Психологические механизмы виктимности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоминых
Е.
С. Психологические механизмы виктимности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 5 (май). – С.
116–120. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14132.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сущность виктимности как интегративного свойства личности. Проводится анализ внутренних психологических механизмов, обусловливающих формирование виктимности: социально обусловленных свойств личности, отражающих содержательно-смысловые программы поведения и деятельности; деформированных конструктов Я-концепции.
Ключевые слова:
я-концепция, виктимность, психологический механизм, виктимология, социально обусловленные свойства личности
Текст статьи
Фоминых Екатерина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургfominyh.yekaterina@yandex.ru
Психологические механизмы виктимности
Аннотация.В статье рассматривается сущность виктимности как интегративного свойства личности. Проводится анализ внутренних психологических механизмов, обусловливающих формирование виктимности: социально обусловленных свойств личности, отражающих содержательносмысловые программы поведения и деятельности; деформированных конструктов Яконцепции.Ключевые слова: виктимология,виктимность,психологический механизм,социально обусловленные свойства личности,Яконцепция. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Современные динамические социальные изменения предъявляют высокие требования к личности, ее адаптационным и ресурсным способностям, жизненному потенциалу. Своеобразным психологическим отражением «несоответствия» человека требованиям сложных общественных реалий, индикатором трудностей/невозможности приспособления к сложившейся ситуации является феномен виктимности (от лат. victima–жертва). Стремительное распространение данной личностной тенденцииактуализирует необходимость изучения внутренних механизмов, определяющих повышенную уязвимость перед разного рода негативными внешними воздействиями. Цельнашего исследования заключается ванализе психологических механизмов, активизирующихвиктимность.
В настоящей работе представлено решение следующих задач:1)рассмотреть сущность виктимности как интегративного свойства личности, усиливающего вероятность превращения в жертву;2)раскрыть специфику внутренних /психологических детерминант виктимности.Объект исследования:виктимность личности.Предмет исследования: психологические механизмы виктимности.Интерес к проблемам виктимности возникает в 40х гг.ХХ в.в рамках криминологического направления, исследующего характер и поведениежертв преступлений. Однако чрезвычайное многообразие негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека со стороны природной, жилой, рабочей, социальной среды, а также кризисной внутренней среды самого человека способствовалорасширению классического объекта виктимологической науки. На современном этапе виктимология осуществляет комплексный анализ феномена жертвы у лиц, находящихся в кризисном состоянии и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях [1].Виктимность–системное и динамичное свойство личности, проявляющееся в форме ее социального, биологического, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в привычных формах поведения, не соответствующего нормам безопасности и обусловливающего потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой (Д.В.Ривман, 2002; Т.В.Варчук, 2009 и др.). В основе виктимности лежитсоциальнопсихологический механизм (А.В.Мудрик, 2007; Т.В.Варчук, К.В.Вишневецкий, 2009), основанный на взаимодействии внешних, социальных (комплекс социальных условий, обладающих виктимогенным потенциалом),и внутренних, психологических факторов (индивидуальные особенности, проявляющиеся на индивидном и личностном уровнях). Особый интерес представляет анализ психологических механизмов виктимности как совокупности внутренних детерминант, обусловливающих дисбаланс между негативными внешними воздействиями и способностью преодолевать различные риски, угрозы, опасности. О.О.Андронникова (2005),И.И.Мамайчук (2001), О.А.Клачкова (2008) и другиек внутренним детерминантам виктимности относят: вопервых, психодинамические базисные свойства личности, отражающие индивидный уровень ее функционирования, и, вовторых, программирующие свойства, формирующие содержательносмысловые программы поведенияи деятельности. В ряде исследований (И.И.Мамайчук, 2001; М.А.Одинцова, 2012; О.В.Холичева, 2009 и др.) ведущими признаются программирующие свойства личности, отражающиеся в поведении:1) социально обусловленные свойства личности –направленность, моральные свойства, установки, мотивы, проявляющиесяпрежде всегов отношении к людям, к себе, работе, вещам;
