Самостоятельная работа как один из способов активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрова С. Н. Самостоятельная работа как один из способов активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 171–175. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54035.htm.
Аннотация. Самостоятельная работа стала неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированного на активизацию познавательной деятельности школьников. Сегодня передо мной стоит задача не просто вложить в головы ребят определенные знания, а научить их учиться.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петрова Светлана НиколаевнаМесто работы:муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4"Должность:учитель русского языка и литературыКвалификационная категория:высшаяГород:село Кулунда Алтайского края

Самостоятельная работа как один из способов активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Самостоятельная работа стала неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированногона активизацию познавательной деятельности школьников. Сегодня передо мной стоит задача не просто вложить в головы ребят определенные знания, а научить их учиться.

Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков, и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизньюСамостоятельная работа

это такое средство обучения, которое

в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низшихк высшим уровням мыслительной деятельности

вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной продуктивной деятельностью обучающегося.2.1 Уровни самостоятельной продуктивной деятельности учащихсяУсловно можно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:1.Копирующие действия учащихся по заданному образцу. На этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.2.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых заданий.3.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знанийдля выполнения заданий, выходящих за пределы известного образца. 4.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при выполнении заданий в совершенно новых ситуациях.Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Моя задача

довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности.

2.2 Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихсяОсновные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке сводятся к следующим: самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель;

самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одногоуровня на другой;

сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;

назначение самостоятельной работы

развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления;

содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца.

2.3 Формы организации самостоятельной работыПо форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.Общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работевыступает познавательная задача. Как и всякая форма учебно воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация закрепление знаний учащихся), развивающую( развитие познавательных сил учащихся их внимание, память, мышление, речь), воспитательную( воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизация и самоконтроль…)К числу стабильных и важных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая, как основная часть процесса обучения. Главная цель ее расширить и углубить знания, умения , полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные дарования и способности учащихся. Домашняя самостоятельная работа осуществляет определенные дидактические функции, наиболее важные следующие:закрепление знаний, умений, полученных на уроке;развитие самостоятельного мышления;формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений.Любая самостоятельная работа предлагает контрольный комплект, куда входят следующие виды контроля:контроль учителя;

самоконтроль;

взаимоконтроль.2.4 Типы и виды самостоятельной работы в системе урочных и внеурочных занятий В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивновариативные, эвристические и творческие работы.Каждый из четырех типов работ имеет свои дидактические цели.Воспроизводящиесамостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления.Самостоятельныеработы реконструктивновариативного типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.Эвристическиесамостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Формируется творческая личность. Постоянный поиск новых решений, обобщениеи

систематизацияполученных знаний. Перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатываются умения, навыки и потребность самообразования.Творческиесамостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников.В практике обучения каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ, используемых в системе урочных и внеурочных занятий.Перечислю наиболее распространенные и эффективные из них.1.Работа с книгой. Это работа с текстом и материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научнопопулярной литературой. конспектирование и реферирование прочитанного.

2.Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу, реконструктивные упражнения; составление различных заданий и вопросов ; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке ; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.3.Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты,сочинения.4.Подготовка докладов и рефератов.5.Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе…Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ можетбыть составлена для различных уровней самостоятельнойпродуктивной деятельности учащихся, т. е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ.



1.СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ КАК НАИБОЛЕЕ РАСПРАСТРАНЕННЫЙ ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫУпражнения являются наиболее распространенным видом самостоятельной работы.Их роль при осмыслении и закреплении знаний, развитии мышления учащихся исключительно велика. Особенно эффективна продуманная система упражнений, учитывающая индивидуальные возможности ученика, уровень самостоятельности, необходимый для их выполнения.По целевому назначению упражнения удобно разделить на три группы:1.Упражнения, составленные для изучения материала, приобретения умений и навыков. Из них выделяют подготовительные, предназначенные для выполнения действий по образцу, схеме.2.Упражнения, составленные для закрепления пройденного материала.3.Контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний. Четкий план организации действий при выполнении различных упражнений резко увеличивает их эффективность. Часто беспомощность ученика при выполнении упражнений является следствием его методических неумений, а не пробелами в знаниях. При подборе упражнений по каждой теме особое внимание обращается на всестороннее закрепление всех признаков понятия, четко выделяются навыки и умения, которые надо сформировать и закрепить с помощью системы различных упражнений. Исключить упражнения ©на всякий случайª значит заметно повысить эффективность урока.Необходимо постоянно следить за точностью выполнения задания, особенно на этапе подготовительных и пробных упражнений, поскольку могут быть закреплены ошибки учеников, их неверные навыки.







4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КНИГОЙВ наше время книга ‬основной источник знаний, важное средство человеческого общения.Вот некоторые дидактические условия организации работы с учебником на уроке:

работу с учебником следует тщательно планировать. Включатьее одним из видов самостоятельной деятельности школьников;

действиями учеников надо четко управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие упражнения после чтения параграфа выполнить;

работа с учебником не должна занимать весь урок Она разумно сочетается с другими видами учебной работы;

при чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца;

широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам,анализ рисунка;

следует целенаправленнее работать с теми вопросами,которые имеются в учебниках вконце параграфов.Особое значение на уроке имеет работа с различной справочной литературой.Самостоятельной работе принадлежит особая роль как при изучении нового материала, так и при повторении и обобщении изученного. Поэтомупри организациисамостоятельной работы стараюсьне допускать перегрузки учащихся, стремиться к разнообразию их учебной деятельности, учитывать потребность в различных формах общения, а также индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки, способности.Общие выводы о совершенствовании методов самостоятельной работы.1.Необходимо расширить применение методов самостоятельной работы в практике обучения.2.В процессе обучения необходимо использовать такие методы самостоятельной работы, которые требуют от учеников проявления элементов творчества, проблемные самостоятельные работы,задания по написанию стихов, сочинений на свободную тему…3.Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителей при выполнении заданий.4.Методысамостоятельной работы использовать в процессе выполнения отдельных упражнений и в процессе самостоятельного изучения целых параграфов спопутным выполнением упражнений, заданий,ответов на контрольные вопросы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.Активизациямыслительной ипознавательной деятельности учащихся одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяет ход мыслительных процессов и его результат, а,следовательно,продуктивность познавательной деятельности.Организация самостоятельной работы, руководство ею

это ответственная и сложная работа. Воспитание активностии самостоятельности необходимо рассматриватькак составную часть воспитания человека. Я хорошо понимаю, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной, прочностью, превращаются в убеждения. Самостоятельное осмысление материала способствует развитиютворческого начала в человеке, является показателемего интеллектуального роста.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Зепалова Т. С. Мещерякова Н. Я. Урок литературы.

М.,19832.Зольникова В. И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением.

М.,19783.Зотов Ю. Б. Организация современного урока. ‬М.,19844.

Камнева С. В. Самостоятельная работа на уроках русского языка.М. 19885.Купалова А. Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку. М.6.Маранцман В. Г. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе.

М..19777.Махмутов М. И. Современный урок.М., 1977 8.Потапова Е.Н. Радость познания.М. 19909.Фогельсон И.А. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках литературы.Киев..199010.Шаламов В. В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях. 11.Шукина Р.И. Формирование познавательной активности школьников.М.,1987