Особенности организации и содержания педагогических курсов в Западной Сибири в 30-е гг. ХХ в.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мануилова А. Е. Особенности организации и содержания педагогических курсов в Западной Сибири в 30-е гг. ХХ в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3006–3010. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53607.htm.
Аннотация. В статье автор на основе анализа архивных материалов и историко-педагогической литературы характеризует особенности организации и содержания педагогических курсов в РСФСР в 30-е гг. ХХ в. (на примере педагогических курсов Западной Сибири). Рассматривает педагогические курсы как наиболее эффективную форму переподготовки и адаптации работников образования в новых социально- экономических и культурно-исторических условиях развития образования в нашей стране. Автор показывает как документы в области образования и государственная политика в исследуемый период обусловили изменения в общей организации и повлияли на содержание учебной программы курсов
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мануилова Анастасия ЕвгеньевнаСтудентка 4 курса филологического факультета Лесосибирскогопедагогическогоинститута‬филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г.Лесосибирск.nastyamanuilova@yandex.ru

Особенности организации и содержания педагогических курсов в Западной Сибири в 30е гг. ХХ в.

Аннотация:В статье автор на основе анализа архивных материалов и историкопедагогической литературы характеризуетособенности организации и содержания педагогических курсов в РСФСР в 30е гг.ХХ в.(на примере педагогических курсов Западной Сибири). Рассматривает педагогические курсы как наиболее эффективнуюформупереподготовки и адаптации работников образованияв новых социальноэкономических и культурноисторических условиях развития образования в нашей стране. Автор показывает как документы в области образования и государственная политика в исследуемый период обусловилиизменения в общей организации и повлияли насодержание учебной программы курсов.

Ключевые слова: 30е гг. ХХ в., Западная Сибирь, педагогические курсы, самокурсы, единая трудовая школа.

Период 2030х гг. XX в. в нашей стране

время колоссальных преобразований во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере образования. Причиной этому служит политика, которая укрепилась в нашем государстве после Октябрьской революции 1917 г. Идея нового политического уклада нуждаласьв человеке способном воплотить в жизнь новые государственные установки. Для этого было необходимо кардинально модифицировать систему образования. Основные задачи этих преобразований заключались в следующем: 1) организация советской единой школы;2) осуществление плана по всеобщей грамотности; 3) полное отделениешколы от церкви; 4) подготовка профессиональных педагогических кадров, которые способны выполнить поставленные задачи и повысить уровеньобразования в целом. Первая задача окончательно разрешилась лишь к 40мгг. XX в. Первоначально в 1918 г. на основе идей и документов Народного Комиссариата Просвещения была введена концепция Единой трудовой школы, которая делилась на 2 ступени: I ступень для детей от 8 до 13 лет (5 лет обучения), II ступень1417 лет (4 года обучения). Принципиальное отличие новой школы от традиционной системы обучения заключалось в большей обращенности к жизни, к миру труда, природы и общества [1]. Зимой дети должны были учиться в школах, посещать заводы, а летом участвовать в производительном труде в городе и в деревне. Однако, несмотря на прогрессивную направленность этой системы, связь учебы с практической деятельностью, которая позволила многим приобрести важный профессиональный опыт, еще обучаясь в школе, немногиеучителя поддержали это нововведение. Противники Единой трудовой школы отмечали тот факт, что физический труд обязательно должен присутствовать в учебной программе, но играть при этом не главную роль, а лишь сопутствовать основной задачи школы, т.е. получению знаний. Хотя диалог между учительством и правительством в этом русле не состоялся, в 1919 г. Наркомпрос(Народный Комиссариат Просвещения)решил, что необходимо восстановить низшее и среднее профессиональное образование на базе I ступени Единой трудовой школы. Таким образом, была утверждена следующая система: Единая трудовая школа I ступени (5 лет обучения), которая являлась базой как для общеобразовательной школы II ступени (4 года обучения), так и для профессиональных школ (также 4 года). После окончания школы II ступени предполагалось обучение в течение 45 лет в институте, а после окончания профшколы(профсоюзные школы)‬3 года обучения в техникуме.В конце 1919 г. состоялось традиционное и ожидаемое для того времени совещание по вопросам образования. На нем было решено, вместо прежней девятилетней школы, внедрить семилетнюю с 2 концентами: первый4 года, второй3 года. Однако это изменение еще больше усугубило ситуацию, как в среде учительства, так и в системе образования. Поэтому в 1922 г. Наркомпрос своим постановлением вернул девятилетнюю школу. Составляющие остались прежними: школа I ступени (5 лет обучения) и школа II ступени (4 года). При этом было решено, что школы II ступени могли быть как продолжением школ I ступени, так и существовать отдельно. С 1927г. для школ этой ступени были введены общеобязательные учебные планы и программы.