2) индивидуально приобретенный опыт –знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры; 3) специфика взаимодействия с окружающим макрои микросоциумом личности посредством реализации ее жизненного сценария. Типичное поведение людей в определенных ситуациях есть выражение их внутренней сущности, основанной на совокупности характерных мотивов, побуждений, стабильных, устойчивых отношений кявлениям действительности, другим людям, фактам, обстоятельствам жизненной обстановки. Системообразующим признаком в системе внутренней регуляции поведенияВ.А.Ядов (1975) считает диспозиционноустановочные явления –различные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий ситуации и его поведенческих готовностей, направляющих деятельность. Установки формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Коммуникативные установки переживаются как личное отношениек чемулибо, как личностный смыслданного объекта (явления)и обеспечивают готовностьстроить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров (А.Н.Ивашов, Е.В.Заика, 1991). В транзактном анализе (Э.Берн, 1992) установка (позиция в общении) характеризуется ведущим эгосостоянием –совокупностью связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, то есть проявлением личности в данный момент:Р –эгосостояние Родителя, скопированное сродителей или родительских фигур;В –эгосостояние Взрослого как прямая реакция на «здесь и теперь»;Д –эгосостояние Ребенка (Дитя), присущее детскому возрасту.Наряду с эгосостояниями важной для понимания виктимности является концепция сценария жизни: сценарий –это план жизни; сценарий ведет к расплате (финалу); человек сам принимает решение о сценарии;сценарий подкрепляется родителями; сценарий лежит вне пределов осознания; люди искажают реальность с целью «оправдания» сценария [2]. Жизненный сценарий –это своеобразный результат социализации и адаптации личности, стратегия приспособления к окружающей социальной среде на основе специфики восприятия себя и своих социальных связей (А.А.Реан, 2006), деформирование которых определяет жертвенную позицию личности с реализацией соответствующей программы поведения. В зарубежной и отечественной психологии самореализация личности в процессе жизненного пути представлена в виде авторских типологий (см. табл. 1).Анализ представленных типологий позволяет заключить, что независимо от исходных теоретических позиций авторов в части жизненных позиций/отношений к жизни/вариантов жизни заложен высокий виктимогенный потенциал: «Я –не ОК, ты–ОК», «Я –ОК, ты –не ОК»; жизнь как преодоление, как борьба и признание необходимости переустройства жизни; жизнь как предисловие, как сон и трата времени, жизнь против жизни.Указанные позиции обусловливают пассивнооборонительный стиль поведения виктимной личности, внутреннюю уязвимость, беспомощность и дефензивность (М.Е.Бурно, 2005). Выбор стиля поведения субъекта, его устойчивость детерминируются образом мира. Образ мира–интегративное представление субъекта об окружающем мире,отражающее совокупность образов и личностных смыслов и выражающее эмоционально окрашенное отношение субъекта к миру [3]. Конструирование образа мира основывается на имплицитной внутренней структуре, включающей в себя убеждения о доброжелательности/враждебности окружающего мира, его справедливости, а также представления о собственном Я (Яконцепция). У виктимной личности доминируют базисные убеждения о враждебности и опасности окружающего мира и о собственном Я как слабом и некомпетентном, что проявляется в апатии, отказе от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадежности, снижении самооценки, опасениях негативного влияния любых событий на свою жизнь [4]. Стремясь защитить своеслабое «Я», такие люди выстраивают защиты от ранящих душу переживаний и изолируются от внешнего мира. Нарушение возможности управлять взаимодействием с миром связано с деформацией границ психологического пространства. Личностные (психологические) границыкак физические и психологические маркеры, отделяющие область личного контроля, приватности и ответственности одного человека от таковой области другого, определяют его идентичность и являются инструментом равноправного взаимодействия и селекции внешних влияний. Способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство на основе обобщенного опыта успешного автономного поведения и сохранности границ психологического пространства связана с психологической суверенностью. Суверенность обеспечивает интегративность, целостность и саморегуляцию личности, определяет успешность решения жизненных задач, позволяет устанавливать собственное авторство по отношению к жизненному пути, является условием адаптации, развития и продуктивности во всех сферах жизни [5]. Если человек подвергается влиянию обстоятельств и воли других людей, которая им не интериоризируется, говорится о депривированности личности (от лат. “deprive”–лишать) с ощущениями подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни. Опыт депривации приводит к нарушению психологических границ и, как следствие, к снижению адаптации, жизненной эффективности, к формированию жертвенной позиции личности и в целомк повышению виктимности.Таблица 1Типологии жизненных сценариев
АвторЖизненные сценарииЭ.Берн (1992)
Жизненные позиции1.Я –ОК, ты –ОК–сотрудничество с другими людьми при решении жизненных проблем с целью достижения желаемых результатов.2.Я –не ОК, ты –ОК–депрессивная позиция с ощущением себя ниже других людей.3.Я–ОК, ты –не ОК–оборонительная позиция со стремлением возвыситься над другими людьми.4.4. Я –не ОК, ты –не ОК–бесплодная позиция: я, весь мир и все люди в нем плохиГ.С.Абрамова (1999)Типыотношения к жизни1. Жизнь как преодоление: постоянное противодействие происходящему вне или внутри человека; с чувством осуществления жизни постоянно связано напряжение, требующее снятия, избегания, ухода от него. 2. Полное принятие жизни:признается возможность соответствия любым ситуациям и поддержание оптимального напряжения в любых обстоятельствах жизни в большей степени через усилие, чем соответствие ей. 3. Жизнь как борьба:любое напряжение требует специальных усилий по его поддержанию и доведению до логического конца –победы –с обязательным воздействием на источник напряжения. 4. Признание необходимости переустройства жизни: человек отвергает традиционные правила и способы осуществления жизни и пытается создавать новые. 5. Преобразование жизни или философия творчества: попытки реализовать напряжение и регулировать его в соответствии с возможностями своей жизни, воспринимая ее как природное явление, а актуальные ситуации –как тождественные по происхождению ему самому В.Н.Дружинин (2010)Варианты жизни
