Возможности прогнозирования конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черепкова Н. В. Возможности прогнозирования конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3296–3300. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53665.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования «неполноценной биологической почвы» у дошкольников, которая на ранних этапах развития, взаимодействуя с деструктивными социальными факторами, детерминирует проявление конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации. Основными внешними проявлениями индивидуально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции дошкольника являются нарушения речевой функции и девиантный стереотип поведения
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЧерепковаНаталья Викторовнакандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольkostin072008@yandex.ruВОЗМОЖНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯКОНСТИТУЦИОНАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация.В статье представлены результаты исследования «неполноценной биологической почвы» у дошкольников, которая на ранних этапах развития, взаимодействуя с деструктивными социальными факторами, детерминирует проявление конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации. Основными внешними проявлениями индивидуальнотипологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции дошкольника являются нарушения речевой функции и девиантный стереотип поведения.Ключевые слова:конституциональнотипологическая недостаточность, дети дошкольного возраста, речевые нарушения.

На современном этапе среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста, которые в ближайшие несколько десятилетий будут определять стратегические приоритеты нашей страны.По мнениюмногих теоретиков и исследователей в психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, Д.И. Фельдштейн, А.А. Деркач, А.И. Донцов, Б.А. Сосновский), социальные факторы, активно взаимодействуя с психологобиологическими основами субъекта, часто оказывают деструктивное воздействие на конституциональнотипологическую предиспозицию субъекта, результатом чего является срыв конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Психологическая устойчивость детей к неблагоприятным условиям микрои макросоциума снижается, в связи с чем, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, приводя к нарушению функциональной активности индивидуального барьера психологической и психической адаптации.Роль внутренних факторов длительное время недооценивалась в науке и большее внимание уделялось изучению неблагоприятного воздействия на человека внешних социальных факторов. Известно, что личность как интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные воздействия (B.C.Мерлин, 1986; А.А. Деркач и Н.В. Кузьмин, 1993; В.В. Белоус, 1999). Большая или меньшая адекватная ответная реакция зависит от конституциональнотипологической и психотипологической личностной предиспозиции при взаимодействии с внешними факторами. Социальнострессовые, экологические и иные экзогенные факторы направлены на личность в целом, являясь наиболее негативными для самых уязвимых членов общества ‬детей дошкольного возраста (С.В. Алешин, 1990; Б.С. Братусь, 1995; В.Н. Дружинин, 1995; Ю.А. Александровский, 1996; В.П. Зинченко, 1996; Е.М. Черепанова, 1995; В.С. Пуховский , 1998). Часто у этой категории детей формируется конституциональнотипологическая и психотипологическая изменчивость в конституциональноконтинуальном пространстве от психологической нормы акцентуации до аномальной личностной изменчивости (О.А. Ахвердова, 1998; И.В. Боев, 2003; Н.Н. Волоскова, 2001). Проявлениями конституциональнопсихотипологической предиспозиции у дошкольников может быть астеническая, тревожная, апатическая или иная декомпенсация (Э.Г. Абакарова, 2002); конституциональнотипологической предиспозиции дизонтогении (Г.Е. Сухарева, 1955; Г.Д. Смирнов, 1972;), расстройства поведения (В.В. Ковалев, 1955 и др.), стереотипность игр и нарушенноеречевое развитие, приводящие к дезадаптации (А.И. Захаров, 1986; Н.Н. Волоскова, 2001). В связи с этим возникает реальная необходимость выявления признаков конституциональнотипологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции в дошкольном возрасте. Объективная регистрация закономерностей формирования конституциональнопсихотипологической изменчивости невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б.Ф. Ломов, 1994) лишь, после чего возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи детям и подросткам.В экспериментальнопсихологическом исследовании приняли участие 350 детей в возрасте 67 лет, составивших две группы обследования: 1 группа (контрольная ‬200 человек) ‬практически здоровые дети, успешно усваивающие программу дошкольного образовательного учреждения и характеризующиеся социальноприемлемым стереотипом поведения; 2 группа основная экспериментальная, включающая 150 обследованных, среди которых находились дети с нарушениями речи различной (органической и функциональной) этиологии. Обследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений ‬детских садов №1, №12, №34, №38, №39, №68, №71 г. Ставрополя. Для реализации поставленной цели и задач в настоящем диссертационном исследовании были использованы психологические, патопсихологические и математические методы исследования: опросникдля определения черт темперамента А. Томаса и С.Чесс, тест выявления тревожности В.