Критерии духовности личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щеткин Ю. Ю. Критерии духовности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 596–600. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53121.htm.
Аннотация. В статье на основе выделенных автором подходов к проблеме понимания духовности (комплексного синтетического, семантического, многомерного, структурно-критериального, уровневого и аксиологического) впервые описана модель духовной личности. Выделены 12 критериев духовности личности, образующих систему. Среди них такие, как разумное следование естеству, стремление к познанию истины, непрерывное самосовершенствование и самообразование, особая ответственность, чувство меры, непорочность и др. Данная модель может лечь в основу педагогики будущего.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Щеткин Юрий ЮрьевичКандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педигогический институт им. А.П. Чехова», ТаганрогAutocrator.yury@yandex.ru

Критерии духовности личностиАннотацияВ статье на основе выделенных автором подходов к проблеме понимания духовности (комплексного синтетического, семантического, многомерного, структурнокритериального, уровневого и аксиологического)впервыеописана модель духовной личности. Выделены12критериев духовности личности, образующих систему.Среди них такие, как разумное следование естеству, стремление к познанию истины, непрерывное самосовершенствование и самообразование, особая ответственность, чувство меры, непорочность и др.Данная модель может лечь в основу педагогики будущего.

Ключевые словаКритерии духовности, модель духовной личности, разумное следование естеству, особая ответственность, следование духу всеобъемлющей любви,понимание связи со всем сущим, поиск смысла жизни,чувство меры.

Трудности, связанные с выявлением критериев духовности личности, во многом обусловлены тем, что научной литературе нет единства в толковании понятий «духовность», «духовный». Главная причина существования этой проблемы, на наш взгляд, заключаетсяв недооценке ее философского осмысления и обоснования, а также в произволе толкования термина «духовность». Так, одни исследователи представляют ее как историческое сознание (М.А. Барг), другие истолковывают как целостность психической деятельности человека (М.С. Каган), третьи –как синтез этизма, теоретизма и эстетизма (В.Г. Федотова), четвертые –как целостное единство истины, добра и красоты (В.И. Гусев, В.Н. Шердаков), пятые –как «единство всех нравственных сил человека» (К. Вааген), шестые –как систему высших чувств личности (Ю.Г. Буртин, А.В. Петровский) [1]. Подробнее литературный анализ проблемы представлен нами в ранее вышедшей статье [2]. Сложность проблемы также связана, с одной стороны, с многообразным и всестороннемвлиянием духовности как системы качеств личности на все сферы самой личности, ее деятельность, способ бытия и образ жизни, поступки, на всю психику. С другой стороны, отдельные признаки, характеризующие человека духовного проявляются на всех уровнях духовнонравственного развития личности (уровневый подход к проблеме понимания духовности) [3, 4246]. Следовательно, выбор критериев духовности обусловлен уровневым подходом к проблеме духовности. Человек эгоцентрического или группоцентрического уровня вполнеможет обладать отдельными качествами человека духовного, хотя некоторые из них проявляются ситуативно, под влиянием определенных обстоятельств и эмоциональных состояний. Следует также отметить, что человек гуманистического уровня развития личности во многом сходен с человеком духовного уровня. Поэтому мы сделали попытку выделить те критерии духовности, духовности как системы личностных качеств и как результата развития, которые, на наш взгляд, характеризуют человека духовного. Они во многом свойственны и человеку гуманистического уровня. Однако есть черты, выделяющие человека духовного, отличающие его от человека гуманистического. Поставив целью статьи выявить критерии духовности личностии представить модель таковой, мы столкнулись с проблемой методологического характера: на каком основании выделять такие критерии? Решая возникшую проблему, мы исходили прежде всего из решения другой проблемы –понимания сущности духовности. Поскольку духовность личности одновременно является и психическим образованием [1, 35; 4, 334335], и системой лучших личностных качеств [5; 6], и процессом развития личности [3, 4246], при выборе критериев духовной личности следует исходить из всех трех измерений духовности (многомерный подход). Помимо этого, выбор критериев невозможно осуществить без понимания структуры духовности (структурнокритериальный подход). Выявляя эту структурув, мы пришли к выводу, что духовность личности состоит из трех составляющих: нравственности как главной составляющей и двух трофических («питающих») составляющих –культуры личности и душевности. Нравственность, культура личности, душевность, а также образующие их компоненты (отношения, обращения, способ бытия, образ жизни, мировосприятие, мировоззрение и др.) дали нам основание в рамках структурнокритериального подхода искать решение проблемы выбора критериев. И наконец, выбор критериев зависит от конкретного содержания понятия «духовность», его смысла, а также системы ценностей, определяющих этот смысл (семантический и аксиологический подходы) [4, 334335; 7, 289, 295].

Поскольку смысл понятия «духовность», по проведенным ранее нами исследованиям, связан с духом всеобъемлющей любви и соответствующими личностными качествами, приобретающими значение духовных ценностей (милосердие, эмпатия, долготерпение и т.д.), мы опирались при выборе критериев именно на эти аспекты [8].

На основе анализа научной, религиозной, художественной, биографической литературы и личного жизненного опыта (комлексныйсинтетический подход) мы выделили следующие 12 критериев духовности личности:1.Разумное следование естеству;2.Стремление к познанию истины, точным знаниям;3.Непрерывное самосовершенствование и самообразование;4.Особая ответственность (за себя, других, природуи др.);5.Непрерывная просветительская деятельность, направленная на формирование духовности в других;6.Поиск смысла жизни;7.Следование духу всеобъемлющей любви, служение другим;8.Понимание своей связи со всем сущим ( человечеством, Землей, Вселенной, с другими внеземными цивилизациями и существами);9.Ненависть к злу;10.

Совокупность особых личностных качеств;11.

Чувство меры;12.

