Личностно ориентированный учебник физики как индивидуальная образовательная траектория обучения студента технического вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дубик М. А. Личностно ориентированный учебник физики как индивидуальная образовательная траектория обучения студента технического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14245.htm.
Аннотация. В статье рассматривается формирование у студента-первокурсника технического вуза деятельности конструирования личностно ориентированного модуля учебника-конструкции личностно ориентированный преемственный учебник физики, который представляет собой индивидуальную образовательную траекторию продвижения студента технического вуза из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дубик Мария Артемьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, методов контроля и диагностики ФГБОУ ВПО ©Тюменский государственный нефтегазовый университетª, г. ТюменьMariyaDubik@yandex.ru

Личностно ориентированный учебник физики как индивидуальная образовательная траектория обучения студента технического вуза

Аннотация. В статье рассматриваетсяформирование у студентапервокурсника технического вуза деятельности конструирования личностно ориентированного модуля учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебник физики,которыйпредставляет собой индивидуальную образовательнуютраекториюпродвижения студента технического вуза из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.Ключевые слова:индивидуальная образовательная траектория обучения студента, информационная грамотность, самостоятельная работа, учебник, личностно ориентированный преемственный учебник физики.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В XXIв. постиндустриальное общество живёт в постинформационном (информационномедийном) пространстве. Вписаться в постинформационное пространство может лишь тот человек, которыйсвободно ориентируется в глобальном виртуальном мире, то есть владеет Интернетом, усвоил информационную, медиаи гражданскую грамотность. Интернет и информационная грамотность позволяют такому человеку включиться в обучение в течение всей жизни, медиаи гражданская грамотность ‬использовать средства массовой информации для самовыражения и творчества и формировать чувство гражданственности.Информационная грамотность предполагает объединение навыков коммуникации и работы с информацией.Однако на уровне Министерства образования и науки РФ информационная подготовка понимается неоправданно узко, исключительно как ликвидация компьютерной безграмотности и обучение основам информационнокоммуникативной технологии.Качество инженерного образования в целом и качество физического образования в частностизависит от уровня сформированности у студентовтехнического вуза информационной грамотности.Проблема формирования у студентовпервокурсников информационной грамотности ‬информационнокоммуникативных (читательских) компетенций в процессе самостоятельной познавательной деятельности с учебником физики ‬актуальна в условиях, когда в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения на самостоятельную работу отводится 50% недельной нагрузки и большая часть учебной, научной и профессиональной информации на любом носителе имеет форму текстовой информации.Разрешение проблемы нам видится в формировании у студентовпервокурсников деятельности конструирования личностно ориентированного модуля учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебник физики, а именнов формировании научных понятий и информационнокоммуникативных (читательских) компетенций в процессе самостоятельной познавательной деятельности с учебником физики на аудиторном и внеаудиторном занятии.Нами проведены исследования готовности студентовпервокурсников к обучению в техническом вузе. Результаты исследования: для 65% опрошенных студентовпервокурсников недостаточно доходчивы читаемые лекции и понимаемы вузовские учебники (учебные пособия). Анализ результатов исследования подвёл нас к выводу: вузовским преподавателям необходимо создать студентам условия обучения на аудиторном и внеаудиторном занятии с учётом реального уровня их довузовской подготовки.Государственные образовательные стандарты определяют систему знаний, умений и личностных качеств (способов деятельности) обучаемого ‬компетенций, которые должны быть сформированы на каждой ступени системы образования с учётом того, что на ©выходеª с низшей ступени образования (школы) обучающийся должен быть готов к обучению на высшей ступени (вузе).Формирование научных понятий ‬продолжительный во времени процесс.А.В.Усова в структуре формирования научных понятий выделяет I‬XIVэтапов: в основной школе от чувственноконкретного восприятия до обогащения понятия (I‬X), в полной школе от вторичного,более полного определения понятия до установления новых связей и отношений данного понятия с другими (XI‬XIV) [1]. Вузовскому преподавателю физики с целью обеспечения преемственности на ступени ©школа ‬вузª и ©вуз ‬вузª системы непрерывного образования необходимо продолжить поэтапное формирование понятия. В связи с этим в список структуры формирования понятий вносим дополнительно этапы от обогащения понятия до применения понятия для решения познавательных, технических, профессиональных и практикоориентированных задач (XV‬XX) [2].Учебный процесс состоит из последовательного проведения различного вида учебных занятий в рамках расписания по различным дисциплинам. Одной из функций лекции как метода обучения является организация последующей аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, потому в условиях вузовского учебного процесса первым выполняется лекционный вид учебных занятий.Основываясь на результатахисследований психологов (В. Вундт),соглашаемся с тем, что на лекционном занятии группа студентов не может усваивать информацию в синхронном ритме, так как в момент начала усвоения определённой информации организм отдельно взятого слушателястудента функционирует в определённом ритме. Отношение ритма отдельно взятого слушателястудента(изменено и выделено нами.‬М. Д.)к ритму информации может быть отнесено к одному из четырёх видов: 1) комфортное; 2) допускающее переход в комфортное; 3) допускающее переход вдискомфортное; 4) дискомфортное [3].Очень часто лекторпреподаватель сталкивается с тем, что информация уотдельно взятого слушателястудента не укладывается в границы комфортного отношения или отношения, допускающего переход в комфортное.Результат: 1) когда отношение допускает переход в дискомфортное, информация практически не усваиваетсяслушателемстудентом; 2) отношение дискомфортное, информация абсолютно не усваивается.Рассмотрим формирование у группы студентовпервокурсниковтехнического вуза научного понятия и информационнокоммуникативных (читательских) компетенций в процессе самостоятельной познавательной деятельности с учебником физики в условиях, когда отношение ритма отдельно взятого слушателястудентаданной группык ритму информации может быть комфортное, допускающее переход в комфортное, допускающее переход вдискомфортное и дискомфортное.На аудиторном занятии до начала лекционного занятия, вопервых, сцелью усвоения учебного текста студент просматривает текст главы учебника и находит главное в тексте в целом, которое чаще всего совпадает с названием главы учебного текста [4].Непосредственно с лекторомпреподавателем формулирует тему лекционного занятия ©Проводники в электростатическом полеª.Вовторых, с целью выявления того, что студент уже знает и умеет,он просматривает текст параграфов главы учебника и находит главное в части текста, которое чаще всего совпадает с названием параграфа учебного текста. Осуществляет апперцепцию ‬узнавание информации на основе прежних представлений, аименно, знает, что проводники при определённых условиях могут накапливать электрический заряд. Умеетсоздавать понятие: 1) физической величины электроёмкость как способность проводника (системы проводников) накапливать электрический заряд; 2)технического устройства конденсатор, распознавать конденсаторы среди других технических устройств, находить электроёмкостьи энергию плоского конденсатора.Лекторпреподаватель выполняет пропедевтику учебного материала.Для лекторапреподавателя пропедевтика является средством для выбора им оптимальной формы изложения информации, настройки своего ритма изложения информации и выбора оптимального объёма информации для достижения максимального качества её усвоения данной группой слушателейстудентов.Студент выполняетдеятельность составления опорного конспекта укрупнёнными дидактическими единицами (рис. 1).





