Конкурс как инновационная форма профессиональной подготовки будущих организаторов работы с молодежью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Декина Е. В. Конкурс как инновационная форма профессиональной подготовки будущих организаторов работы с молодежью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2526–2530. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53508.htm.
Аннотация. Рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущих организаторов работы с молодежью через использование различных конкурсов, теоретические и практические аспекты разработки и апробации конкурсных заданий в процессе овладения студентами профессиональными компетенциями; конкурс как средство оценивания, предполагающее анализ продуктов деятельности студента.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Декина Елена Викторовна,кандидат психологических наук,доцент, заведующийкафедрой молодежной политики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого», г. Тулаkmppedagogika@yandex.ru

Конкурс как инновационная форма профессиональнойподготовки будущих организаторов работы с молодежью

Аннотация. Рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущих организаторов работы с молодежью через использованиеразличных конкурсов, теоретические и практические аспекты разработки и апробации конкурсных заданий в процессе овладения студентами профессиональными компетенциями;конкурс как средство оценивания, предполагающее анализ продуктов деятельностистудента.Ключевые слова: конкурс, организатор работы с молодежью, оценивание результатов обучения.

Профессионализм, компетентность, индивидуальноличностные качества, способность адаптироваться к условиям рынка труда, к требованиям профессии и работодателя, готовность к постоянному повышению своего профессионального, интеллектуального, творческого потенциала являются важными качествамисовременного специалиста. «Самая современная из всех современных» так охарактеризовали профессию студенты, обучающиеся по специальности «Организация работы с молодежью». Специальность «Организация работы с молодежью» (квалификация –специалист по работе с молодежью) утверждена приказом Минобразования Российской Федерации от 12.08.2003г.№ 3310. В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого прием студентов на данную специальность был начат с 2004 года, с 2011года осуществляется подготовка бакалавров по направлению «Организация работы с молодежью».

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются социокультурные процессы в молодежной среде, свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы воздействия на молодежь, различные аспекты ее развития. Организаторработы с молодежьюв процессе обучения должен овладеть следующимивидам профессиональной деятельности: научноисследовательская, организационноуправленческая, информационноаналитическая, производственная и социальнотехнологическая, социальнопроектная, организационномассовая. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и др.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [2].Профессиональному развитиюбудущих организаторов работы с молодежью способствуют различные конкурсы. Участие в конкурсахразвиваетсамостоятельноевидениепроблем и путей их решения; умение перенести знания, умения и навыки в новую ситуацию; умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности; умение выстраивать перспективы собственного саморазвития и самообразования и т.д. Конкурс рассматривается каксоревнование, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников[1]. Конкурс позволяет выявитьстудентов, которые не только усвоили лучше других предмет, но и тех, которые проявляют активность, самостоятельность и творчество. Выполнение конкурсных заданий, в свою очередь,рождает инициативу, творческийподход, поиск нестандартных решений, что способствует развитию личности и индивидуальности студента, стимулирует выработку у него профессиональнозначимых качеств. На первом курсе направленияподготовки «Организация работы с молодежью» конкурс защиты профессии завершает изучение дисциплины «Введение в специальность». Цель дисциплины связана с формированием научного представления о профессии организатора по работе с молодежью; теоретической, практической и индивидуальноличностной подготовкой будущих организаторов работы с молодежью к решению профессиональных задач. При этом очень важно обратиться к имеющемуся опыту первокурсников. При организации конкурса выдвигаются следующие задачи: формирование положительных представлений о профессии, развитие профессионально важных качеств; создание условий для выстраивания перспектив в освоении будущей профессии, становления индивидуальности будущих организаторов работы с молодежью. Положительным моментом является привлечение студентов старших курсов к организации и проведениюконкурсов. Такая работа для старшекурсников важна в плане собственного профессионального роста. Старшекурсники совместно с преподавателем разрабатывают идею предстоящего конкурса, составляют конкурсные задания для участников и критерии их оценки, разрабатывают сценарий проведения конкурса. Другой особенностью организации данного конкурса является предоставление первокурсникам информации о практиках, стажировках, перспективах карьерного роста, выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития, в том числе на конкретных примерах выпускников и студентов старших курсов.