Непорочность. 1. Разумное следование естеству. Следовать естеству означает жить в согласии, в гармонии с естественными законами, не нарушать эти законы, соглашаясь полностью с ними и оставаясь при этом счастливым. Человек как существо многомерное может существовать, подчиняясь множеству разнообразных законов, действующих в окружающем и в его собственном мире. В окружающем мире действуют физические, экологические, исторические, социологические и прочие законы. В собственном мире –физиологические, генетические, анатомические действуют на уровне организма (здесь человек выступает как биологическое существо); психологические в сфере его психики, сознательного и бессознательного (здесь человек выступает как индивид и личность); социальнопсихологические, социологические, духовные –в сфере взаимоотношений личности с другими людьми, различными группами, с обществом, природой, другими живыми существами, со всем человечеством. Воспринимая одни физиологические законы как аксиомы, люди часто игнорируют другие Например, курение, алкоголизм, наркомания –всё это является нарушением естественных физиологических законов, что ведет к разрушению собственного организма, нанесению вреда окружающим, жизненной дисгармонии, патологии. Такие люди не следуют естеству и, следовательно, не могут относиться к полностью сформированным духовным личностям. Гораздо сложнее обстоит дело с законами психологическими и социальнопсихологическими. Некоторые готовы пойти на суицид изза душевных мучений по причине неприятия своего пола, возраста, цвета кожи или неразделенной «любви» со стороны субъекта того же пола. Ни трансцеденталы, ни гомосексуалисты, ни педофилы, ни некрофилы, ни герантоманы, ни скотоложцы не следуют своему естеству. Отвержение естественных природных законов всегда чревато негативными последствиями, деградацией и вымиранием. Так же как в медицине нарушение критерия следования естеству приводит к развитию болезни и смерти, в области психологии и социальной психологии оно ведет к душевной патологии, сопровождающейся не менее мучительными страданиями и иногда перерастающей в нравственную и духовную смерть. Психологические и социальнопсихологические законы и закономерности не менее сложны, чем генетические и физиологические, а в какойто степени даже более завуалированы и слабее изучены. Рассмотрим влияние критерия следования естеству на некоторых аспектах гендерных отношений, от которых зависит здоровая жизнь семьи и само её существование. Первый аспект –психологическая роль и сущность мужа и жены в семье. Известная истина: психика мужчины и психика женщины отличаются друг от друга, имеют свои специфические особенности, неразрывно связанные с анатомическим, физиологическим (и на всех уровнях биологической сущности) строением мужчины и женщины. Отсюда должно происходить распределение ролей в семье –мужской и женской, строятся отношения в семье. Если следовать естественным законам, определяющим мужскую иженскую сущность, главенство в семье должно принадлежать мужу. Что понимать под главенством? Главенство –это прежде всего ответственность. Муж должен брать на себя всю полноту ответственности за существование и благополучие семьи. При этом он обязан всегда, во всех случаях считаться с мнением жены, уметь принимать коллективные решения, не сбрасывая при этом с себя ответственности. Главенство обусловлено возможностью и умением мужа обеспечить семью жильем, необходимым материальным и эмоциональным достатком, безопасностью здоровья и жизнедеятельности, его способностью быть моральной опорой и педагогом в духовнонравственном развитии членов семьи. Подчинение жены мужу отнюдь не означает ее подавление, слепое согласие с мнениями мужа и устранение от участия в коллективных решениях. Истинная любовь и уважение друг к другу всегда помогут найти пути для принятия общего решения, согласия и солидарности супругов. Различия мужской и женской сущности, закрепляемое в их ролях, вовсе не означает, что должны быть женские и мужские обязанности в ведении домашнего хозяйства, в воспитании детей и других сферах деятельности семьи. Всё это должно проводиться совместно, во всех сферах деятельности от ухода за младенцем и приготовления пищи до вопросов воспитания детей и вопросов заработка, поскольку совместная деятельность сближает и улучшает отношения. Женская сущность –это те психологические качества, которые, как правило, в большей степени присущи женщине. Они проявляются в ее более значимой, чем у мужчины, впечатлительности, эмоциональности, мелочности, которые могут приобретать как отрицательные стороны в характере, так и положительные, прекрасные черты. Женская сущность дополняет мужскую, также как и мужская –женскую. Однако, в реальной жизни мы сплошь и рядом сталкиваемся не с дополнением и семейной гармонией, а с подменой, противопоставлением и противоборством. Это есть нарушение критерия разумного следования естеству. Часто женщина в семье становится источником основного заработка, моральной опорой в семье, ее защитником, единственной уборщицей, поваром, прачкой и единственным педагогом для детей. Жена нередко берет на себя главенство в семье вместе со всей полнотой ответственности, а муж с радостью отдает ей ее. Всюду во многих странах, начиная со второй половины ХХ века, во множестве появились «альфонсы». Отсутствие критерия разумного следования естеству в личности мужа и жены является показателем наличия в семье не только духовной деформации, но и отсутствия элементарной порядочности в отношениях. Ведь понятие «порядочность» несёт свой семантический смысл от слова «порядок». Порядок –это и есть результат следования естественным законам, разумного следования своему естеству. В понятие «порядочность» входят, на наш взгляд, такие черты как честность, пунктуальность, чувство долга. Все они обусловлены неукоснительным следованием естеству. Следование естеству охватывает также аспект выявления собственных способностей, потенциалов, интересов, склонностей. Он тесно связан с рефлексией, самоактуализацией личности, с познанием самого себя, с поиском смысла жизни и своего предназначения. Разумное следование естеству только тогда будет разумным, когда человек познает и осознает законы, обеспечивающие его жизнь, безопасность и адекватное счастливое бытие. Поэтому этот критерий духовности зависит от второго критерия и одновременно принципа –стремления к познанию истины и приобретению точных знаний. 