Изучение культурного и природного наследия человечества как инструмент духовно-нравственного воспитания младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Финагина О. В., Спирина Л. А. Изучение культурного и природного наследия человечества как инструмент духовно-нравственного воспитания младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 451–455. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54091.htm.
Аннотация. В статье акцентировано внимание на духовно-нравственное воспитание младших школьников, которое очень актуально в период преобладания материальных благ у детей и их родителей. Современная школа предлагает в рамках основной образовательной программы начального общего образования изучение основ религиозных культур и светской этики. В данной статье представлен инновационный проект духовно-нравственного воспитания школьников через изучение культурного и природного наследия человечества
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Спирина Людмила Анатольевнаруководитель Службы здоровья, учитель начальный классов ГБОУ Гимназия № 67 Петроградского района, СанктПетербургoceanweb@mail.ru

Финагина Ольга Валерьевнаучитель информатики ГБОУ школа №300 Центрального района, СанктПетербургolechkaru@yandex.ruИзучение культурного и природного наследиячеловечества как инструмент духовнонравственного воспитания младших школьников

Аннотация: В статье акцентировано внимание на духовнонравственное воспитание младших школьников, которое очень актуально в период преобладания материальных благ у детей и их родителей. Современная школа предлагает в рамках основной образовательной программы начального общего образования изучение основ религиозных культур и светской этики. В данной статье представлен инновационный проектдуховнонравственного воспитания школьниковчерез изучение культурного и природного наследия человечества.

Ключевые слова: наследие, культурное наследие, природное наследие, наследие человечества, духовность, нравственность

Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся является одним из компонентов социального заказа для образования, и его концепция отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС).

В чём же заключается духовнонравственное воспитание школьников?«Духовность, на наш взгляд, –качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых –чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии»[1].

Нравственность–внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами[2].По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности.Анализируя публикации периодической печати, специальную литературу по духовнонравственному воспитанию за последние несколько лет, можно сделать вывод, что укрепляется мнение за религиозное воспитание, которое послужитосновой целостного воспитания личности.Существуют оппоненты данного взгляда, как среди педагогов, так и родителей, которые полагают, чтодуховнонравственное воспитание должно быть только светским.Но все полагают, что в основе нравственного воспитания лежит система ценностей.Разработчики концепциидуховнонравственного воспитания российских школьников полагают, что «духовнонравственное воспитание гражданина России —это начало и результат, смысли основной ресурс социального и экономического прогресса общества» [3]. Особое внимание уделяется духовнонравственному воспитанию через формированиеценностей, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: «Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей…» [4]«Ценности —это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению» [5].

В основе духовнонравственного воспитания лежит формирование личности человека на основе нравственных и национальных ценностей. Ценности личности формируются в семье, но не менее важна и роль школы. Поэтому деятельность педагога должна быть направлена не только на интеллектуальное развитие школьника, но и на его духовную и культурную жизнь. Обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Любовь к родномукраю, его истории –основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».Не случайно нами упомянуты именно эти слова, так в основе нашей деятельности направленной на развитие духовнонравственных ценностей у младших школьников лежит реализация образовательного проекта «Всемирное наследие России». И наиболее важным аспектом в реализации проекта является изучение культурного и природного наследия родного края.Важность изучения культуры родного края отмечают разработчики концепции духовнонравственного воспитания российских школьников: «Более высокая ступень духовнонравственного развития россиянина —принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить… Нельзястать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде»[5] Воспитание духовности и нравственности у младших школьников через изучение культурного наследия родного края является прогрессивным инструментом для педагога. Культурное наследие —часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое [6].Культурное наследие влияет на воспитание человечества из поколения к поколению. Трактовок понятия «наследие» множество. Общепринятое понятие дано в Конвенции ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия (от 16 ноября 1972), в которой дана классификация культурного наследия по трём категориям.ВнастоящейКонвенциипод "культурнымнаследием" понимаются:памятники: произведенияархитектуры, монументальнойскульптурыиживописи, элементыилиструктурыархеологическогохарактера, надписи, пещерыигруппы элементов, которыеимеютвыдающуюсяуниверсальнуюценностьсточкизрения истории, искусстваилинауки; ансамбли: группыизолированныхилиобъединенныхстроений, архитектура, единствоилисвязьспейзажемкоторыхпредставляютвыдающуюсяуниверсальнуюценностьсточкизренияистории,искусстваилинауки;достопримечательныеместа: произведениячеловекаилисовместныетворениячеловекаиприроды, атакжезоны, включаяархеологическиедостопримечательныеместа, представляющиевыдающуюсяуниверсальнуюценностьсточкизренияистории, эстетики, этнологииилиантропологии[7].

