Субъектная позиция семьи в образовательном пространстве

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Симакова Т. П. Субъектная позиция семьи в образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1426–1430. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53288.htm.
Аннотация. Семья сегодня становится все более активным и заинтересованным участником образования. Но её реальное включение в этот процесс зависит, в том числе, от сформированности субъектной позиции семьи и от характера складывающихся отношений семьи и образовательного учреждения. В статье выражена авторская позиция, связанная с пониманием субъектной позиции семьи, возможности её оценки и развития в образовательном взаимодействии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1СУБЪЕКТНАЯПОЗИЦИЯСЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Симакова Татьяна Петровнад.п.н., доцент кафедры начального и дополнительного образования, МАОУ ДПО ИПК,г. Новокузнецк

Аннотация.Семья сегодня становится все более активным и заинтересованным участником образования. Но её реальноевключениев этот процесс зависит, в том числе,от сформированности субъектной позиции семьи и от характера складывающихся отношений семьи и образовательного учреждения. В статье выражена авторская позиция, связанная с пониманием субъектной позиции семьи, возможности её оценки и развития в образовательном взаимодействии.

Ключевые слова:открытость образовательного пространства; субъектная позиция семьи; типы субъектных позиций семьей; партнёрство.

«Родители, если действительно желают блага своим детям, на первых же порах детской жизни должны сговориться и условиться в своём воспитательном влиянии и воздействии, так как только при дружном, совместном усилии возможны действительные успехи воспитания»М. И. Демков.Благодарярасширению открытости образовательного пространства, сегодня в нём всё чаще можно встретить разных представителей общества. Это заказчики и потребители образования

люди и структуры, заинтересованные в повышении его качества или в конкретныхего результатах. Среди так называемых неформальныхзаказчиков образования сегодня особое место по своей значимости, своему влиянию на ребенка занимает семья. Её в последнее время принято называть «полноправным субъектом образования». Но является ли, в строгом смысле слова, семья таковым? Что означает «семья» как участник, как автор, как субъектобразования?Каковы особенности взаимодействия образовательного учреждения с семьёйсубъектом образовательного пространства? Важнейшим показателем субъектности так или иначе разные исследователи называют активность. Так В. В. Знаков говорит об «участном [не пассивном] существовании субъекта»[1], а А. К. Осницкий в качестве отличительной черты называет его авторскую позицию: «субъект является не беспристрастным деятелемисполнителем, а пристрастным сценаристом и даже режиссером, которому присущи предпочтения, свои мировоззренческие позиции и целеустремленность преобразователя»[2].Таким образом, как минимум, семья как субъект должна бытьактивным участником происходящего с её ребенком в образовании. А как максимум –ощущать себя «источником» происходящих событий. Здесь возникает вопрос о целесообразном проявлениитакой активности в реальном взаимодействии. Ведь ни для кого не секрет, что чрезмернаяактивность родителей похожа на агрессивность, и не приносит пользы ни ребенку, ни школе.Онаявляется проблемой для педагогов и администрации. Другая крайностьзаключается в чрезмерной инициативе образовательного учреждения в отношении семьи, когдачуть ли не каждое мероприятиев жизни класса и школытребует активного участия родителей. Такая инициативностьвоспринимается уже семьёй как агрессия со стороны школы.В том и другомслучаяху участниковнет ощущения себя в качестве «субъекта», «источника происходящего».Согласно нашим наблюдениям, наиболее эффективными целесообразным, дающим возможность развития субъектности всех сторон, является взаимодействие, ориентированное на партнерство.

