Работа над задачами со сказочным сюжетом на уроках математики в первом классе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жуйкова Н. С. Работа над задачами со сказочным сюжетом на уроках математики в первом классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1996–2000. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53402.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения первоклассников решению простых и составных задач. Автор предлагает вниманию разработанные задачи по сюжетам русских народных сказок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жуйкова Наталия Сергеевнастудентка педагогического факультета ФГБОУ ВПО ©Вятскийгосударственныйгуманитарныйуниверситетª, г.Кировnataliyazhuikova@yandex.ru

Работа над задачамисо сказочным сюжетом наурокахматематики в первом классе

Аннотация: Статья посвящена вопросам обучения первоклассников решению простых и составных задач. Автор предлагает вниманию разработанные задачи по сюжетам русских народных сказок.Ключевые слова:простыеисоставные задачисо сказочным сюжетом.

Начало обучения в школе‬это сложный и ответственный период в жизни детей. Ребенку 7‬8 лет, у которого ведущей деятельностью долгое время была игра, приходится перестраиваться на учебную деятельность. Учение для первоклассника‬это нелегкий труд. К тому же на начальной ступени образования младшие школьники встречаются с одним из самых сложных предметов‬математикой. В свою очередь в начальном курсе математического образования самой трудной для понимания темой является ©Решение задачª. Затруднениявызваны особенностями мышления. Мышление у большинства первоклассников характеризуется слабостью процессов абстрагирования, которые так необходимы для усвоенияматематических знаний. Решение задачтребует выполнения серьезных мыслительных операций: анализа и синтеза текста задачи, абстрагирования (знание нумерации, арифметических действий), сравнения и обобщения, использование знаковосимволического моделирования (построение и преобразование модели задачи).Сначала дети знакомятся с простыми задачами (в одно действие), позднее начинают переходить к изучению составных задач (в два действия). Здесь первоклассникам необходимо усвоить не одну логическую связь, а несколько таких связей. Это также вызывает трудности и ошибки в работах детей. В различные периоды развития начального математического образования проблема обучения младших школьников решению задач оставалась и остается одной из самых актуальных. Над данной проблемой работали педагогиученые: М.А.Бантова, А.В.Белошистая, Н.Б.Истомина, М.И.Моро и другие, поэтому методическая база как

научить ребенка решать задачи

богата, доказательством этому может служить наличие большого количества в учебнометодических комплектах заданий и упражнений для отработки данной темы[1, 2, 3, 4],но большинство из них однообразные, преимущественно носят репродуктивный характер.Поэтому проблемой является разработка таких задач и уроков математики, которые бы поддерживали постоянный интерес к учебному предмету, основывались на личном опыте ребенка,способствовали бы активному усвоению знаний и математическому развитию первоклассников, формированию познавательных универсальных учебных действий в соответствии с новым федеральным стандартом. Для решения данной проблемы можноиспользовать сюжетырусскихнародных сказок на уроке математики. Сложно не согласится с большой воспитательной ценностью русской народной сказки. Именно этот вид сказок является самым первым в жизни детей. Русские народные сказки

небольшие по объему, с малым количеством действующих лиц, с захватывающим сюжетом. В данном виде русской народной словесности через героев, их поступки, через ситуации ярко и доступно показаны жизненные уроки, которые должны усвоить дети. Доказательством этому служат слова исследователей С.Н.Зенина и М.С.Жирова, что сказка повествует о чрезвычайно важном, учит быть добрыми, справедливыми, откликаться на просьбу о помощи; утверждает народные принципы жизни, среди которых преобладает честность, смелость, любовь к Родине[5]. Воспитание данных качеств личности возможно реализовать через содержание математических задач и уроков математики.Рассмотрим рабочую программупо математике М.И.Моро.По рабочей программе М.И.Моро знакомство с задачей осуществляется во второй четверти[6,с.340].На первом уроке по данной теме учащиеся знакомятся с понятием ©задачаª, ее структурой, учатся выделятьзадачи из предложенных текстов. Для урока по данной теме с первоклассниками мы предлагаем следующие задания.Задание 1. Прочитай два текста, определи, какой из них является задачей. Докажи.Цель: анализ текстов с целью выделения признаков задачи.Аргументация собственного ответа, построение рассуждения.1.Кощей Бессмертный задал Ивануцаревичу 6 заданий, потом еще 2задания. Сколько всего заданий необходимовыполнитьЦаревичу ?2.Кощей Бессмертный задал Ивануцаревичу 6 заданий, потом еще 2задания. Царевичу будет нелегко выполнять эти задания.Задание 2. Прочитай текст задачи, подчеркни одной чертой условие задачи, а волнистой линией вопрос. Реши задачу.Цель: анализ текста с целью углубления понимания структуры задачи.Василиса Премудрая сшила рубашку и украсила ее 4 звездами с ночного неба, потом добавила еще 2. Сколько всего звезд на рубашке?Задание 3. Прочитай текст.Что ты замечаешь? Что нужно сделать, чтобы получилась задача.Цель: анализ и синтез текста с целью углубления понимания структуры задачи, аргументация ответа, развитие математической речи.У избушки БабыЯги щиплют травку 7 гусейлебедей. 2 птицы улетели. (Данный текст необходимо дополнить‬составить вопрос).При ознакомлении с темой©Составление задач по рисункуª.Предлагаем.Задание 1. Рассмотри рисунок и составь задачи, чтобы первая решалась действием сложения, а вторая вычитанием(см. рис. 1).Цель: анализ сюжетной картинки, составление задачи, развитие математической речи, воображения.[7]Рисунок 1Рисунок к заданию 1. Ознакомление с темой ©Составление задач по рисункуªТема ©Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.Предлагаем задания вида.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши задачу.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания поискового характера, решение задачи на увеличение на несколько единиц.Жилабыла коза с 7 детками. Часто уходила онав бор искать корм. Собрала коза 5 белых грибов, алисичек на больше. Сколько лисичек собрала коза?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши задачу.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания поискового характера, решение задачи на уменьшение на несколько единиц.Лиса пригласила в гости журавля. Положила ему в тарелку горошин, а себе на 3 меньше. Сколько горошин положила себе лиса?

При закреплении умения анализировать и решать задачи в теме ©Решение задачª детям можно дать следующие задания.Задание 1. Прочитай текст задачи и реши ее.Цель: анализ текста задачи, выделение необходимой информации, выполнение задания исследовательского и творческого характера.На яблоне созрело 6 пирожковс вишней и 3 пирожка с повидлом. Сколько всего пирожковсозрело?Исправь текст так, чтобы получилась задача.Задание 2.Прочитай текст задачи и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, выполнение задания исследовательского и творческого характера.Положил старик лису в сани. А плутовка почуяла в санях свежую рыбуи стала скидывать одну рыбку за другой. Скинула она с саней 5 ершей, а окуней на 2больше. Сколько всего верст проехал старик?Измени вопрос и реши задачу.Для отработки умения дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию в теме ©Решение задачª. Нами разработаны следующие задания.Задание 1. Рассмотри карточки, соедини их таким образом, чтобы получилась задача(см. рис. 2).

Рисунок 2Рисунок кзаданию 1. Ознакомление с темой ©Решение задачª1.В волшебном царстве у царя Афона было 6 сундуков с золотом, а у царя Берендея на 2 сундука меньше.

А.Сколько заданий осталось выполнить царевичу?2.Задал морской царь Ивануцаревичу 10 заданий. 3 из них он уже выполнил.

Б.Сколько пирожков испекла печка?3.Печка помнит, что сегодня она испекла 5 пирожков с картошкой и столько же с мясом.

В.Сколько бревен перепрыгнул Сивкабурка во второй день?

Г.Сколько сундуков с золотом было у царя Берендея?

Цель: анализ объектов, поиск необходимой информации, правильное соотнесение условия и вопроса задачи, составление условия по вопросу, решение проблем творческого характера.Рассмотри оставшийся вопрос, составь по нему условие и реши задачу.Задание 2. Прочитай и реши задачу, измени условие так, чтобы ответстал больше.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, изменение данных в условии задачи для ее решения.Отправился Иванцаревич в сад за молодильными яблочками. Всего на пути героя встретятся 9 препятствий. 3 препятствия он преодолел. Сколько еще препятствий ждет Иванацаревича?Задание 3. Прочитай текст задачи и реши ее. Измени условие так, чтобы задача решалась действием вычитания. Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, изменение данных в условии задачи для ее решения, решение проблемы исследовательского характера.Отправился Иванцаревич в Тридевятое царство. Сначалаон прошел 4 версты, а потом еще 2 версты. Какое расстояние прошел Иванцаревич?Задание 4. Прочитай текст, подумай,чего не хватает, реши задачу.Цель:анализ текста задачи, поиск необходимой информации, постановка вопроса к условию задачи, решение проблемы исследовательского характера.Прыгнул конь Сивкабурка к окну царевны и перепрыгнул 3 бревна, на другой день на 4 бревна больше, чем в первый. При закреплении тем ©Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)ª можно предлагать детям следующие задачи.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни ее содержание и реши.Цель: анализ текста задачи, осуществление поиска необходимой информации, дополнение содержания задачи с двумя множествами предметов, решение задачи на увеличение числа на несколько единиц, выполнение задания исследовательского и творческого задания.Однажды похитила лисичкасестричка петушка. Пошли кот и дрозд друга выручать. А на двери лисьей избушки замок с волшебной задачей. В лису живут 7 соловьев, а … на 2 больше. Сколько …живет в лесу?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни ее содержание и реши.Цель: анализ текста задачи, осуществление поиска необходимой информации, дополнение содержания задачи с двумя множествами предметов, решение задачи на уменьшение числа на несколькоединиц, выполнение задания исследовательского и творческого задания.Стали обустраивать зверюшки теремок. Посадили 5 клумб с незабудками, а клумб с … на 3 меньше. Сколько клумб с … посадили зверюшки?В третье четверти по программе М.И.Моро первоклассники знакомятся с темой©Решение задач на разностное сравнениеª[6,с.341]. Внимание учеников следует обратить на задачи следующих видов.Задание 1. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск информации, дополнение условия необходимыми числовыми данными, решение задачи на разностное сравнение, выполнение задание исследовательского характера.Однажды лиса рассказала тетереву, что видела в городе гусляров ишарманщика. На сколько больше гусляров, чем шарманщиков видела лиса?Задание 2. Прочитай текст задачи, дополни условие и реши ее.Цель: Цель: анализ текста задачи, поиск информации, дополнение и формулирование вопроса задачи, решение задачи на разностное сравнение, выполнение задание исследовательского и творческого характера.У БабыЯги 5 двоюродных сестерволшебниц и 8 троюродных братьевволшебников.На сколько … ?Для подготовки к знакомству с составными задачами. Можно использовать следующие задачи.Задание 1.Прочитай задачу, запиши решение по вопросам, по цепочке.Цель: анализ текста задачи, выделение частей, дополнение условия, решение проблемы исследовательского и творческого характера.На одной ветке у яблони созрело 6 яблок, а на другой на 2 больше. Аленушка сорвала яблок. Сколько всего яблок созрело на ветках? Сколько яблок осталось? Сколько частей в этой цепочке из задач, составь еще одну часть, сформулируй и реши новую задачу.Задание 2.Прочитай текст задач, поставь вопросыкпервой задаче и реши ее. Дополни условие второй задачи, поставь вопрос и реши ее.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, постановка вопроса и дополнение условия необходимыми данными. 1)Мужик собрал 8 кг репы, а пшеницы на 2 больше. 2)Из собранных кг пшеницы 3 кг он измолол и получил муку. Задание 3. Прочитайте текст задаче, добавьте к задаче второй вопрос так, чтобы получилась цепочка из двух задач.Цель: анализ текста задачи, постановка вопроса, решениепроблемы исследовательского характера. КрошечкаХаврошечка в один день наткала 5 м ткани, а во второй на 3 м больше. Сколько м ткани наткала девочка во второй день?Ответ: Сколько всего ткани наткала девочка за два дня?На протяжении третьей и четвертой четвертей первоклассники знакомятсяс темой ©Составная задачаª и для ее отработки мы предлагаем следующие задания.Задание 1. Прочитай условие задачи. Рассмотри решение и определи какой вопрос был в задаче. Докажи.Цель: анализ текста задачи, поиск необходимой информации, построение рассуждения, доказательства.В первый день Никита Кожемяка обработал 6 кож, а во второй на 3 больше.1)6+3=9 (к.)2)9+6=15 (к.)Задание 2.Внимательно рассмотри равенства и составь по ним задачу про героя русской народной сказки.Цель: анализ числовых выражений, поиск и выделение необходимой информации, решение проблемы творческого характера.1)82=6(ж.)2)6+5=11(ж.)Задание 3. По вопросу задачи сформулируй условие задачи в два действия и реши ее.Цель: поиск необходимой информации, решение проблемы творческого характера.Сколько раз угощали двое из сумы старика и старуху?Задание 4.Внимательно прочитай текст задачи, исправь ошибки и реши задачу(задача, где несогласованны условие и вопрос).Цель: анализ текста задачи, нахождение рассогласования между условием и вопросом задачи, постановка соответствующего вопроса и решение задачи.Отправился Иван на волшебном коне за тридевять земель к большому мраморному дворцу. Мчался он 10 дней, а шел рысью на 3 дня меньше. Сколько молодильных яблок созрело на волшебной яблоне? Задание 5. Внимательно прочитай текст задачи и реши ее(задача с лишними данными).Цель: анализ текста задачи, выделение лишних данных, решение задачи.Привезли родители Аленушке и Иванушке 3 медовых пряника, 6 сахарных груш, спелых яблок на 4 больше, чем груш, 6 деревянных коников. Сколько фруктов привезли родители детям?Задание 6.По плану решения составь задачу про героя русской народной сказки и реши ее.Цель: анализ данных задачи, поиск необходимой информации, решение проблемы творческого характера.1)83=52)10+5=15Таким образом, используя данные виды заданий,учитель будет работать над интеллектуальным развитием ребенка (мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения), развитием математической речи, воображения. Сказочное содержание задачи усиливает интерес и мотивацию к уроку математики, способствует формированию чувствапатриотизма у первоклассников. При решении таких задач идет отработка математических понятий, отношений и взаимосвязей, формирование умения находить проблему и ставить цель для ее преодоления. Проводимые уроки с использованием данных задач, проходят на высоком интеллектуальном и эмоциональном подъеме.

