Формирование самоотношения в подростковом возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черепкова Н. В., Кузнецова М. Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2976–2980. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53601.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу подросткового возраста и изучению формирования самоотношения в подростковом возрасте
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черепкова Наталья Викторовнакандидат психологических наук, доцент кафедры психологопедагогическиго и естественнонаучного образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им М.А. Шолохова»Ставропольский филиал, г. Ставрополь

Кузнецова Мария Юрьевнастудентка 5 курса, факультета «Педагогики», специальности «Педагогика и психология», СФ МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Ставрополь.angel_755@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕАннотация:Статья посвящена анализу подросткового возраста и изучению формирования самоотношения в подростковом возрасте. Ключевые слова: личность, подросток, подростковый возраст, самоотношение, формирование самоотношения, образ «Я», эксперимент.

На современном этапе развития психологической науки и практики проблема формирования самоотношения личности является актуальной и имеет важное научнопрактическое значение. Генезис самоотношения, его содержание и структура оказывают решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. Согласованность и непротиворечивость отношения к себе являются базовым условием успешной ее социализации. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самоотношения». Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта. При отсутствии общепринятого определения самоотношения в психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на его онтологический статус. Самоотношение —термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному "Я"[1]. Строение самоотношения может включать: самооценку, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самоуважение, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. Структура самоотношения личности как психологическая проблема.Личность системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся образованием подструктурой самоотношения. Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Данное разграничение является в определенной степени научной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности (а не только концептуально) крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Яконцепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Яконцепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе.С.Р. Пантелеев считает, что в обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. [4]Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоциональноценностное отношение к себе, и просто, самоотношение. Гораздо более распространенной точкой зрения является представление о том, что различные сферы и особенности личности, которые могут выступать в качестве объектов самооценок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. Соответствующих представлений придерживались многие исследователи. Так, Куперсмит указывал, что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «извещенных» по субъективной значимости, однако, при этом он отмечал, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало. Розенбергом была предложена так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.Таким образом, в соответствии с этими представлениями структура самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Яконцепцию аспектов «Я».Самооценка и общее самоотношение есть эмоциональная реакция на то или иное содержание образа «Я». Следовательно, структура самоотношения оказывается практически совпадающей со структурой образа «Я». Образ «Я» определяется теми сферами личности и жизнедеятельности, которые потенциально могут быть объектами осознавания и оценки.Особенности самооценки как компонента самоотношения в подростковом возрасте.В соответствии с теорией рекапитуляции Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества.[3]Это промежуточная стадия между детством эпохой охоты и собирательства, и взрослым состоянием эпохой развития цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.Л.С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и П.П. Блонский считал, что особенности протекания и продолжительности подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л.С. Выготского[2], подростковый возраст это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях "имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости.Возрастные категории всегда обозначают не только и столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус лица. В наше время подростковый (отроческий) период это возраст от 11 до 1516 лет. Как писал Л.С. Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Натуральный ряд составляют процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны. Вопервых, различны темпы физического и психического развития. Вовторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.Втретьих, социальное возмужание по времени нетождественно физическому.Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим. Разные психические качества изменяются поразному: одни быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Важную роль в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, который на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладывает основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.В современном обществе существует проблема социального и психологического характера. Личность подростка находится в экстремальных условиях, когда социальноэкономические трудности, также как и проблема в общении с окружающими, трудности в учебе, замкнутость и апатия, накладывают свои отпечатки на его психику. Поэтому важно, чтобы подросток мог ориентироваться в окружающей жизни, а это вытекает из личной особенности, т.е. лучше адаптироваться в окружающем мире он может с нормальной самооценкой.Самооценка фиксирует результатпознания себя. Но всякая самооценка это единство рационального и эмоционального компонентов. В эмоциональном компоненте самооценка выражает переживание того, что подросток узнает в отношении себя. Наряду с развитием самопознания происходит и развитие самоотношения.У подростков наблюдается своеобразное сочетание конкретной, частной и общей самооценки: каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер. Причем очень часто самооценка колеблется между крайними полюсами: либо все, либо ничего середины нет. Если успешность в чемлибо будет отклоняться от некоего, выбранного самим подростком, часть максимального стандарта, то она мгновенно рушится. Другими словами, или реализация Яидеального, или ничего.