Советско–норвежские отношения в 1970–1980-х гг.: норвежская «ностальгия по нейтрализму» и политические отношения с СССР.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Журавская В. А. Советско–норвежские отношения в 1970–1980-х гг.: норвежская «ностальгия по нейтрализму» и политические отношения с СССР. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 766–770. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53155.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена развитию советско-норвежских отношений в 1970–1980-х гг. В ней рассматриваются особенности норвежского внешнеполитического курса в условиях военного присутствия НАТО на территории Норвегии, а также добрососедских отношений с СССР.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Журавская Виктория Александровна,учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Архангельскаzhurawsckaya.vika@yandex.ruСоветско–норвежские отношения в1970–1980х гг.: норвежская «ностальгия по нейтрализму» и политические отношения с СССР.Аннотация. Данная статья посвящена развитию советсконорвежских отношений в1970–1980х гг. В ней рассматриваются особенности норвежского внешнеполитического курса в условиях военного присутствия НАТО на территории Норвегии, а также добрососедских отношений с СССР.Ключевые слова: блок НАТО, советсконорвежские отношения, архипелаг Шпицберген.

В 1950е1960е гг. участие Норвегии в Североатлантическом альянсе можно рассматривать как глубокую интеграцию не только в структуры альянса, но и активное участие в проводимых командованием союза мероприятиях. От добровольных «ограничений» Норвегия перешла к активной разведке на благо НАТО.К началу 1970х гг. внешнеполитический курс Норвегии в НАТО не изменился, но в отличие от предыдущего десятилетия, когда стремление Норвегии получить полную гарантию защиты не обращал внимания США, новый этап отношений Норвегии с НАТО ознаменовался увеличения поставок вооружений и военной техники[1]. К 1970м гг. НАТО, принимая во внимание наращивание сил Советского ВМФ на Севере стало проявлять более значимое отношение к выделению материальных средств и поиск, предназначенных для зашиты Норвегии в отношении складирования военной техники и вооружения. Так, была серьезно реформирована система ПВО благодаря программе «Базы для совместных операций», в рамках которой большинство норвежских авиабаз было приспособлено и оборудовано для совместных операций норвежскойавиации и специально выделенных частей ВВС США. Кроме того, были созданы условия, которые давали возможность самолетам с авианосцев американского ВМФ взлетать с аэродромов Норвегии. К 1980м гг. была достигнута договоренность, но которой все тяжелое вооружение и военная техника для оснащения морской бригады США складировалась в Норвегии.США понимали необходимость в кризисной ситуации перемещения большинства «норвежских» частей в другие районы, однако, северный театр военных действий оставался приоритетными контингент войск альянса достигал численности в четыре пехотные бригады[2].В 1970е гг. на территории Норвегии продолжали осуществляться военные учения НАТО. Это говорило о том, что Североатлантический альянс продолжалрассматривать Норвегию как один из регионов для развертывания натовских вооружений. Маневры союзников проводились, как правило, на севере страны, в районах, граничащих с территорией СССР. На сессиях Совета блока подчеркивалась мысль о важности и недопустимости ослабления «северного фланга»[3].В 1979 году Норвегия была включена в систему дальней электронной разведки НАТО, у границы с СССР действовала сеть станций радиоэлектронного шпионажа, была создана станция слежения за космическими объектами. С норвежских аэродромов поднимались американские самолеты «Орион», ведущие наблюдение за советским флотом в Норвежском и Баренцевом морях и самолеты системы «АВАКС», позволяющие просматривать территорию СССР на большую глубину. Для обеспечения военных действий вооруженных сил НАТО, в том числе боевого патрулирования американских подлодок –ракетоносцев в районе Северной Атлантики были предназначены созданные в Норвегии станции системы «Омега» и «ЛоранС»[4].