Проведение нетрадиционных уроков с использованием интерактивных педагогических технологий – один из способов развития познавательного интереса у студентов колледжа с ограниченными возможностями по зрению

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сивкова О. Ю. Проведение нетрадиционных уроков с использованием интерактивных педагогических технологий – один из способов развития познавательного интереса у студентов колледжа с ограниченными возможностями по зрению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1251–1255. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53253.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у студентов медицинского колледжа с ограниченными возможностями по зрению при изучении дисциплин медицинского цикла. Автор предлагает проведение нетрадиционных уроков с использованием интерактивных педагогических технологий как один из способов решения данной проблемы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сивкова Ольга ЮрьевнаМагистрант института живых систем Северо Кавказского федерального университета, г. СтавропольПреподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения «Кисловодский медицинский колледж» Минздрава России, г. КисловодскSivkovao@bk.ruПроведение нетрадиционных уроков с использованием интерактивных педагогических технологий –один из способов развития познавательного интересаустудентов колледжа с ограниченными возможностями по зрению Аннотация.Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у студентов медицинского колледжа с ограниченными возможностями по зрению при изучении дисциплин медицинского цикла. Автор предлагает проведение нетрадиционныхуроковс использованиеминтерактивных педагогических технологийкак один из способов решения данной проблемы.Ключевые слова: студенты сограниченнымивозможностямипо зрению,познавательный интерес, интерактивные педагогические технологии, нетрадиционный урок.Стремление к личностнопрофессиональному развитию будущих медицинских сестер по массажу, освоению ими медицинскойи осмыслению учебной деятельности, определяются выраженностью познавательного интереса студентовмедиковс ограниченными возможностями по зрению. Традиционная система профессиональной подготовки студентовмедиков, как правило, характеризуется высоким уровнем интеллектуальной и эмоциональной напряженности. Она направлена на освоение широкого круга медицинских знаний и порой в недостаточной степени способствует формированию у студентов представления о предстоящей профессиональной деятельности, интереса к ее содержанию и задачам. Надо помнить, что вместе с получением профессии, студенты с ограниченными возможностями по зрению во время обучения в медицинском колледже проходят и социальную реабилитацию, становятся полноценными членами общества, приобретают социальную значимость. Вместе с тем, внастоящее время большинство студентов медицинского колледжа с ограниченными возможностями по зрению имеют слабое представление о своей будущей профессии.Мотивация выбора ими профессии бывает очень разной. Многие из них пошли учиться по желанию своих родителей или по рекомендациям родственников и друзей.Наибольшую сложность мотивация выбора профессии представляет у студентов, лишившихся зрения уже во взрослом возрасте и имеющих другую профессиональную подготовку. Ограничение физических возможностей вызывает внешнюю мотивацию выбора профессии, но не вызывает должного интереса к ней. Отмечается снижение познавательной активности таких студентов в учебном процессе, их неумение оценивать и соотносить свои возможности с требованиями профессии, что отрицательно сказывается на их успеваемости и освоении ими новых знаний. Слепота и слабовидение обусловливают определенную специфику в организации учебного процесса. Студенты с ограниченными возможностями по зрению сталкиваются с трудностями в обучении, связанными с тем, что у них проявляется задержка, нарушается взаимосвязь в формировании отдельных компонентов структуры личности. Это обусловлено сенсорными дефектами и проявляется в снижении интереса к учебной деятельности.

