К проблеме профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барченкова Н. И., Арсёнова М. А., Суворова Н. Н. К проблеме профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2671–2675. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53537.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам анализа основных подходов к определению сущности и специфики проявления детской агрессивности, организации диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Барченкова Наталия Игоревна,СтудентВПО «Череповецкий государственный университет»,специальность 050703.65«Дошкольная психология и педагогика», г.Череповец.NataliaBarchenkova@rambler.ru

Суворова Наталья Николаевна,СтудентВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050703.65«Дошкольная психология и педагогика», г.Череповец.suvorova_pashkova@mail.ru

Арсёнова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецy0sh@mail.ru

К проблеме профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Аннотация:Статья посвящена проблемам анализа основных подходов к определению сущности и специфики проявления детской агрессивности, организации диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.Ключевые слова:агрессия, агрессивность, агрессивные действия, агрессивное поведение, профилактика.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности. Это связано с тем, что проявления агрессивности, сложившееся в детстве, могут стать устойчивым личностным образованием и сохраниться на протяжении дальнейшей жизни человека. Изучению сущности понятия «агрессия» и видов агрессивного поведения посвящены исследования Г.М. Андреевой Л.М. Семенюк, Э. Фромма, Г.А Широковой, В.В. Лебединского, О.С. Никольской, И.А. Фурманова и др.Проявление агрессивности одна из частых проблем в группах детей дошкольного возраста. В.И.Овчаренко, Т.Г. Румянцева, А.Е. Личко, А.Ю. Монахова отмечают, что те или иные формы агрессивности характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но исамому себе. В последние годы исследователи, работающие в разных направлениях, предлагают разные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу, а агрессивное поведение –это поведение, в котором проявляется агрессия. Исходя из этого, профилактическая и коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Исследование вопросов психологической профилактики агрессивности у детей(И.В. Дубровина, Т.Л. Марцинковская, Т.В. Лаврентьева, Н.В. Микляева, Т.И. Чиркова) позволило нам определить цель нашего исследования: изучение особенностей агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и определение содержательных аспектов его профилактики.В силу сложности и неоднозначности проявлений агрессивного поведения в дошкольном возрасте, мы сочли необходимым рассмотреть основные подходы к изучению понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивные действия», «агрессивное поведение».Классическое определение было предложено А. Бассом, который охарактеризовал агрессию как «реакцию, наносящую вред другому организму». Э. Фромм определяет агрессию более широко –как причинение ущерба не только живому, но и неживому объекту[1].В.И. Овчаренко определяет, что агрессия выражается в стремлении к наступательным и насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба, или уничтожение объекта в наступлении[1].По мнению Т.Г. Румянцевой, можно различать агрессию на индивидуальном уровне, на уровне внутригосударственных отношений, агрессию, как понятие современного международного права, обозначающее инструмент внешней политики, а также агрессию в животном мире и агрессию в человеческом мире[2].Л.М. Семенюк предлагает понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них физический дискомфорт (отрицательные переживания). В контексте ее исследований, агрессия– это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями[3].Наиболее приемлемым в рамках нашего исследования мы считаем определение агрессии, данное в педагогическом словареГ.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, где агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности[4].В рамках нашего исследования мы считаем целесообразным рассмотреть так же понятия «агрессивность», «агрессивное действие», «агрессивное поведение».А.А. Реан определяетагрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [5].В свою очередь, агрессивное действие –это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Агрессивные действия у ребёнка можно наблюдать уже с самого раннего детства, кроме того, агрессивные действия дошкольников имеют свои специфические особенности. В первые годы жизни агрессия проявляется почти в исключительных приступах упрямства, часто не поддающимся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Но с возрастом возрастает независимость в поведении ребёнка, формируется опыт взаимодействия со сверстниками, неизбежно возникают конфликты, в которых ребёнок проявляет агрессию.Следуетразделять понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»: агрессивное поведение –это поведение, в котором проявляется агрессия. Это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применениемсилы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [2].