В настоящей Конвенции под "природным наследием" понимаются:природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиямиили группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальнуюценность с точки зрения эстетики или науки;геологическиеифизиографическиеобразованияистрогоограниченныезоны,представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений,имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки илисохранения;природные достопримечательные места или строго ограниченные природныезоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки,сохранения или природной красоты [7].Изучение учащимися культурного и природного наследия способствует формированию нравственных ценностей:

патриотизма (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

гражданской позиции (долг перед Отечеством, старшим поколением, семьёй, толерантное отношение к другим культурам)

социальной солидарности (свобода, доверие, честь, милосердие);

трудолюбия(творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, уважение труда других людей, бережливость);

бережного отношения к окружающей природе, заповедникам, в целом к планете Земля;

стремления к познанию мира и пониманию картины мира;

эстетического и этического развития.В основе нашего проекта направленного на формирование духовнонравственного воспитания школьников, лежит Всемирное наследие человечества. Всемирное наследие (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, исп. Patrimonio Mundial) —природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости [8].

Название проекта «Всемирное наследие России».Проект реализуется в течение 2 лет.Возрастная категория: 911 лет (34 классы). Проект реализуется по нескольким направлениям:Урочная деятельность: духовнонравственное воспитание в рамках учебныхпредметов«Окружающий мир»и «Основы религиозных культур и светской этики».Внеурочное деятельность: внеурочные мероприятия (кружок, праздники, беседы, викторины, выставки, презентации и др.)Внешкольная деятельность:мероприятия вне школы (экскурсии, выезды к памятникам культуры, посещение парков и лесопарков, благотворительные, экологические и социальные акции).Семейное воспитание: выполнение совместно с родителями проектов, совместный поиск информации, совместное участие в акциях и др.В 3 классе (первый год реализации проекта), на этапе знакомства в курсе окружающего мира с Всемирным наследием, запускается данный проект,и изучаются объекты родного края. В 4 классе (второй год реализации проекта), на этапе изучения в курсе окружающего мира истории России, изучаются объекты культурного наследия России. Деятельность младших школьников в рамках проекта «Всемирное наследие России» позволяет придать этому процессу целенаправленный и организованный характер.По мнению разработчиков проекта «Всемирное наследие России», наиболее эффективным источником формирования представлений учащихся о социально значимых ценностях является культурное наследие СанктПетербурга. Исторический центр СанктПетербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список 25 объектов (на 2012 год) Всемирного наследия Юнеско в России. Полагаем, что очень важно обратить внимание школьников на то, что места, которые окружают их в повседневной жизни, являются объектами культурного наследия всего человечества. Знакомство и изучение культурного и природного наследия СанктПетербурга и связанных с ним комплексов памятниковявляется традиционным и осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности. В первый год реализации проекта учащиеся знакомятся с объектами Всемирного наследия своего края (СанктПетербурга). Культурное наследие СанктПетербурга и Ленинградской области считается исключительным, особенным, поэтому данное наследие принято не толькосохранять, но и популяризовать их особую культурную и историческую значимость.

