Плавательная практика – важное звено в профессиональной подготовке бакалавров-кораблестроителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зуев В. А., Калинина Н. В., Спехов П. Л. Плавательная практика – важное звено в профессиональной подготовке бакалавров-кораблестроителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14270.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся организации и проведения учебной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей. Рассмотрены особенности этой практики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зуев Валерий Андреевич,доктор технических наук, заведующий кафедрой кораблестроения и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородскийгосударственныйтехнический университет им.Р.Е.Алексеева», г. НижнийНовгородship@nntu.nnov.ru

Калинина Надежда Викторовна,кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева», г. НижнийНовгородnvk5133@mail.ru

Спехов Павел Леонидович,старший преподаватель кафедры кораблестроения и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева», г. НижнийНовгородship@nntu.nnov.ru

Плавательная практика –важное звено в профессиональной подготовке бакалавровкораблестроителей

Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся организации и проведения учебной практики при подготовке бакалавровкораблестроителей. Рассмотрены особенности этой практики. Ключевые слова: учебная практика, плавательная практика, профессиональная подготовка, бакалавр, практикант, экипаж судна, роль преподавателя.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Практическая подготовка бакалавров является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Поэтому ФГОС3 по направлению 26.03.02 (180100) «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» предусматривает два вида практик: учебную и производственную [1]. Важным звеном в профессиональной подготовке бакалавровкораблестроительного профиля является учебная практика.В качестве учебной практики в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е.Алексеева (НГТУ) предусмотрена плавательная практика. Она проходит на IIIкурсе в 5мсеместре. Еетрудоемкостьсоставляет4 недели,или216 часов, и оценивается она в 6 зачетных единиц.Остановимся на особенностях организации этой практики. Она состоит из двух этапов: двухнедельных интенсивных занятий в университете и двухнедельного плавания на судах под руководством преподавателей кафедр «Кораблестроение и авиационная техника» и «Энергетические установки и тепловые двигатели».Цельюплавательной практики является ознакомление студентов с общим устройством судна, его мореходными и эксплуатационными качествами, судовыми устройствами, системами и механизмами, условиями судоходства.Задачей плавательной практики является формирование компетенций, навыков и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В результате прохожденияплавательной практики обучающийся должен овладеть следующими компетенциями [2]:а)общекультурными (ОК):уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь(ОК3);понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК12);владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией(ОК13);б)профессиональными (ПК): уметь использовать технические средства для измерения основных параметров комплектующего оборудования(ПК5);уметь использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда; измерять и оценивать параметры микроклимата, загазованности, шума и вибрации, освещенности (ПК8);быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК13);быть готовым участвовать вэкспериментальных исследованиях мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств морской техники, систем объектов морской инфраструктуры, включая использование готовых методик, технических средств и оборудования, а также обработку полученных результатов (ПК14);изучить научнотехническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по судостроению (ПК16).В результате прохожденияучебной (плавательной)практики обучающийся должен:знать:

общее расположение на судне и функционирование отдельных механизмов, устройств, систем; организацию работы экипажа судна; принципы судовождения и основные сведения о мореходных и эксплуатационных качествах судна;уметь:

описать работу механизмов и устройств судна в эксплуатации;оформлять письменный отчет по практике;владетьтерминологией кораблестроения и судоходства.Во время двухнедельных ежедневных аудиторных занятий студентам сообщаются основные сведения о суднекакосложном инженерном сооружении, его мореходных и эксплуатационных качествах, устройствах, системах, энергетической установке, терминологии в судостроении. Лекционные занятия проводятся в аудиториях НГТУ с применением интерактивных образовательных технологий. Широко используются дискуссия и просмотр видеофильмов про современные суда и корабли. Сложность и насыщенность графического материала, иллюстрирующего рассматриваемые варианты судов, диктуют необходимость в ходе лекций активно использовать презентации, фотографии, слайды, плакаты, существенно оживляющие восприятие лекционного материала. Все это позволит качественно пройти плавательную практику и подготовить студента к изучению специальных предметов после практики, а главное –подготовиться к плаванию на судне.На судне со студентами ведется ежедневная работа, которая включает в себя:лекционные занятия с преподавателем или капитаном (помощником капитана) –2 часа;практические занятия с преподавателем –2 часа;вахта в машинном отделении, в рубке или на палубе –4 часа;самостоятельная работа студентов –1 час.Для удобства несения вахт на судне студенты разбиваются на подгруппы по 3–4человека. Место несения вахты (рис. 1, 2) меняется по запланированному графику.