2В чем оно заключается.Прежде всего, на каком уровне бы оно не осуществлялось (на внутрисемейном или межсемейном или семейнопедагогическом), в центре внимания всех участников находится не один из субъектов (чаще всего, ребенок), а ситуацияего развития или конкретная общая для всех проблема.Группа участников приобретает свойства команды.Роль каждого члена такой команды в этом случае заключается в максимальном приложении собственных усилий к решению данной проблемы, поддержка и помощьдругим участникам.Принципиально важным является распределение ответственности, которое носит добровольный характер(каждый для себя выбирает меру ответственности, исходя из своих возможностей), но в тоже время –обязательный(каждый член команды за чтото отвечает). Лидерство, как правило, носит не постоянный характер (когда один берет на себя руководство всем процессом), азависит от ситуации и компетентностиучастников.Ответственность за результат является общей и неделимой: в случае неудачи не ищется виновный, а выявляется проблема и выход из сложившейся ситуации; в случае удачи –успех является успехом всей команды.Приэтом, мы выявили важную закономерность: если в семье выстроено аналогичное описанному вышевзаимодействие, предполагающее согласованность, взаимную поддержку и ответственность(включая ребенка в качестве члена команды, субъектность которого растет по мереего взросления), то взаимодействие с образовательным учреждением носит более конструктивный характер.К сожалению, ещё нередки случаи, когда родители считают, что воспитывать их ребенка, организовывать его развитие и досуг должно образовательное учреждение. Таких семей, стремящихся переложить свою ответственность на школу,в нашем исследовании было около 11%, причем, их наибольшее количество –это неполные семьи с детьми младшего школьного и подросткового возраста. Среди полных семей их почти в 2 раза меньше, и это в основном семьи с подростками в ситуации, когда родители ощущают наибольшие сложности в воспитании своих детей.Нам удалось выявить индикаторы субъектной позиции семьи (аксиологические, деятельностные и рефлексивные) и на этой основе обозначить виды семейпо критерию субъектности:семья с собственно субъектной позицией –характеризуется согласованностью позиций в отношении воспитания и образования ребенка, ребенок включён в процесс согласования, родителям удается вступать во взаимодействие с ребёнком как единоецелое, формируя уважение и почитание к старшим; переходя во внешнее взаимодействие такая семья выступает единой командой, поддерживая друг друга, и в случае необходимости, совместно решая возникающие проблемы;семья с потенциально субъектной позицией онауже выступает в качестве согласованного, активногодействующего субъекта, но затрудняется в проблемных ситуациях, иногда переходя от позиции партнерства на «защитнообвинительную» (защищая ребенка и обвиняя педагогов, вместо совместного поиска решения проблем); в прогнозах результатов и выборе определённых шагов относительно образования ребенка не всегда опираются на реальную ситуацию, ребёнок еще не вполне воспринимается родителями как член семейной команды;семья со скрытосубъектной(латентной)позицией–в семье присутствует согласованность, взаимная поддержка, выстроены внутрисемейные отношения и внутрисемейная деятельность, обсуждаются в семье проблемы и пути их решения, но такая семья не вступает во взаимодействие с внешними структурами (школой, учреждением дополнительного образования и т.д.), нигде себя не проявляет; соответственно, ребенок также не учится взаимодействию с внешнимисубъектами, замыкается внутри семьи, могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в подростковом и юношеском возрасте;семья с реактивносубъектной позицией –внутри семьи не выстроены согласован3ные отношения; один из родителей, как правило, мама, становится в «защитнообвинительную позицию», внутри семьи обвиняя своего супруга (супругу) в недостатке внимания к ребенку, пассивности и т.п. (при этом, ребенок также не воспринимается как субъект –все решения принимаются за него); вне семьи аналогично выстраиваются отношения со школой (педагогов обвиняют в том, что они должны, но не делают, по мнению родителя), ребенок опять «не при чем»; он в этом случае учится безответственности и манипуляции взрослыми (достаточно «подтвердить мнение» одного из взрослых, нажаловавшись на другого –и всё) взрослые конфликтуют, а ребенок –«защищен» и «ни в чемне виноват»;семья в лице одного из родителей «очень активна», но эта активность не является конструктивной, она является постоянной «реакцией недовольного родителя» на «неправильное отношение к его ребенку»;семья с предсубъектной позицией

установки и ценности в семье согласованы, но по какойто причине (часто, по причине недостатка времени и других ресурсов) они слабо реализуются в деятельности даже внутри семьи, не анализируются результаты и не корректируется процесс;семья с «нулевой субъектностью» в образовании –несогласована, неактивна, у неё отсутствует рефлексивная позиция в отношении воспитания и образования ребенка; по сути дела, ребенок и его образования не являются предметом внимания и участия данной семьи.Более наглядно данную классификацию мы представили в таблице 1:Таблица 1 –Виды субъектнойпозиции семьив зависимости от развития составляющих её компонентовВиды субъектной позиций семьиКомпоненты субъектной позицииАКДКРКСобственно субъектная+++Потенциально субъектная++

Скрытосубъектная (латентная)+

+Реактивносубъектная

+

Предсубъектная+

Досубъектная

Здесь АК аксиологический, ДК –деятельностный, РК –рефлексивный компоненты субъектной позиции семьи. Виды позиций различаются условной представленностью в них тех или иных компонентов: там, где позиция «сильная», мы ставим «+», а там, где позиция по данному компоненту относительно «слабая», ставим «». Оценка субъектной позиции семьи и её компонентов осуществляется комплексно на основе разработанной нами методики диагностики:

методом наблюдения определённых проявлений взаимосвязанности, согласованности, активности и ответственности членов семьи во внутреннем и внешнем взаимодействии;

методами собеседования, опроса и тестирования.