Членство Норвегии в НАТО было оговорено двумя условиями: не иметь на своей территории ядерного оружия и не размещать иностранные войска. Поскольку ограничения не распространялись на конвенциональное оружие, в 1981 году между США и Норвегией было подписано соглашение о заблаговременном размещении в стране вооружений и тяжелой боевой техники для американской морской пехоты численностью в 10 тыс. человек[5].В самой Норвегии такие меры приветствовались и правительством и обществом в целом, поскольку страх норвежцев перед СССР усилился после ввода советских войск в Афганистан, который также имел общую границу с Советским Союзом. В 1984 году этот страх усилился после очередного шпионского скандала был арестован молодой норвежский дипломат А.Трехолт, подозревавшийся в шпионаже в пользу СССР.В то же время, в середине 80х гг. XXвека получила продолжение история, связанная с подозрениями о проникновении советских подлодок в территориальные воды Норвегиив результате публикаций в СМИ.Однако, несмотря на то, что норвежская общественность проявляла последовательность в плане поддержкиНАТО и членства в альянсе, к концу 1980х гг. стала проявляться «усталость» от «холодной войны». Это было связано прежде всего с возросшими затратами госбюджета на меры по укреплению обороны и закупке нового вооружения и военной техники, также с тем, что в результате гонки вооружений все более актуальным становился вопрос о возможности ядерной войны, и наконец, осознание Норвегией своей значимости в НАТО соперничало с пониманием роли «малых» государств как пешек в мировой политике сверхдержав.Эти проблемыи ранее беспокоили норвежское правительство, но зачастую критика умолкала после таких акций СССР как вторжение в Венгрию в 1956 году, в Чехословакию в 1968 году и Афганистан в 1979 году. Но именно к этому времени в норвежской внешней политике все четче стала проявляться такое явление как «ностальгия по нейтрализму», хотя перспективы и первые шаги были намечены еще с середины 1950х гг.[6].Еще в период 19511954 гг., когда происходило ускоренное перевооружение блока НАТО, некоторые члены Норвежской рабочей партии(НРП) выступали против увеличения вклада Норвегии в этот процесс, поскольку объясняли это нежеланием тратить денежные средства на военных, которые в последствии перейдут под управление альянса.Многие норвежцы не верили в экспансионистские планы СССР, считая его давним и миролюбивым соседом. Сдерживающее воздействие оказывал и сам Североатлантический альянс, так как формально давал гарантию защищенности страны западными державами.Наконец, сам премьерминистр Э. Герхардсен был сторонником активныхи добрососедских отношений с Советским Союзом, подтверждением чего был его визит в СССР в 1955 году. Здесь нужно также отметить, что министр иностранных дел X. Ланге не был против отношений с СССР, но он считал, что эти контакты необходимо ограничить чисто торговой, культурной сферами, т. е. избегать всего того, что может поставить под сомнение приверженность Норвегии НАТО. Сам же Герхардсен подчеркивал, что в политической сфере советсконорвежский диалог может способствовать снижению напряженности между Востоком и Западом[7].Именно взгляды премьерминистра и его сторонников отражали преобладающее настроение в обществе того периода.В начале 1960х гг. разногласия в норвежском правительстве по вопросам интеграции в НАТО и сотрудничества с СССР фактическизакончились. В 1965 году новым министром иностранных дел становится Й. Люнг, заявивший о своей нейтральности к данным вопросам, хотя такую политику можно назвать лишь фасадом, так как практических шагов по ограничению интеграции или сближению с СССР не было[8].