Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кобышева Л. И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14276.htm.
Аннотация. Исследование направленно на изучение профессионального самоопределения будущих педагогов. В статье уточняется сущность понятия «самоопределение»; проанализированы структура, типы и компоненты профессионального самоопределения. Представлена программа по повышению эффективности профессионального самоопределения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кобышева Лариса Илларионовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. ТаганрогLarisakobysheva@yandex.ru

Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза

Аннотация. Исследование направленно на изучение профессионального самоопределения будущих педагогов. В статье уточняется сущность понятия «самоопределение»; проанализированы структура, типы и компоненты профессионального самоопределения. Представлена программа по повышению эффективности профессионального самоопределения.

Ключевые слова:самоопределение, профессиональное самоопределение, самореализация, профессия, социальный педагог, профессионально значимые личностные качества.

Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последние десять лет, исходя из социальноэкономической ситуации в России, система высшего образования пребывает в состоянии активного преобразования. Предлагаются различные подходы к организации системы образования, но главная цель –создание системы обучения, ориентированной на развитие личности будущего человека, аследовательно, на то, чтобы быть «субъектом» собственной жизни. Этот аспект описывается как процесс самоопределения.

Наше исследование направлено на изучение профессионального самоопределения личности и разработку программы профессионального самоопределения для будущих социальных педагогов.

Самоопределение личности –сложная научная проблема, имеющая как минимумпсихологический, педагогический, социокультурный подходы, каждый изкоторых отражает различные аспекты, важные для понимания феномена самоопределения.

Самоопределение –это сложный, многоступенчатый процесс развития человека,структурными элементами которого являются разные виды самоопределения –личностное, социальное, профессиональное и др. [1]

Под личностным самоопределением понимают определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшую действенную реализацию себя на основе этих критериев [2].

Говоря о личностномсамоопределении, необходимо отметитьследующие моменты:1)невозможность формализации полноценного развития личности;2)для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но и часто способствуют развитию таких качеств.

Социальное самоопределение –это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий [3]. Например, человек, еще не выбрав точно профессию, осуществляет социальное самоопределение, решая для себя, что это будет профессия в сфере умственного труда или это будетпрофессия, предполагающая работу сдругими людьми.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием «профессиональное самоопределение»; такое сложное психологическое явление не получило «единственно правильного» толкованияв психологической науке [4].

Проанализируем высказывания исследователей, рассматривающих эту проблему. А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».

Определение профессионального самоопределениябыло сформулировано Д.А. Леонтьевым, который рассматривает его как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессиональнотрудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя. Сходной точки зрения придерживается И.М.Кондаков, которыйговорит о профессиональном выборе как отдельном этапе профессионального развития, проходимого индивидом после окончания общеобразовательного обучения и перед собственно профессиональным обучением.

Анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества “делателей”чегото полезного, сообщества профессионалов» [5]. Он подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема профессиональной жизни человека. Можно сказать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональнойжизни. В работах Т.Д. Скудновой показано, что проблема профессиональной подготовки и самоопределения социальных педагогов связана прежде всегоcрешением проблемы самореализации личности как субъекта образования, то есть личности, целеполагающей образовательную деятельность, а не ограничивающейся только профессиональным поведением. Такой подход, в свою очередь, «рождает потребность в организации индивидуального сопровождения и поддержки процесса развития субъектности на основе формирования антропоориентированной профессиональнопедагогической культуры и акмеологическиориентированной стратегии достижения профессиональной зрелости» [6].

Наиболее глубоко проблема профессионального самоопределения исследована Н.С. Пряжниковым. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности (а также –нахождение смысла в самом процессе самоопределения) в конкретной культурноисторической (социальноэкономической) ситуации» [7].