Окончательно сложившаяся система школьного образования в нашем государстве была определенна постановлением Совета Народных Комиссаров и Центральным Комитетом Всероссийской Коммунистической Партии большевиков «О структуре начальной и средней школы в СССР»от 15 мая 1934г. В нем говорилось об установлении следующих типовых общеобразовательных школ: начальная (4 года обучения), неполная средняя (7 лет обучения) и средняя школа (с общим сроком обучения 10 лет) [1]. Такая структура общеобразовательной школы, с небольшими изменениями, просуществовала вплоть до 80х гг. XX в. Для разрешения второй задачи по всей стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации безграмотности. Обычно они организовывались при школах, для населения в возрасте от 8 до 50 лет. Преподавателями при ликбезах(ликвидация безграмотности)выступали учителя, студенты, школьники и люди самых различных профессий, имеющие хотя бы минимальный уровень знаний. В программе обучения пунктов ликвидации безграмотности обязательными составляющими являлись чтение, письмо и счет. Такая система была направлена на то, что бы научить людей читать печатные и письменные документы; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; работать с целыми и дробными числами, с процентами; разбираться в диаграммах и схемах. Срок обучения в ликбезах составлял 3‬4 месяца. На предприятиях и заводах, для трудящихся, которые желали принять участие в этой образовательной программе, создавались даже особые условия: специально для них сокращался рабочий день, при этом их заработная плата не изменялась [2]. Следующая задача в сфере образования отделение школы от церкви, была решена декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (20 января 1918г.).Этот декрет провозгласил полное отделение церкви от государства и школы от церкви, отменил всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, указывал на то, что каждый человек может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Документ не допускал преподавания религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы [3]. Таким образом, отделение церкви от школы устранило, по мнению правительства, реакционное влияние религии на молодое поколение. После этого декрета школа впервые становилась подлинно светской.

Последней задачи было уделено особое внимание, т.к. указанные вышенововведения в системе образования влекли за собой и измененияв профессиональнойподготовке учителей в исследуемый период. На протяжении 1918 ‬1925гг. в работе по переподготовке педагогических кадровможно выделить 3 основных этапа[4]:

Основная задача адаптации учительства на первом этапе (1918 ‬1921 гг.) заключалась в обосновании и разъяснении основных принципов советской школы,разработке общепедагогических вопросов. Второй этап (1922 ‬1924 гг.)ознаменовал начало реализации этих теоретических положений на практике. На этом этапево многом изза форсированного характера проводимой работы, а иногда и изза пробелов в понимании теории новой школы,учителями была усвоеналишьминимальная сумма общественнополитических, педагогическихи методическихзнаний.

Деятельность по адаптации учительства к новым условиям советской школы на третьем этапе (с 1925 г.) перестает быть временным мероприятием, напротив она принимает более широкий и разнообразный характер, ведь именно к этому времени складываются такие организационные формы переподготовки как самокурсы, периодические конференции, кружки, совещания, методические семинары при опорных школах и др. Прежде всего, первичной коллективной формой самообразовательной деятельностипризнавалась работа кружков[4]. Эта форма давала возможность коллективно прорабатывать педагогические вопросы, обеспечивала групповую ответственность, возможность взаимного контроля.В качестве основных методов работы в кружке былиприняты: вопервых, коллективное обсуждение (беседа, лекция); вовторых, экскурсии, работы в лаборатории; в третьих, доклады, рефераты, сопровождаемые по каждой проработанной теме выставкой тех материалов, которые были получены в результате изучения. Тематика занятий во многом зависела как от выбора руководителя, так и от предложений самих участников, численность которых была от 10 до 20 человек. Другой организационной формой переподготовки учителей, ярко представленной в 1925 ‬1930е гг., были самокурсы[4]. Главными критериямидлявыработки их учебного плана являлисьцелесообразность и необходимость той или иной учебной работы в данное время для учителейопределенного района. Зачастую самокурсы были направлены на улучшение подготовки учителяпо отдельным предметам (самокурсы всячески пытались избегать многопредметности),а такжена развитие индивидуальных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Основной принцип работы самокурсов ‬самодеятельность курсантов, поэтому в качествеединственного метода организации всего учебного процесса была выбрана не лекция, а активная, студийно лабораторная работа. Особую и самую значительнуюроль в адаптации учительства к новым условиям организации жизни школы и преподавания на третьемэтапе сыграла организация в первой половине XXв. учительских курсов. Именно в рамках их деятельности, под руководством лучших преподавателей были наиболее полно отработаны новые устои советской школы.Важно еще то, что организация подобных курсов велась не только в центральной части России, но и на отдаленных от крупных городов территориях, зачастую с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.В связи с этим интересен опыт проведения таких курсов в Западной Сибири.