Вопрос ограничения участия Норвегии в НАТО получил продолжение в отношении использования ядерного вооружения или базирования такого вида боезапасов на территории Норвегии с начала 1970х гг., хотя следует отметить, что уже в 1961 году Норвегия отказалась от размещения ядерного оружия на своей территории. В 1975 году Норвегия запретила иностранным кораблям с ядерным вооружением на борту заходить в норвежские порты. Этот запрет носил чисто формальный характер, поскольку контроль над его соблюдением был невозможен, но сам факт появления такого вида запрета можно расценивать как попытку снижения напряженности в регионе с целью увеличения лояльности СССР к Норвегии и поставить в неловкое положение США, как страну, желавшую увеличения присутствия войск альянса в Норвегии[9].Проблема ядерного оружия вновь оказаласьв центре внимания в конце 1970х гг. Несмотря на ограничения 1961 года норвежцы соглашались на переброску союзных подкреплений через свою территорию, которые могут иметь в арсенале такое вооружение. Однако в этот период резко увеличился ядерный потенциал США и СССР, что стало главным вопросом на повестке дня международной безопасности, а это привело к антиядерным демонстрациям в ряде стран, в том числе и Норвегии. Норвежские антивоенные организации, в том числе женские и религиозные в 1979 году начали кампанию под лозунгом «Нет ядерному оружию»[10].В такой ситуации НРПвозобновила дискуссию о ядерной стратегии НАТО. Основой норвежской концепции по этому вопросу стало проведение кампаний против новых видов вооружений, размещения в Норвегии крылатых ракет и баллистических ракет средней дальности в противовес советским аналогам, а также за создание в Северной Европе безъядерной зоны. Но эта дискуссия была прервана, так как НРП оказалась в затруднительном положении в связи с предложением о снаряжении натовских войск в Европе крылатыми и баллистическими ракетами средней дальности. Размещение таких ракет в Норвегии не предусматривалось, поэтому правительство склонялось в пользу комбинированного решения,чтобы собственные ограничения в альянсе не шли вразрез с политикой НАТО. В очередной раз несколько представителей НРП и членов кабинета выставило протест, что привело к компромиссу лишь с американцами, это «двойное решение» привело к поражению НРП на будущих выборах в 1981 года.Пришедшее к власти правительство Консервативной партии свернуло обсуждение вопроса о безъядерной зоне, потому, что американцы выступили с едва прикрытыми угрозами о прекращении планов переброски подкреплений в Норвегию. Постепенно правительство консерваторов во главе с Коре Уиллоком восстановило статус Норвегии как надежного союзника. Стратегическая оборонная инициатива американского президента Р. Рейгана (план «звездных войн») в середине 1980х гг. вызвала протес многих стран Европы, которые являлись членами НАТО. В то время как Норвегия не как не высказалась по поводу этой программы, с тем, чтобы не испортить отношения с Америкой в области безопасности.Но ситуация изменилась после того как произошло падение кабинета Уиллока в мае 1986 года и НРП вернулась к власти. На встрече министров обороны стран Североатлантического альянса представитель Норвегии Ю.Хольст отказался поставить свою подпись под коммюнике, где выражалась общая поддержка позиции США по вопросам обороны и космического оружия[11].В это время Норвегия начинает сближение с так называемыми «странами с поправками» Данией и Грецией, которые сопровождали собственными оговорками согласованные заявления и коммюнике НАТО. Такие обстоятельства не устраивали Америку. В ответ она приостановила работу совместной американо–норвежской аналитической группы по вопросам обороны и безопасности Норвегии. Постепенно противоречия были сглажены, но в целом отношения между странами оставались прохладными, поскольку Норвегия ужесточилазапрет на вход в норвежские порты союзных кораблей с ядерным оружием на борту[12].В 1986 году разразился крупный скандал между Норвегией и Америкой по поводу поставки норвежской стороной элементов подлодок в СССР. С самого начала «холодной войны» США старалось резко ограничить поставки стратегического сырья или материалов в СССР из других стран. Что касается Норвегии, то она следовала в этом вопросе за американцами, но изготовление в Норвегии устройства для советских подлодок, являвшихся фактически приоритетным компонентом силового сдерживания в войне, привело к ослаблению этой политики альянса.