В такой ситуации, задачей преподавателя становится умение создать благоприятные психологопедагогические условия для обучения студентов с ограниченными возможностями по зрению и развить у них интерес к изучаемым дисциплинам, а значит, и к будущей профессии. Преподавателю необходимо научиться воздействовать на чувства студентов, на их потребностномотивационную сферу, чтобы вызвать стремление к самовоспитанию у них определённых качеств и свойств личности.Однако формирование познавательногоинтересау студентов с ограниченными возможностями по зрению имеет свои особенности.Первостепенное значение в способах ознакомления с окружающим миром слепыхи слабовидящихстудентов имеет осязание. Носреди студентов колледжа есть те, которые потеряли зрение, будучи взрослыми, апри потере зрения во взрослом возрасте у ранее здоровых людей, без специального обучения осязание остается на низком уровне, что влечет за собой недостатки в развитии их познавательной деятельности. Слепота сужает сферу чувственного познания, что в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышления, ставит серьезные преграды на пути развития интеллектуальных чувств,возникающих в процессе познания.Однако огромные компенсаторные возможности позволяют слепым преодолеть многочисленные препятствия на пути овладения знаниями, но для этого необходимо пробудить у них познавательный интерес.Не менее важным в познании окружающей действительности для студентас ограниченными возможностями по зрениюявляется слух.Слуховые ощущения носят предметный характер, поскольку звуки ассоциируются у человека с определенными предметами, издающими их. Однако предметность слуховых ощущенийформируется преимущественно только после осязательного обследования источника звука. Если предметы не издают звуков, то слепой может определить их, постукивая по ним тростью или другим предметом.Важнейшее значение для пространственной ориентировки слепыхи слабовидящих студентов имеют социальные функции слуха. Слух выступает как средство формирования человеческой речи. С помощью речи незрячиеполучают информацию, которая не поступает по зрительному каналу. Речь является важнейшим средством компенсации функций утраченного зрения. Слово может вызвать такой же эффект, как и действие реального раздражителя, обозначаемое этим словом. Это свойство речи позволяет слепым сократить время на изучение объекта или участка пространства, заменив осязательное обследование словесной информацией.

Изза отсутствия зрения процесс познания,устудентовс ограниченными возможностями по зрению,протекает медленнее, чем у студентов с нормальным зрением, норезультаты достигаются те же.Следовательно, для развития познавательного процесса у слепых и слабовидящих студентов требуется увеличение количества и изменение качества воспринимаемой им информации.Мы считаем, чтодля развития познавательного интереса студентов колледжа с ограниченными возможностями по зрению необходимо применение интерактивныхпедагогических технологийи проведение нестандартных уроков, которые будут способствовать повышению мотивации в обучении и одновременно соответствовать особенностям восприятия, обусловленным дефектом зрения.Сюда можно отнести такие педагогические технологии как:проектно исследовательская деятельность, развитие критического мышления, педагогического моделирования, контекстного обучения, ситуационного анализа, проблемноразвивающего обучения, модульного обучения, витагенного обучения. Проектноисследовательская деятельностьпредполагает постановку проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. Она может быть использована как на одном уроке, так и серии уроков.При организации работы над проектом в группе, у студентов формируются навыки работы в команде, у них развивается умение вести критическое обсуждение, что важно для студентов с ограниченными возможностями по зрению в их социальной реабилитации. Работа над проектом формирует мотивацию к познавательной деятельности даже у слабых студентов, развивая их интерес к получению новых знаний.Для тогочтобы проектноисследовательская деятельность у студентов с ограниченными возможностями по зрению была более эффективной и интересной, работу над проектом лучше распределять между студентами с разной степенью дефекта зрения. Поискоминформации в большей степени будут заниматьсястудентыбез остатка зрения, а её оформлениеми подготовкой проектак презентации –студентыс остатком зрения.Формирование критического мышленияпозволяет студенту с ограниченными возможностями по зрению выразить свое отношение к изучаемым дисциплинам, будущей профессии, помогает ему приобрести

самостоятельную, осмысленную позициюв обществе.При таком виде обученияоностановится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса —хода рассуждений, которые привели к определенным выводам, или тех факторов, которые были учтены при принятии решения.А это очень важно при становлении студентамедика как будущего специалиста. Так же, такой вид мышления будет ускорять процесс социальной реабилитации студентов с ограниченными возможностями по зрению.При обучении студентов медицинского колледжакритическое мышление может выступатькак клиническое. Одним из способов развития критическогомышления у студентов с ограниченными возможностями по зрению может быть межпредметнаяинтеграция. При проведении интегрированных уроков у студентов возникает более целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.Интегрированный урок побуждает студентов к поиску необычного способа решения поставленных проблем, что способствует у них развитию критического мышления и познавательного интереса. Развитие критического мышления помогает студентам найти решение в нестандартных ситуациях, что очень важно для будущего медицинского работника.Эффективным средством в обучении студентовмедиковявляется ролевая имитационная игра, моделирующаяреальную действительность. В игре студенты знакомятся с различными ситуациями, приближенными к реальной жизни и учатся самостоятельно принимать решения. А так же студенты могут сравнивать пути решения одной и той же проблемы и выбирать наилучший из них. Таким образом,создание моделив виде игровой деятельности побуждает к развитию познавательного интереса и способствует формированию у студентов критического мышления.