Рис. 1. Модель деятельности составления опорного конспекта укрупнёнными дидактическими единицами

Стрелочки в иллюстрации служат ©инструкциейª к выполнению деятельности составления опорногоконспекта в определённом направлении [5].Результат самостоятельной познавательной деятельности студента с учебником под непосредственным руководством преподавателя: опорный конспект ОК 1 учебного текста (модулябазовые знания учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебник физики), содержание которого определяет уровень готовности студента (исходное состояние студента на ©входеª) к усвоению темы ©Проводники в электростатическом полеª (см. рис. 2).Втретьих, с целью выявления того, что студент ещё не знает и не умеет, он просматривает текст параграфов главы учебника, описывающих проводники в электростатическом поле. Не знает: 1) доказательства свойств электростатического поля в проводнике, когда проводник находится вне внешнего электростатического поля;2)свойства(зависимость напряжённости от расстояния �=�(ݎ)ипотенциала�=�(ݎ)) электростатического поля в проводнике, когда проводник находится во внешнем электростатическом поле: 1) электростатическое поле внутри проводника; 2) на внутренней поверхности проводника; 3)внешней поверхности проводника; 4) расстоянииrот проводника. Не умеет находить энергию и электроёмкость сферического и цилиндрического конденсатора.ГлавноеДоказательство главногоИллюстрации доказательства главного�11�௡Cn�212

СЛУЖИТ: источник энергии�=ݍ�2=��22=ݍ�݀2

Конденсатор‬Т. У.Плоский конденсатор



















Рис. 2. ОК1 ©Проводники в электростатическом полеª

�11�22�௡nУСТРОЕН: состоит из двух изолированных друг от друга металлических пластин, заполненных диэлектрикомПроводники в электростатическом полеЭксперимент.Вывод:внутри проводников электростатического поля нет!Электропроводность ‬свойство проводника накапливать электрический заряд.Электроёмкость‬скалярная физическая величина, обозначается буквойС,характеризует способность проводника (системы проводников) накапливать электрический заряд, определяется по формуле для уединённого проводника с=��(системы проводниковܿ=��), измеряется в СИ в фарадах

