Достаточное условие элементарной разрешимости антагонистических матричных игр (nхn)

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колтуновский О. А. Достаточное условие элементарной разрешимости антагонистических матричных игр (nхn) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 431–435. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53088.htm.
Аннотация. Введено новое понятие стабилизирующих стратегий в матричной игре (nхn), анонсированы условия их существования и оптимальности, приведены примеры, предложена новая трактовка решения матричных игр произвольной размерности как поиска стабилизирующих стратегий, по своему смыслу наиболее полно отражающих антагонизм ситуации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Колтуновский Олег Александровичк.ф.м.н., зав. кафедрой естственнонаучных дисциплинНЧОУ ВПО ЮжноСахалинский институт экономики, права и информатикиªЮжноСахалинскkoltoleg@rambler.ru

Достаточное условиеэлементарной разрешимости антагонистическихматричныхигр (nхn)

Аннотация: введено новое понятие стабилизирующих стратегий в матричной игре (nхn), анонсированы условия их существования и оптимальности, приведены примеры, предложена новаятрактовка решения матричных игр произвольной размерности как поиска стабилизирующих стратегий, по своему смыслу наиболее полно отражающих антагонизм ситуации.

Ключевые слова: антагонистические матричные игры(nхn), элементарная разрешимость, теорема фон Неймана, стабилизирующие стратегии, стабильный выигрыш (проигрыш) игрока.

В данной работе платежной матрицей игры является квадратная матрица А порядка n. Смешанными стратегиями Xи Y первого и второго игроков, как обычно, будем называть векторстроку

размера (1хn) и векторстолбец (nх1) соответственно, состоящие из вероятностей применения игроками своих чистых стратегий. Определение 1. Стратегии Х или Y+

называются стабилизирующими, если существуют числа v и v+

такие, что для любых стратегий Xи Y XAY= v или XAY+= v+ . Смысл стабилизации: стратегии Х

или Y+обеспечивают первому или второму игрокам постоянные выигрыш или проигрыш ‬независимо от выбираемой соперником стратегии. Справедлива следующая простая Лемма 1. Если значение v и v+

совпадают, то они равны цене игры v: v = v = v+ Напомним, что по известной теореме фон Неймана о минимаксе существуют оптимальные равновесные стратегии игроков X* и Y* такие, чтоmaxminXAY=minmaxXAY= v=X*AY* X Y Y X При выполнении условий леммы 1 в качестве стратегий

X* и Y* можновзятьстратегии Х

и Y+ соответственно. Очевидно, что в общем случаеv ≤v ≤ v+ Для формулировки основных результатов работы образуем из матрицы А две новые матрицы следующим образом. Вычтем последний столбец из каждого предыдущего (поэлементно), а элементы последнего столбца заменим единицами, получим матрицу В. Аналогичные преобразования проведем с последней и предыдущими строками матрицы А, получимматрицуС. Справедливы следующие теоремы. Теорема 1. Если алгебраические дополнения Вin(i=1,…,n) элементов последнего столбца матрицы В все неположительны или неотрицательны и в сумме не равны 2нулю, то существуют стабилизирующая стратегия Хпервого игрока и его стабильный выигрыш v, определяемые равенствамиХ= .Теорема 2. Если алгебраические дополнения Сnj(j1,…,n)элементов последней строки матрицы С все неположительныили неотрицательны и в сумме не равны нулю, то существуют стабилизирующаястратегия Y+ второго игрока и его стабильный проигрыш v+, определяемы равенствамиY+ = .Теорема 3. Если матрицы В и С удовлетворяют условиям теорем 1 и 2 соответственно, то1)равны определители и 2)одними из оптимальных стратегий X* и Y* в антагонистической игре с платежной матрицей А являются определенные в теоремах 1 и 2 стабилизирующие стратегии игроков Х

и Y+ соответственно:Х*Х, Y*=Y+ а цена игры vравна отношению определителей. Замечание 1. Теоремы13 обратимы в том смысле , что при наличии стабилизирующих стратегий у одного или обеих игроков соответствующие алгебраические дополнения матриц В и (или) С все неположительны, либо все неотрицательны. Замечание 2.Из теоремы 3 следует, что одинаковая знакоопределенность всех упомянутых дополнений элементов матриц В и С влечет активность (применяемость) каждой стратегии игроков в оптимальном решении (X*,Y*). Обратное не верно ‬в общем случае активность каждой стратегии в одном (!) из оптимальных решений не влечет положительность или отрицательность всех дополнений, достаточно рассмотреть матрицы с одинаковыми элементами (!), когда любые стратегии ‬оптимальны. Вышеcказанное проиллюстрируем примерами. Пример 1. Известно [1,c.69], что для платежной квадратной матрицы А, удовлетворяющей условию Минковского‬Леонтьева,все стратегии игроков являются активными. Пусть A=, detB= detC= 205, detA= 606, ,