2. Стремление к познанию истины, точным знаниям. Известно, что реальная действительность отражается в сознании в виде когнитивных образов, которым свойственен определенный диапазон субъективности. Часто, общаясь с человеком, мы воспринимаем в нём не реального человека, а оперируем с образом, возникшим в нашем сознании и относительно субъективным, потому что этот образ может создаваться на основе чужих мнений, неполной информации о данной личности, нашего неумения видеть за поступками самого человека или неумения анализировать его поступки, которые затмевает наспех возникший первоначальный образ. Духовный человек должен научиться корректировать свои образы окружающего мира, переводить их из статического состояния в динамическое в соответствии с постоянным приобретением новых и всё более уточняющихся знаний.Помимо всего сказанного, мы живем в мире иллюзий, миражей, создаваемых домыслами и мифами средств массовой информации, политическими амбициями, корыстными интересами, идеологиями и просто научными ошибками или научным неведением. Возьмем, к примеру, мистический дремучий хаос в мировоззрении российского населения, распространяемый не без помощи СМИ с начала 90х годов. Люди, нередко имеющие высшее образование и ученые степени, всерьёз высказывали убеждения, в которых нашлось место и призракам мёртвых, и домовым, и переселению душ, и сглазу, и порче, и материальному воздействию мыслей, и новой расе людей с «аурой цвета индиго» и всему прочему. Конечно, всё это имеет свои во многом известные исторические и социологические причины. Но нас интересует способность личности фильтровать информацию, ее умение отличать правду от лжи. Прежде, чем научиться отличать правду от лжи, нужно иметь желание это делать. Некоторые люди имеют ограниченные интересы и просто равнодушны к информации, которая выходит за рамки их узких интересов. Им всё равно, правдива эта информация или нет. Другие склонны принимать желаемое за действительность. Такие принимают за правду лицемерные комплименты, некритически принимают любую непроверенную информацию, приятную им, согласную с из взглядами, убеждениями либо направленную на кажущееся им решение их проблем. Иные привыкли доверять определенным источникам, таким как средства массовой информации, научная и научнопопулярная литература, политические и научные лидеры и авторитеты, древние религиозные книги и учения, жрецы, учителя, друзья, родители, знакомые изреферентной группы. Духовный человек должен научиться фильтровать информацию, относиться к ней всегда критически, не взирая на авторитеты. Даже серьезные научные работы, информация из религиозных книг и всё прочее должно подвергаться сначала сомнению, проверке и затем изучению. Духовный человек чувствует огромный груз ответственности за усвоение истины, за отбор правдивых и точных сведений, в этом его отличие от всех других уровней развития личности, даже от гуманистического. Как отфильтровывать информацию, как отличать правду от лжи? Существуют определенные принципы. Первый принцип: проверять всё самому, не полагаться на авторитеты. Второй принцип: изучая источник информации, обращать внимание на наличие или отсутствие противоречий в этом источнике. Третий принцип: всегда сопоставлять друг с другом несколько независимых источников. Четвертый принцип: при проверке правдивости информации использовать в первую очередь научные источники, из различных областей науки, а также не противоречащие науке знания. Принятие ошибочной или намеренно лживой информации связано с пробелами нашего образования. К сожалению, подавляющее большинство людей, даже доктора наук, профессора и министры, являются узкими специалистами в определенной области знаний. Гуманитарии часто слабо образованы в естественных науках, а естественники –в гуманитарных. Нередко бывает, что крупный ученый зоолог является специалистом в области систематики какойлибо одной группы животных, например, грызунов Средней Азии и оказываетсядилетантом в систематике грызунов Южной Америки, а в других областях той же биологии может проявлять дремучее невежество. Духовный человек просто обязан быть человеком энциклопедических знаний, обладая колоссальной эрудицией в самых разнообразных областяхнаучного, религиозного и житейского знания. Только при сопоставлении и постоянном обновлении этих различных знаний происходит продвижение к истине, движение от неполных и неточных знаний к более полным и точным. Это становится возможным при непрерывном образовании. 3. Непрерывное самосовершенствование и самообразование. Под образованием мы понимаем целенаправленный осознанный процесс формирования личности. Этот процесс охватывает обучение, развитие и воспитание. Прослеживается семантическая связь между понятием «образование» и его сущность как процесса и результата: образовывается личность, непрерывно развиваясь и совершенствуясь во всём. Это всё подразумевает все структуры человеческой психики: психические образования (знания, умения, навыки, привычки, взгляды, мнения, установки, мировоззрение, жизненные цели, смыслы и планы), психические процессы (когнитивные, волевые и эмоциональные), психические состояния (замена таких состояний как тревожность, страхи, агрессия, депрессия, пессимизм, ненависть на такие как мобилизованность, решительность, оптимизм, бодрость, доброжелательность, спокойствие, радостное состояние и т.п.) и личностные качества. Образование, которое начинается сначала в семье, затем в образовательных учреждениях, с развитием личности переходит к форме самообразования. Способность к самообразованию и его осуществление в течение всей жизни –важная отличительная особенность человека духовного. Само по себе образование для духовной личности не является самоцелью. Оно необходимо, чтобы определить своё место в жизни, найти себя, свою роль, понять свой смысл жизни и смысл жизни человека, чтобы осуществлять самоактуализирующую деятельность, направленную прежде всего на благо других, чтобы свести к минимуму ошибки в этой деятельности. Один из главных иобязательных видов деятельности духовного человека –педагогическая деятельность. Духовный человек обязан не только воспитывать собственных детей, но и влиять на формирование других, взрослых, обладать качествами лидера, сплачивать и вести за собой людей.Для этого необходимо научиться не бояться ответственности, уметь брать ее на себя и отвечать за свои поступки и слова. 