1. Жизнь как предисловие–вечное детское состояние, когда настоящая жизнь (взрослость) еще предстоит. Преодолевая, переживая «подготовительную жизнь», человек ничего не может испытывать, кроме ощущения тяжести повседневного существования, и одно желание –чтобы время текло быстрее.2. Жизнь как творчество–процесс, захватывающий основную часть жизни, причем внутренняя работа души отвлекает человека от внешней стороны бытия. 3. Жизнь как достижение –происходит во «внешнем мире», но нацелена на будущее и обращена в прошлое; это своеобразная погоня за горизонтом, когда высокая субъективная значимость внешней реальности слита с негативным отношением к ее сиюминутному состоянию4. Жизнь как сон(«как грезы», «как видение») –стремление оторваться от реальности и погрузиться в жизнь иную, запредельную, не связанную с ощущением себя, существующего здесь и теперь, прежде всего в случаях страдания, беспомощности и неудачах при решении жизненных проблем.5. Жизнь по правилам(«по сценарию», «правильная») –«жизнь внешняя» в соответствии скультуральными моделями жизненного пути, ритуалами, обрядами, традициями, совершенно не касающимися «жизни внутренней». 6. Жизнь –трата времени(«жизньвремяпрепровождение») с отсутствием прошлого и бесконечностью настоящего: существуя во внешней жизни,человек стремится структурировать время, чтобы заполнить событиями память и пережить, «потратить» настоящее, забыть о наступающем будущем.7. Жизнь против жизни–это жизньборьбавследствие глобальной, «экзистенциальной», психической травмы,пережитого насилия и жестокости: человек объявляет войну окружающему миру, но при этом и самому себе, так как он часть этого мира и не может без него существовать.8. «Экзистенциальный конструктор», или жизнь как предмет творчества: человек осознает невосполнимость и ограниченность жизни, а потому реконструирует ее, творчески реализуя свои внутренние ресурсы
Е.В.Руденский [6] психологическиммеханизмом виктимности считает дефицит культурного потенциала развивающейся личности, создающий угрозу ее адаптации, самоактуализации и полноценного социального функционирования. Виктимность в данном случае –это своеобразный психокультурный статус, определяемый дефицитарной деформацией развития личности и включающий ряд признаков: субъективную неудовлетворенность; утрату идентичности вследствие хронического переживания страха, опасений, тревожности, стрессов, фрустраций; дезинтеграцию индивидуальной «Ясистемы»; утрату психокультурной автономности;
формирование психокультурного конформизма; неадекватное восприятие реальности; неадекватные самопознание, самопереживание и самооценку; снижение толерантности к фрустрации; нарушенную резистентность по отношению к стрессу; патогенную и деструктивную социальную адаптацию; агрессивно компенсирующее самоутверждение. По мнению Д.В.Ривмана [7], виктимные предрасположение и способностьотносительные специфические личностные качества. Они существуют объективно только как системные элементы, а субъективные качества виктимности объективируются как элементы системы «человек –среда». Анализ социальных действий индивидов в контексте мира значений повседневной жизни проводится в феноменологической социологии А.Шютца [8], подчеркивающего: представители разных социальных групп интерпретируют объекты и явления через призму своих знаний. Интерсубъективность повседневного знания и жизни индивидов одной группы отличается от другой, вследствие чего возникают различия между группами. Начиная с детствана уровне повседневного общения и по мере усвоения социокультурных ценностей у человека начинает складываться определенное представление о группе и о себе в этой группе: это некое «Мы» в противоположность тому, что гдето есть другие люди –«Они»,со своим миром и своей жизнью. Несовместимость множественных образов социальной реальности, основанная на специфике социализации индивида, существующих социокультурных ценностях, представлениях о социально престижных статусах, социальном положении, приводит к различным социальным действиям и отношениям (уважительному, боязливому, высокомерному, враждебному), закрепляющим личность в виктимном статусе.Анализ рассмотренных позиций позволяет заключить, что виктимность довольно прочно закрепляется в поведении, сковывает жизненный потенциал личности, препятствует жить полноценной жизнью. Виктимная личность испытывает дефицит жизнестойкости (С.Мадди, 2005) –интегральной личностной особенности, ответственной за успешность преодоления жизненных трудностей. В литературе можно встретить близкие понятия:жизнеспособность (Б.Г.Ананьев), жизнетворчество (Д.А.Леонтьев), зрелость (В.И.Слободчиков, С.Л.Рубинштейн) [9]. Анализ содержания данных понятий позволяет выявить характеристики, противоположные сущности и содержанию виктимности личности (табл. 2).