С. Мерлина, теппингтест О. Черниковой, методика диагностики темперамента Айзенка, экспериментальная методика «Перенос кубиков»Ю.А. Самарина. Экспериментальнопсихологические исследования сопоставлялись с эмпирическим психологическим наблюдением, патогенетическим анализом, которые проводилисьпо программеизучения индивидуальнотипологических особенностей дошкольника по Л.И. Уманскому, подтверждаясь анамнестическими данными. С целью статистического обоснования влияния вялотекущего психоневрологического заболевания на проявления диагностируемых качеств в группе больных детей мы использовали непараметрический аналог дисперсионного анализа ‬критерий КраскеллаУоллиса (KruskalWallistest). Для более глубокого патогенетического анализа структуры взаимосвязи изучаемых признаков нами использовался иерархический анализ метод дендрограмм. В качестве меры различия между исходными признаками мы использовали критерий корреляции lr, где r‬коэффициент линейной корреляции, что позволяет однозначно толковать выявленное сходство между признаками как положительную связь между ними. Оценка статистической достоверности разницы между средними значениями при попарном сравнении групп детей с различными психоневрологическими диагнозами, основу которых составляла речевая патология, проводилась при помощи tкритерия Стьюдента и Uкритерия МаннаУитни.Результаты сравнительного психологического исследования всех детей подверглись сплошной математической обработке, исходя из предположения нулевой гипотезы с использованием критерия Х ‬квадрат (К. Браунли, 1982), что никаких различий между испытуемыми дошкольного возраста основной и контрольной групп не существует.Результатом наших исследований явилось выявление значимых биологических и социальных воздействийна формирование психологического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Анамнестические данные собирались по схеме, предложенной Т.Б. Филичевой, Н.А. Чиркиной (1987). Данные о пре, пере, постнатальном развитии ребенка сопровождались сведениями из медицинских карточек детей.Данные анамнеза нами сгруппированы на категории: 1) течение беременности; 2) роды; 3) раннее физическое развитие; 4) инфекционные, соматические заболевания до трех лет; 5) механические и психологические травмы; 6) диспансерный учет и лечение у невропатолога; 7) развитие мелкой и общей моторики.Данные анамнеза детей контрольной группы распределились следующим образом:1)течение беременности: отмечались легкие токсикозы 1 половины беременности в 30 % случаев, токсикозы второй половины беременности 10% случаев, токсикозы второй и первой половины беременности 1%.2) роды: затяжные или стремительные роды отмечались в 12% случаев, роды с применением щипцов и наложением вакуума не отмечались, обвитие ребенка пуповиной (асфиксия)встречалось в 3 % случаев, кесарево сечение не отмечалось.3) раннее физическое развитие детей контрольной группы протекало без особенностей, развитие соответствует норме.4) инфекционные, соматические заболевания до трех лет: среди инфекционных заболеваний чаще всего отмечались Грипп и ОРВИ, в не осложненной форме этими заболеваниями переболели 81 % детей основной группы; другие инфекционные заболевания и длительные соматические заболевания родителями не отмечались.5) механические и психологические травмы: механические травмы головы (падение с дерева, удар баскетбольным мячом и т.д.) встречались в 6 % случаев; психологические травмы (смерть матери, отца, испуг) отмечались в 2 %.6) на диспансерном учете и лечении у невропатолога находятся два ребенка, что составляет 1% от общего числа детей основной группы.7) развитие мелкой и общей моторики соответствует возрасту, без особенностей.Характеристика данных анамнеза детей экспериментальной группы:1) течение беременности: отмечались токсикозы 1 половины беременности в 40 % случаев, токсикозы второй половины беременности 30% случаев, токсикозы второй и первой половины беременности 30%. 2) роды: затяжные или стремительные роды отмечались в 32% случаев, роды с применением щипцов и наложением вакуума в 21%, обвитие ребенка пуповиной (асфиксия) встречалось в 23 % случаев, кесарево сечение отмечалось в 4 % случаев.3) раннее физическое развитие детей сравнительной группы протекало с некоторыми особенностями: в 35 % случаев наблюдалась незначительная задержка в раннем физическом развитии, дети позже стали держать головку, сидеть, ползать, ходить. 4) инфекционные, соматические заболевания до трех лет: инфекционными заболеваниями (Грипп и ОРВИ) в не осложненной форме переболели 91 % детей основной группы; Гриппом в тяжелой форме, давшей осложнения переболели 21% детей; хронические соматические заболевания отмечались у 14 % детей.5) механические и психологические травмы: механические травмы головы, ушибы, падения ребенка отмечались родителями в 14 % случаев; психологические травмы отмечались в 2 %.6) на диспансерном учете и лечении у невропатолога находится 131 ребенок, что составляет 86 % от общего числа детей экспериментальной группы.7) у всех детей нарушено развитие мелкой моторики; наблюдаются нарушения общей моторики в виде затруднений скоординированности движений в игре, на музыкальных и физкультурных занятиях.Анамнестические данные на достоверном уровне подтвердили, что все дети основной экспериментальной группы (с нарушениями речи различной этиологии), перенесли осложненную патологию во время родов с умеренной и выраженной степенью асфиксии (р<0,01). В то же время у детей из контрольной группы были обнаружены признаки патологии во время родов, лишь с легкой степенью асфиксии (р<0,05).