Понимая, что субъектнаяпозициясемьи не является величиной постоянной, а способна к развитию, мы выстроили этапы её формирования в процессе развития самой семьи. Далее в таблице 2представленонаше видение развития субъектной позиции на разных этапах семейногофункционирования(см. табл. 2).На каждом из этапов возникает свое новообразование, отраженное в первой колонке. Из таблицы 2 видно, что на добрачном этапе идет индивидуальное формирование позиций (именно –его ценностный компонент), на втором этапе –формируется субъектность родителей, как некой общности двух индивидуальных субъектов, и лишь на третьем этапе происходит полноценное формирование субъектности семьи, дополненной субъектной позицией ребенка.4Таблица 2–Этапы развития субъектной позиции семьиКомпонентыАксиологическийДеятельностныйРефлексивныйЭтапыДобрачный Новообразование:формирование индивидуальных установок и ценностей будущих супругов/родителейЦенность семьи, рождения и воспитания детей; ориентация на сохранение брака, единствоценностей, согласованность позиций, совместность

Молодая семья

Новообразование:субъектная позиция родителей, сформированная позиция родительстваСогласование стиля, целей, ценностей, сближение структур ценностных ориентаций супругов родителейСоздание образовательноразвивающей среды для ребенка; активность, взаимосвязанность и поддержка в совместной деятельности; взаимодействие с внешними образовательными структурами (дошкольного и дополнительного образования)Осознанность, автономность и коллегиальность принимаемых решений и образовательных запросов; совместный анализ процесса и результата образования и развития ребенка, выстраивание перспективЗрелая семья

Новообразование:субъектная позиция семьи, где каждый её член, включая ребенка, также является субъектомПринятие субъектности ребенка, согласованность позиций с ним в отношении его образования и развитияВключение ребенка в пространство совместной деятельности при сохранении необходимой автономии, взаимная эмоциональная поддержка между родителями и ребенком.Согласованная «внешняя» активность (во взаимодействии с социальнокультурными, образовательными структурами) Включение ребенка в процесс принятия решений, совместный анализ, прогнозирование и планирование будущего; разумное распределение ответственности между ним и родителямиДалее, в пространстве образования ребенка, когда семья начинает взаимодействовать с образовательным учреждением, развитие субъектной позиции идет наиболее успешно на основе разноуровневых партнерских отношений(между семьями, между семьёй и образовательным учреждением, между семьёй и другими представителями общества). Но основой такого развития является партнерство внутри семьи, опирающееся на согласованную родительскую позицию супругов и выстроенные исходя из этого отношения с ребёнком. Партнерство между семьямиособенно полезно и необходимо для малодетных семей,выстраивая пространство взаимодействия ребенка с другими детьми в опоре на семейные отношения.Партнерство семьи с другими культурнообразовательными структурами являетсяисточникомдополнительных ресурсов развития членов семьи и особенно полезно для семьи с подростком, когда у него возникает потребность выхода за рамки своей школы.При отсутствиивнутрисемейного единства и согласованности позицийродителейнеобходимо помочь такой семье, создавая условия для согласования позиций её членов,развиваяу них опытвзаимодействия при решении образовательных проблем и включения в это поле ребёнка. Постепенное включение семьи во всё более широкое пространство позволяет расширять круг субъектов, с которыми она взаимодействует (другие семьи, педагогический коллектив, специалисты социальных, культурных, образовательных и др. учреждений) и предполагает приобретение семьёй разнообразного субъектного опыта [3; С. 519]. В конечном итоге такое взаимодействие делает позицию семьи всё более осознанной, согласованной, ответственной, а значит, более субъектной.5Понятие субъектности семьи в образовании ещё только формируется, но объективное её значение как феномена уже достаточновелико. Проявляя субъектную позицию, семьяразвивает целесообразную активность, являясь«авторомсвоих усилий»(А.К. Осницкий). Такая позицияобеспечивает семьеотносительную независимость от внешних воздействий, например, от разнообразных, нестабильных социальных требований, помогает ей осознанно выстраивать образовательный маршрут ребенка, формулировать свой образовательный запросшколе, привлекатьк достижению образовательных задач необходимые силы общества и государства, исходя из своих потребностей ивозможностей ребенка, а также –рефлексировать процесс и результат его развития и свою роль в них.Таким образом, обозначив значимость субъектной позиции семьи, еётипы и особенности развития, мы понимаем, что в современной ситуации сформированность субъектной позиции семьи в образовании является пока перспективным направлением развития. В реальной образовательной практике семей с такой позицией –единицы. Тем не менее, мы в своей экспериментальной деятельности убедились в возможности её развития при условии формирования партнерских отношений во взаимодействии семьи и школы, но способ решения указаннойпроблемы выходит за рамки данной статьи и требует отдельного обсуждения.

Ссылки на источники1.Знаков, В. В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия / В. В. Знаков // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М. : Академический проект, 2000. С. 86110.2.Осницкий, А. К. Психология самостоятельности / А. К. Осницкий. М. : ЭльФа, 1996 –С. 99.3.Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 519.

Information about author:SimakovaTatyana Petrovna, doctorof pedagogical science, Institute of improvement of professional skill, associate Professor of the chair of primary and secondary education, Novokuznetck, Kemerovskaya region.

Summary: Families become more and more active and interested in education today. However, her real involvement in thisprocess dependsfrom the of the family’ssubjective position and the relations of the family and the educational institution. In the article the author expresses his position on the subjective position of the family, its diagnostics and development.

Key words: the openness of the educational space; the subjective position of a family; the types of subjective positions family; the partnership.