Охлаждение отношений между Норвегией и США было связано с общим курсом норвежской внешней политики, поскольку дипломатические маневры Осло между двумя противостоящими блоками способствовало появлению разногласиям с альянсом и США в частности. Особенно заметно это стало в последнее десятилетие холодной войны, однако, Норвегия попрежнему оставалась готовым к сотрудничеству и лояльным союзником НАТО, поскольку как указывалось выше, укрепление обороны страны и ее модернизация велась на протяжении всего периода.Что касается политических отношений между СССР и Норвегией, они продолжали свое развитие и в 1970–1980е гг. По приглашению норвежского правительства Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин побывал в Норвегии с официальным визитом с 5 по 7 декабря 1971 года. Во время переговоров стороны обменялись мнениями по актуальным международным проблемам. Главы правительств констатировали близость позиций СССР и Норвегии по многим международным вопросам. Было подтверждено стремление обеих стран к миру и безопасности и к дальнейшему развитию международного сотрудничества. По мнению СССР и Норвегии, необходимо было как можно скорее начать подготовку совещания на многосторонней основе и воспользоваться предложением правительства Финляндии провести эти переговоры в Хельсинки[13].А.Н. Косыгин и премьер–министр Норвегии Т. Браттели обсудили вопросы советско–норвежских отношений. Отмечая активизацию этих отношений за последнее время, стороны выразили готовность содействовать и дальнейшему развитию отношений между странами. Придавая значение продолжению личных контактов, главы правительств договорились о регулярном проведении консультаций между государствами, как по международным вопросам, так и по двусторонним отношениям. Во время визита Косыгина в Норвегию была подписана консульская конвенция между СССР и Норвегией. Председатель Совета Министров СССР передал Т. Браттели посетить Москву с официальным визитом. Норвежский премьер принял это приглашение. Визит Т. Браттели в СССР состоялся в период с 18 по 25 марта 1974 года. В ходе визита состоялись егопереговоры с Генсеком ЦК КПСС Л.И. Брежневым, А.Н. Косыгиным и МИДом СССР А.А. Громыко, В ходе переговоров состоялся обмен мнениями по вопросам, как международного характера, так и по вопросам советско–норвежских отношений и перспектив их развития. Стороны констатировали, что основной тенденцией в развитии международных отношений на современном этапе является процесс разрядки напряженности, укрепление безопасности и мирного сотрудничества государств. По итогам визита было подписано советско–норвежское коммюнике от 25 марта 1971 года[14].Немного позднее, в 1980 году СССР посетил МИД Норвегии К. Фрюденлунд. В ходе визита норвежская сторона заявила о том, что политика Норвегии в отношении неразмещения на ее территории иностранных баз и ядерного оружия остается неизменной[15].В начале 1970х гг. проблема архипелага Шпицбергена (Свальбарда) снова являлась предметом обсуждения между СССР и Норвегией. Еще в годы Второй мировой войны советское правительство обратило внимание на архипелаг Шпицберген, предлагая изменить его статус, уступить остров Медвежий и ввести совместное управление Норвегией и СССР остальной территорией в качестве кондоминиума (совместного владения). Но стороны не смогли найти общего решения по этому вопросу. В течение последующих десятилетий Норвегия искренне опасалась возможности новой попытки поставить вопрос основы суверенитета Норвегии над архипелагом или получить односторонние преимущества для «Арктикугля» по сравнению с другими государствами участниками Парижского договора. Именно с этой организацией было связано большинство советсконорвежских конфликтов на Шпицбергене. В канун 70й годовщины «Арктикуголь», 5 июня, норвежским стортингом был принят закон о природоохранительной деятельности на Шпицбергене. Посетивший в середине июняМоскву норвежский премьер–министр Е. Столтенберг заверил российское руководство, что данный закон не затронет интересов России, но у шахтеров «Артикугля» и у представителей российской общественности осталось беспокойство. Некоторые эксперты решение норвежского правительства расценили, как попытку под видом природоохранной деятельности начать вытеснение России с архипелага. Новый закон вместо уведомительной процедуры норвежских властей о возможных разработках полезных ископаемых или иной хозяйственной деятельности вводит разрешительный порядок [16].