У 50% детей из основной группы возраст матери при родах превышал 30 лет, что сопровождалось патологией беременности: гриппозные, аденовирусные, инфекционные и др. заболевания, угрозы срыва беременности; алкоголизация или алкоголизм у родителей отмечался в 37% случаев; 70% детей перенесли легкие закрытые черепномозговые травмы, у 85% отмечался транзиторный энурез и проявления психомоторной расторможенности в первые 35 лет жизни. Таким образом, биологические факторы, характеризующие формирование конституциональнотипологических и психотипологических основы ребенка, указывают на признаки органической недостаточности мозга, достоверно встречаясь (р<0,01) среди обследованных экспериментальной группы.Дошкольники из контрольной группы отличались достоверно меньшей отягощенностью патологии беременности со стороны матери и практически не встречалась наследственная отягощенность алкоголизмом родителей (р<0,05). Анализ неблагоприятных микросоциальных факторов (неправильное воспитание; наличие деструктивной, неполной семьи) в сравниваемых группах подтвердил отсутствие достоверных различий (р<0,05). Таким образом, анализ неблагоприятных биологических и микросоциальных факторов внешней среды обитания указывал навысокий риск становления сочетанной конституциональнотипологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции у детей дошкольного возраста с нарушениями речи различной этиологии.Экспериментальнопсихологическое исследование дошкольников с помощью опросника А. Томаса и С. Чесс позволило получить следующие результаты. Дошкольники с аномальным речевым развитием, составляющие экспериментальную группу, были разделены нами на группы в зависимости от этиологии речевого расстройства: дети с дислалией, дизартрией, моторной алалией, заиканием. Статистические отличия между детьми с различными речевыми диагнозами и детьми контрольной группы приведены в таблицах №1, №2, №3, №4, №5.Таблица №1. Количественное распределение показателей характеристик темперамента у детей из контрольной и основной экспериментальной групп на примере речевого нарушения дислалия.

контрольнаягруппадислалияразностьпоказателейактивность35,3135,810,5ритмичность36,0434,051,99адаптивность35,5536,330,78приближение34,9833,871,11интенсивность29,72290,72порог чувствительности25,4729,363,89настроение34,0533,840,21внимание,34,7322,7настойчивостьотвлекаемость35,6736,060,39

Дети контрольной группы и дети основной группы с речевым нарушением дислалия(табл. 1) имеют значимые статистические отличия по следующим характеристикам темперамента: ритмичность, порог чувствительности, вниманиенастойчивость в пользу испытуемых первой группы. Данные свидетельствуют о том, что у детей с дислалией ослаблена саморегуляция и самоконтроль своего поведения; физиологические процессы имеют меньшую ритмичность, порог чувствительности к раздражителям умеренной силы снижается на 4 единицы, испытуемые демонстрируют высокую готовность к реагированию и высокую реактивность. Уних же характеристика темперамента по фактору вниманиенастойчивость снижается на 2,7 единицы, свидетельствуя о неспособности к длительной фиксации своего внимания в рамках одной деятельности, что автоматически снижает способность к концентрации внимания и лишает их целенаправленной настойчивости при достижении цели. Следовательно, проявления дислалии, основывающиеся на конституциональнотипологической недостаточности ВНД, детерминируют недостаточность конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации, что провоцирует негативный психотипологический дрейф в конституциональноконтинуальном пространстве из диапазона психологической нормы ‬акцентуации в сторону диапазона ПАЛ.Таблица №2. Количественное распределение показателей характеристик темперамента у детей из контрольной и основной экспериментальной групп на примере речевого нарушения дизартрия.