Рассмотрим особенности содержания учебной программы и способы ее реализациина примере курсов, которые проходили с 7 июня по 7 июля в 1935 г. в рабочем поселке Колпашево Нарымского округа Томской области. Этопозволит проследитькак нововведения в сфере образования повлияли на работу учительских курсовв 30е гг.XXв. Особенность выбранного места проведения курсов заключалась в том, что Нарымский округ по сравнению со всеми другими районами Западной Сибири находился в исключительно трудных географических условиях: отдаленность школ этого округа от районных центров создавала большие трудности учительству систематически повышать свою квалификацию. Это и обусловило выбор и необходимость в сложившихся условиях организовать курсы повышения квалификации именно в этой местности. Руководство и организацию курсов повышения квалификации взяло на себя Нарымское ОКРОНО(Окружной отдел народного образования). В апреле по всем районам округа были разосланы извещения о созыве окружных летних курсов. Отметим, что вместо 50 человек, вызванных на курсы, явилось лишь 40 (в качестве причин неявки учителя указывали болезнь или наличиев семье грудных детей). Любопытен тот факт, что трое учителей Александровского и Тымского района не получившие вызовов (курсы не могли принять всех желающих), прибыли на курсы самостоятельно в надежде на возможную вакансию и были зачислены в связи с невозможностьюприезда других учителей [5].Прибывшие на курсы учителя имели различную подготовку (табл. 1). Таблица 1 Уровень образования слушателей курсов, которые проходили в рабочем поселке Колпашево Нарымского округа Томской области с 7 июня по 7 июля 1935г.Уровень образования

Количество учителейза 4 класса7 человекза 5 классов 7 человекза 6 классов 25 человекза 7 классов 1 человекПринимая во внимание такой «пестрый» состав курсантов, которые повышают свою квалификацию только на педагогических курсах, да и тот факт, что время занятий и количество преподавателей было ограниченно, руководство рекомендовало строить деятельность курсов по программе 7 класса т.к. образование за 6 классов имело большинство прибывших учителей. Возраст курсантов преимущественно был от 17 и до 25 лет (табл. 2), поэтому и стаж работы в школе у многих был небольшой: от 1 до 3 лет (табл. 3). Таблица 2Возраст прибывших на курсы учителейВозрастКоличество учителейОт 17 до 25 лет23 человекаОт 26 до 30 лет6 человекОт 31 до 40 лет9 человекОт 41 и выше2 человекаТаблица 3Стаж работы в сфере образования слушателей курсовСтаж работыКоличество учителейОт 1 до 3 лет21 человекОт 3 до 5 лет18 человекОт 6 и выше1 человекТакой возраст и стаж во многом обусловили выбор программы, организации и деятельности курсов. Курсыпроходили в течение 25 рабочих дней. В качестве помещения для них было выбрано здание неполной средней школы, причем там же было организованно и общежитие для курсантов. Обширная учебная программа курсов, утвержденная Нарымским ОКРОНО, состояла из 200 часов(табл. 4).Таблица 4Распределениеучебных часов между предметами на курсах, проходивших в рабочем поселке Колпашево Нарымского округа Томской области с 7 июня по 7 июля 1935 г.ПредметУчебные часыРусский язык и литература 30 часовИстория 30 часовМатематика 25 часовОбществоведение 20 часовФизика 20 часовХимия 20 часовГеография 15 часовБиология 15 часовПедагогика 10 часовМетодика русского языка 10 часовМетодика математики 5 часовТакой большой объем изучаемых дисциплин обусловил установленный организаторами темп деятельности курсов. Так рабочий день курсантов состоял из 10 часов, из которых 8 часов они работалис преподавателями по твердому расписанию и 2 часаотводилось на их самостоятельную подготовку. Учебная программа занятий была составлена,вопервых с опорой на уровень образованияи возраст слушателей курсов, вовторых согласно тезисамдокладов, представленныхна Краевом совещании уполномоченных по повышению квалификации 3 мая 1935 г. (табл. 5).Таблица 5Утвержденная учебная программа курсовПредметСодержание программыРусский язык и литература Учебная программа по русскому языку, утвержденная для изучения на курсах, основывалась на программе 7 класса и состояла из 2 больших разделов: синтаксис простого и сложного предложения. В рамках первой темы было рассмотрено общее понятие предложения, его главные и второстепенные члены; виды простых предложений; слова, состоящие вне грамматической связи (вводные слова, приложения, обращения и междометия); знаки препинания в простом предложении. Во время изучения второй темы «Синтаксис сложного предложения» большую часть времени было уделено сложноподчиненному предложению: курсантами рассматривались основные виды придаточных предложений и знаки препинания при них. Также в учебной программе по русскому языку много времени отводилось на повторительную работу: так во время выполнения грамматических упражнений прорабатывались отдельные частные моменты морфологии и орфографии, например правописание безударных гласных во всех морфемах, а также общее правописание существительных, прилагательных, глаголов, причастий и деепричастий.