В начале 1970х гг. приоритетный интерес у «Арктикугля», у норвежских и западных нефтяных компаний приобрела нефтеразведка на Свальбарде. Одновременно соображения охраны окружающей среды породили планы создания национальных парков, природных зон и принятия общих мер по защите окружающей среды. Архипелаг Шпицберген уже был не отдалённой точкой в Арктике, а частью современной Норвегии, что вызывало растущее внимание со стороны общественности. Местная администрация получила дополнительные ресурсы, и губернатор архипелага распространил свою власть на всю его территорию. Новые требования со стороны норвежской администрации были восприняты «Арктикуглем» как вмешательство в его деятельность, что привело к многочисленным спорам[17].Относительно архипелага в советсконорвежских отношениях существовала и продолжает оставаться другая проблема. Норвегия полагает, что положения договора 1920 года должны трактоваться строго по тексту. Права, предоставленные участникам договора и их компаниям, проистекают из конкретных условий договора, то есть они касаются участков суши и территориальных вод вокруг островов. Таким образом, Норвегия придерживалась точки зрения, что ограничения, возлагаемые договором на хозяйственную деятельность на Свальбарде, должны распространяться на архипелаг и его территориальные воды на протяжении четырех морских миль. Остальная часть континентального шельфа вокруг архипелага представляет собой норвежский континентальный шельф, на который распространяется тоже законодательство, что и на континентальном шельфе материка. СССР не устраивала такая позиция Норвегии. В дальнейшем и Россия зафиксировала своё несогласие с норвежским подходом, как в отношении континентального шельфа, так и в отношении введённой в 1977 году рыбоохраной зоны вокруг Свальбарда. Что касается рыболовства, то в сотрудничестве между Норвегией и Россией расхождения в вопросе трактовки договора были преодолены. Что касается континентального шельфа, Норвегия исходила из того, что в практическом плане Горный устав Шпицбергена абсолютно непригоден для морской добычи и что нефтяные компании в конечном итоге должны работать под защитой правового режима, который применим только к континентальному шельфу. Кроме того, затрагивая вопрос непосредственноконтинентального шельфа, следует отметить, что здесь и по настоящий день существует особая проблема, имеющая свою историю.Как прибрежные государства Баренцева моря Россия и Норвегия имеют суверенные права в отношении континентального шельфа в море. Оба государства создали исключительные экономические зоны (зоны рыболовной юрисдикции), которые распространяются на 200 морских миль от их побережья и оставляют в середине, за пределами 200 морских миль от чьего–либо побережья, зону, не прикрытую юрисдикцией двух стран с точки зрения управления ресурсами. Первые переговоры по делимитации (установления границ) зон континентального шельфа СССР и Норвегии начались в 1970 году. Обе страны являлись участницами Конвенции о континентальном шельфе 1958 года, и положили ее в основу своих обсуждений. Спорный район шельфа между двумя линиями составляет в целом 175 тыс. кв. км, из которых 155 тысяч кв. км находятся в Баренцевом море (это 11% его общей площади) [18].