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ: при зарядке �=��22при разрядке�=0

ПРИМЕНЯЕТСЯ:�=ɛ௢ɛ�݀

ݍ=ݍ1+ݍ2+..+ݍ௡�=�1=�2=..=�௡�=�1+�2+..+�௡

Параллельное соединение

ݍ=ݍ1=ݍ2=..=ݍ௡�=�1+�2+..+�௡1�=1�1+1�2+..+1�௡

ПоследовательноесоединениеНепосредственно с лекторомпреподавателем студенты составляют план лекционного занятия, пункты которого чаще всего совпадают с названиями параграфов учебного текста.В ходе лекционного занятия:1.Студент выполняет деятельность конспектирования лекции. В процессе конспектирования лекции студент выполняет аудиторную самостоятельную работу по переводу им нового знания из устной речи лекторапреподавателя в свою письменную речь. Результат самостоятельной познавательной деятельности студента с вербальным учебным текстом ‬конспект лекции.2.Вносит коррективы в содержание конспекта лекции: под непосредственным руководством преподавателя выполняет самостоятельную познавательную деятельность с текстовыми внетекстовымкомпонентомучебника физики. Результат самостоятельной познавательной деятельности студента ‬дополненный и углублённый конспект лекции.3.Выполняет рефлексию. Результат самостоятельной познавательной деятельности студента под опосредованным руководством преподавателя‬опорный конспект ОК 2 учебного текста (лекционного модуля учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебник физики) (рис. 3).















Рис. 3. ОК 2 ©Проводники в электростатическом полеª

На лекционном занятии понятие ©электроёмкостьª обогащается новым содержанием. Сравнительный анализ опорных конспектов показывает, что содержание ОК2 есть углублённое содержание ОК 1.Проводники в электростатическом полеДоказательство: для проводника:1) вне внешнего электростатического полянапряженность внутри проводника �=0и потенциал �=ܿ݋݊ݏݐ;2) во внешнем электростатическом поленапряжённость электростатического поля �=�(ݎ)ипотенциал�=�(ݎ)зависит от расстоянияݎ

Конденсатор‬Т. У.

СЛУЖИТ: источник энергии�=ɛ௢ɛ�22ПРИМЕНЯЕТСЯ: Конденсатор плоский

с=ɛ௢ɛ�݀Сферическийܿ=4�ɛ૙ɛ�૚�૛�૚−�૛Цилиндрический ܿ=2�ɛ0ɛ�ln�2�1

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ: при зарядке �=ɛ�ɛ�22при разрядке�=0

УСТРОЕНСоединение конденсаторов

Для студентовпервокурсников технического вуза трудно соотнести теорию с реальной инженерной практикой: понять,зачем, где и когда понадобится новая информация.На послелекционном аудиторном занятии непосредственно или опосредованно под руководством преподавателя студент вносит в конспект лекции дополнения и углубляет его содержание:1)на практических занятиях решает учебные задачи и задачи для самоконтроля понимания свойств проводника (системы проводников) в электростатическом поле;2)лабораторных ‬выполняет работу ©Определение электроёмкости конденсатора с помощью моста Соттиª. Результат самостоятельной познавательной деятельности студента ‬дополненный и углублённый конспект лекции.На внеаудиторном занятии студент использует интернетресурсы,вносит в конспект лекции дополнения и расширяет его содержание. В зависимости от направления образования и профиля обучения с целью ©приближенияª содержания учебной информации к профессиональной информации выполняет творческие задания: от задач,предназначенных для закрепления изученного учебного материала, до проблемных задач в инженерной постановке, сформулированных близко к реальной инженерной практике с избытком или недостатком исходных данных.Результат самостоятельной познавательной деятельности студента с вербальной и невербальной информацией‬углублённый и расширенный конспект лекции ‬личностно ориентированный модуль учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебник физики, в котором понятие ©электроёмкостьª обогащается новым содержанием до применения понятия для решения познавательных, технических, профессиональных и практикоориентированных задач.Личностно ориентированный преемственный учебник ‬это учебник, представляющийсобой учебникконструкцию, который состоит из отдельных учебников, а учебники ‬из отдельных модулей, ©сшитыхª в тематический блок [6].Личностно ориентированный учебник физикипредоставляетстуденту возможность:1)повторяя старое, при каждом повторении прибавляя немного нового, прочно усваивать громадное количество фактов, которое ему бы ©никогда не одолеть, если бы онусваивало одни факты, не строя нового на прочном фундаменте старого (К.Д.Ушинский)ª (цит.по [7]). Кроме того, правильное распределение повторений во времени дает студенту возможность удержать в памяти более 80% информации (Д.О'Брайен) [8];2)продвижения из зоны актуального развития ‬школы ‬в зону ближайшего развития ‬вуз [9], аименно, работать натом уровне, который для него сегодня возможен и доступен в условиях, когда подготовка инженерных кадров с новыми профессиональными компетенциями напрямую связана с развитием фундаментальных наук и физика не является профилирующей дисциплиной в техническомвузе.