Анализ выполнения заданий конкурса позволяет проверить и оценить знание будущими организаторамиработы с молодежью особенностей профессиональной деятельности, области, объектов, задач профессиональной деятельности; квалификационной характеристики специалиста поработес молодежью, профессиональных и личностных качеств, необходимых организатору работы с молодежью;уменийсоставления и реализации программпрофессионального самопознания и саморазвития. Конкурсная ситуация дает возможность увидеть сформированность профессиональнозначимых личностных качеств студента: потребность в профессиональном развитии; готовность к кооперации, к работе в коллективе; ответственность, добросовестность, инициативностьи др. Конкурс по специальностии направлению подготовки«Организация работы с молодежью»

проводится по актуальным направлениям сферы государственной молодежной политики. Конкурс включаетв себя самопрезентацию, защиту социально значимого проекта, проведение мастеркласса, участие в деловойигре, дебатахи др.Конкурс может бытьнаправлен на знание основных нормативных документов сферы молодежной политики. Например, согласно Стратегии государственной молодежной политики РФ,конкурсанты должны представить основные проекты «Новый взгляд», «Доброволец России» и др.; изложив их содержание с учетомопределенных возрастных категорий: подросткам детского оздоровительного лагеря, представителям неформальной организации, студентампервокурсникам и т.д. Конкурс вожатских коллективовявляется своеобразнымитогомпрактики в детских оздоровительных лагерях. Сценарий конкурса предполагает выступление представителейвожатскихколлективов, выполнениеконкурсныхзаданий, действие которых включают в себя знание теоретических вопросов деятельности вожатого, анализ характерных для детского оздоровительного лагеря конфликтных ситуаций и т.д. Например, конкурсное задание «Советы начинающему вожатому», в которомкомандыпредставляютсоветы(памятку, инструкцию)будущим вожатымв творческой форме.

Конкурс социально значимых проектов «Личное УЧастие» (ЛУЧ)» предусматривает представление проектов личного участия студентов в социально полезной деятельности по различным направлениям (шефская деятельность, работа с ветеранами, ценности семьи, краеведческая, поисковая, туристическая деятельность, формированиездорового образа жизни, социальнопсихологическая поддержка, творческая и досуговая деятельность, возрождение ремесел и др.) в любой форме. Студентами специальности и направления подготовки «Организация работы с молодежью» представлены проекты: «Клуб молодой студенческой семьи», «Школа творческой организации работы с молодежью», «Берегись автомобиля», «Полипрофильный центр по работе с детьми из семей группы риска и находящихся в трудной жизненной ситуации» и др.На старших курсах студенты привлекаются к участию в конкурсепрофессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики. Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политикипроходит с целью повышения статуса работников сферы молодежной политики, развития их профессиональной компетентности и стимулирования их деятельности, содействия формированию кадрового резерва и повышения эффективности использования кадрового потенциала работников сферы государственной молодежной политики[3]. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности специалистов по работе с молодежью, поддержку современных технологий в организации воспитательного процесса с молодежью. Знаменателен тот факт, что дата открытия конкурса совпадает с открытием специальности «Организация работы с молодежью». Студенты и выпускники специальности активно включаются в подготовку и проведение мероприятий конкурса.Студенческая олимпиада по специальности и направлению подготовки «Организация работы с молодежью» направленана реализацию научного и творческого потенциала студентов, развитие навыков социального проектирования в области работы с молодежью, приобретение теоретических знаний и практических навыков в области организации работы с молодежью. Программа олимпиады включает следующие конкурсные задания: выполнение тестовых заданий,конкурс эссе, конкурс социально значимых проектов, интеллектуальная игра «Своя игра», дискуссионный клуб, мастеркласс специалистовпрактиков.Примерная модель организации любого конкурса может включать: участники конкурса, сроки проведения конкурса, содержание деятельности организаторов и участников конкурса. Для проведения конкурса формируются оргкомитет конкурса, команды педагогического содействия и студенческие команды. Оргкомитет координирует работу команд, разрабатывает обучающие семинары, организует все мероприятия, проводимые в рамках конкурса, обеспечивает призовой фонд. Команда педагогического содействия формируется из числа преподавателей,работодателей, аспирантов, магистров. Данной командой проводятся обучающие семинары, тренинги, деловые игры, мастерклассы, организуется экспертиза представленных работ конкурсантови т.д. Студенческие команды могут включать команды организаторов, экспертов, инициативных деятелей, волонтерови т.д. В качестве конкурсных заданий, возможно написание резюме, эссе, самопрезентация, представление социально значимого проекта, творческого отчета, портфолиои др. Эссе прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальное впечатление или сообщение по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе выражает индивидуальный взгляд на тот или иной предмет. Основные признаки эссе: небольшой объем; конкретная тема; открытое личностное осмысление; свободная композиция; парадоксальность и афористичность; разговорная интонация и лексика. Эссе может иметь разные литературные формы: проповедь, дневник, рассказ, очерк, письмо и т.д., но при этом, принципы эссе сохраняются. По результатам написания эссе можно определить наличие или отсутствие следующих знаний и умений:определять тему и формулировать проблему или исходные тезисы;правильно подбирать и эффективно использовать необходимые источники;критически анализировать различные факты и оценивать их интерпретацию;высказывать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении источников;представлять работу по исследуемой теме, которая: хорошо спланирована и организована; логически развивает тему, последовательно и связно изложена и аргументирована; документально точна, имеет ссылки на многочисленные использованные документы, надлежащим образом оформленный библиографический список.Проект

