Диагностика эффективности непрерывного обучения цветоведению учащихся детской художественной школы и студентов колледжа искусств

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балина Т. Г. Диагностика эффективности непрерывного обучения цветоведению учащихся детской художественной школы и студентов колледжа искусств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 756–760. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53153.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос непрерывного образования на примере обучения цветоведению учащихся детской художественной школы и студентов колледжа искусств г. Камышина. Показана диагностика эффективности обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки. Определены педагогические условия создания новой методической системы обучения цветоведению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Балина Татьяна Геннадьевна

преподаватель художественных дисциплин, методистГКОУКВОСПО «Камышинский колледж искусств»balina.t75@mail.ruДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИОБУЧЕНИЯЦВЕТОВЕДЕНИЮУЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВВ УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИАннотация:В статье рассматривается вопрос непрерывного образования на примере обучения цветоведениюучащихся детской художественной школыи студентов колледжа искусствг. Камышина. Показана диагностика эффективности обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки. Определены педагогические условиясоздания новой методической системы обучения цветоведению. Ключевые слова:непрерывное образование, диагностика эффективности, обучение цветоведению, многоуровневая подготовка.Непрерывное образование особенно в последние годы стало одной из важнейших проблем современностии не только педагогической. Концепция непрерывного образования была взята на вооружениеЮНЕСКОеще в 70е годы.Рассмотрениеэтойидеи очень важно, так как смысл ее заключается в обеспечениилюбомучеловеку постоянногосовершенствованияи развитияна протяжении длительного времени. Разработкой моделинепрерывного образованияпостоянно продолжают заниматься. Теоретическиеосновы этой концепции осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммельи др. Теоретический анализ содержится втрудах В.Г. Осипова, В.Г. Онушкина, Б.С.Гершунского, Г.П. Зинченко. Понятие «непрерывногообразования»не должно ограничиваться только непрерывностью, хотя этот принцип и является системообразующим, оно должно также включатьмногообразие и гибкость видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию.Выделяют такжепринципы опереженияиоткрытости[1].

Актуальность проблемы непрерывного образованияв художественнообразовательном процессе, в частности при обучении цветоведениюнепосредственно связана и с поиском педагогических форм интеграции различных видов художественной деятельности, разработкой диагностических методик учащихсястоящих на разных уровнях подготовки.Сказанное определяет актуальность исследования: необходимость создания не только особой методической системы, отвечающей потребностям и запросам непрерывного образования, но и разработки диагностического комплексаэтой системы. Цель исследования: провести диагностикуэффективности системы непрерывного обученияцветоведения в условиях многоуровневой подготовки учащихся на примере детской художественной школы и колледжа искусств(на дизайнерское отделение) г.Камышина.При проведении данного мероприятия следует четко определить содержание диагностических методик в структуре непрерывного образования. Так, вдиагностической деятельности можно выделить, прежде всего, следующие аспекты: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация, контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов. Диагностические методы изучения личностного роста обучающегося разнообразны. Они могут быть: прямые(анкетирование, индивидуальная беседа, тесты ит.д.) и косвенные (наблюдение)[2].Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение, т.е. они должны соотносится со всем процессом обучения [3].В условиях многоуровнего непрерывного образования и его диагностирования неразработанной стороной является наличиеединых образовательных стандартов. А это,в свою очередь, осложняет определение результативности обучения учащихся. В связи с этим и всилу индивидуального характера учебных заведенийпедагогу необходимо разрабатывать не только программыобучения, соотносящиеся с ниже стоящим и выше стоящим звеном, но и готовить определенныйпакет диагностических методик.Таким образом, формирование подобной системымногоуровневого непрерывного образования как единого образовательного пространства предполагает интеграцию различных образовательных программ и диагностических методик[4]. А эффективность работы такой системы будет осуществлятьсяза счет взаимной увязки учебных программ, тематических планов, творческих заданий, дидактических и демонстрационных материалов и пр. Насколько такая система обучения эффективна, позволяет определить комплекс диагностик.На основе анализа научнопедагогической литературы по теме непрерывного многоуровневого образованияи опыта работы с учащимися ДХШ и студентами КИг.Камышинаможно сделать предположение о том, что внедрение выше названного системного подхода в обучение цветоведению будет способствовать: 1) освоению теоретических знаний в области цветоведенияв живописных и декоративных сферах применения; 2) формированию навыков владения цветом в процессе работы с различными художественными материаламипри работе над учебными заданиями и упражнениями; 3) развитию способности воспринимать цвет и использовать его как средство художественной выразительностикак в учебных целях, так и творческих работах; 4) проявлению художественной индивидуальностипри выполнении творческих заданий.Выше перечисленные положения могут послужить основой для создания критериев диагностики эффективности системы непрерывного обучения цветоведению.Для диагностирования эффективности системы непрерывного обучения цветоведению, необходимо также создать определенные педагогические условия:

обновление содержания учебного предмета «Цветоведение»;

обновление и корректировку методов и средств преподаванияданного предмета, сопровождаемое, созданием адекватной системы преемственных художественнотворческих заданий;

насыщение информационного поля через современные электронные и информационные средства;

обогащение эмоциональнообразного цветового опыта учащихся и студентов;

формирование культуры цвета не только через творческую деятельность, ориентированную на конкретный вид творчества, но и подпитанную духовнонраственными категориями;

стимулирование положительной эмоциональной атмосферыс помощью созданиядиалога напрофессиональном уровне.В связи с этим, следует сделать ряд преобразований, которые должны обеспечить качественный рост при обучении цветоведению в условиях многоуровневой непрерывной подготовки.И здесьособо важным являетсясозданиеметодическойсистемы, которая,прежде всего,содержалабы специальныезадания, эксперименты, выступающие также и как основнойматериалдля диагностирования эффективности разработанной системы обучения цветоведению в условиях многоуровневого подхода.Системаупражненийизаданий позволяетболее полно осваивать цветовые взаимоотношения, как в окружающей среде, так и внутри учебной работы. Учащиеся получаютзнания и обогащают ихна основе особых тематических упражнений и заданий,базирующихся на разнообразных приемах организации цвета. Пример таких заданий приведен в таблице №1. Таблица 1. Примеры упражнений и заданийПриемы организации цвета в цветовой композициитеплохолодные гаммыусловный выбор цветаореольное выделениеразбивка цветом на элементыпересечение форм (явление оверлеппинга)Образ жарптицы, синей птицысчастья.Вкусные яблоки (кислые, сладкие).Гжельские мотивы.Солнечный пейзаж.Декоративный натюрморт.Силуэтный натюрморт.Узоры.В приведенных примерахупражнений и заданий учащиеся как ДХШ, так и КИ осваивают различные приемы организации цвета в цветовой композиции, что обогащает их опыт работы с композиционными единицами и раскрывает границы для творческой самореализации.Одним из условий эффективности методики непрерывного обучения цветоведению является также переработка программы и обновление дидактического материала. Для этого был разработан следующий набор дидактическогоматериала:I. Пособия для учителей в виде методическихрекомендаций по темам изучения.II. Пособия для учащихся:1.Демонстрационные таблицы (схемы)по темам(цветовой круг, таблица контрастов).2.

Рабочий раздаточный материал (мобильная палитра).3.Мультимедийные презентации к темами исследовательские проекты, заключающие итоговые представления виде презентаций.Особенностью дидактического материала является включениеэлектронных видов обучения, в частности

мультимедийных презентаций, которым можно возвращаться неоднократно, на протяжении обучения цветоведению в ДХШ, а затем и в КИ. Так, тема декоративного натюрморта актуальна на протяжении всего периода обучения. Для ее изучения разработана презентация, используемая неоднократно на разных этапах обучения.Несколько слов о программах обучения цветоведению. В ДХШ как таковой программы по цветоведению нет, но вопросы этого предмета изучаются на уроках живописи и композиции. В колледже искусств дисциплина «цветоведение» изучается на Iкурсе в Iсеместре и имеет утвержденную программу. Стандартная программа по изучению цветоведения содержитпрактические задания, которые заключают в себе репродуктивные уровни освоения материала: отрисовка таблицы «Характеристики цвета», цветового круга, таблицы «Контрастов», открасы растяжки всех основных цветов, таблицы смешения цветов и т.п.Задания по разработанной методической системе предложенной здесь следующие:упражнения на цветовые ассоциации; изображение натюрморта (постановочного) в разных техниках; отработка декоративных приемов (Таблица 1), творческиеработыи пр.В такойразработанной системе заданий и упражнений схемы и таблицы будут опорными, а студенты работают большей частьюнад творческими заданиями. Отсюда следует предположение о том, что эффективными будут задания по доработанной системе обучения цветоведению (второй из выше представленной). Диагностические мероприятия позволят подтвердить или опровергнуть это предположение. Для обследования эффективности освоения цветоведения по разработанной методической системе в условиях непрерывного обучения были обследованы группы учащихся ДХШ и колледжа искусств.Одни группыпроходили обучение в ДХШ по обычной программе, другие по доработанной.Затем группы, которые получили первоначальные знания на базе художественной школы, продолжали обучение в колледже: одна –по обычной программе, другая по доработанной. Обследовались и группы,которые обучались только в колледже: одна –по обычной программе, другая по доработанной.Итого в ДХШ прошли обследование две группы, а в КИ –четыре.В процессе наблюдения за деятельностью учащихся, анализа графических работ, устных высказываний педагогов и учащихся, результатов текущих и контрольных просмотров учебных и творческих работ учащихся экспертной комиссией выработаны критерии оценки учебных работ учащихся по освоению основ цветоведения: способности зрительного восприятия цвета, теоретические знания основ цветоведения, навыки владения цветом, художественная индивидуальность.Проведенное исследование позволило выявить три уровня развития художественнотворческих способностей учащихся и студентов в области цветоведения:высший (индивидуальный подход в практическом использовании цвета и оригинальностью суждений по поводу замысла),средний (стремление к неординарности и выразительности композиционного иколористического решения, при этом недостаточнораскрыто цветовое обобщение) инизкий (неспособность студентов использовать цвет как форму отражения собственных эстетических позиций). Все это нашло отражение в сводной таблице диагностирования учащихся, которая включает в себя критерии оценки учебных работ учащихся по освоению основ цветоведения, этапы диагностики(констатирующая диагностика, итоговая диагностика) , группы обследуемых учащихся ДХШ и КИи уровни развития художественнотворческих способностей учащихся и студентов в области цветоведения. (Таблица №2)Таблица 2.