Таблица 2Характеристики виктимной и жизнестойкой личности
ВиктимностьЖизнестойкостьПассивная жизненная позиция, отсутствие осознанной ответственности за себя и свое будущееАктивность, способность принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуацияхЗависимостьАвтономность Адаптация по пассивному типу, приспособление к ситуациям стагнирующими и разрушительными способамиТрансадаптация (М.Ш.МагомедЭминов) –адаптация, связанная с самореализацией, самоутверждениемЗакрытость, обособленностьВовлеченность в процесс жизниВыбор в пользу прошлого (застой и регресс)Выбор в пользу будущего (развитие)
Таким образом, психологический механизм виктимности представляет собой совокупность деформированных конструктов Яконцепции и социально обусловленных свойств личности: полное или частичное разрушение базисных убеждений, касающихся позитивного Яобраза, ценности и значимости «Я», справедливости и доброжелательности мира, формирование негативных коммуникативных установок и сценариев жизни, нарушениеграниц психологического пространства. Следует отметить, что указанные особенности –это относительные специфические личностныекачества, существующие объективно как системные элементы и объективирующиеся только в системе «человек –среда».
Ссылки на источники1.МалкинаПыхИ.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. –М., 2010.2.
Там же.3.Берулава Г.А., Берулава М.М., Боташева З.С., Непша О.В., Сагилян Э.М., Сплавская Н.В. Роль стереотипов психической активности в развитии личности/под общ.ред.Г.А.Берулава. –М., 2010. 4.ПадунМ.А., КотельниковаА.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. ЯноффБульман // Психологический журнал. –2008. –Т.29.5.НартоваБочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. –СПб., 2008. 6.Руденский Е.В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования. –Новосибирск, 2004. 7.РивманД.В. Криминальная виктимология. –СПб.: Питер, 2002. 8.ШютцА. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А.Я. Алхасов; пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я.Мазлумяновой; науч. ред. перевода Г.С.Батыгин. –М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003. 9.Одинцова М.А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых. –Самара, 2012.
EkaterinaFominykh,
CandidateofPsychological Sciences, Associate Professor at the chair of special psychology, OrenburgState Pedagogical University, Orenburg fominyh.yekaterina@yandex.ruPsychological mechanisms of victimizationAbstract.The author deals with the subject matter of victimization as an integrative personality characteristic. Besides, the author analyzes the inner psychological mechanisms that give rise to victimization formation: socially conditioned personality characteristics, reflecting content and semantic programs of behaviour and activity; deflected constructs of selfconcept.Key words:victimology,victimization,psychological mechanism,socially conditioned personality characteristics,selfconcept.References1.MalkinaPyh, I.G. (2010) Viktimologija. Psihologija povedenija zhertvy, Moscow(in Russian).2.Ibid.Berulava, G.A., (ed.), Berulava, M.M., Botasheva, Z.S., Nepsha, O.V., Sagiljan, Je.M., Splavskaja, N.V. (2010) Rol' stereotipov psihicheskoj aktivnosti v razvitii lichnosti,Moscow (in Russian).4.Padun, M.A., Kotel'nikova, A.V. (2008) “Modifikacija metodiki issledovanija bazisnyh ubezhdenij lichnosti R. JanoffBul'man”, Psihologicheskij zhurnal, vol. 29 (in Russian).5.NartovaBochaver, S.K. (2008) Chelovek suverennyj: psihologicheskoe issledovanie sub#ekta v ego bytii,St. Petersburg (in Russian).6.Rudenskij, E.V. (2004) Defekt socializacii lichnosti kak bazovaja kategorija viktimologii obrazovanija,Novosibirsk (in Russian). 7.Rivman, D.V. (2002) Kriminal'naja viktimologija, Piter, St. Petersburg (in Russian).8.Shjutc, A., Alhasov, A.Ja., Batygin,G.S. (eds.) (2003) Smyslovaja struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoj sociologii,Institut Fonda “Obshhestvennoe mnenie”, Moscow (in Russian).9.Odincova, M.A. (2012) Psihologija zhertvy. Skazkoterapija dlja vzroslyh, Samara (in Russian).