Изучение природных объектов наследия человечества, в том числе на территории родного края, также очень важны при формированиинравственных ценностей учащихся. Учащиеся изучают центр СанктПетербурга, дворцовопарковые ансамбли (Петергоф, Павловск, Ораниенбаум, Гатчина, Царское село, Стрельна, Знаменка, Сергиевка, Михайловка), форты Кронштадта, Доммузей И. Репина «Пенаты», Линдуловскую и Осиновую рощу, Зелёный пояс Славы сДорогой жизнии др. Несмотря на то, что объекты имеют исключительное значение, многие из объектовкультурного и природного наследия находятся в плачевном состоянии, и их разрушение продолжается. В независимой газете «Новая Бурятия» отмечается, что озеро Байкал вошло в список «Всемирное наследие под угрозой», так как продолжает свою работу целлюлознобумажный комбинат, сбрасывающий ядовитые стоки в озеро. [9] И это не единственный объект Всемирного наследия России, который находится под угрозой. В связи с этим актуально обратить внимание учащихся на проблему разрушения объектов наследия. Учащиеся в рамках проекта знакомятся с интернетресурсами, выполняют в программе MicrosorfWordплакаты по темам«Берегите природное наследие человечества!» и «Берегите культурное наследие человечества!».

Так же учащиеся осваивают поиск необходимой информации в электронных библиотеках и энциклопедиях, ищут информацию об объектах Всемирного наследия на электронном ресурсе «Свободная электронная википедия». Учащиеся выбирают один из объектов наследия и готовят сообщения на бумажных или электронных носителях. В рамках реализации проекта младшие школьники знакомятся с навыками выполнения презентации в приложении MicrosoftPowerPoint. Для выполнения проектов предлагаются разные формы деятельности: проекты могут выполняться индивидуально, в паре или группе. При выполнении работ в паре или группе, кроме составления плана творческого проекта, ещё распределяются обязанностимежду учащимися. После выполнения проекта проходит его защита,и он размещается в свободный доступ на электронном ресурсе проекта: https://sites.google.com/site/vsemirnoenasledieunesko/.Также изученные объекты отмечаются на карте «Исторический центр СанктПетербурга и связанные с ним комплексы памятников» специальными флажкамис логотипом ЮНЕСКО. Когда карта заполняется флажками полностью, то подводятся итоги первого года участия в проекте. Учащиеся высказываются, что дало им участие в проекте. Поясняют, как изменилось их отношение к созданным природой и человеком творениям. Предлагают свои варианты деятельности по защите и спасению объектов культурного и природного наследия человечества от разрушения. Представляют объекты, о которых хотели бы в будущем рассказать своим детям.

Карта объектов «Историческийцентр СанктПетербурга и связанные с ним комплексыпамятников»[6]

После знакомстваучащихся с наследием родного края, очень важно перейти к знакомству объектов культурного и природного наследия, расположенных на территории нашей страны. Во второй год реализации проекта изучаются объекты Всемирного наследия, расположенные на всей территории России: Архитектурный ансамбль Кижского погоста, Московский Кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова», Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Церковь Вознесения в Коломенском, Архитектурный ансамбль ТроицеСергиевой лавры, Девственные леса Коми, Озеро Байкал, Вулканы Камчатки, Золотые Алтайские горы, Ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторический центр Ярославля, Ленские столбы и др. Для визуализации проведённой работы, как и в первый год обучения, все изученные объекты отмечаются на карте России. При изучении объектов наследия, учащиеся знакомятся с историей, особенностями культуры, героическими подвигами людей, гениальными творениями живописи, архитектуры, скульптуры.При изучении природных объектов (озеро Байкал, Линдуловская роща, вулканы Камчатки и др.) затрагиваются экологические проблемы и разбираются возможные пути их решения.В рамках проекта младшие школьники не только знакомятся с наследием человечества, но и выполняют творческие проекты, в которых показывают исключительность изучаемых ими культурных и природных памятников. Выполнение школьниками в рамках проекта индивидуальных или коллективных творческих работ, позволяет педагогу с помощью деятельностного подхода добиться наиболее высоких результатов. Деятельностный подход можно также использовать при посещении объектов культурного наследия, а также во времяуборкитерритории объектов природного наследия человечества (Акция «Чистые берега». Проект Ассоциированных школ ЮНЕСКО). Для младших школьников участников проекта очень важным является информационная поддержка, поэтому данный проект имеет свой собственный информационный ресурс в интернете, на котором предусматривается размещение основных источников информации.Очень важна эмоциональная поддержка школьников в любой деятельности. В качестве мотивациик изучению наследия человечества, а также поощрения учащихся и создании «ситуации успеха», работы учащихся размещаются на интернетресурсе, где с ними могут познакомиться учащиеся других классов и школ, педагоги, родители.