Подросток очень чувствителен к внешней оценке, к обратной связи. Исследователи отмечают склонность подростков к своеобразной театрализации собственной жизни: они как бы постоянно находятся на сцене, представляют, как выглядят со стороны, играют, подают себя, как бы смотрят на себя чужими глазами. Школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие и сверстники, и взрослые. Их самооценка формируется под одновременным влиянием двух тенденций повышением важности оценок окружающих и увеличением ориентации на внутренние критерии, на самооценку, причем в разных ситуациях может преобладать то одна, то другая тенденция.От низкой самооценки необходимо отличать другой ее тип, когда за внешними проявлениями, характерными для низкой самооценки, скрываются завышенные притязания. Такая конфликтная самооценка возникает в результате противоречивых ожиданий окружающих: высоких стандартов поведения, деятельности, которым должен соответствовать ребенок и низких представлений о его возможностях. У таких подростков часто развивается симптом "дефицита успеха", выражающийся в неадекватной реакции на неуспех: школьник как бы отвергает успех, стремится свести его к минимуму, доказать, что тот случаен. Это объясняется тем, что потребность в сохранении самооценки имеет две стороны: стремление сохранить удовлетворяющую самооценку и потребность иметь привычную самооценку, обеспечивающую стабильное представление о себе. В подростковом возрасте в связи с неустойчивостью отношения к себе последнее становится особенно значимым. Поэтому, присваивая на внешнем уровне низкую самооценку, подростки тем самым удовлетворяют потребность в устойчивой самооценке.В подростковом возрасте основные переживания связаны с отношением к себе, к собственной личности. Осознание себя личностью происходит уподростка в первую очередь в процессе общения со сверстниками. В связи с этим ряд психологов считают общение в подростковом возрасте одним из ведущих типов деятельности. Самопознание себя, выделение и сопоставление своего "я" с другими создают условия длясамосовершенствования. Подросток, оценивая свои способности, успехи, внешнюю привлекательность, моральный облик, свою социальную роль в коллективе, свои недостатки, эмоционально переживают все это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих.Экспериментальное исследование изменения самоотношения в подростковом возрасте в процессе психологического тренинга.Было проведено экспериментальное исследование в городе Ставрополе, включающее в себя три этапа:1. Констатирующий этап (сентябрь 2012г.) был направлен на диагностику старших подростков контрольной и экспериментальной групп, в результате которой была выявлена самооценка данной возрастной категории. Данный этап предполагал использование следующих методик: методика "Самооценка"; тестопросник самоотношения В.В. Столина, СР. Пантелеева; тест "Как Вы к себе относитесь?".На констатирующем этапе эксперимента решались 3 основных задачи:1) проведение констатирующего этапа эксперимента с помощьюдиагностических методик, тестов и опросников;2) определение начального уровня развития самооценки у старшихподростков;3) отражение полученных результатов в таблицах и диаграммах.2. Формирующий этап (ноябрь 2012 г.) на данном этапе внедряется на практику разработанная нами программа социальнопсихологического тренинга "Саморазвитие личности", в ходе которого у старших подростков формируется адекватный уровень самооценкии самоотношения в целом. В процессе работы были использованы игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.3. Контрольный этап (май 2013 г.) выполнение повторного диагностического замера в экспериментальной и контрольной группе.В процессе проведения психологического исследования был использован метод эксперимента.Эксперимент наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Известные психологиэкспериментаторы П. Фресс и Ж. Пиаже писали: "Экспериментальный метод это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования". [5]Рекомендации по оказанию психологической помощи в процессе формирования самоотношения у подростков.Самоотношение подростка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, его поступков и действий. Все дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие и прежде всего учитель. Вот почему оценка учителей и родителей определяет самоотношение.Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря реакциям других. Если окружающие постоянно относятся к ребенку с уважением, он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, подростком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остается, как заключить, что он недостоин уважения и находит другие пути для самоутверждения.По мере того, как формируется такое отношение к собственному "Я", оно становится все более независимым от реакций окружающих и даже реальных результатов деятельности. Как только сформировалось устойчивое самоотношение, оно имеет тенденцию к самоподкреплению. Причем, это относится как к позитивному, так и негативному самоотношению.Формирование отношения к самому себе процесс тонкий и начинать его надо с формирования такого ученического коллектива, в котором благожелательно оценивают личностные качества подростка в соответствии с его реальными поступками и действиями. Или подругому: чтобы сформировать социально активную личность подростка с его позитивным отношением к собственному "Я", требуется непременно сформировать ученический коллектив с благоприятным психологическим климатом. То есть чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают ученики друг друга; чем выше они оценивают друг друга, тем выше самоотношения и наоборот.Таким образом, системы отношений, сложившиеся между подростком и одноклассниками, подростком и учителем, подростком ивзрослым, играют существенную роль в формировании самоотношения подростка. Следовательно, формирование таких позитивных отношений является важной педагогической задачей.Ссылка на источники:1. Психологический словарь –URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/samootnoshenie/Список литературы: 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Владос, 2001.3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. Теория рекапитуляции С. Холла. И Гитченсона.4. Пантелеева С. Р. Психологические тесты. Методика исследования самоотношения.5. Пиаже Ж., Фресс П. 'Экспериментальная психология. Выпуск 3' –Москва.6. Черепкова Н.В. Исследование конституциональнотипологической личностной изменчивости в отечественной и зарубежной психологии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 183188.

Cherenkova Natalia ViktorovnaKuznetsovaMariaYurevnastudent5 course, facultyof"Pedagogics", specialities "Pedagogics and psychology", MGGU Council of Federation of M.A.Sholokhov, Stavropol.angel_755@mail.ru

Selfrelation formation at teenage age.Summary:Article is devoted to the analysis of teenage age and studying of formation of the selfrelation at teenage age.Keywords:personality, teenager, teenage age, selfrelation, selfrelation formation, image "I".