Анализ эффективности управления организацией

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кальницкая И. В. Анализ эффективности управления организацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 516–520. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53105.htm.
Аннотация. Проблема эффективности управления организаций на сегодняшний день является весьма актуальной, поскольку эффективность управления является одной из ключевых проблем теории и практики управления. Дискуссионность данной проблематики определяет необходимость дальнейшего ее исследования как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Предлагается авторская позиция относительно анализа эффективности управления организацией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кальницкая Ирина Владимировна к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Омский филиал, г.Омск kiv2103@mail.ru

Анализ эффективности управления организациейАннотацияПроблемаэффективностиуправленияорганизаций на сегодняшний день является весьма актуальной, поскольку эффективность управления является одной из ключевых проблем теории и практики управления. Дискуссионность данной проблематики определяет необходимость дальнейшего ее исследования как в теоретическом, так и в практическом аспектах.Предлагается авторская позиция относительно анализа эффективности управления организацией. Ключевые слова: эффективность, управление, анализ, учет

Традиционно комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности организациив обобщенном вариантевключает следующие направления:1.Анализ организационнотехнического уровня, социальных, природных и внешнеэкономических условий производства.2.Анализ ресурсного обеспечения организации.3.Анализ объема выпуска и продаж продукции, работ, услуг.4.Анализ себестоимости продукции, работ, услуг.5.Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности.6.Анализ финансового состояния организации.Анализ эффективности управления организацией не выделен в отдельное направление комплексного экономического анализа хозяйственнойдеятельности, что является, на наш взгляд, неправомерным. Более того,полагаем, что в современных условиях развития отечественной экономики,а именнопереходом к новой экономике –«к экономике знаний –той стадии экономического развития, на которой важнейшую роль в процессе производства и распределения играют знания, уменияи навыки работников и формирующиеся на их основе возможности организаций»[1, с. 338], необходимо менять и схему проводимого комплексного экономического анализа хозяйственной деятельностиорганизаций. Прежде всего, следует оценить эффективность управленияорганизацией. Далее проанализировать влияние системы управления на финансовое состояние организации, и как следствие, на финансовые результаты и показатели рентабельности. И в последнюю очередь дать оценку использования ресурсного потенциала организации. Авторская позиция по данному вопросу обусловлена следующим: если управление организацией является эффективным, то, как следствие, финансовое положение организации стабильно, величина прибыли высока, объем выпуска и продаж продукции, работ, услуг растет вследствие эффективного использования ресурсов. Анализ эффективности управления необходим для всех организаций, так как его результаты позволяют активно воздействовать на их текущее состояние и тенденции развития, устанавливать размеры и направления изменений, выявлять наиболее важные факторы роста, отслеживать и корректировать неуправляемые процессы, принимать решения об изменениях и прогнозировать их воздействие на ключевые параметры, а также планировать дальнейшее развитие организации и ее подразделений.

В экономической литературе рассматриваются различные подходы к оценке эффективности управления, основные из которых систематизированы ниже (на основании работ [1], [2], [3],[4]):1. Эффективность управления определяется соизмерением результата и использованных ресурсов. 2. Эффективность управления оценивается группой показателей, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. При данном подходе в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем выпуска продукции, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции и т.д.3. Эффективность управления оценивается группой показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, подготовку и переподготовку кадров управления, расходы на исследовательские и проектные работы в области создания и совершенствования систем управления и др. 4. Эффективность управления оценивается комплексным показателем, определяемым как средняя геометрическая величина темпов роста: объема реализации продукции на одного управленческого работника, чистой прибыли на одного управленческого работника, стоимости основных производственных фондов на одного управленческого работника, численности основных рабочих в расчете на одного управленческого работника.5. Эффективность управления оценивается не связанными между собой частными показателями: величина затрат на управление и их доля в общих расходах, затраты на подготовку управляющих и затраты на привлечение специалистовконсультантов, степень взаимоувязки принимаемых решений, характеристика участия работников и специалистов разных уровней в разработке целей и задач организации, минимальная численность управленческого аппарата, обеспеченность квалифицированными управляющими, задержка во времени в процессепринятия решений, снижение трудоемкости обработки управленческой информации, сокращение управленческого персонала, сокращение сроков обработки информации, повышение квалификации управленческого персонала и др. Указанные подходы к оценке эффективности управления организацией относятся к традиционным подходам и группируются по следующим составляющим:

целевой подход;затратный подход;

ресурсный подход;

подход внутренних процессов.Целевой подход к оценкеэффективности управления состоит в выявлении целей организации и оценке того, насколько хорошо организация достигает этих целей. В целевом подходе измеряется степень приближения организации к этим целям. [5]

Затратный подход к определению показателей эффективности управления организацией заключается в том, что при их расчете результат соотносится с текущими затратами ресурсов, обеспечившими получение этого результата. При ресурсном подходеэффективность определяется путем наблюдения за началом процесса управления и оценки способности организации эффективно добывать ресурсы, необходимые для успешной деятельности. При подходе внутренних процессов эффективность оценивается с точки зрения непрерывности, рациональности, синхронности и экономичности организации производства. Важным элементом эффективности в данном подходе является то, как организация использует свои ресурсы и возможности, и как это отражается на экономичности. [5]

Эффективность управления –это «относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления)»[2, c. 212].