4. Особая ответственность. В нравственнодуховном росте существует закономерность: чем выше уровень духовности, тем большую ответственность чувствует и берет на себя личность. Если на корпоративном уровне становления личности человек способен брать на себя ответственность за благополучие и безопасность членов своей группы, на гуманистическом –за всё человечество и за каждого человека в отдельности (в определенных разумных рамках), за сохранение природы как среды, необходимой для благополучия и счастья людей, за домашних животных, которых ему свойственно, как правило, «очеловечивать», то на духовном уровне ответственность носит специфический характер. Духовная ответственность начинается с себя самого. Невозможно уважать других, не научившись уважать себя. Под уважением мы понимаем не восторженное эгоистическое отношение к себе, а отношение к себе как к некой великой ценности (такойже как и другие), с помощью которой можно служить другим людям, обществу, природе, Богу. Поэтому духовный человек не может намеренно либо по халатности вредить своему здоровью. Ни наркоман, ни алкоголик, ни курящий не может относиться к духовной личности.Духовный человек не должен изнурять себя чрезмерной работой, доводя до переутомления и нервного истощения ради карьеры, богатства, чрезмерных материальных аппетитов, ради идеологических и религиозных «подвигов». Духовный человек не имеет права пить загрязненную воду и покупать в магазине небезопасные продукты. Если он живёт в местности, опасной для здоровья по экологическим причинам, например, с загрязненным смогом воздухом, опасной для употребления водой или рядом с радиоактивными выбросами, то при условии, что он осведомлён об этом, он просто обязан сделать всё возможное, чтобы либо прекратить загрязнение, либо сменить место жительства. Ответственность за своё благополучие и счастье проявляется в осознании непрерывного самообразования, которые необходимы духовному человеку, как пища и вода. Однако, выбор содержания этого образования мотивируется ни престижем, ни материальным достатком и ни сугубо личными интересами, сходными с хобби, а осознанием необходимости приобретения в первую очередь тех знаний и умений, которые будут наилучшим образом способствовать благополучию и счастью других людей, без ограничения пола, возраста, национальности, расы, вероисповедования, политической и классовой принадлежности, их характеров, взглядов и убеждений. Духовный человекмобилизован применять свои знания на благо других. Как добросовестный врач, который обязан оказать помощь любому, даже аморальному или преступнику, духовный человек обязан также, не взирая на лица, оказывать духовную помощь –моральную поддержку при беде,сострадание, участие, а, главное, указать человеку на выход из создавшихся проблем, который часто связан с коренным изменением личности этого человека, помочь ему изменять себя. Следует отметить, что на заре возникновения социальной работы во второй половине ХIХ века, формировавшейся на основе духовных христианских принципов милосердия, сострадания, добродетельности, О.Хилл в Англии заявила о первостепенном значении в деле благотворительности не материальной помощи беднякам, а установлению дружеских отношений между ними и социальным работником с целью изучения их личностей, чтобы помочь повлиять на них, дабы изменить их самих и их ситуации. Именно тогда в Западной Европе и затем в США в социальной работе родился лозунг: «Нищим нужна не милостыня, а друг!».Это означало признание приоритета духовной помощи: чтобы помочь бедняку, следует не просто дать ему подаяние, а, главное, стать для него другом и опорой, для того, чтобы он нашел в себе силы выбраться из бедности навсегда [9, 16]. Действительность далеко не всегда предоставляет людям возможность работать по своей специальности. Отличительной особенностью духовного человека являются два его стремления: 1 когда он вынужден работать не по специальности, которая ему «по душе», чтобы обеспечить свою семью, онпостоянно стремится найти работу по специальности и в то же время 2 стремится активно заниматься общественной деятельностью, направленной на просвещение людей, на моральную их поддержку, на реальную помощь в необходимых ситуациях. И это второе стремлениевсегда доминирует над первым. Эти оба стремления обусловлены не только интересами, но и чувством долга перед другими, чувством ответственности. Особая ответственность духовной личности проявляется в таких проблемах как благополучие брака и семьи. Такие современные подходы к браку как так называемый «пробный брак», «временный брак», брак без регистрации неприемлемы и безнравственны, потому что они снимают всякую ответственность за брак, семью и друг друга. Вступающий в брак духовный мужчина обязанобеспечить семью не только жильем, безопасностью и средствами к существованию, но также её эмоциональные и духовные потребности, будь то непрерывное образование, культурный отдых и развлечения, творчество, служением Богу или благотворительность. Духовнаяжена обязана следовать повсюду за мужем, не покидая его ни при каких обстоятельствах. Подобный духовный пример явили всему миру жёны русских декабристов. Ведь жена несет величайшую ответственность за счастье мужа, также как муж за счастье жены. Оба несут огромную ответственность перед Богом, человечеством и обществом за жизнь, безопасность и образование детей. Аборт для духовного человека аморален как убийство, точно такое же как убийство своего ребёнка. Поэтому возникает особая ответственность планирования своей семьи и предохранения от нежелательной беременности. Особая ответственность духовной личности должна опираться на мудрость, т.е. умение предвидеть последствия поступков и событий. Мудрость, приобретаемая на основании стремления к истине, овладевания точными знаниями и опытом (причем не только личным), формируется благодаря непрерывному самообразованию, сутью которого является непрерывное самосовершенствование –личностный духовный рост. Этот рост обязывает передавать свои знания, опыт и нравственный пример другим. 