Психологический мир виктимной личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоминых Е. С. Психологический мир виктимной личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1496–1500. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53302.htm.
Аннотация. В статье рассматривается феномен виктимности как отражение социально-психологического неблагополучия личности. Анализируютсяпсихологические конструкты, деформация которых детерминирует виктимную организацию личности. Приводятся результаты исследования виктимной личностной деформации и ее психологических индикаторов у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фоминых Екатерина Сергеевнастарший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургfominyh.yekaterina@yandex.ru

Психологический мир виктимной личности

Аннотация. В статье рассматривается феноменвиктимности как отражение социальнопсихологического неблагополучия личности. Анализируютсяпсихологическиеконструкты, деформация которых детерминирует виктимнуюорганизацию личности. Приводятся результаты исследованиявиктимной личностной деформации и ее психологических индикаторов у лиц с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова:виктимность, виктимная личность, виктимная личностная деформация.

Социализация современного человекапротекает в условиях интенсивного «психологического прессинга», обусловливающего снижение психофизического потенциала, дезадаптивные и дезориентирующие личностные реакции, усиление виктимности.Виктимность–этопроявление дисбаланса между возможностями индивида, его личными притязаниями и условиями реализации в социальном пространстве жизнедеятельности.В научной литературе«виктимность»(от лат. victima–живое существо, приносимое в жертву богу, жертва)определяется как системное и динамическое свойство личности,обусловливающеепредрасположенность становиться жертвойи проявляющеесяв деформации взаимосвязанныхличностных подструктур[1, 2]: социальнообусловленных свойств –направленности, моральных свойств, установок,мотивов, проявляющихся, прежде всего, в отношении к людям, к себе, работе, вещам;Яконцепции –субъективные смыслы, отношения и установки личности на себя;индивидуальных особенностей сознания и эмоциональноволевой сферы;индивидуально приобретенного опыта –знаний, навыков, умений, привычек, уровня личной культуры.Перечисленные системные элементы относительны (Д.В. Ривман, [3])и объективируются только в системе «человек –социальная среда», поэтому виктимность –это своеобразный психокультурныйстатус, отражающий опыт взаимодействия индивида с окружающей средой.