По литературе педагогические курсы главной целью изучения предмета ставили проработку основных видов поэтических произведений (эпических¸ лирических и драматических), а также рассмотрение литературного творчества (это особенность проведениякурсов в 30х гг. XX в.) как отражение классовой идеологии общества.История Изменение структуры учебного плана в школе резко изменило и содержание программы курсов по истории. Так как с нового учебного года в 3 и 4 классах начальной школы вводился элементарный курс истории СССР, то появилось острая необходимость проработать содержание нового учебника. К этому времени существовал лишь проект конспекта данного учебника, поэтому курсы выступали здесь, как единственная возможность познакомиться с этим материалом, перед началом изучения этих тем на уроках. Это и обусловило то, что программа 7 класса здесь не рассматривалась, все учебные часы ушли на изучение основных разделов будущего учебника по истории.Математика По этой дисциплине также не была рассмотрена программа 7 класса. Причина этого кроется в том, что слушатели курсов совсем плохо знали основы алгебры и геометрии, знания о которых формируются еще в 56 классах. Поэтому организаторы и преподаватели курсов приняли решение ускоренно пройти весь материал за эти 2 класса, для того чтобы ликвидировать пробелы в знаниях по математике.Обществоведение Был подробно проработан материал по программе 7 класса, а именно большой раздел, тема: «Маркс и Энгельс».Физика Систематических знаний у курсантов не было, поэтому по физике форсировано были повторены основные темы по программе 6 класса, лишь потом приступили к изучению тем 7 класса. Но изза нехватки времени многие намеченные темы не были рассмотрены. Так в дальнейшем слушателям курсов было необходимо закончить изучение большого раздела «Электричество», начиная с главы «Электромагнетизм».Химия Была проведена повторительная работа, а также проработаны 2 большие темы: «Простые и сложные вещества» и «Образование солей, кислот и щелочей».География Былапроработана большая часть материала за 7 класс: «Север и Северозапад Европейской части СССР», «Промышленный центр и Урал», «Поволжье и ЦентральноЧерноземное пространство», «Украина и Крым», «ЗападноСибирский край».Биология В рамках этого предмета,а именно по зоологии, учителями на педагогических курсах были рассмотрены основные темы: «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы».Педагогика Были проведены 2 большие лекции беседы по следующим темам: «Вопросы воспитательной работы в школе» и «Как учителю готовиться к уроку и как проводить его». Курсанты, как выяснилось во время занятий по педагогике, знали общие положения по данным темам, однако они не были подкреплены конкретными представлениями о путях реализации этих знаний в практической работе. Решению этой проблемы и были посвящены занятия по педагогике, где конкретизировались общие установки и задачи в вопросах воспитательной работы и организации урока. Упор делался на организацию самостоятельной работы, повышение уровня подготовки в области педагогических знаний. Стоит отметить, что у учителейкурсантов в тех местностях, где они работали, не было «никакой педагогической и методической литературы на местах, вследствие этого учителя к ее чтению не были приобщены» [5]. Поэтому преподаватели курсов уделяли большое внимание анализу научной и методической литературы.Методика русского языка По методике русского языка курсантами были изучены принципы обучения первоначальной грамоте и письму, принципы преподавания грамматики в начальной школе,рассмотрена теория и ее воплощение в основных типах уроков по грамматике.Методика математики В учебном плане содержание данной дисциплины не указано. Как видно из этой таблицы объем содержания изучаемых дисциплинна педагогических курсахбыл велики отвечал всем изменениям, проводимым в школе. Все это обусловило необходимость появления на курсах профессиональных преподавателей, способных за короткое время доступно представить весь намеченный материал и тем самым устранитьпробелы в знаниях курсантов. В качестве преподавателей были приглашены 8 человек, большинство из которых имели педагогический стаж более 15 лет. Например, стаж работы заведующей курсами Е.И. Сухановой составлял 27 лет(табл.6). Таблица 6