план, замысел, текст или чертеж чеголибо, предваряющий его создание; деятельность с определёнными целями, часто встречающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов; средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации. Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какоголибо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.Метод проектов предполагает владение определенной суммой знанийи позволяет практически применять полученные знания, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинноследственные связи.Как правило, общая структура проекта такова:название проекта,актуальность проекта,целевое назначение проекта,задачи проекта,общий замысел,формы и механизмы реализации проекта,ресурсное обеспечение,ожидаемый результат,календарный план.Для организатора работы с молодежью важным является социальный проект, рассматривается какпрограммареальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия молодежи в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.Творческий отчет позволяет комплексно оценить целостную систему деятельности организатораработыс молодежью, получить представление о сформированности профессиональных компетенций.

Портфолио можно рассматривать как маркер индивидуального профессионального развитиястудента.Главное назначение портфолио–продемонстрировать наиболее значимые результаты научной, практической деятельности(участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах),разработанные и апробированныепроекты, проведенные исследования, написанные эссе и др.Портфолио позволяет самому студенту и работающим с ним преподавателям проанализировать, обобщить и систематизировать результаты работы, спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Портфолио предназначено для последующего анализа собранных материалов, всесторонней количественной и качественной оценки уровня сформированности компетенций студента и направлений дальнейшего развития в процессеобучения.Например, структура портфолио студента второго курса направления подготовки «Организация работы с молодежью», представленного на конкурс, может включать следующие разделы: «Развитие молодежного самоуправления»:ответить на вопросы: «Что такое молодежное самоуправление?», «Что является движущей силой молодежного самоуправления?», «Каковы критерии самоуправления в молодежной практике?», «Каковы принципы развития молодежного самоуправления?»; представить проект студенческой конференции «Студенческое самоуправление: инновации, проблемы, перспективы», анкету для студенческого совета.«Сопровождение лидерства в молодежной среде»: представить теоретический минимум по теме «Лидерство как фактор функционирования группы»; игры на выявление подростков с лидерской позицией.«Общение в организации работы с молодежью»: сформулировать правила общения организатора работы с молодежью; представить этический кодекс организатора работы с молодежью.«Профориентационная работа с молодежью»:разработать анкету с целью изучения особенностей выбора профессии организатора работы с молодежью; разработать профориентационный проект.

«Волонтерская деятельность»: составить глоссарий,представить направления волонтерской деятельности в видесхемы; разработать волонтерский проект.«Технологии работы с талантливой молодежью»:написать эссе.«Организация работы с молодежью по месту жительства»: раскрыть технологию проведения одной из форм организации досуговой деятельности.«Формирование толерантных отношений в молодежной среде»:представить эмблему толерантности; сценарий мероприятия «Урок толерантности».«Социальнопедагогическое сопровождение детских и молодежных организаций»:раскрыть понятие общественного объединения, организационноправовые формы общественных объединений; представить алгоритм создания общественного объединения.«Методика проведения игр с детьми и молодежью»: представить игры для детей и молодежи по определенной тематике.«Социальные службы для молодежи»:представить описание социальных служб для молодежи г.Тулы по определенной схеме.Дополнительная информацияможет включать дипломы за участие в конкурсах; социально значимые проекты; статьи на конференциии др.В целом, конкурсы являются инновационной формой профессиональной подготовки будущих организаторов работы с молодежью и дают возможность для самореализации, проявления индивидуальностистудента, в том числе в будущей профессии, формирования профессиональных компетенций.Ссылки на источники1. Оценивание результатов обучения на основе компетентностного подхода (направление подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью»): Учебметод. пособие / Авт.сост. З.Н. Калинина, Е.Ю. Ромашина, Е.В. Декина, Ю.И. Богатырева. Тула: Издво Тул. гос. пед. унта, 2012. 183 с.2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью (квалификация (степень) «бакалавр») 3. Формула успеха: Метод. материалы по итогам регионального конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики / Авт.сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, И.Л. Дедкова. –Тула: издво Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого. –2012. –153 с.

Dekina Elena Viktorovna,candidate of psychological sciences, associate professor, head of the department of youth policy FGBOU of VPO "Tula State Pedagogical University of L.N.Tolstogo", TulaCompetition as an innovative form of professional training of the prospective organizers of work with youthSummary. Features of vocational training of the prospective organizers of work with youth through use of various competitions, theoretical and practical aspects of development and approbation of competitive tasks in the course of mastering of professional competences by students are considered; competition as the means of estimation assuming the analysis of products of the student's activity.Keywords:competition, the organizer of work with youth, estimation of results of training.