в эскадрон. Увеличение количества бойцов связано с внутреним положением дел в Тувинской Народной Республике, поскольку вмарте 1924 года на западе Тувы в Чадане, на территории Хемчикского хошуна —вспыхнуло восстание. В официальной “Истории Тувы” подчеркивалось, что это был мятеж, основными целями которого являлись ликвидация самостоятельности Тувинской Народной Республикии присоединение страны к Монголии, где должен был произойти переворот. Восстание сопровождалось грабежами магазинов, продовольственных складов, имущества местной администрации и др. Повстанцы выдвигали также и экономические требования, прежде всего речь шла о снижении налогов. В период хемчикских событий в Туву были введены дополнительные части Красной Армии (кавалерийский эскадрон 26й стрелковой дивизии). В октябре 1924 года состоялся IIВеликий Хурал Тувинской Народной Республики, на котором была принята новая Конституция. В соответствии с ней верховная власть принадлежала Великому Хуралу, а в промежутках между его заседаниями —Малому Хуралу. В приветственной речи к съезду председатель Совмина и председатель съезда БуянБадыргы. Говоря о значении независимости Тувы, в частности, подчеркивал, что созданное тувинское правительство должно быть свободно в своих действиях и не подчиняться ни СССР, ни Монголии.В принятой Конституции Тувинской Народной Республики,была закреплена норма о создании Тувинской Аратской Красной Армии (ТАКА) «В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности реставрции властей внешних паработителей и внутрених эксплуататоров подтверждается вооружение трудящихся путем образования Народной революционной армии». С момента закреплением на законодательном уровне создание Народной революционной армии, Тувинская Народная 3

Республикаперешлаот комплектования армии с добровольческой к обязательной воинской службе.В конце 20х годов XXвека было принято решение о том, что в военную школу следует принимать детей исконных аратов, ввиду данного обстоятельства состав армии Тувинской Народной Республикиизменился.В 1934 году кавалерийский девизион был преобразован в объеденный полк, а ТАКА переименовали в Тувинскую НароднуюРеволюционную Армию (ТНРА).В конце 1930 х начале 40 годов всвязи с ухудшением международного положения Правительство Тувинской Народной Республикии ЦК ТНРП в целях укрепления армии и обороны страны на XIсъезде ТНРП поручают центральному комитету партии обеспечить армию в полном объеме вооружением и поднять уровень ее боевой готовностии. В рамках данных мероприятий вновь создается Министерство военных дел, которое обеспечивает подготовку соответствующих кадров для службы в ТНРА. В 1940х годах наблюдается осложнение тувинскомонгольских отношений. Одним из аспектов тувинскомонгольских разногласий, как и в предыдущиигода, оставалсяпреждевопрос о границах. Если до 1941 годаих пытались разрешить по дипломатическим каналам в двухстороннем порядке, то с начала второй мировой войны НКИД СССР настоял на прекращениивсякого обсуждения вопросов о границе, но стороны в этом проигнорировали мнение руководства СССР.Руководство Монгольской Народной Республики ставило все вопросы о сотрудничестве в зависимость от пограничных проблем, вновь ивновь поднималсявопрос о спорном участке на тувинско–монгольской границе Дус –Даг. В 1940 годуХ. Чойбалсан в категорической потребовал от тувинского полпреда Намзырая пересмотра границы, установленной договором 1932 года. В результате этого давления 21 мая 1940 годабыло подписано в УланБаторе соглашение «О проведении границы на основании исторических материалов и документов», которое предусматривало создание в текущем году специальной комиссии и было решено твердо, что на материалы правительственных коммисий двух государств в 1932годане основываться, но использовать их при установлении новой линии границы, протоколы данных комиссий после их утверждения на уровне правительств двух государств принимали статус Закона.При этом тувинская и монгольская стороны давали соглашению прямо противоположные толкования. Тувинская Народная Республикарасценивала его как договоренность только об использовании исторических материалов при решении вопроса в рамках существующей границы. Монголия, напротив, рассматривала указанный документ как согласие на пересмотр договора 1932 года.Тувинская Народная Республика, настаивалана использовании исключительно исторических материалов и документов, монгольская сторона стремилась добиться проведения границы по линии маньчжурского тракта Хаччы. В таком случаек МНР отошли бы целиком четыре тувинских сумона и отдельные части еще 13 сумонов Тувинской Народной Республики. На данной территории проживали 6 757 тувинцев, которые тем самым попали бы в трудное положение, будучи вынуждены либо принять монгольское гражданство, либо переселиться из родных мест на северную сторону хребта ТаннуОла, в глубь тувинской территории. В силу сложившихся обстоятельств стороны переговоров зашли в тупик и прийти какомулибо решению собеседникам так и не удалось. Вопрос оставался открытый до вступления Тувинской Народной Республики в состав СССР.В этих сложных геополитических условиях Тувинскому Правительству необходимо было решить вопросы о безопасности государства и в случае необходимости отразить вторжение из вне, а так же закрепление на законодательном уровне положений о военной службе в цевом на территории 4

Тувинской Народной Республики, которые определяли ли бы порядок призыва, службы и т.д.