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Психологические механизмы виктимности
Аннотация.В статье рассматривается сущность виктимности как интегративного свойства личности. Проводится анализ внутренних психологических механизмов, обусловливающих формирование виктимности: социально обусловленных свойств личности, отражающих содержательносмысловые программы поведения и деятельности; деформированных конструктов Яконцепции.Ключевые слова: виктимология,виктимность,психологический механизм,социально обусловленные свойства личности,Яконцепция. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Современные динамические социальные изменения предъявляют высокие требования к личности, ее адаптационным и ресурсным способностям, жизненному потенциалу. Своеобразным психологическим отражением «несоответствия» человека требованиям сложных общественных реалий, индикатором трудностей/невозможности приспособления к сложившейся ситуации является феномен виктимности (от лат. victima–жертва). Стремительное распространение данной личностной тенденцииактуализирует необходимость изучения внутренних механизмов, определяющих повышенную уязвимость перед разного рода негативными внешними воздействиями. Цельнашего исследования заключается ванализе психологических механизмов, активизирующихвиктимность.
В настоящей работе представлено решение следующих задач:1)рассмотреть сущность виктимности как интегративного свойства личности, усиливающего вероятность превращения в жертву;2)раскрыть специфику внутренних /психологических детерминант виктимности.Объект исследования:виктимность личности.Предмет исследования: психологические механизмы виктимности.Интерес к проблемам виктимности возникает в 40х гг.ХХ в.в рамках криминологического направления, исследующего характер и поведениежертв преступлений. Однако чрезвычайное многообразие негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека со стороны природной, жилой, рабочей, социальной среды, а также кризисной внутренней среды самого человека способствовалорасширению классического объекта виктимологической науки. На современном этапе виктимология осуществляет комплексный анализ феномена жертвы у лиц, находящихся в кризисном состоянии и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях [1].Виктимность–системное и динамичное свойство личности, проявляющееся в форме ее социального, биологического, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в привычных формах поведения, не соответствующего нормам безопасности и обусловливающего потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой (Д.В.Ривман, 2002; Т.В.Варчук, 2009 и др.). В основе виктимности лежитсоциальнопсихологический механизм (А.В.Мудрик, 2007; Т.В.Варчук, К.В.Вишневецкий, 2009), основанный на взаимодействии внешних, социальных (комплекс социальных условий, обладающих виктимогенным потенциалом),и внутренних, психологических факторов (индивидуальные особенности, проявляющиеся на индивидном и личностном уровнях). Особый интерес представляет анализ психологических механизмов виктимности как совокупности внутренних детерминант, обусловливающих дисбаланс между негативными внешними воздействиями и способностью преодолевать различные риски, угрозы, опасности. О.О.Андронникова (2005),И.И.Мамайчук (2001), О.А.Клачкова (2008) и другиек внутренним детерминантам виктимности относят: вопервых, психодинамические базисные свойства личности, отражающие индивидный уровень ее функционирования, и, вовторых, программирующие свойства, формирующие содержательносмысловые программы поведенияи деятельности. В ряде исследований (И.И.Мамайчук, 2001; М.А.Одинцова, 2012; О.В.Холичева, 2009 и др.) ведущими признаются программирующие свойства личности, отражающиеся в поведении:1) социально обусловленные свойства личности –направленность, моральные свойства, установки, мотивы, проявляющиесяпрежде всегов отношении к людям, к себе, работе, вещам;
2) индивидуально приобретенный опыт –знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры; 3) специфика взаимодействия с окружающим макрои микросоциумом личности посредством реализации ее жизненного сценария. Типичное поведение людей в определенных ситуациях есть выражение их внутренней сущности, основанной на совокупности характерных мотивов, побуждений, стабильных, устойчивых отношений кявлениям действительности, другим людям, фактам, обстоятельствам жизненной обстановки. Системообразующим признаком в системе внутренней регуляции поведенияВ.А.Ядов (1975) считает диспозиционноустановочные явления –различные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий ситуации и его поведенческих готовностей, направляющих деятельность. Установки формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Коммуникативные установки переживаются как личное отношениек чемулибо, как личностный смыслданного объекта (явления)и обеспечивают готовностьстроить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров (А.Н.Ивашов, Е.В.Заика, 1991). В транзактном анализе (Э.