Конструирование представлений об окружающем мире и собственном Я строитсяна основе базисных убеждений личности[4],влияющих на физическое, эмоциональное, когнитивное, поведенческое и социальное функционирование.Личность интерпретирует происходящие события с такой позиции, чтобы сохранить стабильность собственной картины мираи тем самым обеспечить опору в интенсивно меняющейся реальности. Виктимная личность конструирует жизненный опытс позиции враждебности/опасности внешнего мира и собственного Якак слабого/некомпетентного, в результате чего оказывается в ситуации хронической уязвимости и беспомощности. Наличие подобных глобальных и устойчивых личностных подструктур, связанных с неудовлетворениембазовой, по А. Маслоу[5], потребности в безопасности, становится мощным фундаментомдля формирования виктимного мировоззрения.Дисбаланс между негативными внешними воздействиями и способностью преодолевать различные риски, угрозы, опасностиусиливает деструктивные личностные реакции в видехронического переживания страха, опасений, стрессов, фрустраций. Высокий уровень тревожности в условиях виктимности является показателем гипертрофированной чувствительности и зависимости от средовых воздействий, при которой угроза собственной личности воспринимается даже в условиях небольшой опасности или напряжения [1, 6].Функционирование в условиях враждебногопространства, полногонепредсказуемых и неуправляемых опасностей, беспрестанно причиняющихущербиугрожающихжизни, формирует субъективное восприятие и ощущение себя жертвойсо специфическимиизменениямиличностив видекомплексавиктимных установок и специфических смыслов, определяющих жизненную позицию и стратегию. Системообразующим признаком в данной системе,согласно В.А. Ядову [7],являются диспозиционноустановочные явления –различные состояния предрасположенности или предуготовленностичеловека к восприятию условий ситуации и его поведенческих готовностей, направляющих деятельность. Высшим уровнем диспозиционной иерархии являются ценности, характеризующие потребность включения в социальную среду и выступающие способом дифференциации объектов по степени значимости.Установки формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей [8]. Коммуникативные установки переживаются как личное отношение к чемулибо, как личностный смысл данного объекта (явления), и обеспечивают готовностьстроить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров [9]. Деструктивностьличностносоциальноговзаимодействия[10]в условиях виктимности обусловливает деформацию и неадекватностьценностносмысловых позиций, искажаетхарактерныемотивы, побуждения, устойчивыеотношенияк явлениям действительности, другим людям, фактам, обстоятельствам жизненной обстановки.Актуален анализ личностной регуляции действий и поведения человека с позициинеопределенности как естественногоусловия жизнедеятельности современного человека. В ряде исследований [11, 12]система личностных ценностей и установок сопряжена с понятием толерантности/интолерантности к неопределенности. Причем толерантность –это способность принимать конфликт и напряжение в неопределенной ситуации,психологическаяустойчивость к неизвестности и противоречивости, а интолерантность –это тенденцияличности воспринимать и интерпретировать подобные явления с позиции угрозы и дискомфорта. Виктимной личности в ситуации межличностного взаимодействия свойственна позиция интолерантности с принятием поспешных,необдуманных, биполярных решений:очевидного принятия либо отвержения.Реакциичеловека на события внешнего мира со временемстереотипизируется: анализ ситуаций происходит по уже воспринятому сценарию, избавляющему от тягостных переживаний, мыслей и чувств, защищающему от перегрузок и привычно решающемупроблему. Этот способ аналогичен своеобразномукостылю, опираясь на который человек преодолевает определенный жизненный участок. Во внутренней картине мира это отражается в форме психологических комплексов, как своеобразныхям и выбоин, блокирующих развитие личности, ее жизненный потенциалиснижающихактивность[13].Специфика восприятияжизни виктимной личностью также связанас пассивной жизненной позицией и пассивностью адаптационного процессав целом[14], что характеризуетсяконформным принятием целей и ценностных ориентаций группы, зависимостью отусловий. Л.Уотсон[15]отмечал, что пассивность,связанная с потерей интереса к жизни, опасна с биологической точки зрения, так как у апатичного и потерявшего активностьчеловекаослабляетсяжизненный тонус, он легко становится жертвой разного рода «дурных» обстоятельств, его шансы на выживание резко уменьшаются.Согласно концепции выученной беспомощности М. Селигмана[15], зависимость и пассивность личности являются следствием опыта неконтролируемости негативных событий: индивид не проявляет должной активности,поскольку убежден в невозможности собственноговлиянияна происходящие события.Пассивность личности может коррелировать с такой личностной особенностью, как инфантилизм, наполняя внутренний мир виктимной личности следующими характеристиками: неумениемвыстраивать адекватные отношения с другими людьми, несамостоятельностьюрешений и действий, чувствомнезащищенности, заниженнойкритичностьюпо отношению к себе, повышеннойзависимостьюи беспомощностью. Инфантильный стиль реагирования в проблемных ситуациях отражаетнеспособность личности ответственновыстраивать стратегии собственнойжизни [10].ВиктимнуюдеформациюЕ.В. Руденский[16]связывает с дефицитом культурного потенциала развивающейся личности, включающейряд признаков: субъективную неудовлетворенность; дезинтеграцию индивидуальной«Ясистемы»; утрату психокультурнойавтономности, формирование психокультурного конформизма; неадекватное восприятие реальности; неадекватные самопознание, самопереживание и самооценку; снижение толерантности к фрустрации; нарушенную резистентность по отношению к стрессу; патогенную и деструктивную социальную адаптацию; агрессивно компенсирующее самоутверждение. Анализ указанных позиций актуализирует взаимодействиевнутреннего и внешнего миров личности как основы ее виктимности. Процесс личностного развития человека и его социализации –этоосвоение внешнего пространства и превращение его во внутреннее. Наличие у человека стабильного личного пространства обусловливает субъектность человека, позволяющую сохранять постоянство, стабильностьпространства и поддерживать эту систему открытой для обмена энергией, информацией и т.п. [17]. Личностные (психологические) границы как физические и психологические маркеры, отделяющие область личного контроля, приватности и ответственности одного человека от таковой области другого, определяют его идентичность и являются инструментом равноправного взаимодействия и селекции внешних влияний [18]. Психологическое пространство с целостными границами позволяет поддерживать личностную автономию, в противном случае –депривируется потребность в приватности, а отсюда и возможность управлять взаимодействием с миром [19]. Опыт депривации приводит к нарушению психологических границ и, как следствие, –к снижению адаптации, жизненной эффективности, к формированию жертвенной позиции личности и, в целом, –к повышению виктимности.Анализ социальных действий индивидов в контексте мира значений повседневной жизни проводится в феноменологической социологии А. Шютца [20], подчеркивающего: представители разных социальных групп интерпретируют объекты и явления через призму своих знаний. Интерсубъективность повседневного знания и жизни индивидов одной группы отличается от другой, вследствие чего возникают различия между группами. Начиная с детства, на уровне повседневного общения и по мере усвоения социокультурных ценностей у человека начинает складываться определенное представление о группе и о себе в этой группе: это некое «Мы» в противоположность тому, что гдето есть другие люди –«Они» –со своим миром и своей жизнью. Несовместимость множественных образов социальной реальности, основанная на специфике социализации индивида, существующих социокультурных ценностях, представлениях о социально престижных статусах, социальном положении, приводит к различным социальным действиям и отношениям (уважительному, боязливому, высокомерному, враждебному), закрепляющим личность в виктимном статусе.Психологическими предпосылками виктимноститакже являются биофизические свойства личности, детерминирующиеповышенный риск виктимизации для определенных групп людей (инвалидов, детей, пожилых людей, женщин и др.) в результате присущих им личностных психических особенностей, проявления возрастной специфики, социализации и адаптации в определенных социальных условиях. К их числу А.В. Мудрик [21]относит ряд реальныхили потенциальныхжертв социализации:инвалидов(кроме не обладающих юридической дееспособностью); детейсирот и лишённыхпопечения родителей; безнадзорныхи беспризорных; детейиз неблагополучных семей с низким экономическим уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др. Потенциальными жертвами считаются и лица, находящиеся в пограничных психических состояниях или с акцентуациями характера; мигранты и эмигранты; метисы и представители иных национальных групп в местах компактного проживания другого этноса.В целом, все перечисленные статусы предопределяют или создают условия для неравенства или дефицита возможностей для «жизненного старта» и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации, то есть являются «почвой» виктимности.