5. Непрерывная просветительская деятельность, направленная на формирование духовности в других. Современная статистика свидетельствует, что в подавляющем большинстве семей цивилизованного мира родители общаются со своимидетьми лишь по несколько минут в сутки. В реальности воспитания как целенаправленного и непрерывного процесса нет. Это неприемлемо для духовной личности, которая обязана по своей совести воспитывать и просвещать не только членов своей семьи, но и других людей. Замкнуться в собственном мире, уйти в скит, монастырь, чтобы самосовершенствоваться и спасать себя, зациклиться на своей семье или любимом человеке, отдать себя для служения какойлибо группе, карьере или хобби –всё это неприемлемо для духовной личности. Забота о других, об их благополучии и счастье проявляется для духовного человека прежде всего в умении «открывать глаза» Другому, помочь ему разобраться в истинных законах человеческой психики, истории, общества, природы и Бога, чтобы он умел отличать правду от лжи, искренность актуализаторов от лицемерия манипуляторов, способен был поступать правильно, сумел бы понять, в чем причина его бед и неудач, в чем причина процессов и явлений, происходящих вокруг него. Духовный человек всегда остается просветителем и по возможности социальным работником особого рода, педагогом для всех: своих детей и членов своей семьи, для других людей, как друзей, так и врагов. Главная задача духовной личности –пробудить «семена» духовности в других людях, поддержать зародившийся в них процесс духовного становления и развития. Только так может создаваться новая духовная общность людей на планете Земля, которая станет основой новой, совершенно иной общественноэкономической формации, которая охватит и объединит всё человечество. Ведь люди, их психика, их мировоззрение –это производительная сила развития человечества, а новые производительные силы будущих общественноэкономических формаций всегда зарождаются в недрах старых. 6. Поиск смысла собственной жизни. Есть необходимость уточнить понятие «смысл жизни». Оно немного отличается от «цели жизни» и «своего предназначения в жизни». Целей в жизни человека может быть несколько. И каждая из них обусловлена определенными мотивациями, возрастными или иными периодами времени, но главное –субъективной направленностью личности, обусловленной ее мировосприятием и мировоззрением. Цели могут появляться без осознания смысла жизни, также как и вытекать из его осознания. Предназначение жизни оценивается, как правило, самим субъектом, оно индивидуально и уникально. Последнее означает полноценное соответствие, гармонию деятельности с врожденным призванием человека, обусловленном его способностями, талантами, дарованием. Смысл, в нашем понимании, равнозначно понятию «сущность», т.е. главному содержанию жизни. Если цель (или цели) жизни всегда субъективна, ставится самой личностью, то смысл характеризуется как субъективностью, так и объективностью. С одной стороны, каждый человек может понимать смысл жизни посвоему. Например, одни видят смысл своей жизни в получении удовольствий, другие –в деятельности ради благополучия детей и внуков, третьи –в оставлении после себя произведений искусства, архитектуры, научных трудов и т.д. Это –внутренний план. С другой стороны, смысл жизни претендует на некую объективную оценку со стороны. Он связан с деятельностью, отвечающей на вопросы: зачем человек живет, каков итог его жизни, что он сделал полезного другим? В этом аспекте смысл жизни имеет определенную относительность, выдвигая другого субъекта, для которого дела жизни данного конкретного человека имеют значение. Такими субъектами могут быть отдельные люди или сообщества, современники или потомки, наконец, всё человечество в целом, а теоретически правомерно предположить –другие разумные существа вплоть до Бога. Это –внешний план. И этот план является главным, определяющим ценность прожитой жизни, ее значимость. Однако, значение прожитой жизни нельзя определять по массовости оценщиков на данный момент времени. Так же невозможно его определять исходя из корпоративных оценок (сословноклассовых, религиозных, идеологических). Например, еще 20 лет назад каждый школьник мог рассказать о В.И.Ленине, который был в сознании миллионов людей их вождеми идеалом. Как показало интервью, проведенное сейчас среди школьников средних и старших классов, некоторые из них на вопрос «Кто такой В.И.Ленин?» отвечали: «Это –отец Лены Лениной». Значимость жизни и соответственно ее смысл тем весомее, чем больший отрезок времени отделяет жизнь данного человека от людей, живущих после него, почитающих и помнящих выдающиеся творения его деятельности. Творениями же деятельности могут быть не только изобретения или открытия, произведения искусства, архитектуры, литературы или музыки, но и нравственные подвиги, и примеры проявления величайшей душевности, и лучших личностных качеств. Логически напрашивается вывод о том, что значимость деятельности, обуславливающая смысл жизни, определяется вечностью. Именно поэтому взгляды людей обращаются к Богу как к вечному и идеальному оценщику. Осознание смысла своей жизни наступает не сразу. Оно зависит от семейного воспитания, образования, социального положения, профессии, но главное –от уровня духовного развития. У людей эгоцентрического уровня оно может не наступить никогда или проявляться только во внутреннем плане. У корпоративной личности это осознание ускоряется и поддерживается его корпорацией, которой может быть как семья, референтная группа, так партия, религиозная концессия или даже банда или экстремистская организация. Гуманистическая и духовная личности всегда осознают смысл своей жизни. Их путь к осознанию часто бывает труден и трагичен. Тернистый путь к осознанию смысла человеческой жизни очень ярко освещен в двух произведениях литературы: в «Экклезиасте» [10] и «Исповеди» Л.Н. Толстого [11]. Это осознание может не наступить во всей полноте до конца жизни. Но сам поиск смысла жизни, не только своей, но и вообще человеческой, является признаком духовности. Он выделяет духовную личность также как и ее стремление найти ответы на такие вопросы, как «Откуда мы возникли?», «Куда мы идем?», «Есть ли нечеловеческий разум?», «Возможно ли выйти за пределы смерти?», «Возможно ли создать на Земле единую цивилизацию высочайшей нравственности?». 7. Следование духу всеобъемлющей любви, служение другим. Результат поиска смысла человеческой жизни уже на корпоративном уровне духовного развития приводит личность к однозначному ответу: смысл жизни –в служении другим. Но если смысл жизни на этом уровне связывается с благополучием людей своей корпорации (семьи, рода, племени, нации, концессии, партии, расы, единомышленников), то для гуманистической личности он выходит за группоцентрические рамки и распространяется на всё человечество. Духовная личность продвигается в этом отношении еще дальше. Она следует духу любви агапе (дух Бога), другими словами –духу всеобъемлющей любви [8]. «Дух Бога» или «дух всеобъемлющей любви» понятие, заимствованное нами из Библии. Именно оно является, как по семантике, так и по генезису, основой, порождающей духовность. Оно вовсе не означает чтото мистическое и потустороннее и наполнено реальным смыслом. Подтверждением этого является то обстоятельство, что дух Бога противопоставляется духу мира (духу плоти) –реальной атмосфере человеческих сообществ, формирующей общественные