Берн, 1992) установка (позиция в общении) характеризуется ведущим эгосостоянием –совокупностью связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, то есть проявлением личности в данный момент:Р –эгосостояние Родителя, скопированное сродителей или родительских фигур;В –эгосостояние Взрослого как прямая реакция на «здесь и теперь»;Д –эгосостояние Ребенка (Дитя), присущее детскому возрасту.Наряду с эгосостояниями важной для понимания виктимности является концепция сценария жизни: сценарий –это план жизни; сценарий ведет к расплате (финалу); человек сам принимает решение о сценарии;сценарий подкрепляется родителями; сценарий лежит вне пределов осознания; люди искажают реальность с целью «оправдания» сценария [2]. Жизненный сценарий –это своеобразный результат социализации и адаптации личности, стратегия приспособления к окружающей социальной среде на основе специфики восприятия себя и своих социальных связей (А.А.Реан, 2006), деформирование которых определяет жертвенную позицию личности с реализацией соответствующей программы поведения. В зарубежной и отечественной психологии самореализация личности в процессе жизненного пути представлена в виде авторских типологий (см. табл. 1).Анализ представленных типологий позволяет заключить, что независимо от исходных теоретических позиций авторов в части жизненных позиций/отношений к жизни/вариантов жизни заложен высокий виктимогенный потенциал: «Я –не ОК, ты–ОК», «Я –ОК, ты –не ОК»; жизнь как преодоление, как борьба и признание необходимости переустройства жизни; жизнь как предисловие, как сон и трата времени, жизнь против жизни.Указанные позиции обусловливают пассивнооборонительный стиль поведения виктимной личности, внутреннюю уязвимость, беспомощность и дефензивность (М.Е.Бурно, 2005). Выбор стиля поведения субъекта, его устойчивость детерминируются образом мира. Образ мира–интегративное представление субъекта об окружающем мире,отражающее совокупность образов и личностных смыслов и выражающее эмоционально окрашенное отношение субъекта к миру [3]. Конструирование образа мира основывается на имплицитной внутренней структуре, включающей в себя убеждения о доброжелательности/враждебности окружающего мира, его справедливости, а также представления о собственном Я (Яконцепция). У виктимной личности доминируют базисные убеждения о враждебности и опасности окружающего мира и о собственном Я как слабом и некомпетентном, что проявляется в апатии, отказе от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадежности, снижении самооценки, опасениях негативного влияния любых событий на свою жизнь [4]. Стремясь защитить своеслабое «Я», такие люди выстраивают защиты от ранящих душу переживаний и изолируются от внешнего мира. Нарушение возможности управлять взаимодействием с миром связано с деформацией границ психологического пространства. Личностные (психологические) границыкак физические и психологические маркеры, отделяющие область личного контроля, приватности и ответственности одного человека от таковой области другого, определяют его идентичность и являются инструментом равноправного взаимодействия и селекции внешних влияний. Способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство на основе обобщенного опыта успешного автономного поведения и сохранности границ психологического пространства связана с психологической суверенностью. Суверенность обеспечивает интегративность, целостность и саморегуляцию личности, определяет успешность решения жизненных задач, позволяет устанавливать собственное авторство по отношению к жизненному пути, является условием адаптации, развития и продуктивности во всех сферах жизни [5]. Если человек подвергается влиянию обстоятельств и воли других людей, которая им не интериоризируется, говорится о депривированности личности (от лат. “deprive”–лишать) с ощущениями подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни. Опыт депривации приводит к нарушению психологических границ и, как следствие, к снижению адаптации, жизненной эффективности, к формированию жертвенной позиции личности и в целомк повышению виктимности.Таблица 1Типологии жизненных сценариев
АвторЖизненные сценарииЭ.Берн (1992)
Жизненные позиции1.Я –ОК, ты –ОК–сотрудничество с другими людьми при решении жизненных проблем с целью достижения желаемых результатов.2.Я –не ОК, ты –ОК–депрессивная позиция с ощущением себя ниже других людей.3.Я–ОК, ты –не ОК–оборонительная позиция со стремлением возвыситься над другими людьми.4.4. Я –не ОК, ты –не ОК–бесплодная позиция: я, весь мир и все люди в нем плохиГ.С.Абрамова (1999)Типыотношения к жизни1. Жизнь как преодоление: постоянное противодействие происходящему вне или внутри человека; с чувством осуществления жизни постоянно связано напряжение, требующее снятия, избегания, ухода от него. 2. Полное принятие жизни:признается возможность соответствия любым ситуациям и поддержание оптимального напряжения в любых обстоятельствах жизни в большей степени через усилие, чем соответствие ей. 3. Жизнь как борьба:любое напряжение требует специальных усилий по его поддержанию и доведению до логического конца –победы –с обязательным воздействием на источник напряжения. 4. Признание необходимости переустройства жизни: человек отвергает традиционные правила и способы осуществления жизни и пытается создавать новые. 5. Преобразование жизни или философия творчества: попытки реализовать напряжение и регулировать его в соответствии с возможностями своей жизни, воспринимая ее как природное явление, а актуальные ситуации –как тождественные по происхождению ему самому В.Н.Дружинин (2010)Варианты жизни