С целью изучения и уточнения специфики виктимности лиц, находящихся в неблагоприятных условияхсоциализации, нами было проведено исследование. В эксперименте приняли участие студенты высших учебных заведений г. Оренбурга, для которых свойствен риск виктимизации в силу ограниченныхвозможностейздоровья(ОВЗ). Результаты исследования позволили установить, что студенты с ОВЗ более виктимны по сравнению со здоровыми сверстниками, что подтверждает выдвинутое положение о дефицитарностиусловий социализации, обусловленных состоянием здоровья. В качестве особенностейвиктимной личностной деформации испытуемыхбыли выделены: пассивность, страх перед ошибками и неприятностями, кумуляциянегативного опыта, обособленность, зависимость от окружающих, несамостоятельность в решении проблем, и невозможность противостоять им. Также результаты экспериментального исследования позволили констатировать тот факт, что специфическими личностными условиями виктимности студентов с ограниченными возможностями здоровья является деформация системы социальнообусловленных свойств личности: неадекватные коммуникативные установки, деформация границ психологической суверенности, искажение системы ценностей[22, 23].Исходя из сказанного позволим себе сформулировать ряд выводов:1.Виктимность–это свойство личности, обусловленное совокупностью специфических индивидуальнопсихологических исоциальных детерминант, обусловливающеепотенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой. 2.Внутренний мир виктимной личности включает пассивность, зависимость, низкий адаптационный потенциал, закрытость и обособленность, неадекватноесамопознания и восприятия реальности, фиксированныенегативныеустановки, комплексы, дефицитарные и деформированные конструкты Яконцепциии др. Указанное препятствует самоактуализации, саморазвитиюиэффективному социальному функционированию.