мнения, взгляды, систему ценностей, моральные нормы, цели и смыслы, образ и стиль жизни, которые по существу пропитаны эгоцентризмом и группоцентризмом. Дух Бога –это особое мировосприятие, в котором главными ценностями оказываются другие (другие люди, природа, животные, для верующих –Бог), а собственное счастье зависит от благополучия и добрых, близких отношений с другими. Служение другим становится смыслом жизни для некоторых людей уже на корпоративном уровне. Но только на духовном уровне человек способен осознать, что такое любовь к врагам, прощение врагов, что означает «подставить ещё раз щёку после удара». Например, понимать всепрощение в ситуации, когда бандит пытается убить человека и его семью, примитивно и не соответствует духу всеобъемлющей любви, потому что жизнь бесценна, и нельзя приносить в жертву жизнь невиновного ради сохранения жизни бандита. Но если враг оскорбляет и злословит, духовной личности не следует отвечать тем же, а, главное, отворачиваться от этого человека, потому что иначе он лишит его шанса на раскаяние. Любовь –это психическое образование –умение, неразрывно сливающееся с эмоциональными процессами –чувствами. Но это умение базируется на способности. Способность любить Другого является врожденным задатком человека. Вид любви –сторге имеет инстинктивную базу и передается по наследству, как материнский инстинкт у животных. Как и любые наследственные задатки параметры всех видов любви варьируют у разных людей индивидуально. Это касаетсяи силы чувства (глубины), и его характера, и частоты актуализации в сознании, и неповторимой гаммы оттенков и ассоциаций. Индивидуальное проявление любого вида любви обусловлено прежде всего потребностью в Другом, а также целым рядом личностных качеств и способностей, таких как восприятие Другого, реалистичность образа Другого, эмпатия, относительная толерантность, эмоциональность, чуткость, обаяние и др. Некоторые из них, безусловно, оказываются наследственными способностями. Поэтому способность любить можно сравнить с талантом, дарованием, аналогичным гениальности в искусстве. Хотя способность любить является, несомненно, наследственным задатком, для превращения ее в умение и проявления в виде «агапе», как и для развития таланта в искусстве, необходимо воспитание или самовоспитание, которое занимает период протяженностью иногда в целую жизнь. Умение любить никогда не может сформироваться без личного жизненного опыта, включающего обязательно сопереживание и примеры в отношениях других. Однако, для духовного человека приобретение личного любовного опыта в сфере эрос путем проб и ошибок, что считается нормой в современном обществе, аморально и недопустимо. Личные примеры настоящей и великой любви в современном окружающем мире являются довольно большой редкостью. Поэтому этот фактор не всегда может быть использован при воспитании молодого поколения умению любить. Более значительными факторами становятся исторические сведения подлинно великих и прекрасных отношений (например, в семьях декабристов), классическая художественная литература и гуманистические фильмы. Однако, и они требуют критического отбора. Например, такие произведения литературы как «Странный брак» К. Миксата, «Графиня де Монсоро» А.Дюма, «Тревожный месяц вересень» В. Кожевникова, «Графиня Рудольщтадт» Ж. Санд, «Нина Чавчавадзе» Б.Изюмского и др. учат действительно великой и настоящей любви между мужчиной и женщиной. Иные же произведения, тоже классические, такие как «Кармен» П.Мериме, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, рассказы Г. де Мопассана, И.Бунина и многие другие описывают реалии страстей, безрассудства или безнравственности. Они не позволяют усвоить опыт положительного примера. Умение любить может быть правильно сформировано лишь при условии правильного подхода к любви. Большоеи непреходящеевоспитательное значение для усвоения положительного примера разных видов любви имеет Библия. Так, примером образцовых отношений между женихом и невестой и впоследствии супругами служит жизнь Иосифа и Марии (родителей Иисуса Христа), любовь Иакова и Рахили; любовь –сторге являют отношения Иосифа (сына Иакова) к своим родителям и братьям; филио раскрывается в великой дружбе Давида и Ионафана; агапе пронизывает всю короткую жизнь на земле Иисуса Христа, его любовь к своим родителям, братьям и сестрам, друзьям, ученикам и людям вообще, даже к тем, которые еще не родились в то время. Главное же –Библия научает человека правильному подходу к любви всякого вида – через агапе. 8. Понимание своей связи со всем сущим ( человечеством, Землей, Вселенной, с другими внеземными цивилизациями и существами). Мы все являемся частью биосферы, частью нашей Солнечной системы, нашей галактики Млечный путь и Вселенной. Особенно близкие связи прослеживаются в пределах нашей планеты и ее биосферы. Бережное отношение к планете и ее природе, к флоре и фауне, независимо от того, где находятся эти биогеоценозы и какой стране принадлежат, являются духовной чертой. В отношении к человечеству гуманистические и духовные позиции сходятся в том, чточеловечество является величайшей ценностью, а каждый человек, независимо от его расовой, национальной, классовой, религиозной и какойлибо другой принадлежности рассматривается как уникальное самобытное и неповторимое существо, равноценное всему человечеству. Поэтому гибель отдельного человека с его неповторимым внутренним миром является не меньшей бедой, чем гибель народа. Здесь не действует принцип военного командира «пожертвовать взводом, но спасти армию». Скорее применим принцип великих альпинистов «спасение одного оправдывает риск жизни многих». Для духовной личности, также как и для гуманистической, любой другой, даже если он порочен и испорчен, есть потенциальный объект для исправления. Такой человек сравним с драгоценным камнем, лежащем в грязи на помойке. Стоит поднять его, обтереть, вымыть, вставить в подобающую оправу, и он засияет дивным блеском. Именно так мыслил А.С.