1. Жизнь как предисловие–вечное детское состояние, когда настоящая жизнь (взрослость) еще предстоит. Преодолевая, переживая «подготовительную жизнь», человек ничего не может испытывать, кроме ощущения тяжести повседневного существования, и одно желание –чтобы время текло быстрее.2. Жизнь как творчество–процесс, захватывающий основную часть жизни, причем внутренняя работа души отвлекает человека от внешней стороны бытия. 3. Жизнь как достижение –происходит во «внешнем мире», но нацелена на будущее и обращена в прошлое; это своеобразная погоня за горизонтом, когда высокая субъективная значимость внешней реальности слита с негативным отношением к ее сиюминутному состоянию4. Жизнь как сон(«как грезы», «как видение») –стремление оторваться от реальности и погрузиться в жизнь иную, запредельную, не связанную с ощущением себя, существующего здесь и теперь, прежде всего в случаях страдания, беспомощности и неудачах при решении жизненных проблем.5. Жизнь по правилам(«по сценарию», «правильная») –«жизнь внешняя» в соответствии скультуральными моделями жизненного пути, ритуалами, обрядами, традициями, совершенно не касающимися «жизни внутренней». 6. Жизнь –трата времени(«жизньвремяпрепровождение») с отсутствием прошлого и бесконечностью настоящего: существуя во внешней жизни,человек стремится структурировать время, чтобы заполнить событиями память и пережить, «потратить» настоящее, забыть о наступающем будущем.7. Жизнь против жизни–это жизньборьбавследствие глобальной, «экзистенциальной», психической травмы,пережитого насилия и жестокости: человек объявляет войну окружающему миру, но при этом и самому себе, так как он часть этого мира и не может без него существовать.8. «Экзистенциальный конструктор», или жизнь как предмет творчества: человек осознает невосполнимость и ограниченность жизни, а потому реконструирует ее, творчески реализуя свои внутренние ресурсы
Е.В.Руденский [6] психологическиммеханизмом виктимности считает дефицит культурного потенциала развивающейся личности, создающий угрозу ее адаптации, самоактуализации и полноценного социального функционирования. Виктимность в данном случае –это своеобразный психокультурный статус, определяемый дефицитарной деформацией развития личности и включающий ряд признаков: субъективную неудовлетворенность; утрату идентичности вследствие хронического переживания страха, опасений, тревожности, стрессов, фрустраций; дезинтеграцию индивидуальной «Ясистемы»; утрату психокультурной автономности;
формирование психокультурного конформизма; неадекватное восприятие реальности; неадекватные самопознание, самопереживание и самооценку; снижение толерантности к фрустрации; нарушенную резистентность по отношению к стрессу; патогенную и деструктивную социальную адаптацию; агрессивно компенсирующее самоутверждение. По мнению Д.В.Ривмана [7], виктимные предрасположение и способностьотносительные специфические личностные качества. Они существуют объективно только как системные элементы, а субъективные качества виктимности объективируются как элементы системы «человек –среда». Анализ социальных действий индивидов в контексте мира значений повседневной жизни проводится в феноменологической социологии А.Шютца [8], подчеркивающего: представители разных социальных групп интерпретируют объекты и явления через призму своих знаний. Интерсубъективность повседневного знания и жизни индивидов одной группы отличается от другой, вследствие чего возникают различия между группами. Начиная с детствана уровне повседневного общения и по мере усвоения социокультурных ценностей у человека начинает складываться определенное представление о группе и о себе в этой группе: это некое «Мы» в противоположность тому, что гдето есть другие люди –«Они»,со своим миром и своей жизнью. Несовместимость множественных образов социальной реальности, основанная на специфике социализации индивида, существующих социокультурных ценностях, представлениях о социально престижных статусах, социальном положении, приводит к различным социальным действиям и отношениям (уважительному, боязливому, высокомерному, враждебному), закрепляющим личность в виктимном статусе.Анализ рассмотренных позиций позволяет заключить, что виктимность довольно прочно закрепляется в поведении, сковывает жизненный потенциал личности, препятствует жить полноценной жизнью. Виктимная личность испытывает дефицит жизнестойкости (С.Мадди, 2005) –интегральной личностной особенности, ответственной за успешность преодоления жизненных трудностей. В литературе можно встретить близкие понятия:жизнеспособность (Б.Г.Ананьев), жизнетворчество (Д.А.Леонтьев), зрелость (В.И.Слободчиков, С.Л.Рубинштейн) [9]. Анализ содержания данных понятий позволяет выявить характеристики, противоположные сущности и содержанию виктимности личности (табл. 2).