22 октября1942 года был утвержден Президиумом Малого Хурала ТНР Закон «Обобязательной военной службе»согласно которого служба в рядах ТНРА является почетной обязанностью каждого гражданина ТНР.

Положениями данного закона урегулированы наиболее значимые вопросы касающиеся призыва и призываемых лиц, работы соответствующих комиссий и т.д. В соответсвии с законом оборона Тувинской Народной Республикис оружием в руках осуществляется только трудящимися. На нетрудоспособные элементы возлогается выполнение иных обязанностей по обслуживаниюобороны Тувинской Народной Республики. Также предусмотрена была норма касающаяся измене родине «Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи Республики, шпионаж караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние».Призыву подлежали все жители республики внезависимости от рассы, национальной принадлежности, вероисповедания, срок службы в рядах армии для рядового был 2 года, а для млажшего начальствуещего состава 3 года. Военная служба состояла: из действительной службы и службы в запасе Армии до 50 лет.Граждане Тувинской Народной Республикинаходящиеся за пределами республики, обязанны в период призыва явиться по месту приписки в общеустановленный срок.На действительную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнилось 19 лет, а окончившим среднюю школу и ей соотвествующие учебные заведения 18 лет. В период проведения призыва в армию территория Тувинской Народной Республикиразделялась на хошунные призывные участки, а так же создаваль призывная комисия в составе председателя Военный Министр Тувинской Народной Республики, члены: заместитель председателя Совета Министров, заместитель министра МВД Тувинской Народной Республики, начальник милиции Тувинской Народной Республикии два врача, выделенных Минздравом Тувинской Народной Республикипо требованию Военного министра ТНР. На республиканскую призывную комиссию возлагается руководсмтво хошунными (городскими) призывными комиссиями, контороль за их деятельностью, а так же рассмотрение заявлений и жалоб призываемых граждан. На ряду с республиканской комиссией создаются хошунные (городские) призывные комиссии в составе: председатель начальник военно учетного стола; члены комиссии: заместитель председателя президиума хошунного городского Хурала трудящихся, уполномоченный МВД и врач выделенный Минздравом Тувинской Народной Республики. На городские комиссии возлагаются функции: определения пригодности призванных на действительную службу в армию, медицинское освидетельствование, предоставление отсрочек, а в случае необходимостии освобождение от военной службы.Так же в Уголовном законодательстве Тувинской Народной Республикибыла предусмотрена норма, а именно за допущение недобросовестного или пристрастного отношения к делу при определении состояния здоровья и физической пригодности призываемых на действительную военную службу врачи члены комиссии, равно как и врачи, привлекаемые к медицинскому освидетельствованию призываемых несли уголовную ответственность.

Лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава Народно Революционной Армиисостояли на действительной службе и в запасе, запас делился на 3 разряда по возрастному признаку в соответствии, с которыми лица, относящиеся к определенному разряду могли призываться на действительную 5

службу в зависимости от присвоенного разряда и максимальный призывной возраст был установлен у 3 разряда 60 лет, 2 разряд 55 лет, 1 разряд 50 лет.