Агрессивное поведение –одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как для дошкольника это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Можно выделить следующие особенности проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте:дети остро и напряженно переживают свою «недооцененность», не признанность своих достоинств;для таких детей другой ребенок –противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить;реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений);использование агрессии как средства привлечения к себе внимания сверстников, либо как средства достижения какойлибо конкретной цели, либо без определенной цели;дети часто подозрительны и настороженны;дети не могут адекватно оценить проявления своей агрессивности;невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их;внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка;разнообразие форм проявления агрессии.Рассмотрим возможные причины возникновения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Чаще всего причины кроются всистеме детскородительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». В качестве причины агрессивности может выступать и провоцирование ребёнка на её проявление. Например, в ситуации угрозы при незнании и неумении реагировать поиному он реагирует соответственно агрессивно. Порождать агрессивное поведение может также дисгармоничность внутреннего мира ребёнка, расплывчатость, несформированность его «Я –концепции».Агрессивность поведения может побуждаться и трудностями в общении со сверстниками в сочетании с неумением добиваться относительно высоких результатов в различных сферах.Наконец, агрессивное поведение может проявляться ситуативно в результате утомления, перенапряжения, болезни и т.п. В дошкольный период детства в целях профилактики агрессивности еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов (и в первую очередь, педагогапсихолога) –научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами[3].Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм взаимодействия с детьми, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игрысоревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Необходимо сформировать у ребенка чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное –помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.В случае предотвращения и устранения проявлений агрессивности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения необходима организация профилактики –комплекса упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. По мнению И.В. Дубровиной, профилактическая работа –это проводимая психологом работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития [5].Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок. Приэтом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребенком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только психолог, педагоги, но и родители.Анализ психологопедагогической литературы по проблеме профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста позволил нам организовать опытноэкспериментальноеисследование с целью выявления особенностей агрессивного поведения детей 56 лет и организации его профилактики на базеМБДОУ «Детский сад комбинированного вида №102» г. Череповца. В исследовании принимали участие дети старших групп (40 человек) родители детей старших групп (40 человек), воспитатели групп.

Для диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. на выявление уровня агрессивности ребенка; анкета для воспитателей «Ребёнок глазами взрослого» А.А. Романова с целью выявления детей с агрессивным поведением; графическая методика «Кактус» М.А. Панфилова для определения уровня агрессивности и состояния эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.В ходе нашего исследования мы использовали метод «фильтрации результатов»: сначала мы провели анкетирование родителей и воспитателей, затем, проанализировав результаты анкет, мы выявили детей, проявляющих значительную склонность к агрессивному поведению. Далее эти дети обследовались с помощью проективной методики «Кактус» для уточнения их склонности к агрессивным действиям и анализа характера агрессивного поведения.В основе организации диагностики использовались следующие критерии агрессивного поведения детей 56летнего возраста (исследования М. Алворд, П. Бейкер):демонстрация своей силы и власти, доминирования над другими детьми;слабая сдержанность, низкий уровень самоконтроля;импульсивность и непродуманность поступков;психическая неуравновешенность, постоянные сомнения и неуверенность в себе;проявления вспышек раздражения, гнева, страха;игнорирование норм и правил поведения;отсутствие чувства вины и раскаяния за проступки;неспособность понимать других детей;игнорирование в конфликтных ситуациях переживаний и обид сверстников.Анализ результатов опроса родителей посредством анкеты, представляющей собой ряд положений, которые характерны для ребёнка, склонного к агрессивному поведению, показал, что никто из детей не проявляет высокого уровня агрессивности в поведении (15 –20 баллов), поэтому мы сочли необходимым отметить частичные проявления детей, относящихся к среднему уровню агрессивности (приближенность к высокому уровню, от 7 до 14 баллов). Это: Саша Т.9 баллов; Федя Ш.10 баллов.Параллельное анкетирование воспитателей посредством анкеты «Ребёнок глазами взрослого» (А. А. Романов), в которой воспитателям предлагалось отметить в регистрационном бланке ситуационные формы проявления ребенком агрессии по шкале от 0 до 4 баллов (выраженность ситуационно –личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 15 признакам), показало, что почти все дети относятся к первому уровню –от 0 до 43 баллов. У этих детей нет опасности закрепления ситуативно –личностных реакций как патохарактерологических, они самостоятельно овладевают собственной агрессивностью. Но, несмотря на это, мы выделили группу детей, баллы которых, согласно результатам анкетирования воспитателя, оказались выше, чем у остальных:Саша Т. –98 баллов; Федя Ш. –119 балловОбследование этих мальчиков с помощью графической методики «Кактус» М.А. Панфилова позволило расширить характеристики агрессивного поведения детей и по результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что мальчиков выявлены средний и высокий уровень агрессивного поведения: Федя Ш. (высокий уровень), Саша Т. (средний уровень).Таким образом, анализ результатов диагностических методик проведённых и наблюдение за детьми позволили выделить поведенческие характеристики обоих детей:Федя Ш. –активный и целеустремлённый мальчик, отличающийся решительностью, склонностью к риску, при этом он стремится к общественному признанию. В то же время он любит демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими детьми. Для его поведения характерны негативизм и раздражительность, неуверенность в себе, замкнутость, стремление к домашней защите. Федя часто спорит и ругается со сверстниками, нередко теряет контроль над собой, намеренно раздражает взрослых, отказывается подчиняться правилам. Кроме того, Федя отличается малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Он постоянно стремится испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинает скучать, так как нуждается в постоянной стимуляции. Ребёнок часто действует импульсивно и непродуманно. В играх со сверстниками агрессивен, применяет физическую агрессию по отношению к более слабым детям. Если ему чтото не нравиться или ктото мешает, он очень злится и может начать драку с обидчиком. Проявляет агрессию к животным.Саша Т. –его отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, низкая осознанность своих действий. Он редко задумывается о причинах своих поступков, не предвидит их последствий и не переносит колебаний. С одной стороны, мальчику свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой –такие черты характера, как мягкость, уступчивость, зависимость. Для него характерен негативизм, неуверенность в себе, замкнутость. Кроме того, ребёнок плохо переносит критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие его, вызывают у Саши чувства раздражения, обиды и подозрительности. При этом мальчик отказывается выполнять просьбы взрослых, сердится и теряет контроль над собой, часто спорит и ругается с взрослыми и сверстниками. Ребенок сердиться, когда над ним подшучивают. Если у него чтото не получается всегда ищет виноватых.Исходя из результатов проведенных диагностик, нами были разработаны рекомендации для педагоговпсихологов дошкольных учреждений в целях профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и оказания им своевременной психологической помощи. Мы составили примерный комплекс игр и упражнений по профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: знакомство детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью; формирование у детей способности различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам); формирование умений понимать свои чувства и чувства других людей; обучение способам саморегуляции, умению владеть собой; обучение приемлемым способам выражения гнева; формирование навыков общения в конфликтных ситуациях; формирование таких качества как эмпатия и доверие.В методических рекомендациях предлагаем использовать следующие варианты игр, соответствующих основным направлениям профилактики агрессивного поведения у детей: 1.Обучение агрессивных детей способам саморегуляции, формирование умений владеть собой:Игра «Зайчики». Цель

дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.Игра «Жужа». Цель научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.2.Обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева:Игра «Обзывалки». Цель снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.Игра «Маленькое приведение» Цель научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.отработка навыков общения в конфликтных ситуациях:Игры «Ворвись в круг»; «Попроси игрушку» Цель обучить детей эффективным способам общения; 3.Формирование у детей таких качеств как эмпатия и доверие:Игра «Доброе животное». Цель способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.«Прогулка с компасом» Цель Формирование у детей чувства доверия к окружающим.Также в целях профилактики агрессивного поведения могут применяться упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждать дошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения.В настоящее время мы апробируем разработанный нами комплекс игр и упражнений в условиях дошкольного образовательного учреждения и проверяем его эффективность как варианта работы по профилактике агрессивного поведения детей.

Ссылки на источники:1.Фурманов А.И. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. –Минск, 1996. –192с.2.Румянцева Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. –1991. № 1.C.3034.3.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. —М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 1998. —96 с.4.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2003. —176 с.5.СмирноваЕ.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии.2008.№1.C.4248.

BarchenkovaNataliaStudent Institution Cherepovets State University, a specialty 050703.65"Preschool Psychology and Pedagogy", Cherepovets.NataliaBarchenkova@rambler.ru

SuvorovaNataliaStudent Institution Cherepovets State University, a specialty 050703.65"Preschool Psychology and Pedagogy", Cherepovets.suvorova_pashkova@mail.ru

Arsenova Marinacandidate of Pedagogical Sciences, associate professor of early childhood education Cherepovets State University, Cherepovetsy0sh@mail.ru

On the problem of prevention of violent behavior children under school ageAbstract: This paper analyzes the problems of the main approaches to the definition of and specific manifestations of child aggression, diagnostic of aggressive behavior in children preschool age and ways to prevent aggressive behavior in the modern preschool education.Keywords:aggression, aggression, aggression, aggressive behavior, prevention.