Проект в сфере формирования социальной стабильности «Гражданин мира»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Самохвалова Э. В. Проект в сфере формирования социальной стабильности «Гражданин мира» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 436–440. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54088.htm.
Аннотация. В статье предлагается замысел и эскиз проекта, направленного на формирование/развитие социальной стабильности – качества, способствующего не только успешной адаптации в современном мире культурного разнообразия, но и позитивно преобразовывать окружающую реальность
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Самохвалова Элина ВадимовнаФГБОУ ВПО Тюменский государственный нефтегазовый университет, общеобразовательный лицей, Тюмень

Проект в сфере формирования социальной стабильности«Гражданин мира»

Аннотация: в статье предлагается замысел и эскиз проекта, направленного на формирование/развитие социальной стабильности–качества, способствующего не только успешной адаптации в современном мире культурного разнообразия, но и позитивно преобразовывать окружающую реальность. Ключевые слова:социальная стабильность, межкультурный диалог, гражданская позиция.

«Гражданин мира шире формата государственных границ»Константин Кушнер

Современное общество задает новый контекст жизни и деятельности человека, происходитсмена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиляобщенияи взаимодействия людей. Иными становятся требования к развивающейся личности и, тем более, квыпускникам общеобразовательных учреждений. Сегодня эффективно действующим оказывается выпускник, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональномусамосовершенствованию, к постоянному обновлению своихличностныхресурсов. Общество заинтересовано в формировании социальной стабильностиличности, успешно социализирующейся, обладающей высоким уровнем социальнойстабильности, которая бы обеспечивала личностную комфортность, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.Между тем анализ социальной и учебновоспитательной практики показывает, что очень часто выпускники ОУ недостаточно готовы к реализации требований, предъявляемых обществом, не готовы к роли гражданина с высокой культурой (национальной, политической, правовой, нравственной и экологической). Проблема разрешается в раскрытии противоречия между требованиями общества к выпускнику ОУ как субъекту деятельности и общения и отсутствием у него необходимого социального опыта для эффективного приспособления к динамично изменяющимся условиям среды и эффективной социальной преобразующей деятельности. В данном контексте формирование социальной стабильности будущих выпускников приобретает одно из приоритетных направлений функционирования современной системы образования.Цель исследовательская (теоретическая) поиск и обоснование направлений и социальнопсихологопедагогических условий формирования социальной стабильности обучающихся Общеобразовательного лицея ТюмГНГУ.Цели практические:

социокультурное развитие обучающихся и их интеграция в гражданское общество;

пропаганда культурных ценностей, толерантности и патриотизма;

развитие системы лицейского самоуправления, создание условий для организации лицейского досуга, развитие творческих клубов, клубов по интересам;Задачи проекта1)провести анализ понятия «социальная состоятельность», выявить сущность, структуру и функции для теоретического обоснования проекта;2)определить направления преобразования образовательного пространства для планирования предстоящей деятельности;3)составить программу формирования социальной стабильности, позволяющую интегрально достичь поставленную цель;4)привлечь к организации мероприятий проекта лицеистов, способствовать развитию новых форм самоорганизации обучающихся на основе созданных в лицее объединений и творческих союзов;5)способствовать сохранению и возрождению нравственных и культурных традиций, воспитанию патриотизма и толерантности.Из теоретических основанийхотелось бы отметить следующее: Гражданин мира–это многозначный и уже устоявшийся термин, которым принято называть человека –космополита, человека космоса, ценящего вселенское единение, целосность мира. Гражданин мира–это 1.человексвободный, независимый от местечковых амбиций и влияния, уважающий любые традиции народов;2.человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивиду, а не территориальной или партийной принадлежности; 3.человек, не признающий какихлибопривилегий по расовому, политическому, национальному и/или иным признакам; 4.человек, который не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожу (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям; 5.человек, отметающийявноустаревшие традиции, принимающийи распространяющийновое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным; 6.человек, интересующийсясвоим родовым происхождением в связи с историческим развитием всего человечества, а не отдельных территориальных пристрастий; 7.человек, приверженыйк лучшим многонациональным ценностям мировой культуры.Становление гражданином мира возможно с помощью нескольких путей: 1.Изменить жизнь общества к лучшему. Здесь речь идет о деятелях науки и искусства, политиках и общественных активистах, которые посредством своей деятельности преобразовываю реальность.2.«Потерять Родину». В такой ситуации оказываются люди, потерявшие гражданство при ликвидации государства (Родины).3.Обнаружить родовую многонациональность предков и гордитсясвоим происхождением.Целевая группа проекта:1)Обучающиеся лицея (10е и 11е классы) –непосредственно, за счет организации системы мероприятий.2)Обучающиеся пролицея (9е классы) –опосредованно, за счет включения в новую, социальную ситуациюРазвитие социальной стабильности осуществляется посредством пяти направлений:

1.Психологическое направлениепредполагает психологизацию образовательного пространства, повышение рефлексивности обучающихся и стабильности в психологических аспектах взаимодействия в обществе.2.Межкультурное направление–формирование глобального мышления обучающихся, способствующего свободному и целостному восприятию мира без предубеждений, подготовка к взаимодействию (межличностному и деловому) в поликультурном мире.3.Гражданскопатриотическое направление–формирование гражданской позиции обучающихся, актуализация ценностей таких семантических конструктов как «Любовь к родине и малой родине», «Интернационализм», «Традиции и обычаи», «Чувство собственного достоинства», «Свобода», «Ответственность» и т.д., 4.Организационное (микрополитическое) направление–привлечение обучающихся к организационной деятельности в рамках лицейского самоуправления, стимулирование создания новых позитивных форм лицейской активности.5.Творческое (культурное) направление–эстетическоеразвитие обучающихся, формирование представлений о чувстве прекрасного, о значении творчества в жизни человека и общества, подготовка к участию в творческих мероприятиях, гармонизация интеллектуальной сферы обучающихся.Этапность создания и организации проекта:1.Проблематизация1.1.Подготовка теоретической платформы;1.2.Анализ социальной ситуации.2.Целеполагание2.1.Постановка цели и формулирование задач;2.2.Создание образа желаемого результата;2.3.Когнитивный дизайн проекта. 3.Инструментализация3.1.Проектирование направлений преобразующей деятельности;3.2.Распределение сфер полномочий и ответственности среди проектной команды;3.3.Планирование и подготовка мероприятий в рамках проекта. 4.Сличение 4.1.Квинтэссенция результатов деятельности проекта;4.2.Отчет и написание рекомендаций, построение планов на будущее.Осуществление проекта предполагается на основании следующей методологической системы:1.Общефилософский уровеньПроект организуется в русле деятельного (формирующего) подхода к психологическому исследованию и социальной практике, где любой психический процесс предлагается рассматривать в системе конкретной теоретической или практической деятельности субъекта, где экспериментатор/организатор является не внешним наблюдателем, а соучастником процесса изменений или преобразований. 2.Предметный уровеньОрганизация проекта на данном уровне осуществляется с учетом положений гуманистического подхода в психологии, компетентностного и культурологического –в педагогике и проектного подхода в отношении социальной практики. И здесь, обучающийсявоспринимается как неоспоримая «ценность», чье развитие предполагается в смоделированных условиях, позволяющих адаптироваться и успешно функционировать в гражданском обществе культурных различий. 3.Инструментальный уровеньДанный уровень предполагает описание конкретных методов и методик, позволяющих воплотить смоделированный образ на практике. Так, проект предполагает методы активного социальнопсихологического обучения и взаимодействия, позволяющие максимально задействовать активность и включенность обучающихся.Ожидаемые результаты1)В исследовательском плане, операционализированный и обоснованный концепт, описывающий феномен социальной стабильности.2)Созданная система/программа развития социальной стабильностиприменительно к общеобразовательному лицею ТюмГНГУ.3)Повышение уровня социальной стабильностицелевой группы в сравнении до и после проекта.4)Появление и закрепление новых/ранее не использованных форм самоорганизации обучающихся. 5)Появление новых объединений и творческих союзов в лицее, созданных по запросу обучающихся или их силами. 6)Увеличение количества лицеистов в мероприятиях гражданской и патриотической направленности. 7)Увеличение количества лицеистов в мероприятиях межкультурной/международной направленности. 8)Увеличение количества лицеистов, принимающих участие в общественных, творческих и научных мероприятиях ТюмГНГУ.Эффективность реализации проекта1)Количество лицеистов, для которых произойдут существенные изменения в результате организации проекта –от 50 до 70% от общего количества обучающихся2)Количество учителей, чья квалификация будет повышена –от 5 до 73)Количество публикаций, связанных с реализацией проекта –5 публикаций за каждый учебный год4)Количество изданий, созданных в процессе реализации проекта –2.

Samohvalova Elina VadymivnaTyumen State Oil and Gas University, general education high school, Tyumen

The project is in the formation of social stability "Citizen of the World"

Abstract: The article proposes the concept and a sketch of the project aimed to improve / develop social stability quality, contributing not only to the successful adaptation to the modern world of cultural diversity, but also to positively transform the surrounding reality.

Keywords: social stability, intercultural dialogue, citizenship.