контрольнаягруппадизартрияразностьпоказателейактивность35,3134,760,55ритмичность36,0431,084,96адаптивность35,5533,282,27приближение34,9830,044,94интенсивность29,7229,640,08порог чувствительности25,4728,162,69настроение34,0535,921,87внимание,настойчивость34,7295,7отвлекаемость35,6735,920,25Дети контрольной группы и дети с речевым нарушением дизартрия (табл. 2) обнаружили значимые статистические отличия по следующим характеристикам темперамента: ритмичность (4,96), адаптивность (2,27), приближение (4,94), порог чувствительности (2,69), вниманиенастойчивость (5,7), подтверждая тот факт, что дети с речевым нарушением дизартрия имеют меньшую степень саморегуляции поведения и худшие проявления ритмичности основных физиологических систем (сонбодрствование, принятие пищи ‬дефикация и т.д.). У детей с признаками дизартрии снижаются адаптационные способности, когда им требуется большее количество времени, чтобы приспособиться к новым условиям деятельности; в ответ на новый раздражитель повышается количество отрицательных реакций (ухода, страха и т.д.), что указывает на повышение тревожности как психотипологической особенности. Порог чувствительности к раздражителям умеренной силы снижается и испытуемые демонстрируют высокую готовность к аномальному реагированию. Наряду с высокой готовностью к аномальным психологическим реакциям на незначительные раздражители, у испытуемых с дизартрией снижается способность к концентрации и устойчивости внимания, отражая превалирование психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации.

Дети контрольной группы и испытуемые с моторной алалией (табл. 3) подтверждают в процессе эксперимента значимые статистические отличия по всем девяти характеристикам темперамента. Активность испытуемых увеличена на 2,81 единицы, т.е. в поведении ребенка преобладает моторный компонент, обеспечивая высокую и слабо контролируемую подвижность во время свободной деятельности (прием пищи, игры, занятия). Ритмичность функциональной активности основных физиологических систем снижается на 4,82 единицы, поведение ребенка в большинстве случаев приобретает непредсказуемый характер, отличаясь выраженной аритмичностью основных физиологических процессов.Таблица №3. Количественное распределение показателей характеристик темперамента у детей из контрольной и основной экспериментальной групп на примере речевого нарушения моторная алалия.

основнаягруппамоторная алалияразностьпоказателейактивность35,3138,122,81ритмичность36,0431,224,82адаптивность35,5530,94,65приближение34,9829,15,88интенсивность29,72263,72порог чувствительности25,47282,53настроение34,0531,92,15внимание,настойчивость34,727,786,92отвлекаемость35,6729,56,17Снижение показателя адаптивности на 4,65 единиц подтверждает заметное ухудшение приспособления к новой ситуации, подчеркивая слабость конституциональных адаптационных механизмов, что препятствует полноценной адаптации в окружающей среде. У испытуемых преобладают отрицательные реакции ухода, избегания, страха на новые стимулы, что подтверждается снижением показателей по черте приближение на 5,88 единиц. Интенсивность реакций независимо от их положительного или отрицательного знака, от их вида и направленности снижается на 3,72 единицы. В тоже время наблюдается снижение порога чувствительности на раздражители умеренной силы на 2,53 единицы, отражая усиление дезадаптационных механизмов. Анализируя качество настроения, отмечаем его снижение на 2,15 единиц, что указывает на преобладание субдепрессивного и дисфорического настроения: плач, крик, выражение недовольства и злости. Детям данной группы трудно сконцентрировать внимание в рамках одного вида деятельности, они быстро отвлекаются, не могут усидеть на месте, постоянно находятся в движении, незначительный внешний раздражитель вызывает бурную ответную реакцию, что подтверждается снижением показателей внимания на 6,92 единиц. При необходимости перехода к другому виду деятельности, сигналом которому служит воздействие дополнительного раздражителя (например, свет), дети с моторной алалией демонстрируют ригидность поведения, что подчеркивает слабость конституциональных психологических механизмов компенсации. Таблица №4. Количественное распределение показателей характеристик темперамента у детей из контрольной и основной экспериментальной групп на примере речевого нарушения заикание.

