Патриотическое воспитание на уроках русского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чугунова Р. Р. Патриотическое воспитание на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1 (январь). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14020.htm.
Аннотация. В статье говорится о патриотическом воспитании на уроках русского языка в начальных классах. Проведенный в качестве примера урок относится к разделу «Части слова. Корень» курса «Русский язык». По типу – это урок изучения нового материала по теме «Определение корня. Наблюдение над однокоренными словами». Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием информационно-коммуникативных технологий. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чугунова Римма Рестамовна,учитель начальных классов МБОУ средняя школа №3, г.Тольяттиchugrimma@yandex.ru

Патриотическое воспитание на уроках русского языка

Аннотация. В статье говорится о патриотическом воспитании на уроках русского языка в начальных классах. Проведенный в качестве примераурок относится к разделу «Части слова. Корень» курса «Русский язык».По типу ‬это урок изучения нового материала по теме «Определение корня. Наблюдение над однокоренными словами». Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием информационнокоммуникативных технологий. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Ключевые слова: корень слова, исследование, символы, Россия, конституция.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Первостепенной задачейсовременной системы образования является духовнонравственное развитие и воспитание учащихся. Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России через систему представлений ‬любовь к Родине, к своему народу, служение Отечеству. Результат образовательнойдеятельностиотражается в портрете выпускника начальной школы: способный организовать свою деятельность, умеющий добывать информацию; любознательный, активно познающий мир; любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение [1].

Уроки русского языкадают возможность создатьнеобходимые условия длявоспитания чувства любви к родному языку, осмысления нравственных ценностей. Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы. Так через содержаниеосновного учебного материала возможно передать опыт человечества, образцы духовности, гуманизма, творческого мышления [2].Приведем в качестве примера урок русского языка во 2омклассе по теме «Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова».

1.Решение дидактической задачи: подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель настраивает учащихся на продуктивную работу.Учащиеся записывают в тетрадях число и слова «Классная работа».‬Какое сегодня число? А какой государственный праздник приближается? Правильно. День Конституции,12 декабря. Что такое Конституция? Основной закон страны(показать Конституцию).Сегодня на уроке русского языкамы с вами будем говорить о нашей стране. Послушайте статью из Конституции: «Статья 68. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык».‬Значит, для чего нам нужен урок русского языка? Это язык нашей страны. И мы должны его знать. Правильно говорить и правильно писать.2.Моделирование урока.‬Сегодня у нас урок ‬исследование. Научиться исследовать ‬значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах(учащиеся получают маршрутные листы,на экране слайд с маршрутным листом). На каждом этапе урока отмечен квадрат. Его цвет зависит от вашего настроя. Красный ‬отлично, сомневаюсь ‬желтый, не получается ‬синий.

3.Выявление настроя учащихся(отмечаем на маршрутных листах).‬Есть у когонибудь синий квадрат, а желтый? Отлично, я рада,что у васхороший настрой на урок. Думаю, у вас все получится.4.Актуализация опорных знаний и умений.Минутка чистописания(этот этапнужендлятого, чтобыне только учиться красиво писать, а еще и повторить то, что знаем и исследовать новое).‬Вамданы слова. Прочитайте их.Кто такие россияне? ‬Жители России. ‬Какое слово может быть лишним? ‬Российский. ‬Почему? ‬Словопризнак. Отвечает на вопрос какой?‬Что сложного может быть в написании этих слов?‬Безударная гласная «о», удвоенная согласная «сс».‬Какое соединение? Прописываем «о сс о сс» ‬что общего в этих словах? ‬Они однокоренные. Они похожи. ‬В жизни кто на кого похож? Ты вот на кого Даша похожа?На маму? Она тебе кто? ‬Родственница. ‬Вот и эти слова похожи, как родственники.Сегодня в центре нашего урока будут однокоренные слова. Тема урока «Определение корня. Наблюдение над однокоренными словами».А что такое корень слова?‬Слово «корень»многозначное:часть растения;часть зуба, волоса; часть слова. ‬Что общего в значении этого слова?‬Это важная, главная часть чеголибо. Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок(демонстрация звукового слайда).‬Будем говорить о корнеслова.‬Что вырастает из корня слова?‬Новые слова.‬Как они называются?‬Однокоренными.5.Задание для закрепления(фронтально).‬Авы умеете выращивать слова? Поиграем в садовника. Я назову корень, а вы слово вырастите:яблоко ‬яблочный, вишня ‬вишневый, груша ‬грушевый.Давайте попробуем разобраться, для чего нам нужно уметь подбирать однокоренные слова.Учитель организует беседу по слайду.