Исходя из данного определения, можно выделить две составляющие анализа эффективности управления организацией:1.Анализ эффективности субъектов управления.2.Анализ эффективности системы управления.Субъект управления –это управляющий или группа управляющих, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, т.е. в обеспечении эффективности управления организацией ключевую роль играют ее человеческие ресурсы. Для оценки субъектов управления ранее в работе [6]рассмотрена эффективностьуправления с позиции рентабельности оценки руководителей, которуюпредлагаютР. Саймонс и А. Давила [7].

В развитие методики анализа эффективности субъектов управления предлагаем применение процедурпреобразования индивидуальных характеристик субъектовуправления, которыевыражаются качественными признаками, в балльные оценки. Далее эти оценки с помощью весовыхкоэффициентов трансформировать в обобщающие и интегральную оценки индивидуальных характеристик субъекта управления. Прежде всего,необходимо детализировать индивидуальные характеристики субъекта управления:1.Деловые качества личности.2.Стиль руководства.3.Прошлые успехи.4.Прошлые провалы.5.Глубина управленческого таланта.6.Быстрота мышления.7.Умение совместно работать ради достижения конечныхрезультатов.8.Инициативность.9.Уровень квалификации и знаний.10.Организационные навыки.11.Социальная активность.Далее определяютбалльные оценки каждой ступенииндивидуальной характеристики. Например, по деловым качествам личности субъекта управления выполняется операция шкалирования, то есть вводится их градация по шести ступеням и назначаются соответствующие баллы: очень высокие качества –10 баллов; высокие –8 баллов; выше средних –6 баллов; средние –4 балла; ниже средних –2 балла; низкие –0 баллов. [8]Среднегрупповая оценка индивидуальной характеристики субъекта управления находится по формуле средней арифметической –простой либо взвешенной (следует предварительно определить весовые коэффициенты для каждого показателя –характеристики). Подход к оценке индивидуальных характеристиксубъектов управления на основе такого метода дает возможностьпредставить комплексную оценкуразвития субъекта управления как с точки зрения экономическойдеятельности, так и с точки зрения маркетинговой, производственной, финансовой, управленческой и другой деятельности.

Для анализа эффективности системы управления ранее в работе [9]предложеныкоэффициент эффективности управления и коэффициент неэффективного управления. Коэффициент эффективности управления рассчитывается в целом по организации и соответственно по сегментам: производство, маркетинг, финансы, персонал, инновации. Максимальное значение данного коэффициента свидетельствует о высокой степени эффективности управления в организации. Коэффициент неэффективного управленияопределяется по сегментам деятельности:производство, маркетинг, финансы, персонал, инновации. Очевидно, что чем выше рассчитанный коэффициент, тем ниже эффективность управления той области, относительно которой он определен. По результатам дальнейших исследований представляетсяболее целесообразнымпоиск не отдельных показателейоценки эффективности управления, а комплексного оценочного индикатора, состоящего из ряда взаимосвязанных переменных. Для этого необходима разработка концепции анализа эффективности управления организацией и его информационной составляющей. Сущностное наполнение компонентов концепции анализа и учета эффективности управления организацией включает:1.Определение систематизирующих компонентов концепции анализа и учета эффективности управления организацией: цель,задачи, предмет, объекты, субъекты, методы, функции, принципы. 2.Разработка оценочных индикаторов эффективности управления организацией, включающие финансовые и нефинансовые оценочные индикаторы, и определение критериальной направленности их оптимальных значений. 3. Разработка методики анализа эффективности управления организацией, включающей определенную последовательность аналитических процедур.4. Формирование информационной основы для анализа эффективности управления организацией, включающей:

разработкурекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения анализа эффективности управления организацией бухгалтерской финансовой учетной системой;

разработкурекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения анализа эффективности управления организацией бухгалтерской управленческой учетной системой.Считаем, что предложенный подход к анализуэффективности управления организацией в определенной степени расширит теорию и практику управления организацией.

Список литературы

1.Мильнер Б.З.Теория организации: учебник. 7е изд. перераб. и доп. М.: ИнфраМ, 2009, 864 с.2.Грибов В.Д. Менеджмент: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 280 с.3.ЕндовицкийД.А., Лысенко Д.В., Шмеров В.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Велби, Проспект, 2006. 360 с. 4.Хоружий Л.И. Теория и практика информационного обеспечения механизмов управления в сельском хозяйстве. М.: Издво МСХА, 2003. 624 с.5.Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации): учеб.пособие –СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2011, 190 с. 6.Современная модель эффективного бизнеса / М.В. Бикеева, Н.Ю. Жукова, О.С. Жуковеци др. Новосибирск: Издво «СИБПРИНТ», 2010. 199 с.7.Измерение результативности компании: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 220 с. (Серия «Классика Harvard Business Review»)8.Илышев А.М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России / А.М.Илышев, Н.Н.Илышева, Т.С.Селевич –М.: Финансы и статистика; ИНФРА –М, 2010 –480 с. 9.Кальницкая И.В. Подходы к оценке эффективности управления организацией // Актуальные вопросы экономических наук: Материалы ХII Междунар. науч.прак. конф. Новосибирск: Издво «СИБПРИНТ», 2010. С. 163167



KalnitskayaIrina Vladimirovna, State University of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Omsk Branch, Ph.D., Department: “Accounting, Analysis and Statistics"email: kiv2103@mail.ru

Effectiveness analysis of organization managementAbstract

The affectivity problem of organization management is an urgent challenge for today so far as themanagerial efficiency is one of the key problems of theoretical and practical management. Controversial nature of this problem determines the obvious necessity for future research either in theoretical or practical aspects. The author’s position about effectiveness analysis of organization management is also suggested in this article

Keywords: effectiveness, management, analysis, accounting