Н.С. Пряжниковым в ходе исследования профессионального самоопределения личности была обоснована его содержательнопроцессуальная модель, условно состоящая из нескольких этапов: автор полагает, что самоопределение имеет ценностнонравственную основу, которая и закладывается на первом этапе, когда личностью осознается ценность общественнополезного труда и необходимость профессиональной подготовки. Затем, согласно субъективно осмысленной социальноэкономической ситуации, строится прогноз престижности выбираемого вида деятельности. После этогопроисходит общая ориентировка в мире профессионального труда, а также выделение профессиональной цели –мечты. Далее человек определяет ближние профессиональные цели (задачи) как этапы и пути достижения дальней цели. Следующий этап –информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства. Для реализации намеченных планов и перспектив человеку необходимо более или менее четкое представление о возможных препятствиях, осложняющих продвижение к поставленным профессиональным целям, а также знание своих достоинств, способствующих их достижению.

Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С.Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения:1)самоопределение в конкретной трудовой функции или операции;2)на конкретном трудовом посту (предполагает выполнение довольно многообразных функций);3)на уровне конкретной специальности (предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности);4)самоопределение в конкретной профессии (предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности);5)следующий тип –жизненное самоопределение (ранее уже отмечалось, что, по сути, здесь речь идет о выборе образа жизни человека. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни);6)более сложный тип –личностное самоопределение, рассматриваемое автором как высшее проявление жизненного, когда человек становится хозяином ситуациии всей своей жизни;7)самый сложный тип –самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях», что в какомто смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, понимаемой в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).

Многообразие направлений и подходов к изучению процесса профессионального самоопределения способствовало появлению различных вариантов представлений о его структуре. Так, Е.М. Борисовой были выявлены и обоснованы следующие элементы структуры профессионального самоопределения:1)мотивационная сфера личности. Мотивы личности являются основной побудительной силой выбора профессии, стремления к высоким достижениям в ней и профессионального самоопределения в целом;профессиональные способности. Овладение мастерством предполагает развитие знаний, умений и навыков, формирующихся на основе способностей, которыми обладает индивид на момент начала трудовой деятельности. Способности, развиваясь в деятельности, образуют комплексы профессионально важных качеств, обеспечивая дальнейшее продвижение в достижении мастерства;3)индивидуальнотипологические особенности человека. В профессии можно условно выделить две стороны: содержательную и динамическую. Первая определяется набором соответствующих заданий, целей деятельности, требуемых знаний, уменийи навыков, что предъявляет специфические требования к развитию психических, личностных особенностей человека. Динамическая сторона проявляется в том, что любая работа требует определенноготемпа ее выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной помехоустойчивости и т.д.;4)ход профессионального самоопределения также направляется разными компонентами самосознания личности. Адекватные знания о себе, своих возможностях, способностях, ценностных ориентациях позволяют выбирать наиболее подходящие сферы деятельности. Достигнутые в профессии успехи или встретившиеся неудачи, в свою очередь, корректируют представления человека о себе, влияют на самооценку, уровень притязаний и самосознание в целом;5)социальный статус человека. Межличностные отношения, складывающиеся в профессиональном коллективе, во многом определяют ход профессиональной адаптации человека, формирование его социального статуса.

О.В. Падалко, характеризуя структуру профессионального самоопределения, выделила три компонента: 1)когнитивный компонент включает в себя оценку способностей и личностных качеств человека, его жизненные цели, ценностные ориентации, профессиональную направленность, уровень профессиональных знаний, профессиональноесамосознание;2)эмоциональный компонент подразумеваетпотребности индивида, трудовые мотивы, интересы, отношение к престижу профессий и оценкуих привлекательности, отношение к труду, удовлетворенность конкретной работой в профессии;3)поведенческий (волевой)компонент –этопрофессиональные установки, диспозиции, стремление к профессиональной мобильности и непосредственно акты принятия решений о выборе профессии, учебного заведения, места работы.