‬Какое задание нужно выполнить?‬Вставить пропущенную букву в слово. ‬Какую букву? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать это слово?Какое это слово?Как называются слова «трава»и «травка»?‬Они являются однокоренными.Сделайте вывод, для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова?Умение подбирать однокоренные слова помогает нам грамотно писать, например, безударную гласную в корне. Запишите в тетрадях грамотно это предложение.Оцениваем себя. Отмечаем на маршрутных листах. Второй квадратик. Естьу насте, кто отлично помнит,что мы раньше изучали? Молодцы.6.Актуализация новых знаний.Постановка проблемы и формулирование цели урока.‬Теперь, когда вы поняли, что уметь подбирать однокоренные слованеобходимо, скажите, что будем делать на уроке?‬Наблюдать за однокоренными словами, учиться их подбирать. ‬Но сначала нужно узнать все про корень слова.Итак, перед нами следующие проблемные вопросы:«Что такое корень слова?», «Как его находить?», «Как его выделять (значок)?», «Какова его роль в слове?», «Как пишутся корни?», «Для чего нужно находить корень?».Открытие.

На доске слова:береза,березонька, березовый.Какая часть являетсяобщей?Как называется эта часть?Графически будемвыделять корень особым значком ‬дугой.Учитель закрывает корень.‬Чтослучилось? Слово потеряло смысл. Потому корень ‬главная часть слова.Понаблюдали? На какие вопросы вы сейчас можете ответить?Почему именно слово «береза»? Как оно связано с Россией? Запишите эти слова. Выделите корень.(Можнодомой накануне задать исследовательскую работу со словом«береза»по следующему плану.Значение. Звукобуквенный состав. Состав слова. Побор однокоренных слов. Пословица,поговорка,загадка со словом «береза»).Наблюдение над словами.‬Посмотрите на слова, которые записаны на доске: вода, водный, водитель. Давайте вместе выделим корни в этих словах. Попробуем определить однокоренные они или нет? Почему?Вывод:у слов может быть одинаковый корень, но если они различаются по смыслу и значению ‬это не однокоренные слова.Создание алгоритма.‬Итак, какже находить корень?1 шаг. Подбериродственные (однокоренные)слова.2 шаг. Выдели общую частькорень.Продолжаем наблюдение. Мы будем упражняться в подборе однокоренных слов.7.Актуализация первичной проверки понимания.Работа в парах по алгоритму(листочки со словами по рядам): море, озеро, морской; лиса, лисонька, медведь; река, речка, Волга. ‬Выделитекорни в однокоренных словах.Какие словау вас остались? Почему?Как слова Волга, озеро и медведь могут быть связаны с темой России?Что интересного в звукобуквенном составе слова медведь? в написании слова Волга?Работа с текстом.

‬Запишем под диктовку предложения: «В нашей стране много старинных городов. Приятно гулять по красивым городским улицам».Как называют группу слов, связанных по смыслу? ‬Предложения. ‬А несколько предложений, связанных по смыслу ‬текст.Пригласить одного ученика к доске. ‬Найдите однокоренные слова. Выделите корень. Какие города России вы знаете? А какой наш главный город?Отмечаем в маршрутном листе.8.Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями.

‬Выберите каждый для себя одно задание, то, которое вам по силам, и выполните его. После выполнения проведите проверку. Исамооценивание. Кружком полным ‬если все верно, полупустым ‬если дветри ошибки, пустым ‬если более трех ошибок.Отметьте на маршрутном листе.Все три задания учащиеся могут проверить и по образцу. ‬Поднимите руки у кого полные кружки. Молодцы! Вы справились с заданием.9.Подведение итогов.‬Что нового вы узнали?Какие же слова называют однокоренными?Прочитаемситуацию: «Саше очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книге друга. Вот он и просит товарища:Дай мне, пожалуйста, книгу, я спишу стихотворение.Сережа отвечает:Хорошо, ты только спеши!Саша говорит с удивлением:Хорошо, хорошо, спишу. Чудак! Я для того и беру, чтобы списать…».Почему два мальчика не поняли друг друга?А знаете, какой стих Саша хотел списать. Я думаю, вам оно тоже понравится(В.Степанов, «Что мыРодиной зовем»).

Ссылки на источники1.Багашев А. Духовнонравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. ‬2008. ‬№9. ‬С. 10‬13.2.Ахметжанова Г.В. Педагогическая функция ‬основа профессиональной педагогической деятельности//Наука ‬производству.‬2005.‬№8.‬С.42‬43.

Rimma Chugunova,primary school teacher, School №3, Tolyattichugrimma@yandex.ruPatriotic upbringing at the Russian language lessonsAbstract. The author gives the methodological program of patriotic upbringing at the lessons of the Russian language, which is made according to psychological and pedagogic features of pupils and is based on the Federal State Educational Standard.Keywords:root of a word, research, symbols, Russia, constitution.References:1‬2 ‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»