Таким образом, личностно ориентированный модуль учебникаконструкции личностно ориентированный преемственный учебник физики представляет собой индивидуальную траекторию продвижения отдельно взятого студента технического вуза из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

Ссылки на источники1.Усова А. В. Психологодидактические основы формирования понятий: учеб. пособиек спецкурсу.‬Челябинск: ЧГПИ, 1988. ‬С. 19‬20, 82.2.Дубик М. А. Теория и практика организации самостоятельной работы студента вуза с учебником физики. ‬Тюмень: ТГНГУ, 2014. ‬С.116.3.Лемешев О. Г. Взаимосвязь аспектов внимания с точки зрения психологии и соционики в методике преподавания // Соционика, ментология и психология личности. ‬2001. ‬№ 6. ‬С. 34.4.Трофимова Т. И. Курс общей физики: учеб. пособиедля вузов. ‬М.: Академия, 2007. ‬С. 167‬175.5.Дубик М. А. Опорный конспект как средство освоения содержания учебного текста по курсу физики основной школы: автореф. дис. …канд. пед. наук. ‬Челябинск: ЧГПУ, 2004. ‬23 с.6.Дубик М. А. Теория и практика организации …‬С. 55.7.Подласый И. Как сделать знания прочными // Народное образование. ‬2003.‬№ 5. ‬С. 64‬65.8.О'Брайен Д. Как развить суперпамять: пер. с англ. А. Луиса. ‬Белгород: Книжный клуб. Клуб семейного досуга, 2014. ‬С. 179.9.Выготский Л. С. Психология. ‬М.: ЭКСМО ‬Пресс, 2000. ‬1008 с.

MariaDubik,CandidateofPedagogicSciences, AssociateProfessor at the chair of physics, monitoring methods and diagnostics, Tyumen State Oil and Gas University, TyumenMariyaDubik@yandex.ruThe personality oriented textbook of physics as the individual educational trajectory of student learning in technical universityAbstract. The author discusses designing the personality oriented and successive textbook of physics for students of technical university.

Keywords: individual educational trajectory of student learning, information literacy, independent work, textbook, personality oriented and successive textbook of physics.References1.Usova, A. V. (1988) Psihologodidakticheskie osnovy formirovanija ponjatij: ucheb. posobie k speckursu, ChGPI, Cheljabinsk, pp. 19‬20, 82(in Russian).2.Dubik, M. A. (2014) Teorija i praktika organizacii samostojatel'noj raboty studenta vuza s uchebnikomfiziki, TGNGU, Tjumen', p. 116(in Russian).3.Lemeshev, O. G. (2001) “Vzaimosvjaz' aspektov vnimanija s tochki zrenija psihologii i socioniki v metodike prepodavanija”, Socionika, mentologija i psihologija lichnosti, № 6,p. 34(in Russian).4.Trofimova, T. I. (2007) Kurs obshhej fiziki: ucheb. posobie dlja vuzov, Akademija,Moscow, pp. 167‬175(in Russian).5.Dubik, M. A. (2004) Opornyj konspekt kak sredstvo osvoenija soderzhanija uchebnogo teksta po kursu fiziki osnovnoj shkoly: avtoref. dis. … kand. ped. nauk, ChGPU,Cheljabinsk, 23 p.(in Russian).6.Dubik, M. A. (2014) Op. cit., p. 55(in Russian).7.Podlasyj, I. (2003) “Kak sdelat' znanija prochnymi”, Narodnoe obrazovanie, № 5, pp. 64‬65(in Russian).8.O'Brajen, D. (2014) Kak razvit' superpamjat': per. s angl. A. Luisa, Knizhnyj klub. Klub semejnogo dosuga, Belgorod, p. 179(inRussian).9.Vygotskij, L. S. (2000) Psihologija, JeKSMO‬Press,Moscow, 1008 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª