Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
Выпуск:
ART 53678
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Картуков
А.
Г.,
Картукова
С.
А. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3361–3365. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53678.htm.
Аннотация. В статье описаны основные проблемные вопросы духовно-
нравственного воспитания современной молодежи и пути их решения
Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, образовательный процесс
Текст статьи
КартуковаСветлана Александровна,заместитель директора по учебновоспитательной работе НОУ «Православная гимназия во имя свт. Василия Рязанского», г. Рязань
Картуков Александр Геннадьевич,кандидат технических наук, преподаватель кафедры автомобильной службы Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища (военного института),г. Рязаньkartalg@yandex.ru
Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения
Аннотация. В статье описаны основные проблемные вопросы духовнонравственного воспитания современной молодежи и пути их решения.Ключевые слова:духовнонравственное воспитание, образовательный процесс.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежина атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности[1]. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности воспитание духа.Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения –это направление,которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены(рисунок 1).
Рисунок 1 –Результаты воспитательного процесса некоторых Российских школ
Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат –природной потребностью организма, а предательство –деловой необходимостью[2].Образование –это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня –не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которойво многом будет зависеть будущее общества[3].Духовнонравственные проблемы воспитания молодежи весьма серьезные. И с этим нельзя не согласиться. И об этом нельзя не говорить. В этом наша миссия. Потому что мы не можем молчать, ибо в этом случае станем соучастниками полного обмирщения и развращения подрастающего поколения! Греческое слово «миссия» произошло от латинского «поручение». «Идите, говорит Господь апостолам, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». За века ничего не изменилось, и цель христиан осталась прежней исполнять данное им поручение[4].
Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».
Прежде всего, духовная личность –результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социальнопозитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро –от безобразного, подлинно художественное –от фальши и подделок, вечное –от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.Духовный человек –это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации[1].Духовный человек –это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий –сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.Духовный человек –это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения, это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Духовнонравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства[2].Приятно видеть и осознавать, что в нашей стране есть учреждения и организации, в которых духовнонравственному развитию молодежи уделяется достаточно много времени, сил и средств(рисунки2, 3).
Рисунок 2 –Первое сентября в Православной гимназии
Рисунок 3–Региональная общественная организация «Православные витязи»
Формирование личности учеников, студентов (курсантов) в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.Происходящие сегодня в стране политические и социальноэкономические изменения оказали серьезное влияние на всестороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в моральнопсихологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
значительное ослабление вобщеобразовательных школах работы по духовнонравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственноэтических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе –самоустранению большей части родителей от духовнонравственного воспитания юных граждан;
увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков (наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью; особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний);
введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс (в условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию);
формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России (признается ее большое влияние на духовнонравственное развитие человека);
выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социальнопедагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;
уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений (инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения);
идеи патриотизма, духовнонравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.Историкопедагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовнонравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности, для мальчиков, конечно же, в первую очередь как защитников своего Отечества, своих семей, родных и близких (рисунок 4).
Рисунок 4–Духовно нравственное воспитание будущих защитников родины
Формирование экологической культуры как элемента духовнонравственного воспитания связано с необходимостью защиты окружающей природы от угрозы ее уничтожения. Эта сравнительно новая проблема остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису изза неразумного отношения к природе и ее ресурсам. Ведущей идеей воспитания экологической культуры молодежи выступает забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям. Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное сексуальное (половое) поведение человека, определяемое как сексуальная культура, являющееся очень важным элементом общей культуры личности. В любом обществе половое просвещение, формирование сексуальной культуры подрастающего поколения выступает неотъемлемой частью нравственного воспитания.Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания. Основными показателями социализации индивида выступают:
знание традиционных устойчивых норм поведения;
представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
нормативная система этикета.Успехи на путиформирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.В то время как интерес населения к правовой информации возрастает, и растет престижность юридических специальностей, еще не удается преодолеть правовой нигилизм значительной части нашего общества. Сегодня важно поднять уровень правовой культуры. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовнонравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
ЛИТЕРАТУРА1 Картукова, С.А. Проблемы духовнонравственного воспитания молодежи [Текст] / С.А. Картукова, А.Г. Картуков // Материалы 5й Междунар. науч.практ. конф. Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества, г.Москва, 910 октября / Научн.информ. издат. центр Институт стратегических исследований. –Москва: Издво Спецкнига, 2012. –С. 200205. ISBN 9785918911990.2Заковряшина, Г.И. Актуальность духовнонравственного воспитания молодежи на современном этапе. [Текст] / Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики: материалы международной научнопрактической конференции, посвящённой 65летию образования ВГСХА. Том 2. –Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА Нива. 2009. –С. 1551603Суворина, В.Г. Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения. [Текст] / В.Г.Суворина. –Электронный ресурс: http://www. openclass.ru/node
[Датаобращения20.03.2013].4Новопашин, А. Духовнонравственные проблемы воспитания молодежи. [Текст] / А. Новопашин. –Электронный ресурс: http://ruskline.ru/ analitika /2011/01/17
[Датаобращения20.03.2013].