В практике профориентационной работы используется структура профессионального самоопределения, состоящая из трех компонентов: «надо», «хочу» и «могу», предложенная С.Л. Рубинштейном и разработанная Е.А. Климовым. Примером конкретизации данного подхода является структура, предложенная Н.П. Ансимовой и И.В. Кузнецовой. С их точки зрения, компонент «надо» включает в себя ряд аспектов: осознание значимости общественно полезного труда, умение наполнять личностным смыслом выполняемую работу; умение ориентироваться на рынке труда и профессий; умение анализировать социальноэкономическую сторону профессии, содержание и условия труда, организацию отдельных действий во времени и пространстве. Компонент «хочу» включает в себя интересы, склонности, потребности, ценности, идеалы, цели. Компонент «могу» авторы представляют в виде нескольких блоков, следуя структуре личности, предложенной С.Л. Рубинштейном: а)знания, умения, навыки; б)способности, одаренность; в)свойства реагирования; г)черты характера и поведения.

Рассматриваяпредставленные выше варианты структур профессионального самоопределения и их составляющие, можно сделать следующие выводы. На данный момент в психологической науке не существует единого подхода к определению компонентов структуры профессионального самоопределения. Варианты структуры профессионального самоопределения, выделенные разными авторами, отличаются по количеству включенных компонентов и их сложности.

Наиболее часто выделяются следующие компоненты и их составляющие: цели, ценностные ориентации, мотивы, способности и действия по их оценке, индивидуальнотипологические особенности человека, знания, умения, навыки. В целомв структуре профессионального самоопределения можно выделить пять основных групп компонентов:1)личность и индивидуальность участника профессионального самоопределения (физические качества, индивидуальнотипологические особенности, качества личности и т.д.);2)мотивационноценностная группа (мотивы профессиональной деятельности, ценностные и нравственные ориентации субъекта профессионального самоопределения);3)внешняя и внутренняя деятельность участника профессионального самоопределения (рефлексивные действия по оценке собственных способностей, возможностейи личностных черт, а также принятие решений и конкретные действия по их осуществлению);4)прогностическая деятельность участника профессионального самоопределения (цели, планы, отношение к престижу профессии);5)социальная включенность участника профессионального самоопределения (знание требований общества, умение ориентироваться на рынке труда, умение анализировать социальноэкономическую сторону профессии, ее престижность и востребованность и т.д.).

В результате проведенного анализа профессионального самоопределения личности можно выделить основные моменты этого процесса. Вопервых, профессиональное самоопределение –это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социальноэкономических условий. Профессиональное самоопределение –важнаяхарактеристикасоциальнопсихологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. Вовторых, профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии; актуализация данного процесса инициируется различными жизненными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, увольнение с работы и др.). Втретьих, процесс профессионального самоопределения включает развитие сознания и самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построениеэталонов в виде идеального образа профессионала.

Современный подход к профессиональной подготовке специалистов предполагает изменение позиции студента:важно сделать так, чтобы вместо объекта воспитательнообразовательного процесса студент стал его подлинным субъектом. Главной целью профессиональной подготовки специалистов становится воспитание личности, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации. Особую важность это приобретает при подготовке педагогов.

Следует заметить, что перечень требований, предъявляемых к социальному педагогу, всегда включал и личностные качества. Личностные качества выступают аспектом профессионального становления социальных педагогов [8; 9], педагоговпсихологов [10; 11].

Разрабатывая программу по повышению эффективности профессионального самоопределения студентов, мы исходили из того, что основной мотив познавательной деятельности студентов –стремление приобрести социальнозначимую профессию (социального педагога).

Рассмотрим основное содержание предлагаемой нами программы консультирования по повышению эффективности профессионального самоопределения студентов.

Цель программы–повышение эффективности профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.

Задачи программы: 1)помощь в профессиональной адаптации;2)развитие умений планировать и принимать решения;3)формирование навыков социального взаимодействия и поведения на рынке труда.

Программа предполагает групповую форму работы со студентами, так как при этом можно оказать помощь большому количеству студентов одновременно. Диагностика профессиональных мотивов, предпочтений и склонностей проводится в индивидуальной форме.