категорииобучающегосяКритерии оценки учебной деятельностиСпособности зрительного восприятия цветаТеоретические знания основ цветоведенияНавыки владения цветомХудожественнаяиндивидуальностьОбщий показательКДИДКДИДКДИДКДИДКДИДОбучающийся в ДХШ по стандартной программеНСНСНСНННСОбучающийся в ДХШ по разработанной программеНВНВНВНСНВОбучающийся в КИ без ДХШ по стандартной программе НСНСНСНННСОбучающийся в КИ после ДХШ по стандартной программе СВСВВССННСОбучающийся в КИ без ДХШ по разработанной программе НВНВНСНСНСОбучающийся в КИ после ДХШ по разработанной программе ВВВВСВСВСВКД –констатирующая диагностика, ИД итоговая диагностика.В –высокий уровень, С –средний уровень, Н –низкий уровень.Целью комплексного диагностирования и контроля процесса непрерывного обучения является получение научнообоснованной информации обэффективности системы непрерывного обучения цветоведения в условиях многоуровневой подготовки учащихся на примере детской художественной школы и колледжа искусств(на дизайнерское отделение) г.Камышина.Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся. Формой фиксирования и обобщения достижений учащихся служат диагностические таблицы. Как видно из таблицы №2, педагогический эксперимент привел к динамике художественнотворческого развития учащихся от низкого и среднего уровня до высшего —художественнообразного.Таким образом, после проведенной многолетней диагностики многоуровневый системный подход в обучении цветоведению учащихся ДХШ и студентов КИ в условиях именно непрерывного обучения обеспечивает преемственность и общность предметов художественного цикла, способствует их взаимонаполнению и взаимообогащению. Внедрение инновационных технологий обогащает учащихся ДХШ и студентов КИ новыми средствами реализации художественных замыслов, нацеливает их на создание художественнотворческих проектов. Сущностьжеметодической системы освоения основ цветоведения в ДХШ и колледже искусств (дизайнерское отделение) заключается в комплексе мероприятий направленных на непрерывное обучениецветоведению, состоящую из набора методов и приемов, реализующих разработанный комплекс практических упражнений и заданий, основанных на определенном дидактическом материале. На основе проведенного исследованияопределены педагогические условия для наиболее эффективного применения этого комплекса через системный (непрерывный) многоуровневый подход к обучению цветоведению. Включение дидактических приемов (в виде системы заданий и упражнений),внедрение информационных и мультимедийных технологийпозволяет качественно и эффективноосуществлять процесс обучения цветоведения в условиях непрерывного образования.В ходе исследования также определены критерии оценки этой эффективности, степень соответствия полученных результатов намеченным целям и задачам учебного процесса.

Результатыдиагностики эффективности предложенной методической системы непрерывного освоения основ цветоведения в детской художественной школеи колледже искусств (дизайнерское отделение)г. Камышина свидетельствуют о том, что разработкаразличных методов и приемов активизации эмоциональноэстетических и познавательных сторон восприятия цветаи практического его примененияв учебных и творческих заданиях, пересмотр и усовершенствование программ обученияспособствует развитию профессионально важных качеств учащихся и студентовв области художественного направления. А это, в свою очередь, влияет наразвитиехудожественнотворческой деятельности учащихся и студентов, формирует их колористическую культуру, развивает эстетическое отношение к цвету, умение воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, что станет эффективным средством формирования творческой личности в целом.Система непрерывного профессионального образования предполагает создание такой образовательной модели,которая бысодержаласкорректированные программы, учебные планы,набор методов и средств, комплекс диагностик, которая учитывала бывсеновейшиетребованияв глобальном информационнопедагогическом пространстве, насыщенном научными коммуникациями(категориями и понятиями), быть школой развития как системы обучения, так и личности учащегося[3].Список литературы1.Гершунский, Б.С.Педагогические аспекты непрерывного образования// ВВШ, 1987. N 8.2.Битинас, Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. –1993. №2. –С. 1517.3.Калинина, Н.В. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч начальной школы.2003.№ 5. –С. 2326.4.Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем.М.: 1978.