Рис. 1. Несение вахты в рулевой рубке

Рис. 2. Вахта на палубе

Все студенты получают общие, групповые и индивидуальные задания от руководителя практики, выполняемые во время самостоятельной работы. Сбор материала, анализ конкретной ситуации формируют у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. Вэто же время выполняется отчет по плавательной практике.Примерный перечень тем индивидуальных заданий:Конструкция леерного ограждения.Конструкция и устройство кранцев.Конструкция подвижных соединений в корпусе судна.Конструкция иллюминаторов в трюме.Планировка каюты.Расположение оборудования в рулевой рубке.Оценка необходимой мощности электростанции на судне.Оценка скорости хода на судне.Конструкция навесного тента над главной палубой.Конструкция бортовых перекрытий МО.Конструкция фундаментов под опорный подшипник.Конструкция фальшборта в носовой оконечности.Конструкция фальшборта в средней части судна.Конструкция противопожарных дверей на главной палубе.Определение расхода топлива и мощности главного двигателя на номинальном режиме.Определение загрузки электростанции судна в определенное время.Определение расхода топлива и мощности главных двигателей в режиме швартовки.Работа судна в условиях ограниченного фарватера.Конструкция водонепроницаемой переборки.Планировка ресторана на главной палубе.Конструкция участка главной палубы в районе носового трюма.Конструкция участка борта в районе носового трюма.Конструкция кнехта.Конструкция участка палубы в средней части.Конструкция рабочей шлюпбалки.Конструкция иллюминатора.Определение скорости хода судна на водохранилище и в реке.Как определить водоизмещение судна по маркам углубления на стоянке?Как изменится осадка судна, если на него войдут все пассажиры?Определить угол крена при скоплении всех пассажиров на одном борту.Конструкция швартовного клюза.Конструкция привального бруса.Изобразить схему и конструкцию шпигатной системы.Перечислить и дать схему расположения всех судовых устройств на судне.Перечислить и дать схему расположения судовых систем на судне.Составить схему расположения пожарной системы на судне.Изобразить эскиз гребного винта судна.Интенсивная работа над программой практики при совместном плавании студентов с преподавателями позволяет разобраться во всех сложностях программы, дает опыт общения с судовой администрацией, знакомит с судовыми документами, прививает навыки практической работы на вахтах и самостоятельной работы над отчетом.Практика заканчивается зачетом с оценкой, который принимается на судне комиссией вместе с капитаном или его помощником по индивидуальным отчетам студентов. Отчет заверяется капитаном судна (с печатью) и руководителем практики.По итогам плавательной практики в НГТУпроводится студенческая учебнопрактическая конференция. В своих докладах студенты делятся впечатлениями о судне, на котором прошли практику, его конструкции, особенностях, о несении вахт, о взаимодействии с экипажем. Примерный календарный график плавательной практики приведен в таблице.





Примерный календарный график учебной (плавательной) практики

№п/пРазделы (этапы) практикиПродолжительность,чФормаотчетности1Подготовительныйэтап

(проводится до начала календарного срока практики)6

1.1Распределение по судам и каютам, планирование питания на судне2Отметка о присутствии1.2Организационное собрание по практике в НГТУ и на судне4Отметка о присутствии2Организационныйэтап2Отметка

Прохождение инструктажа потехнике безопасности на судне

о присутствии3Первый этап практики в НГТУ108Текущий контроль (допуск к практике на судах)3.1Лекционные занятия в аудитории40

1.ВведениеЦель и задачи изучения дисциплины: организация учебной и самостоятельной работы. Содержание дисциплины. Река Волга. Современное состояние судостроения и судоходства в Волжском бассейне2

2. Общие сведения о судах ВолжскоКамского бассейнаСуда самоходные, не самоходные, сухогрузные, нефтеналивные, земснаряды, служебные, обстановочные2

3. Общие сведения о портовых сооружениях и грузообработкеПричальные стенки, набережная, причалы. Дебаркадеры, бочки причальные, подъемные краны (портовые, плавучие). Транспортеры, тарные грузы, контейнеры, лихтеры2

4. Общие сведения о ремонтноэксплуатационных базах (РЭБ)оборудование РЭБ (наземное, водное). Слипы, доки, кессоны, причальные сооружения, организация зимнего отстоя, зимний ремонт, весенняя расконсервация судов2

5. Корпус суднаОбщие сведения о корпусных конструкциях. Уход за корпусными конструкциями. Дефектация и ремонт конструкций, лакокрасочных покрытий, изоляции, цементировки, зашивки, покрытий палуб и платформ2

6. Судовые устройства и системыПеречень судовых систем и устройств с указанием их назначения и особенностей в зависимости от типа судна2

7. Якорное устройствоЭлементы якорного устройства. Управление брашпилем, шпилем. Уход за ними. Дефектация якорной цепи и уход за ней. Постановки судна на якорь и снятие судна с якорной стоянки2

8. Рулевое устройствоСостав рулевого устройства. Различные типы рулевых средств. Работа руля на прямом курсе. Маневрирование при постановке на якорь при швартовке. Уход за рулевым устройством2

9. Швартовное устройствоЭлементы и механизмы швартовного устройства. Тросы, цепи, такелажное оборудование. Приемы работ с ними. Уход за ними2