Кроме того, ролевая игра может применяться при обучении студентов колледжа с ограниченными возможностями по зрению и как метод ситуационного анализа.Ситуационный анализ побуждает к развитию познавательного интереса у студентов. Целью его является научить студентов применять на практике теоретические знания и принимать верные решения в различных ситуациях. А для этого необходимо понимание сложившейся ситуации, ее тщательное исследование и оценка эффективности принимаемых решений. Ситуационный анализ предполагает описание ситуации требующей не только выбор необходимых решений, а так же оценку эффективности выбранных решений с точки зрения их последствий.Таким образом, метод ситуационного анализа,так же как и метод педагогического моделирования будет способствовать развитию у студентов медицинского колледжа познавательного интереса и формированию у них критического мышления.Концепция контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в 1991 году[1].Это форма активного обучения, направленная на профессиональную подготовку студентов посредством постепенного перехода от академической учебной деятельности к квазипрофессиональной деятельности (ролевые имитационные игры) и, потом, к учебнопрофессиональной деятельности (практики, стажировки). Контекстное обучение предполагает преподавание дисциплин в контексте профессиональной деятельности, отходя от академического изложения материала и заменяя его активными методами обучения. Вместе с тем, такой метод обучения не отвергает полностью традиционное обучение, но предлагает его органичное сочетание с использованием методов активного и интерактивного обучения. Применение этого метода при обучении студентов медицинского колледжа с ограниченными возможностями по зрению будет способствовать не только развитию познавательного интереса, но позволит сформировать у них профессиональные компетенции. Проблемно –развивающееобучение также можетявляться эффективным средством развития познавательного интереса у студентов с ограниченными возможностями по зрению. При таком методе обучения учебный материал студенты усваивают путем самостоятельного решения проблем, поставленных преподавателем в сочетании с репродуктивной деятельностью.Проблемная ситуация создается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: известные и новые для студентов. Эта ситуацияставитстудента в условия, требующие от него необходимостьделать выбор, принимать самостоятельные решения.Она предполагает решение нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания, приобретают новые умения и навыки. Поэтому проблемное обучение дает большие возможности для формирования наблюдательности, внимания, самостоятельности, ответственности, критичности мышления и играет важную роль в развитии познавательного интереса.И наконец, развитию познавательного интереса у студентов медицинского колледжа с ограниченными возможностями по зрению может способствовать технология витагенного обучения.Чтобы вызвать интерес к теоретическим знаниям необходимо заострять внимание студентовс ограниченными возможностями по зрениюна их применении в практической деятельности.При этом витагенноеобучение предполагает обращение к жизненному опыту студентов при изучении ими нового материала. Так например, моделируется ситуация и студентам предлагается найти правильное решение в данной ситуации опираясь только на свой жизненный опыт. И только после этого преподаватель дает научные знания для поиска путей решения заданной задачи. Таким образом, студенты учатся соотносить ценностною образовательную информацию с витагенной и делать необходимые в образовательных целях выводы, что в свою очередь, будет способствовать развитию познавательного интереса студентов. Витагенное обучение позволяет показать образовательную ценность жизненного опыта студентов и активизировать их познавательную деятельность, пробуждая интерес к новым знаниям. Вместе с тем,используяметод витагенного обучения необходимопомнить, что эффективность данного метода достигается при условии, чтолюбая форма актуализации витагенного опыта студентовбудетсопровождаться ситуацией успеха и создавать у нихоптимистическую перспективу, а так жесодержание, форма и задачи актуализациижизненного опыта студентов должны соответствовать их возможностям.Так же, при использовании метода витагенного обучения необходимо актуализировать жизненный опыт не одного студента, а обращаться ко всей группеи,особенно к студентам, имеющим остаток зрения.«Жизненный опыт одного ученика сам по себе в витагенном обучении не самоценен. Он приобретает образовательную значимость лишь в сочетании с жизненным опытом других»[]

Л.С. Выготскийв своих исследованиях указал, что одним из направлений компенсации слепоты является использование опыта людей с нормальным зрением. Изэтого следует, что витагенный метод обучения будет способствовать не только развитию познавательного интереса у студентов с ограниченными возможностями по зрению, но и приобретает для них компенсаторное значение[3].