Внедрение программы предусматривает следующие этапы.1йэтап –«Коррекция общих профессиональных и жизненных установок» (I–IIкурс): помощь в профессиональной адаптации; выработкаумений оценивать собственные способности, особенности в отношении профессии.2йэтап–«Подготовка к реализации направленной активности студента» (III–IVкурс): развитие профессиональных намерений студентов внутри избранной профессиональной области, формирование мотивов выбора профессии и профессиональной деятельности; помощь в реальном соотнесении ими способностей и возможностей в учебе ибудущей работе; развитие базовых профессионально важных качеств.3йэтап–«Профессиональная реализация» (Vкурс): помощь направлена на развитие навыков социального взаимодействия, на формирование поведения на рынке.

Рассмотрим содержание работы на каждом из выделенных этапов.

1йэтап. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная профессиональная адаптация студентов первого курса определяет эффективность профессионального самоопределения, а также является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста.

Существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает система ценностных ориентаций, профессиональных желаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация зависит также от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию.

Задачи этапа: 1.Определение вариантов жизненных планов.

Ранжирование этих вариантов по степени предпочтения и возможности реализации.

3.Конкретизация вариантов жизненных планов с учетом возможностей личности, региона, предполагаемых мест работы, ситуации на рынке труда.

На первой ступени работа со студентами начинается с выяснения круга профессиональных желаний, определения их приоритетов, обсуждения перспектив реализации тех или иных желаний, с уточнения круга желаний. Список желаний может быть зафиксирован наглядно в виде круга с разноцветными секторами, где любимыми цветами помечены наиболее приоритетные желания. Далее вводится техника «Состязание мотивов», предполагающая соотнесение плюсов и минусов, сопряженных с реализацией мотивов. Данная техника может быть вербальной или графической, может быть основой для проведения групповой дискуссии с выделением микрогрупп, обосновывающих те или иные мотивы профессионального выбора. Результатом первого этапа работы должно стать уточнение жизненных планов будущего специалиста.

Для уточнения жизненных планов необходима специально организованная рефлексия мотивации профессиональной деятельности. Для этого может быть использована методика К. Замфир в модификации А. Реана. Студентам предлагаются мотивы профессиональной деятельности, которые они должны оценить по пятибалльной шкале. В дальнейшем студенты подсчитывают показатели внутренней мотивации, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации. На основе полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности, который может влиять на профессиональное самоопределение.

Осознание студентамиуровня информированности по будущей профессии предполагает работу с «контрольными списками», где студентам предоставляется перечень знаний о профессии и содержании труда в выбранной профессии, о перспективах трудоустройства, об организациях, в которых возможно трудоустройство выпускников. «Контрольные списки» позволяют выявить уровень информированности студентов относительно своей будущей профессии. Можно провести круглые столы на тему «Моя профессия и возможное трудоустройство». Целесообразно также проводить экскурсии в учреждения и организации для подбора возможных мест будущего трудоустройства.

Информированность о будущей профессии и потребности в специалистах на рынке труда поможет студентам определить свои профессиональные цели. Следовательно, 2йэтап –консультирование –будет направлен на развитие умений планировать.

2йэтап. Эффективность профессионального самоопределения зависит от умения планировать,принимать решения и от сформированности профессиональной рефлексии.