Zhuykova Nataliya Sergeevna,The student of of Pedagogical Faculty of Vyatka State University of Humanities, Kirov.Work on the creation of tasks with a fairytale plot at mathematics lessons in the first gradeAbstract: The article is devoted to questions of teaching first graders solving simple and compound tasks. Author offers the tasks developed on plot of Russian folk tales.Keywords:simple and compound the problem with fairy tales.Ссылкинаисточники1. Бантова,М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова.‬М.: Просвещение, 1984.‬336с.2. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе: курс лекций / А.В Белошистая.‬М.: ВЛАДОС, 2007.‬455 с.3. Истомина,Н.Б. Методика обучения математике начальных классов / Н.Б.Истомина. ‬3е изд., стереотипное. ‬М.: Академия, 2000. ‬288с.4. Моро,М.И. Методика обучения математике в 1‬3 классе /М.И.Моро А.М.Пышкало. ‬Изд.2е, перераб. и доп. ‬М.: Просвещение, 1978. ‬33с.5. Зенин,С.Н..Нравственноценностный потенциал устного народного творчества: аспекты востребованности/ С.Н.Зенин., М.С.Жиров // Научные ведомости Белгородского государственного университета‬2009.‬№7.6. Сборник рабочих программ ©Школа Россииª / С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.‬М. :Просвещение, 2011.‬528с.7.Сюжетная картинка ©Сказка репкаª.

URL:http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw1349sh645fw1124fh448pd1&p=1&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=30&rpt=simage&lr=46&img_url=http%3A%2F%2Fi071.radikal.ru%2F1103%2Fb7%2Feb39247e21fat.jpgДата обращения: 26.03.2013.