Таблица 2Характеристики виктимной и жизнестойкой личности
ВиктимностьЖизнестойкостьПассивная жизненная позиция, отсутствие осознанной ответственности за себя и свое будущееАктивность, способность принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуацияхЗависимостьАвтономность Адаптация по пассивному типу, приспособление к ситуациям стагнирующими и разрушительными способамиТрансадаптация (М.Ш.МагомедЭминов) –адаптация, связанная с самореализацией, самоутверждениемЗакрытость, обособленностьВовлеченность в процесс жизниВыбор в пользу прошлого (застой и регресс)Выбор в пользу будущего (развитие)
Таким образом, психологический механизм виктимности представляет собой совокупность деформированных конструктов Яконцепции и социально обусловленных свойств личности: полное или частичное разрушение базисных убеждений, касающихся позитивного Яобраза, ценности и значимости «Я», справедливости и доброжелательности мира, формирование негативных коммуникативных установок и сценариев жизни, нарушениеграниц психологического пространства. Следует отметить, что указанные особенности –это относительные специфические личностныекачества, существующие объективно как системные элементы и объективирующиеся только в системе «человек –среда».
Ссылки на источники1.МалкинаПыхИ.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. –М., 2010.2.
Там же.3.Берулава Г.А., Берулава М.М., Боташева З.С., Непша О.В., Сагилян Э.М., Сплавская Н.В. Роль стереотипов психической активности в развитии личности/под общ.ред.Г.А.Берулава. –М., 2010. 4.ПадунМ.А., КотельниковаА.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. ЯноффБульман // Психологический журнал. –2008. –Т.29.5.НартоваБочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. –СПб., 2008. 6.Руденский Е.В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования. –Новосибирск, 2004. 7.РивманД.В. Криминальная виктимология. –СПб.: Питер, 2002. 8.ШютцА. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А.Я. Алхасов; пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я.Мазлумяновой; науч. ред. перевода Г.С.Батыгин. –М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003. 9.Одинцова М.А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых. –Самара, 2012.
EkaterinaFominykh,
CandidateofPsychological Sciences, Associate Professor at the chair of special psychology, OrenburgState Pedagogical University, Orenburg fominyh.yekaterina@yandex.ruPsychological mechanisms of victimizationAbstract.The author deals with the subject matter of victimization as an integrative personality characteristic. Besides, the author analyzes the inner psychological mechanisms that give rise to victimization formation: socially conditioned personality characteristics, reflecting content and semantic programs of behaviour and activity; deflected constructs of selfconcept.Key words:victimology,victimization,psychological mechanism,socially conditioned personality characteristics,selfconcept.References1.MalkinaPyh, I.G. (2010) Viktimologija. Psihologija povedenija zhertvy, Moscow(in Russian).2.Ibid.Berulava, G.A., (ed.), Berulava, M.M., Botasheva, Z.S., Nepsha, O.V., Sagiljan, Je.M., Splavskaja, N.V. (2010) Rol' stereotipov psihicheskoj aktivnosti v razvitii lichnosti,Moscow (in Russian).4.Padun, M.A., Kotel'nikova, A.V. (2008) “Modifikacija metodiki issledovanija bazisnyh ubezhdenij lichnosti R. JanoffBul'man”, Psihologicheskij zhurnal, vol. 29 (in Russian).5.NartovaBochaver, S.K. (2008) Chelovek suverennyj: psihologicheskoe issledovanie sub#ekta v ego bytii,St. Petersburg (in Russian).6.Rudenskij, E.V. (2004) Defekt socializacii lichnosti kak bazovaja kategorija viktimologii obrazovanija,Novosibirsk (in Russian). 7.Rivman, D.V. (2002) Kriminal'naja viktimologija, Piter, St. Petersburg (in Russian).8.Shjutc, A., Alhasov, A.Ja., Batygin,G.S. (eds.) (2003) Smyslovaja struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoj sociologii,Institut Fonda “Obshhestvennoe mnenie”, Moscow (in Russian).9.Odincova, M.A. (2012) Psihologija zhertvy. Skazkoterapija dlja vzroslyh, Samara (in Russian).
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»