3 Пример 2. Показывающий, что для игры с платежной матрицей А, удовлетворяющей условиям теоремы 3, не все стратегии игроков обязаны быть активными. Пусть(a‬

любое число)

А , Х*=X =Y +T=Y *=(1/2;1/2;0),v=7. Пример 3. Показывающий, что для игры с доминируемой (строго) чистой стратегией одного игрока может существовать смешанная стратегия (активизирующая и доминируемую), делающая постоянным его выигрыш или проигрыш.Пусть А , Х= ), Пример 4. Показывающий, что для игры с возможностью последовательного исключения доминируемых стратегий игроковсуществуют стабилизирующие стратегииу каждогов исходной (!) игре. Пусть

A= , X*=X= (1/2;1/2;0), Y*T= YT= (1/2; 0;1/2), v= 3/2 В следующих примерах платежная матрица А имеет седловую точку. Стабилизирующих стратегий игроков может быть от двух до ни одной. Пример 5. (две стабилизирующие стратегии).Пусть (см. также пример 2) А

,Х*=X=Y+T=Y*T=(1/2; 1/2; 0) , v=2 Пример 6. (стабилизирующая стратегия только у одного игрока).Пусть А, Y*T= (0; 1/2;1/2) , v+ = 3,5 (v=0),

В13= 10, В23= 13, В33= 17. Пример 7. (у игроковнет стабилизирующих стратегий)

4 A=,

В13= 10, В23 7, В33= 3, С31= 4, С32 = 3, С33=1

Внимание авторак данной тематике было привлечено задачей 280 [2, с.184], когда элементарные методы рассматривались на занятиях по теории игр в некоторых сахалинских вузах. О новизне, целостности и полноте решения поставленной проблемы ‬судить читателям. Другие элементарные алгебраические методы решения антагонистических матричных игр (nхn): Лагранжа (!), Крамера, обратной матрицы ‬собраны и изложены в [3,с. 3952], Автор без ссылок употребляет основные понятия, определения и теоремы (теорему фон Неймана), очевидно, известные любому специалисту. Автор предлагает следующую трактовку решенияантагонистических игр: всегда можно выбрать неактивные стратегии игроков таким образом, что платежная матрица А произвольного размера (mхn) сократится до квадратной матрицы А* размера (n*хn*), обладающей следующими свойствами:1)совпадают цены игр : v(А)  v(А*),2)оптимальные стратегии игроков в игре с матрицей А* являются стабилизирующими, т.е. каждый, применяя подобную стратегию, добивается цели, не учитывая поведение другого игрока ‬это ли не прямое проявление антагонизма?! Наконец, заметим, что в игре (2х2) без седловой точки равновесное (на самом деле стабилизирующее) поведение игроков является ‬по сложившейся терминологии ‬и минимаксным, и максиминным (!) ‬т.е., обычно трактуемое как лучшее поведение в худшей ситуацииªявляется и худшим в лучшей ситуацииª!

Ссылки на источники1.Карлин С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике.М.: Мир,1964.2.

Калихман И.Р. Сборник задач по математическому программированию.М.: Высш.школа,1975.3.Колобашкина Л.В. Основы теории игр: учебное пособие. ‬М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2011.



5Koltunovsky OlegPhD, Head. Department eststvennonauchnyh disciplinesNCHOU VPO "YuzhnoSakhalinsk Institute of Economics, Law and Informatics"YuzhnoSakhalinskkoltoleg@rambler.ru

A sufficient condition for the solvability of the elementaryzerosum matrix games (n×n)

Abstract:We introduce a new notion of stabilizing strategies in the matrix game (n×n), announced their conditions of existence and optimality, examples, offered a new interpretation of the solutions of matrix games of arbitrary dimension as a search stabilizing strategies inmeaning is perfectly reflected antagonism situation.

Keywords: antagonistic matrix game (n×n), elementary solvability, von Neumann theorem, stabilizing strategy, stable gain (loss) player.