основнаягруппазаиканиеразностьпоказателейактивность35,3141,546,23ритмичность36,0430,95,14адаптивность35,5531,334,22приближение34,98313,98интенсивность29,72290,72порог чувствительности25,4728,93,43настроение34,0535,51,45внимание,настойчивость34,728,76отвлекаемость35,67393,33Сравнительный экспериментальнопсихологический анализ подтвердил (табл. 4) значимые отличия по следующим характеристикам темперамента: активность, ритмичность, адаптивность, приближение, порог чувствительности, внимание, отвлекаемость. Активность детей с заиканием возрастает на 6,23 единицы, этот показатель самый высокий среди испытуемых. У детей с заиканием ярче, чем в контрольной группе и сравниваемых подгруппах основной группы, проявляется аномальный моторный компонент в поведении. Ритмичность основных физиологических процессов снижается на 5,14 единиц; адаптивность ‬на 4,22 единицы, что указывает на необходимость более длительного отрезка времени для приспособления к новым условиям. В ответ на новый раздражитель преобладают реакции ухода и страха, о чемсвидетельствует снижение показателя приближения на 3,98 единицы. Показатели внимания, настойчивости снижаются на 6 единиц, что подтверждает слабую способность к концентрации внимания на одном предмете или деятельности. В тоже время увеличение показателя отвлекаемости на 3,33 единицы подтверждает высокую отвлекаемость при воздействии обычных раздражителей. Следовательно, дети данной подгруппы отличаются неустойчивостью индивидуального барьера психической и психологической адаптации и невысокой толерантностью даже к банальным внешним раздражителям, что подтверждает ослабленность конституциональных механизмов защиты. Таблица №5. Значимые статистические отличия экспериментальной группы, разделенной на подгруппы по этиологии речевого расстройства от контрольной группы.

дислалиядизартриямоторная алалиязаиканиеактивность

2,816,23ритмичность1,94,964,825,14адаптивность

2,274,654,22приближение

4,945,883,98интенсивность

3,72

порог чувствительности3,892,692,533,43настроение

2,15

внимание,настойчивость2,75,76,926отвлекаемость

6,173,33

Далее мы представляем результаты сравнительного анализа изменения показателей дезадаптивностипо значимым характеристикам темперамента в зависимости от степени выраженности органической недостаточности мозга, определяющей конституциональнотипологическую недостаточность ВНД и психотипологическую предиспозицию испытуемых (табл. 5). В результате нашего исследования нам удалось выявить следующую зависимость проявления характеристик темперамента в поведении детей контрольной и экспериментальной групп.

Дети с функциональным нарушением речи дислалией, которые имеют незначительные отягощения в анамнезе:легкие токсикозы первой или второй половины беременности, соматические заболевание в первые три года жизни, отличаются по статистическим данным проявления трех характеристик темперамента: ритмичности, порога чувствительности, внимания.

Дети с органическими нарушениями речи: дизартрией, алалией, заиканием показывают наиболее высокие статистические отличия проявления характеристик темперамента в поведении. Дети с органическим нарушением речи дизартрией, имеющие в анамнезе асфиксии, родовые травмы, инфекционные заболевания, черепномозговые травмы, нарушения артикуляционной, мелкой и общей моторики, неврологическую микросимптоматику (сглаженность носогубных складок и т.д.), показывают отличия проявления пяти характеристик темперамента в поведении: снижение ритмичности, понижение порога чувствительности к раздражителям умеренной силы, снижение концентрации внимания, снижение адаптивности, повышение числа отрицательных реакций при появлении нового раздражителя. Дети с органическим речевым нарушением моторная алалия, в анамнезе которых наблюдаются тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, асфиксии, травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг, нарушения общей, мелкой, артикуляторной моторики показывают по результатам нашего исследования значимые статистические отличия в проявлении всех характеристик темперамента. Дети с органическим нарушением речи заиканием в анамнезе имеют внутриутробные и родовые травмы, асфиксии, постнатальные инфекционные и травматические нарушения, в поведении отличаются от детей контрольной группы по семи характеристикам темперамента: отвлекаемости, ритмичности, уязвимости, вниманию, адаптивности, приближению, активности. Таким образом, степень функциональной утраты находится в прямо пропорциональной зависимости от степени выраженности экзогенноорганического поражения мозга, проявляющегося сочетанной конституциональнотипологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией испытуемых:

у детей, имеющих в анамнезе незначительные вредности (легкие токсикозы во время беременности матери, частые соматические заболевания в первые три года жизни), обнаруживаются существенные отличия от детей диапазона психологической нормы ‬акцентуации по трем характеристикам темперамента: ритмичности, порогу чувствительности, незначительным снижением внимания;

дошкольники, у которых в анамнезе присутствуют родовые травмы, асфиксия, инфекционные заболевания, черепномозговые травмы, неврологическая вялотекущая микросимптоматика, характеризуются формированием конституциональнотипологической недостаточности ВНД органического происхождения с нарушением речевого развития. Эта подгруппа отличается от детей диапазона нормы по пяти и более показателям темперамента: ритмичности, снижению порога чувствительности к раздражителям умеренной силы, снижению внимания и адаптивности, повышению числа отрицательных реакций при появлении нового раздражителя, затрудненной контактности с окружающими, психологической уязвимости, что свидетельствует о выраженной психотипологической предиспозиции испытуемых.Проведенные экспериментально психологические исследования показали различную степень выраженности аномальной личностной изменчивости у детей дошкольного возраста, обусловленной конституциональнотипологической недостаточностью. Конституциональнотипологическая недостаточность высшей нервной деятельности и/или личности способствует формированию совокупности психотипологических признаков, свойственных диапазону пограничной аномальной личности органического происхождения в структуре конституционально типологического континуума.Возможно, что у человека генетически заложен ограниченный набор врожденных поведенческих реакций. И только, благодаря развитию высшей нервной деятельности и постепенному включению в различные виды деятельности (игры, учебы, трудовой деятельности и т.д.) «…первоначально генетически заданная система индивидуально биологических свойств человека трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных, но уже не биологических, а психобиологических или формальных свойств индивидуального поведения. Ведь темперамент ‬это психобиологическая категория, охватывающая все богатство содержательных характеристик поведения человека» (В.М. Русалов, 1994).Применяемые в нашем исследовании опросники А. Томаса, С.Чесс и Айзенка, экспериментальные методики изучения темперамента, тревожности, наблюдение и анамнез позволили выделить представителей пограничной аномальной личности (ПАЛ) в дошкольном возрасте, имеющих совокупность признаков конституциональнотипологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности. В этом случае представители ПАЛ олицетворяют собой «патологически измененную почву», являющуюся основой формирующейся личностнойпредиспозиции и экзогенноорганической недостаточности мозга. Настоящее исследование убедительно подтверждает правомерность существования биопсихосоциальной модели человека, когда внешние неблагоприятные условия (экономические, политические, экологические) вступают в жесткое взаимодействие и взаимовлияние с внутренними психобиологическими факторами (конституциональными, генетическими).Под воздействием неблагоприятных внешних (социальных, экологических) факторов среды обитания наблюдается актуализация патобиологических механизмов, лежащих в основе пограничной аномальной личности экзогенноорганического происхождения, что приводит к появлению пограничных нервнопсихических расстройств, психосоматических, личностных и поведенческих расстройств, обусловливающих экзогенез непсихотических расстройств детского возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Черепкова Н.В. Психологическая диагностика и прогнозирование конституциональнотипологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте.//Автореферат дисс. канд. психол. наук. ‬Ставрополь: Издво СГУ, 2004. ‬ 22 с.2.Черепкова Н.В., Малашихина И.А. Специальная психологи. Психология детей с задержкой психического развития// Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 54. С. 1718.3.ЧерепковаН.В. Исследование конституциональнотипологической личностной изменчивости в отечественной и зарубежной психологии// Научные проблеы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С 183188.

N.V.CherepkovaPh.D.,assistant professorfor Special Educationand PsychologyFGAOUVPO"NorthCaucasian Federal University", Stavropol

Forecasting capabilities of constitutionallytypological failure in children in the preschool age

In article results of research of "defective biological soil» at preschool children which at early stages of development, cooperating with destructive social factors are presented, determines display constitutional psychological mechanisms of a decompensation and adaptation infringement. The basic external displays of individuallytypological insufficiency of the higher nervous activity and psychotypological insufficiency of the preschool child are infringements of speech function and a deviating stereotype of behavior.

Key words:constitutionaltypological failure, children of preschool age, speech disorders.