Однако, для генералов, а так же и им равных, предельные возраста состояния на действительной службе и в запасе определяются специальным Указом Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики.В случае необходимости Военный Министр Тувинской Народной Республикиимел право задержать лиц начальствующего состава запаса на учебных сборах на срок до двух месяцев сверх сроков, установленных законом.Глава VЗакона «Об обязательной военной службе»предусмартивала права, обязанности и отвественность военнослужащих. Данная норма,так же была отражена в Крнституции Тувинской Народной Республики.За лицами, которых призывали на военные сборы, сохранялось место работы, и получали по месту работы половину своего среднего заработка. Колхозникам, колхоз начислял половину среднего количества трудодней на время сборов. Необходимо отметить, что денежное довольствие, получаемое военнослужащими и военнообязанными от армии, освобождалось от обложения всеми налогами и сборами. Военнослужащие и их семьи не подлежали выселению из жилых помещений в административном порядке.Государственное обеспечение военнослужащих при несчастных случаях или случаях ранений, выдача пенсий за выслугу лет лицам начальствующему состава и военнослужащим сверх срочной службы, равно как выдача пенсий и пособий семьям в случае смерти военнослужащего производится на основании Указа Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики.На период военного положения республики Указом Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики объявляется мобилизация. Призыв по мобилизации и последующие призывы военного времени производятся на основании постановления Совета Министров Тувинской Народной Республики и приказами Военного Министерства Тувинской Народной Республики, параллельно процедуре мобилизации на основании Указа Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики происходит государственное обеспечение семей, призванных в военное время (пенсии и пособия). Ввиду осложнившейсягеополитической обстановке в начале 40 х годов XXвекаТувинская Народная Республика устанавливает норму о начальной и допризывной военной подготовке, начальная военная подготовка проходит в 57 классах школ и в учебных заведениях, в неделю военной подготовке уделяется не менее 2 х часов, а допризывная военная подготовка проходит в 8,9,10 классах и ей соответствующих учебных заведений, количество часов не менее 2 х в неделю. Подготовку будущихвоеннослужащих осуществляют штатные военные руководители, которые оплачиваются по сметам Министерства Просвещения Тувинской Народной Республики. Процедура подготовке проходит под присмотром Военного Министерства Тувинской Народной Республики.В рамках государственной поддержкивоеннослужащими их семьям 08 октября 1943 года вышел Указ Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующегосостава Народно Революционной Армии Тувинской Народной Республики и Красной Армии и их семьям»в котором постановили лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы и специалистам рядового состава сверхсрочной службы Народно Революционной Армии Тувинской Народной Республики и Красной Армии, призванных в ее ряды из Тувинской Народной Республики, назначалась пенсия по инвалидности, а семьям умерших лиц начальствующего состава и специалистоврядового состава сверхсрочной службы назначалась пенсияили единовременное пособие.

6

Становление и развитие армии Тувинской Народной Республики на протяжении всей историистановлениятесно связано с Красной Армиейи СССР, которая всегда была готова прийти на помощь дружественному государству. Кпримеру,ввоенной присяге, прописанной в Законе «Об обязательной военной службе»военнослужащий Тувинской Народной Республики присягал «... быть готовым по приказу НародноРеволюционного Правительства выступить на защиту моего отечества Союза Советских Социалистических Республик, за дело Великого Сталина и моей родины Тувинской Народной Республики ...». При поддержке СССР Тувинской Народной Республики, шаг за шагом добивалась международного признания. Однако, несмотря на это, прочным ее международноеположение в этот период назвать нельзя. Фактически Тувинская Народная Республикапо всем признакам и атрибутам являлась сложившимся государством, тесные отношения которого с Советским Союзом можно рассматривать как очевидное свидетельство его тесной зависимости от «советского фактора» и как следствие гарантию государственного бытия.

Список литературы1.История Тувы. –М., 1964.2.Лузянин С.Г. Россия –Монголия –Китай в 19111945 гг. –Магнитогорск, 1996.3.Лузянин С.Г. Россия –Монголия –Китай в первой половине XXвека.4.Минаев А.В. Государственная граница в приграничном субъекте Российской Федерации: история и современность исследования опыта Республики Тыва (19212009 гг.). Монография. –Красноярск: ОАО «ЛунаРека», 2009.5.Моллеров Н.М. Истоки братства. Исторический очерк. М 1975.6.Моллеров Н.М. История советскотувинских отношений (19171944 гг.). –М., 2005.7.Прохоров А. К вопросу о советско –китайской границе. –М.: Международные отношения, 1975.8.Сборник законов и основных постановлений ТНР, под общей редакцией Х. Анчима и С. Чимба. Кызыл 1944.9.Хороший Н.Н. Социалистическая государственность Тувинского народа.

Кызыл 1974.

Alexander MinaevHead of the Department of Criminal Law and Procedure, Law Faculty of the Tuvan State University, Associate Professor of Criminal Law and ProcedurePhD,PhD RANHiGS the Presidential,Member of the Association of Lawyers of Russia,Member of the Russian Academy of Law,Republic of Tuva Kyzylaleksanmina@mail.ru

Khaymanov V. G. Graduate student of law department of theTuva state university, Kyzyl, Republic Tyva, Russia

The historical development of normative legal framework of the People's Revolutionary Army of the People's Republic of Tuva(1921 1944 years ..).7

Abstract: The formation and development of the army of the Republic of Tuva People throughout history is closely connected with the formation of the Red Army and the Soviet Union, who was always ready to come to the aid of a friendly state.Keywords: People's Republic of Tuva, the Constitution, the army, the ministry, the state, the USSR military.