Kartukova Svetlana,deputy director on teaching and educational work of “Orthodox gymnasia into the name of clergyman Vasiliya Ryazanskogo”, Ryazan
KartukovAlexander, Candidate of Technical Sciences, lecturer at the chair of automobile service Ryazan high airborne command school (the military institute), Ryazan
Spiritualmoral educationgrowing generations
Abstract.In article is described main problemsolving questions spiritualmoral education modern youth and waystheir decision.Keywords:spiritualmoraleducation, educational processes
Картуков Александр Геннадьевич,кандидат технических наук, преподаватель кафедры автомобильной службы Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища (военного института),г. Рязаньkartalg@yandex.ru
Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения
Аннотация. В статье описаны основные проблемные вопросы духовнонравственного воспитания современной молодежи и пути их решения.Ключевые слова:духовнонравственное воспитание, образовательный процесс.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежина атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности[1]. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности воспитание духа.Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения –это направление,которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены(рисунок 1).
Рисунок 1 –Результаты воспитательного процесса некоторых Российских школ
Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат –природной потребностью организма, а предательство –деловой необходимостью[2].Образование –это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня –не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которойво многом будет зависеть будущее общества[3].Духовнонравственные проблемы воспитания молодежи весьма серьезные. И с этим нельзя не согласиться. И об этом нельзя не говорить. В этом наша миссия. Потому что мы не можем молчать, ибо в этом случае станем соучастниками полного обмирщения и развращения подрастающего поколения! Греческое слово «миссия» произошло от латинского «поручение». «Идите, говорит Господь апостолам, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». За века ничего не изменилось, и цель христиан осталась прежней исполнять данное им поручение[4].
Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».
Прежде всего, духовная личность –результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социальнопозитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро –от безобразного, подлинно художественное –от фальши и подделок, вечное –от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.Духовный человек –это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации[1].Духовный человек –это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий –сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.Духовный человек –это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения, это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Духовнонравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства[2].Приятно видеть и осознавать, что в нашей стране есть учреждения и организации, в которых духовнонравственному развитию молодежи уделяется достаточно много времени, сил и средств(рисунки2, 3).
Рисунок 2 –Первое сентября в Православной гимназии
Рисунок 3–Региональная общественная организация «Православные витязи»
Формирование личности учеников, студентов (курсантов) в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.Происходящие сегодня в стране политические и социальноэкономические изменения оказали серьезное влияние на всестороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в моральнопсихологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
значительное ослабление вобщеобразовательных школах работы по духовнонравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственноэтических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе –самоустранению большей части родителей от духовнонравственного воспитания юных граждан;
увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков (наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью; особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний);
введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс (в условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию);
формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России (признается ее большое влияние на духовнонравственное развитие человека);
выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социальнопедагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;
уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений (инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения);
идеи патриотизма, духовнонравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.Историкопедагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовнонравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности, для мальчиков, конечно же, в первую очередь как защитников своего Отечества, своих семей, родных и близких (рисунок 4).
Рисунок 4–Духовно нравственное воспитание будущих защитников родины
Формирование экологической культуры как элемента духовнонравственного воспитания связано с необходимостью защиты окружающей природы от угрозы ее уничтожения. Эта сравнительно новая проблема остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису изза неразумного отношения к природе и ее ресурсам. Ведущей идеей воспитания экологической культуры молодежи выступает забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям. Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное сексуальное (половое) поведение человека, определяемое как сексуальная культура, являющееся очень важным элементом общей культуры личности. В любом обществе половое просвещение, формирование сексуальной культуры подрастающего поколения выступает неотъемлемой частью нравственного воспитания.Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания. Основными показателями социализации индивида выступают:
знание традиционных устойчивых норм поведения;
представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
нормативная система этикета.Успехи на путиформирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.В то время как интерес населения к правовой информации возрастает, и растет престижность юридических специальностей, еще не удается преодолеть правовой нигилизм значительной части нашего общества. Сегодня важно поднять уровень правовой культуры. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовнонравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
ЛИТЕРАТУРА1 Картукова, С.А. Проблемы духовнонравственного воспитания молодежи [Текст] / С.А. Картукова, А.Г. Картуков // Материалы 5й Междунар. науч.практ. конф. Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества, г.Москва, 910 октября / Научн.информ. издат. центр Институт стратегических исследований. –Москва: Издво Спецкнига, 2012. –С. 200205. ISBN 9785918911990.2Заковряшина, Г.И. Актуальность духовнонравственного воспитания молодежи на современном этапе. [Текст] / Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики: материалы международной научнопрактической конференции, посвящённой 65летию образования ВГСХА. Том 2. –Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА Нива. 2009. –С. 1551603Суворина, В.Г. Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения. [Текст] / В.Г.Суворина. –Электронный ресурс: http://www. openclass.ru/node
[Датаобращения20.03.2013].4Новопашин, А. Духовнонравственные проблемы воспитания молодежи. [Текст] / А. Новопашин. –Электронный ресурс: http://ruskline.ru/ analitika /2011/01/17
[Датаобращения20.03.2013].
Kartukova Svetlana,deputy director on teaching and educational work of “Orthodox gymnasia into the name of clergyman Vasiliya Ryazanskogo”, Ryazan
KartukovAlexander, Candidate of Technical Sciences, lecturer at the chair of automobile service Ryazan high airborne command school (the military institute), Ryazan
Spiritualmoral educationgrowing generations
Abstract.In article is described main problemsolving questions spiritualmoral education modern youth and waystheir decision.Keywords:spiritualmoraleducation, educational processes