Макаренко, Ушинский и другие великие педагоги. Также мыслят передовые религиозные деятели, независимо от их религиозной принадлежности. Однако, первоисточником такого гуманистического подхода к человеку является самая древняя книга –Библия. Насколько важно для гуманистической личности ощущать своё единство с человечеством, быть полезным ему, настолько же важно это и для духовной личности. Но духовный человек значительно яснее осознает формулу человеческого сообщества: каждый отдельный человек по существу является камнем, составляющим совместно с другими камнями храм человечества. Мы все пользуемся услугами друг друга, оплачиваем эти услуги, общаемся. Без этих услуг и общения человек перестал бы быть человеком. Раствором, скрепляющим камни человеческого храма, служат отношения друг к другу и обращение друг с другом. Духовный человек, помимо всего, выходит в своих отношениях за пределы человечества. Никто не отрицает возможность существования внеземного разума и иных цивилизаций. Духовная личность мыслит в духе принятия, уважения и доброго отношения к внеземным существам. Духовная личность чётко осознаёт место человека в системе биосферы, которую символически можно представить в виде многоэтажного карточного домика. Когда выдергивают одну из карт, домик рассыпается. Человечество находится на самом верхнем этаже этого «домика». Каждый вид животного или растения представляет собой уникальную ценность, принимая участие в гармоничном функционировании всей биосферы. Однако, кроме такого прагматического понимания, свойственного личностям всех уровней, духовный человек относится к высокоорганизованным животным, имеющим мышление, как к самоценностям, подобным человеческим индивидам. Подлинно духовный человек не станет топить новорожденных котят и забивать скот и птиц на мясо. Во первых, уважение к чужой жизни, чувство ее величайшей ценности, чувство милосердия и отвращение к убийству являются проявлением человечности, человеческой сущности, заложенной в генетической программе и развёртывающейся при правильном формировании личности по психическим законам. Вовторых, духовная личность ценит в животных близких человеку живых существ, приносящих радость, помогающих воспитывать детей и учащих любить человека. 9. Ненависть к злу. В житейском понимании нередко возникает ложное представление о духовном человеке как о всепрощающем, мягком добряке. Готовом вытерпеть любую подлость. Однако,это не так. Человек не может считаться духовным, если он не умеет ненавидеть зло. Человек, равнодушно относящийся к злу в действительности равнодушен и не способен любить. И чем сильнее ненависть к злу, тем сильнее он умеет любить. Мы не ставим целью философствовать на тему, что такое добро и зло. Зло –это подлость, предательство, лицемерие, грабеж, воровство и т.п. Характерной чертой духовной личности, отличающей ее от всех ниже стоящих уровней личностного развития, является умение отделять человека от его ситуативных мыслей и поступков. Духовный человек знает, что не бывает плохих людей, а бывают плохие мысли и поступки. Умение любить в негодяе человека, ненавидя одновременно его злые помыслы и поступки, свойство только людей духовных. При восприятии другого люди подразделяются на четыре категории: аналитиков, синтетиков, эмоционалови аналитикосинтетиков [12, 145146]. У людей с аналитическим типом восприятия проявляется стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности,подробности. Гипертрофированное внимание к деталям и игнорирование обобщенной картины явлений действительности не позволяет им понять основной смысл явлений. Люди с таким типом восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки другого, не замечают основных черт его личности, за поведением не видят самого человека. Люди с синтетическим типом восприятия проявляют склонность к обобщённому отражению явлений и к выделению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям, частностям и не любят вдаваться в них. В сознании таких людей создаётся образ другого человека вместе с его характеристикой очень быстро. Он отличается упрощенностью, примитивностью, очень краткой характеристикой. Часто, характеризуя другого, такие люди ограничиваются одним словом: «плохой», «хороший», «никакой», «дисциплинированный», «некультурный», не уделяя должного внимания анализу причин поступков. Сами поступки для аналитика быстро перестают быть существенными. Главным остается его общее мнение о человеке. Синтетик не видит за создавшимся у него мнением о человеке, за его образом поступков этого человека и его истинной сущности. Эмоционалы –люди, для которых характерно стремление не столько понять сущность явления и его частностей, сколько выразить прежде всего свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения людей эмоционального типа путаны, неорганизованны и противоречивы. Они особенно подвержены вспышкам эмоций, агрессии, гнева, обиды и ярости. Успех духовной личности в обузданиигнева и злобы тесно связан с выработкой в себе аналитикосинтетического восприятия и наблюдения другого человека. У аналитикосинтетика в равной мере проявляется стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. У таких людей анализ отдельных частей всегда происходит параллельно с выводами, установление фактов с их объяснением. В результате вырабатывается мудрый уравновешенный подход к другим. Столкнувшись с другим, например, подлым, некультурным, вороватым, трусливым и т.п., аналитикосинтетик осознаёт, образно говоря, что нельзя обижаться на шкаф, потому что ударился о него в темноте. Также неразумно обижаться на другого за то, что он плохо поступает. Важнее помочь другому осознать себя, пробудить раскаяние. Но гнев и оскорбительная речь и ненависть к негодяю не способствуют этому. 10. Совокупность особых личностных качеств. Известно, что духовности свойственны лучшие личностные свойства. Эти свойства могут присутствовать у личностей других уровней. Однако, у духовного человека они формируются путем воспитания и самовоспитания во всем комплексе, образуя систему. К таким качествам относятся долготерпение, эмпатия, милосердие, решительность, смелость, способность отстаивать свои взгляды, честность и порядочность (умение соблюдать во всех сферах порядок, исполнять свои обещания в срок), готовность идти на нравственный подвиг, кротость, самообладание, трудолюбие, неприятие прожигания жизни в развлечениях, отсутствие вредных привычек, отсутствие конформизма и чистота языка (не только не употребление мата, но и сквернословия, и пошлости). Рамки статьи не позволяют нам дать разъяснение всем перечисленным качествам. Но два из них, на наш взгляд, нуждаются в пояснении: долготерпение и кротость. Мы не применяем термин «толерантность» (терпимость) поскольку хотим подчеркнуть в долготерпении постоянство, длительность, отсутствие влияния сиюминутного и ситуативного, зависимости от чужого мнения и собственных эмоций. Под кротостью мы понимаем не конформизм, безволие, «игру в поддавки» и бессловестность, а органическое сочетание чувства такта, уважения к мнению Другого, вежливости и скромности наряду со смелостью, ответственностью, самоотверженностью, умением отстаивать свои взгляды, а также дисциплинированность. 