О компетентностно-ориентированных оценочных средствах при аттестации студентов вуза.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исмагилов Р. М. О компетентностно-ориентированных оценочных средствах при аттестации студентов вуза. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1966–1970. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53396.htm.
Аннотация. В статье речь идет о необходимости разработки оценочных средств для контроля качества подготовки обучающихся при введении третьего поколения федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с разработанными рекомендациями применительно к конкретным дисциплинам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исмагилов Раис МиргалимовичКандидат технических наук, доцент,ФГБОУ ВПО ©Омский государственный университет путей сообщенияª, г. Омскraismich@mail.ruО

КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВАХ

ПРИАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

ВУЗАВ статье речьидет о необходимости разработки оценочных средств для контроля качества подготовки обучающихсяпри введении третьего поколения федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияв соответствии с разработанными рекомендациями применительно к конкретным дисциплинам.Компетенция, компетентностный подход, менеджмент персонала, многофакторное пространство.

Компетентностный подход является методологической основой современнойсистемы образования. Необходимость разработки новых средств для оценки качества подготовки обучающихся обусловлена введением нового поколения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в практику высшего профессионального образования (ВПО).Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать по завершенииосвоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Оценочные средства с высокой объективностью, обоснованностью и сопоставимостью оценки должны обеспечить уровень приобретенных компетенций в условиях максимального приближения содержания и методов контроля к будущей профессиональной деятельности выпускников.Преподавателюпри этомважно осуществить ©перенастройкуª, описать результаты обучения на языке компетенций.

При всей надежности оценочных средств, традиционно используемых в системе ВПО, их нельзя признать вполне достаточными для проверки успешности освоения студентом учебной дисциплины, в целом образовательной программы, реализующих компетентностную модель обучения.Оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС3поколениязаключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы,и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателя, задача которого состоит в обеспечении соответствия методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Рабочие программы учебных дисциплин разрабатываются на основе компетентностного подхода в следующей логике: компетенция как результат образования–образовательные технологиикак способ формирования компетенций–оценочные средства как инструмент доказательства сформированности компетенций.Например, для формирования профессиональной компетенции ©умение планировать, организовывать, координировать, стимулировать и контролировать деятельность персонала структурного подразделения таможенного органаª у студентов, осваивающих дисциплину ©Управление персоналом в таможенных органахª всоответствии с требованиями ФГОС ВПО в программе дисциплины предусмотренылекциии семинарыв интерактивном режиме, деловыеигры. Учебные занятия проводятся с использованием активноинновационных методовусвоения теоретических знаний и формирования практических навыков их использования.Курс базируется на глубокой базовойтеоретической подготовке в области менеджмента персоналав сочетании с большим количеством групповых практических работ, которые позволяют закрепить теоретический материал и получить навыки решения конкретных практических задач, возникающих в процессе деятельности кадровой службы во всех ее проявлениях: формировании кадрового состава, адаптации персонала, трудовой мотивации, управлении профессиональным и социальным развитием кадрови т.п.Существует тесная взаимосвязь двух сторон учебного процесса –образовательных технологий и методов оценки компетенций, то естьсоответствующихоценочныхсредств. Оценочные средства,как неотъемлемая часть образовательных технологий (в первую очередь, инновационных),должны стать действенным средством не только оценки, но и,главным образом,обучения.

Измеримость

компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наибольшую трудность как в теоретическом, так и в практическом плане.Исследователи выделяют следующие типы оценочных заданий:1)По направленности:

ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;

проверяющие освоение группы компетенций;

проверяющие отдельные компетенции [1].2) По характеру:

проект;

исследование;

роль;

конструктор;

ситуация.Применительно к вышеуказанной дисциплине заданияв компетентностном форматемогут быть следующими:ТаблицаТипСущностьПримерПроектИзготовление ©продуктаªРазработка информационной карты процессав организацииИсследованиеВыявление проблемы и выбор способа решенияИзучение процедуры проведения самооценки на основе модели совершенствования деятельности конкретнойорганизацииРольВыполнение профессиональной деятельности в роли специалиста (реально или имитационно)Проведение внутреннего аудита одного из рабочих процессов организацииКонструкторСборка целого из элементовФормирование (сборка) реестра процессов организацииСитуацияМетод кейсовОпределение основных групп потребителей организации, их потребностей и ожиданий

Таким образом, создание современной системы средств и технологий и способы оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) как студентов, таки выпускников учреждений ВПОдолжно осуществляться в компетентностной парадигме.Только в этом случае наступит переориентация образовательныхпроцессовс преимущественной трансляции знанийпреподавателемслушателям к созданиюусловий для формирования наборакомпетенций, в том числе навыкову выпускника, означающих потенциал, способствующий обеспечениюустойчивой жизнедеятельности в условияхмногофакторного информационнои коммуникативнонасыщенного экономического и социального пространства.Следует осмыслить один из важных ©заветовª Э. Деминга, всемирно известного ученого, специалиста по качеству, коммерческим организациям,

имеющее значениетакже и для вузов России:

©…Прежде всего, люди должны знать, что им делать. Нужны глубокие преобразования. Первый шаг к ним –узнать, как изменяться, т. е. изучить и использовать 14 пунктов менеджмента, излечиться от болезней и избавиться от препятствийна пути к преобразованиям. От любого менеджера, стремящегося к преобразованиям, требуется долговременная приверженность новым знаниям и новой философии. Робкие и малодушные, а также те, кто надеется на скорый результат, обречены на разочарованиеª[2].

В завершениеследует вновь подчеркнуть: оценка и контроль результатов обучения являются неотъемлемой частью современного управления качеством образовательных процессов.

Ссылки на источники:

1.Пастухова И.П. Разработка оценочных средств для контроля результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулейРежим доступа:http://cis.yatgt.ru/[13.11.2012]2.Деминг, У.Э., Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У. Эдвард Деминг —М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Ismagilov Rais MirgalimovichAbout the competence –based orient facilities while the Students certification of UniversityCompetence oriented assessment facilities for the higher education student‱s attestation. The article deals with the necessity of quality control assessment facilities for student‱s training while introducing the third generation federal state educational standards of higher professional education in accordance with the developed recommendation relating to concrete disciplines.Competence, competence approach, staff management, multicomponent space.