Принимая во внимание важность затрагиваемых интересов, не вызывает удивления тот факт, что переговоры затянулись. После 1977 года, когда стороны установили расширенные рыболовные зоны, возникла острая необходимость обеспечить, связанные с рыболовным промыслом, инспекционные и правоприменительные действия. Страны договорились о временных практических и не наносящих ущерба сторонам условиях рыболовства в чётко определённом прилегающем районе. Этот режим обеспечил систему ответственного управления и контроля над районом, который включает в себя как спорные водные пространства между двумя предложенными разграничительными линиями, так и принадлежащие сторонам и не ставящиеся под сомнение пространства по другую сторону разграничительных линий. Этот режим следует рассматривать как исключительно временное решение, хотя стороны, заново рассматривая его в каждом случае и без ущерба для продолжающихся переговоров по делимитации, ежегодно продлевали его на очередной год с 1979 года.Некоторые историки, например, такие И. Квалвик полагают, что проблема «серой зоны» не является поводом к серьёзному конфликту, а перспектива урегулирования этой проблемы зависит только от политического желания, воли, энтузиазма обеих сторон [19].Однако, это не совсем верно. В данном случае речь идёт о крупных стратегических запасах сырья, о защите национальных экономических интересов, причём не только СССР/России и Норвегии. В заключении можно сделать вывод о том, что особенность норвежского внешнеполитического курса в указанный период заключалась в лавировании между Советским Союзом и США. Так, на общем фоне политики НАТО позиция Норвегии выделялась своим ограничением военного присутствия НАТО на территории государства, позже к этому добавилось волна маршей протеста против ядерного оружия и антиядерная политика Осло. Обе линии особых условий Норвегии в НАТО были вызваны нежеланием допустить у СССР ощущения уязвимости в пограничном регионе и не потерять дружественные отношения с соседом.Ссылкинаисточники1.Ausland J.C. Nordic Security and The Great Powers. –Colorado, 1986. Р. 59.2.Riste O. Norwegian intelligence service history, 19151970. Portland, 1999. Р. 7980.3.Голошубов Ю.И. Скандинавия и проблемы послевоенной Европы. –М., 1974. С. 104.4.Комиссаров Ю.Д. Проблема мира и безопасности на Севере Европы // Международная жизнь. –1985. №6. –С. 67.5.Лавров Ю.И. Североевропейский вариант политики безопасности // Мировая экономика и международные отношения. –1989. №11. –С. 116.6.Ристе У. История внешней политики Норвегии. М., 2003. С. 307.7.Lange H.M. Norge vei til NATO. Oslo, 1966. S. 5360.8.История Норвегии. / Отв. ред. А.С. Кан. –М., 1980. С. 552.9.Salmon P. Scandinsvian and the Great Powers, 19401980. Cambridge, 1997. Р. 132135.10.История Норвегии. / Отв. ред. А.С. Кан. –М., 1980. С. 565566.11.Fitzmaurice J. Security and Politics in the Northern Area. –Newcastle, 1987. Р. 132136.12.Ристе У. История внешней политики Норвегии. М., 2003. С. 314.13.За мир и безопасность народов. Документы внешней политики СССР. 1971 год. Кн. 2. М., 1989. Д. № 284. С. 289294.14.Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. Сб. документов. 1974 год. М., 1975. Д. № 15. С. 2832.15.Советско–норвежское коммюнике о визите в СССР министра иностранных дел Норвегии // Правда. –1980. –24 декабря.16.Михайлов И.А. Норвежцы и русские на Шпицбергене // Международная жизнь. –2001. №910. –С. 53.17.Тресселт П. Соседи по Северу // Международная жизнь. –1997. №5. –С. 39.18.Тресселт П. Соседи по Северу // Международная жизнь. –1997. №5. –С. 41.19.Kvalvik I. Assessing the Delimitation Negotiations between Norway and the Soviet Union/Russia // Acta Borealia. –2004. №1. Vol. 21. –Р. 5578.

Zhuravskaya Viktoria,teacher of history and social Municipal budgetary educational institution "Secondary school № 27" in ArkhangelskSovietNorwegian relations in 19701980's.: Norwegian "nostalgia for neutralism" and political relations with the USSR.Abstract. This article is dedicated to the development of the SovietNorwegian relations in 19701980's. It discusses the features of Norwegian foreign policy in a NATO military presence in Norway, as well as good relations with the USSR.Keywords: NATO, the SovietNorwegian relations, the archipelago of Svalbard.