Уровень образования, сфера образовательной деятельности и педагогический стаж преподавателей курсов, проходивших в рабочем поселке Колпашево Нарымского округа Томской области с 7 июня по 7 июля 1935г.Ф.И.О. ПреподавателяПредмет преподаванияУровень образованияПедагогический стажЗырянов А.А.Педагогика Высшее 18 летНикифоровРусский язык, литература, методика преподавания русского языкаМосковский университет18 летКобякина Л.Г.Естествознание и химия Педагогический институт17 летФранцев А.Г.МатематикаНеполное высшее 17 летМаслова А.С.ФизикаНеполное высшее 5 летКорепанов

Педагогический техникум6 летШипунова А.Н.ГеографияВысшие педагогические курсы7 летСуханова Е.И.Заведующая курсами Высшие педагогические курсы27 летАнализ этой таблицы подчеркивает особый статус курсов в системе подготовки преподавателей, ведь их окончание приравнивалось к полноценному педагогическому образованию. Помимо образовательной цели курсы в исследуемый период предполагали и политиковоспитательную работу. Так все курсанты присутствовали на Районном слете учителей ‬ударников Колпашевского района, где заслушали доклад секретаря Райкома(районный комитет) партии Ануфриева «О международном положении»; на занятиях подробно под руководством представителей районного комитета партиианализировалось постановление РАЙКОМА ВКП (б) «О воспитательной работе в школе и вне школы» и др. На курсах большое внимание уделялось и повышению общего культурного уровня учителя, как основного транслятора культуры на селе. Врамках этого для прибывших учителей была организована специальная комната «отдыха», где они знакомились с новинками литературы, с газетами и журналами такими, как «Правда», «Известия», «ЗКП», «Советская Сибирь», «Комсомольская Правда», «За рубежом», «Народность», «Учитель», «Огонек» и др. Учителя, в рамках курсов, посещали спектакли в клубе комендатуры «Чудесный сплав», где в качестве актеров выступали «студенты Нарымского педагогического техникума под руководством опытного режиссера…»[5]. Накануне выходного дня с целью просмотра кинохроники и художественных фильмов курсанты организованно посещали клуб «Кооперации» и педагогический техникум, где «…имелся свой киноаппарат и механик»[5].

Таким образом, изменения в сфере образования, которые произошли в 30егг. XX в., повлияли на общую направленностьорганизации и содержанияпедагогических курсов, учебную программу. Именно педагогические курсы оказались одной из самых эффективных форм повышения квалификации учителей в исследуемый период, способствуяадаптации учительства к изменяющимся условиям организации учебновоспитательного процесса.

Ссылки на источники:1.История педагогики и образования / Под ред. Пискунова А.И. Москва, 2001. С. 455 2.История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина. ‬М.: Гардарики, 2008. С. 4193.История педагогики: Учебник для студентов пед. интов/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. ‬5е изд., доп. и перераб. ‬М.: Просвещение, 1982. С. 3354. Крючкова О.В. К вопросу об истории переподготовки учительских кадров в 1920е годы// МатериалыX Всероссийской научнопрактической конференциистудентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» : В 6 т. Т.4. История. Томск: Издво Томского государственного педагогического университета, 2006. С. 55 5. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд Р591. Опись 1. Дело №42. Стат. отчетность по курсовым мероприятиям. Протокол 1го Нарымского окружного съезда ОДН и отчет о работе окружных учительских курсов за 1935 год (01.01.193531.12.1935) на 91 листах.ЛЛ.5360

Manuilova Anastasiya EvgenevnaThe fourth year student of Philological Faculty of Lesosibirsk Pedagogical Institute ‬the branch of Siberian Federal University, Lesosibirsknastyamanuilova@yandex.ru

The peculiarities of content and organization of pedagogical courses in Western Siberia in the 1930s

Annotation:On the basis of the analysis of data archive and historic and pedagogical literature the author of the article characterizes the peculiarities of content and organization of pedagogical courses in RSFSR in the 1930s (on the example of pedagogical courses in Western Siberia). The pedagogical courses are considered as the most effective form of retraining andadaptation of teachers in new socioeconomic and culturalhistoric conditions of education development in our country. The author shows how the documents in the sphere of education and national policy during the studied period determined changes in general organization and influenced the content of the curriculum of the courses.

Key words:1930s, Western Siberia, pedagogical courses, selfcourses, united labour school.