11. Чувство меры. Этот критерий духовности проявляется при самовоспитании в процессе формирования личностных качеств, а также в обращении к людям и животным, Богу, природе и т.д. Значение чувства меры подчеркивал еще Конфуций, приводя такой пример: жадность –это одна крайность, транжирство –другая, щедрость является проявлением чувства меры. Мера должна сопровождать любое личностное качество, любое отношение или поступок. Например, долготерпение прекрасное качество, когда оно проявляется в отношении религиозной, расовой, национальной толерантности, в отношении инакомыслия. Но то же долготерпение, как и обычная толерантность к аморальным поступкам и взглядам свидетельствует об отсутствии чувства меры, а, следовательно, и духовности. Именно отсутствие чувства меры в отношении к Богу превращает человека в фанатика или террориста. 12. Непорочность. Этот важный критерий мы заимствовали из Библии. В Священном Писании под непорочностью понимается полное отсутствие пороков. Пороки следует отличать от недостатков. Недостатки осложняют межличностные отношения, препятствуют полноценному общению и личностному росту. Но при мобилизации воли, саморефлексии и систематического аутотренинга недостатки устраняются. Пороки же делают человека непригодным для общества и других.Если к недостаткам можно отнести вспыльчивость, сварливость, невнимательность, неприветливость, невежливость, то пороками являются пьянство, обжорство, зависть, воровство, предательство, коварство, пренебрежение жизнью и здоровьем других и т.д. Духовная личность может иметь недостатки, но пороков для своего уровня развития –ни одного. Вовсе не означает, что духовными людьми не могут стать бандиты, наркоманы, пьяницы и воры. Могут, но после того, как раскаются и никогда уже более не смогут совершать то, что совершали раньше. Как правило, это происходит после сильнейших потрясений или перед важнейшим нравственным выбором. С этого момента начинается становление духовности. Следует подчеркнуть, что недостатки и пороки относительны в личности. Недостатки личности начального периода развития духовности становятся пороками на более высоких уровнях. Вовсе не следует думать, что духовный человек не ошибается. В разных ситуациях те или иные качества его личности иногда дают сбой. Не все они созревают одновременно. Но духовная личность осознает, что без них невозможно сохранять духовность. Поэтому, падая, она поднимается вновь и вновь, борясь в самовоспитании за формирование каждого свойства, пока не доведет его до автоматизма. Таким образом, описанные критерии фактически представляют собой систему, характеризующую модель духовной личности. Отдельные критерии могут быть присущими личности любого уровня развития. Духовная же личность должна обладать всей совокупностью описанных критериев, без исключения, во всех их взаимосвязях и взаимообусловленности. Следует отметить, что данная модель не претендует на утверждение истины в последней инстанции. Это –наше понимание духовности личности. Возникает вопрос, обязательно ли духовный человек должен верить в существование Бога и может ли неверующий считаться духовной личностью? Наш ответ –может, если соответствует рассмотренным критериям. Однако, следует подчеркнуть три особенности. Вопервых, если исходить из позиции недоказуемости, как существования Бога, так и его отсутствия (а это –единственная примиряющая и нейтральная позиция для атеистов и верующих), то перед духовной личностью возникает дилемма: испытывать ли благодарность и почтение к Творцу всего сущего илиигнорировать его? Духовный человек предпочтет при сомнении испытывать почтение и благодарность к несуществующему, чем потом испытывать стыд и позор при раскрытии иного в грядущем. Вовторых, основой для выделения критериев духовности нам послужили биографии таких людей, как Л.Н. Толстой, жены декабристов, апостол Павел, Иисус Христос, царь Давид, Иосиф сын Иакова (наместник фараона) и многие др. Они все, как известно, были верующими. В третьих, все так называемые общечеловеческие моральные нормы и духовныеценности исходят из религий. Поэтому даже при неверии в существование Бога исследователь, опирающийся на религиозные знания в отношении критериев духовности, например, библейские, открывает бесценную сокровищницу морального опыта человечества, уходящего вглубь истории на несколько прошедших тысячелетий.

Ссылки на источники:

1.Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности: автореферат диссертации на соискание уч. степ. канд. философ. н. М., 1996.2.Щеткин Ю.Ю., ЩеткинаО.В. Проблема духовности и пути ее решения. //Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Специальный выпуск № 1. Таганрог, 2012.3.Начала христианской психологии: учебное пособие для вузов /Б.С. Братусь / под ред.Б.С. Братуся и С.Л. Воробьева. М., 1995.4.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. М., 1995.5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.6.Скуднова Т.Д. Социальнофилософские основания трансформации педагогического образования. М., 2009.7.Шпрангер Э. Два вида психологии: хрестоматия по истории психологии. М., 1980.8.Щеткин Ю.Ю. К вопросу о понимании духовности личности на основе библейских текстов. //Альманах современной науки и образования. Философские науки. № 2. Тамбов, 2013.9.Целых М.П. Социальная работа за рубежом. Соединенные Штаты Америки. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2007.10.Священное Писание. Перевод нового мира. Brooklyn, NewYork, 2008.11.Толстой Л.Н. Исповедь. Л., 1991.12.

Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов вузов. 2е изд.,стереотипное. М., 2004.

Shchetkin IuriiPh.D.Taganrog State Pedagogical Institute of A.P. Chekhov. TaganrogSummaryThe article based on the selected author approaches to understanding spirituality (Synthetic, semantic, multidimensional, structural criterion, level and axiological) first described a model of the spiritual person. Identified 12 criteria spiritual personalities making up the system.Among them such as the reasonable adherence to the nature, the desire to know the truth, continuous selfimprovement and selfeducation, a special responsibility, a sense of balance, of purity and others. This model can serve as a basis of pedagogics of the future.KeywordsCriteria of spirituality, the model of the spiritual personality, reasonable adherence to the nature, a special responsibility, adherence to the spirit of universal love, understanding the relationship withall things, search for the meaning of life, a sense of proportion