Вместе с тем, все описанные педагогические технологии редко применяются самостоятельно. Обычно, при построении нетрадиционного урока, используют несколько педагогических технологийодновременно.Так,при организацииурока в виде ситуационноролевой игры могут применяться такие технологии,как: контекстное обучение, развитие критического мышления, проблемноразвивающее обучение,метод ситуационного анализа и педагогического моделирования.

Приведем примеродного из таких уроков. При изучении темы «Анатомия и физиология женской репродуктивной системы»по предмету «Здоровый человек и его окружение» у студентов с ограниченными возможностями по зрению было проведено занятие, на которомфункционирование репродуктивной системы женщины представлено в виде иерархической политической системы общества. Во главесистемынаходиться гипофиз, посылающий приказания к органам, продуцирующим гормоны (органы местной власти), а они в свою очередь, посылают приказы к органам мишеням, в результате чего происходят циклические изменения в организме женщины, формируются вторичные половые признаки, наступает беременность, роды, лактация.Преподаватель распределил роли между студентами и предложил им изобразить данную систему в действии.Во время урока преподаватель находится среди студентов, четко следитза тем, чтобы студенты не допускали ошибок, вовремя исправляетих и при необходимости дополняетответыстудентов.

Анализируя результаты проведенных занятий можно сказать, что уроки, организованныеподобнымобразом, приобретают яркую эмоциональную окраску, вызывают повышенный интерес у студентов к изучаемой теме, они активно включаются в учебную деятельность, чаще проявляют инициативу. На традиционном уроке студенты с ограниченными возможностями по зрению изучают данную тему, воспринимая основную часть информации через слух и с помощью осязания, исследуя объемные таблицы и муляжи. Но при таком методе обучения, студенты с ограниченными возможностями по зрению хорошо усваивают знания по анатомическому строению, а физиология остается понятной не всегда. В данном случае материал чаще заучивается, а не осознается.При нетрадиционном методе студенты, воспринимая на себя роли внутренних органов, как –бы «проживают» их жизнь, а значит, не просто запоминают функции и предназначение каждого отдельного органа, но осознают их значение и роль в функционировании системы и всего организма в целом. Кроме того, практика показала, что при контроле знаний на последующих занятиях, студенты, у которых при проведении урока использовались нетрадиционные методы обучения, имеют более высокий средний балл, по сравнению со студентами, изучавшими данную тему на традиционном занятии (Диаграмма 1).







Диаграмма 1

Вместе с тем, нетрадиционный урок способствует не только повышению познавательного интереса студентов с ограниченными возможностями по зрению к изучению данной темы, но и позволяет повысить качество усвояемых ими знаний, формирует навыкиработы в команде, коммуникабельность, развивает воображение и абстрактное мышление, повышает самооценку, особенно услабо адаптированных студентов. А этоявляется важным в самоопределении студентов с ограниченными возможностями, их становлении как будущихспециалистов и социальной реабилитации в целом.

Ссылки на источники1.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.М.: Высшая школа, 1991.207 с.2.Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование: многомерноголографический подход: технология XXIвека. Екатеринбург, 2001.3.Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

SivkovaOlga YurievnaGraduate of the Institute of the living systems of the North –Caucasian Federal University, StavropolTeacher of state budgetary educational institution «Kislovodsk medical College» of the Ministry of health of Russia, Mr. KislovodskSivkovao@bk.ruThe holding of nontraditional lessons using interactive teaching technologies is one of the ways of development of the cognitive interest among College students with disabilities in sight.Abstract.The article is devoted to the problem of development of the cognitive interest of the students of the medical College with disabilities in vision at the study of disciplines of the medical cycle.The author offers to conduct unconventional lessons using interactive teaching technologies as one of the ways to solve this problem.Key words:students with disabilities in sight, cognitive interest, interactive teaching technologies, nontraditional lesson.

4,84,1Средний баллПосле проведения нетрадиционного урокаПосле проведения традиционного урока