Ссылки на источники:

1.КлачковаО. А. Психологические особенности виктимной личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008(март). №25(58). С. 396 –399.2.Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. –Душанбе: Ирфон, 1977. –237 с.3.Ривман Д.В. Криминальная виктимология. –СПб: Питер, 2002. –304 с.4.Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. ЯноффБульман // Психологический журнал. –2008. –Том 29. –№ 4. –С. 98106.5.Maslow A.H. Religion, values and peakexperience. –N.Y. Vicingpress, 1973. –109 p.6.Сидоров К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психологический журнал. –2006. –Том 27. – № 6. –С. 8189.7.Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности: методологические проблемы социальной психологии. –М.: Просвещение, 1975. –214 с.8.Здравомыслов А.Г., Ядов, В.А..Человек и его работа. –М.: Аспектпресс, 2003. –482 с.9.Ивашов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. –1991. –№ 5. –С. 162167.10.Журлова И. В. Социальнопедагогическая виктимология. –Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. –172 с. 11.

Солдатова Г.У. Введение. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. –М.: Смысл, 2008.–81 с.12.Корнилова Т.В. Новый опросник толерантностиинтолерантности к неопределенности // Психологический журнал. –2010. –Том 31. – № 1. –С. 74896.13.Аюрзанаев О.И. «Теория психологического копмлекса» // Психология и соционика межличностных отношений. № 9, 2007. С. 2733.14.Холичева О.В. Пассивность как системная характеристика виктимной личности // Научные проблемы гуманитарных исследований. - № 10 (1). Пятигорск, 2009. –С. 104110.15.Хьелл Л., Зиглер Д. Теорииличности. –СПб.: Питер, 2003. –608 с.16.РуденскийЕ.В. Психология ненормативного развития личности: Виктимологические основания психологической теории дефицитарной патологии развития личности. –Новосибирск: ГЦРО, 2000.–114 с.17.ЕрмолаеваМ.В. Субъектный подход в психологии взрослого человека (вопросы и ответы). –М.: Издво Московского психологосоциального института, 2006. –200 с.18.Валединская О.Р., НартоваБочавер С.К.Личное пространство человека и возможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. – М.: Речь, 2002. –231 с.19.НартоваБочавер С.К. Теория приватности как направление зарубежной психологии // Психологический журнал. –2006. –Т. 27. –№ 5. –С. 2839. 20.Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А.Я. Алхасов; пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; науч. ред. перевода Г.С. Батыгин. –М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. –336 с. 21.Мудрик А.В. Социальная педагогика. – 6е изд. – М.: Академия, 2007. –224 с.22.Фоминых Е.С. Коммуникативные установки студентовинвалидов как условия виктимности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2011. –№ 9. –С. 200207.23.Фоминых Е.С. Нарушения личностных границ студентаинвалида в контексте его виктимной деформации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». –2012. –№ 1 (65). –С. 122125.

FominykhEkaterina,teacher of chair of special psychology of Orenburg State Pedagogical University, OrenburgPsychological world of the viktimny personalityAbstract.In article the viktimnost phenomenon as reflection of social and psychological trouble of the personality is considered. The psychological constructs which deformation determines the viktimnyorganization of the personality are analyzed. Results of research of viktimny personal deformation and its psychological indicators at persons with limited opportunities of health are given.Keywords:viktimnost, viktimny personality, viktimnypersonal deformation.