Скриншот информационного ресурса проекта «Всемирное наследие России»

Активное участие в проекте принимаю родители учащихся. Родительским активом организуются мероприятия в рамках проекта: экскурсии, выезды к памятникам культурного наследия, прогулки по паркам, относящимся к природному наследию человечества. Родители помогают учащимся выполнять проекты с применением приложений Microsoft. Совместные мероприятия педагогов и родителейпозволяют формировать ценности семьи, а также социально значимыеценности(патриотизм, гражданскую ответственность, социальную солидарность, трудолюбие и творчество, бережливость идр.); ценностикультуры своего народаи ценностимирового сообществав целом.На заключительном этапе проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности в проекте «Всемирное наследие в России». Учащиеся отмечают, как лично на них повлияло изучение объектов наследия человечества, расположенных на территории России. Предлагается продолжить дальнейшую деятельность в основной школе по изучению объектов Всемирного наследия всей планеты Земля.Богатое природное и культурное наследие исторического центра СанктПетербургаи связанных с ним комплексов памятников, а также наследия России в целом, является педагогическим инструментом духовнонравственного развития учащихся, источником формирования нравственных ценностей личности.

Ссылки на источники:1. Никитина Н.И. Духовнонравственное воспитание: сущность и проблемы./ Научнопросветительский педагогический журнал –интернетверсия «Педагогика Культуры». –URL: http://pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Nikinina_08_2.htm [Дата обращения 12.05.2013]2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка//Издательство «Азъ»1992г.3. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Духовнонравственное воспитание российских школьников// Образовательный портал. –URL: http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525[Дата обращения 15.05.2013]4. ФГОС: начальное общее образование. М. –Просвещение. 2009. –URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959[Дата обращения 15.05.2013]5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников. –URL: http://www.rkomitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn–[Дата обращения 15.05.2013]6. Культурное наследие. Свободная энциклопедия википедия. –URL: http://ru.wikipedia.org/–[Дата обращения 15.05.2013]7.Конвенция об Охране Всемирного Культурного и Природного Наследия 1972 г. –URL:http://portal.unesco.org/en/ev.phpURL_ID=13055&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html[Дата обращения 13.05.2013]8. Культурное наследие. Свободная энциклопедия википедия. –URL: http://ru.wikipedia.org/–[Дата обращения 15.05.2013]9. Байкал может стать уничтожаемым объектом всемирного наследия/ Независимая газета «Новая Бурятия». 24 апреля 2013.–URL: http://www.newbur.ru/news/12667– [Дата обращения 15.05.2013]

SpirinaLyudmilaAю

Health Department Head, Primary School teacherGimnazia 67, Petrogradsky District, SaintPetersburg, Russiaoceanweb@mail.ru

FinaginaOlgaV.School teacher of primary school 300 CentralregionSt.Petersburgolechkaru@yandex.ru

Culture and nature heritage research for the purposes of teaching primary school students religion and moral values

Annotation: The author marks out the vital importance of religious and moral education for primary school students at the time of material benefits domination. Modern school curriculum includes teaching the basics of religion, spirituality, ethics and morality. The following article introduces the innovative material for teaching primary school students religion and moral values by means of culture and nature heritage research.Key words: heritage, culture heritage, nature heritage, heritage of humanity, spirituality, morality.