Задачи этапа: 1.Развитиеумения планировать.2.Формированиеалгоритмовпринятия решения.3.Развитие профессиональной рефлексии. На первой ступени работа со студентами начинается с выявлениясвоих профессиональных целей. Студентам предлагается выстроить«Дорожную карту» своих целей, выделив главную профессиональную цель, далее –выделить промежуточные цели, которые помогут достичь главной профессиональной цели. В дальнейшем студентампредлагается разбиться на микрогруппы и обсудить свою «Дорожную карту профессиональных целей». Затем вводится техника «Заборы и овраги», предполагающая осознание препятствий на пути к достижению профессиональной цели. Группе предлагается выделить один вариант профессиональной цели, в дальнейшем каждый участник группы называет трудности на пути достижения цели. Выделенные студентами трудности можно оформить в виде таблицы. В дальнейшем проводится обсуждение трудностей и осуществляется разработка путей преодоления выделенных трудностей. Постановка профессиональных целей ведет к формированию навыков принятиярешений. Следовательно, на второй ступени работа со студентами будет направлена на развитие умений в области принятия решений. Студентам зачитывается задача, которую необходимо решить, в таблицу заносятся полученные результаты. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными результатами. В дальнейшем каждой группе предлагается разработать план убеждения других групп в собственной правоте. Затем проводится дискуссия, в которой каждая группа пытается убедить других в правильности своего результата. В итоге дискуссии все должны прийти к одному результату.

На 3йступени работа направлена на диагностику профессиональной рефлексии. Для этого может быть использована методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник А.В. Карпова. Студентам предлагается ответить на несколько утверждений опросника. Результатом применения методики является определение показателей уровня развития рефлексии. Профессиональная рефлексия –это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны,они развиваются. Высокий уровень рефлексии помогает студенту сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы. Если у студента низкий уровень рефлексии, необходима помощь студенту в корректировке своего профессионального пути. На этом этапе, когда четко сформулированы цели, развиты приемы алгоритмов принятия решений, реализовано полное соотнесение студента и избранной профессии, студент переходит на новый этап профессионального самоопределения.

3йэтап. Задачи:1.Развитие навыков социального взаимодействия.2.Формирование навыков поведения на рынке труда.На первой ступени 3гоэтапа работа направлена на развитие навыков социального взаимодействия. Для этого может быть использован тест межличностных отношений Лири. В этом тесте предлагается список характеристик, студент должен отметить ту, которая соответствует его данным. Полученные баллы подсчитываются и переносятся на диаграмму. Благодаря этому тесту определяется, какой тип межличностных отношений проявляется у студента. Далее проводится тест оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского). Студентам предлагается ответить на вопросы;полученные баллы покажут уровень его коммуникабельности. Если уровень коммуникации низкий, то нужна корректировка, так как в дальнейшем могут возникнуть проблемы при трудоустройстве.

Изучение межличностных отношений помогает нам выяснить, какие студенты склонны к конфликтам. Для определения формы социального поведения студента в ситуации конфликта можно использовать методику К.Н. Томаса «Оценки способов реагирования в конфликтной ситуации». Данная методика определяет типичныеспособы реагирования человека на конфликтные ситуации (сотрудничество, соперничество, избегание, компромисс, приспособление), выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе –студенческой группе, стремится ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их. С помощью данной методики можно также оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности. На второй ступени работа направлена на формирование навыков поведения студента на рынке труда. Предлагается провести тренинг «Успешная самопрезентация». В тренинговую программу входят лекции о самопрезентации, упражнения для отработки навыков установления контакта (упражнение «Рукопожатие»). В ходе тренинга студенты могут также освоить эффективные средства общения (упражнение «Карусель»); развить творческое мышление, выявить жизненные стратегии (упражнение «Лозунг жизни»); развить способности к убеждению, влиянию, раскрытию потенциалов естественности (упражнение «Экспедиция»). Данный тренинг поможет студентам освоить необходимые навыки поведения на рынке труда.

Разработанная нами программа консультирования поможет повысить эффективность профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. Изучение мотивов, способностей, профессиональных желаний способствуетпрофессиональной адаптации и осознаниюправильности выбора профессии. Кроме того, предлагаемая программа дает студенту возможностьвыстроить свою профессиональную карьеру, уточнить профессиональные цели. Данная программа поможет будущим специалистам сопоставить свои цели с собственными способностями, развить профессиональную рефлексию, а в случае неправильно выбранной специальности поможет студенту изменить профессиональный путь в соответствии со своими способностями и наклонностями. На пятом курсе студент задумывается о конкретных местах будущего трудоустройства. В настоящее время число вакантных мест на рынке труда ограничено, высока конкуренциясреди представителей профессий социальной сферы. Поэтому каждому студенту необходимо развить навыки коммуникации, самопрезентации, выработать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В данную программу включены такие методики, которые помогут студенту освоить навыки социального взаимодействия и поведения на рынке труда. Подводя итог нашему исследованию, следует отметить:1.Психологическая помощь в профессиональном самоопределении студентов на этапе обучения в вузе может осуществляться в индивидуальной и групповой формах.

2.Разработанная программа может быть использована для повышения эффективности профессионального самоопределения студентов.

Ссылкина источники1.Маркова А.К. Психология профессионализма. –М.: Знание, 1996.

2.Там же.

3.Там же.

4.ЗеерЭ.Ф. Психология профессий: учеб.пособие для студ.вузов.–2–е изд., перераб., доп.–М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед.–М.: Изд.центр «Академия», 2005. 6.Скуднова Т.Д. Социальнофилософские основания трансформации педагогического образования. –М., 2009. –С. 262.

7.Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. –М.: Академия, 2005.

8.Кобышева Л.И. Психологопедагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение. –2013.–№4. –С.142–145.

Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. –2012. –№2. –С. 95–103.

10.Ефремова О.И. Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Концепт: науч.метод. журн.–2012. –№ 55. –С. 26–30.

11.Ефремова О.И. Об одном из подходов к изучению информационной компетентности учителя // Наука и школа. –2009. –№3. –С. 12–15.

Larisa Kobysheva,

Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chair of social pedagogy and psychology,Taganrog Institute of A.P. Chekhov (branch) “Rostov State Economic University (RINH)”, TaganrogLarisakobysheva@yandex.ru

Theory and practice of selfdetermination of students in higher educational institutionAbstract. The study is aimed at investigating the professional selfdetermination of future teachers. The authorclarifies the nature of the concept of selfdetermination; analyzesthe structure, types and components of professional selfdetermination. There is the presentation of the program to improve the effectiveness of professional selfdetermonation. Keywords:selfdetermination, professional selfdetermination, selfrealization, profession, social educator, professionally important personal qualities.

References1.Markova,A. K. (1996) Psihologija professionalizma,Znanie,Moscow(in Russian). 2.Ibid.

3.Ibid.

4.Zeer,Je. F. (2003) Psihologija professij: ucheb. posobie dlja stud. vuzov,2–e izd., pererab., dop,Akademicheskij Proekt,Moscow; Delovaja kniga,Ekaterinburg(in Russian). 5.Klimov,E. A. (2005) Psihologija professional'nogo samoopredelenija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved.,Izd. centr “Akademija”,Moscow(in Russian). 6.Skudnova,T. D. (2009) Social'nofilosofskie osnovanija transformacii pedagogicheskogo obrazovanija,Moscow,p.262(in Russian). 7.Prjazhnikova,E. Ju.&Prjazhnikov,N. S. (2005) Proforientacija,Akademija,Moscow(in Russian). 8.Kobysheva,L. I. (2013) “Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie formirovanija lichnostnyh kachestv social'nogo pedagoga v uslovijah vuzovskogo obrazovanija”,Nauchnoe mnenie,№ 4,pp.142–145(in Russian). 9.Kobysheva,L. I.&Krotova,A. P. (2012) “Samoopredelenie kak uslovie stanovlenija professionalizma budushhih pedagogov”,Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika,№ 2,pp.95–103(in Russian). 10.Efremova,O. I. (2012) “Mifologizirovannye komponenty professional'nogo soznanija budushhih psihologov obrazovanija i ih korrekcija”,Koncept: nauch.metod. zhurn,№ 55,pp.26–30(in Russian). 11.Efremova,O. I. (2009) “Ob odnom iz podhodov k izucheniju informacionnoj kompetentnosti uchitelja”,Nauka i shkola,№ 3,pp.12–15(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редакторомжурнала «Концепт»