Влияние кинезиологических тренировок на развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паутова В. В. Влияние кинезиологических тренировок на развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14301.htm.
Аннотация. В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере общего образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены основные аспекты, требующие изменений в организации системы образования с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм подготовки детей к школьному обучению (психофизиологические, интеллектуальные, личностные). Представлен современный арсенал педагогической кинезиологии, позволяющий выразить всю сложность двигательной деятельности, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания об особенностях индивидуального и возрастного развития детей и необходимости правильно организованных движений, на имеющийся опыт в кинезиологическом направлении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Паутова Валерия Валерьевна,старший преподаватель кафедры психологии ФГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаулpautova.valeriya@mail.ru

Влияние кинезиологических тренировок на развитие личности ребёнка старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе

Аннотация.В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере общего образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены основные аспекты, требующие изменений в организации системы образования с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм подготовки детей к школьному обучению (психофизиологические, интеллектуальные, личностные). Представлен современный арсенал педагогической кинезиологии,позволяющий выразить всю сложность двигательной деятельности, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания об особенностях индивидуального и возрастного развития детей и необходимости правильноорганизованных движений, на имеющийся опытв кинезиологическом направлении. Ключевые слова: здоровьесберегающий принцип природосообразности, здоровьесберегающая педагогика, кинезофилия, кинезиологические упражнения, психофизиологическая, интеллектуальная, личностная готовность к обучению в школе.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Социальноэкономические преобразования, происходящие во всех сферах общественной жизни, оказали влияние и на систему образования. На передний план выходят ценности свободы личности, ненасилия, обучение человека без ущерба для его здоровья. Современный подход к образованию нашел отражение в «Законе об образовании» (1992) и государственном образовательном стандарте, в общей части которого указаны основные принципы государственной политики в области образования, приоритетные и стратегические направления его развития,с учётом региональных аспектов определена система федеральных образовательных проектов [1].Современный стандарт образования позволяет учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Указывается, что подготовка к обучению в школеможет быть эффективной, направленной на развитие личности ребёнка, раскрытие его способностей в том случае, если она будет исходить из максимально точного учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей. Тенденция же к ускоренному прохождению подготовительного этапа обучения ведёт к ряду трудновосполнимых потерь в психическом и личностном развитии ребёнка. Ценность каждого этапа детского развития делает неразумным ускоренное прохождение отдельных его стадий. Соблюдение здоровьесберегающего принципа природосообразности важно потому, что за последние годыотмечено значительное ухудшениездоровья детей [2].По современным данным департамента здравоохранения, изза ухудшения социальной и экологической обстановки лишь около 50% детей рождаются здоровыми (материалы VIкраевой конференции «Здоровое развитие детей» участников Общероссийского движения «Российский Союз за здоровое развитие детей» в Алтайском крае, 2013). Это делает актуальным внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий, что отражено в Указе президента РФот 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [3]. В Алтайском крае на сегодняшний день работает 60 школ здоровья, что составляет 5% от их общего количества. За 5 лет поставлена задача повысить процент школ здоровья до 40%. Школ здоровья в Алтайском крае должно стать 470 (материалы VIкраевой конференции «Здоровое развитие детей» участников Общероссийского движения «Российский Союз за здоровое развитие детей» в Алтайском крае). Губернатором Алтайского краяА. Б. Карлиным одобрена резолюция: развивать здоровьесбережение в Алтайском крае.Для успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы от поступающих в первый класс требуется предварительная обученность обязательным навыкам, произвольное поведение и развитость психических процессов: памяти, внимания, мышления. Указанный комплекс готовности к обучению реализуется в период пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Подготовка детей к школе проводится в традиционных условиях, моделирующих школьное обучение. Этот процесс сопровождается ограничением детей в движениях, нарушением важнейшего принципа природосообразности онтогенеза –возрастной кинезофилией. В проблеме подготовки детей к школьному обучению на базе ДОУ выделено два основных направления:общее и специальное.Общее направление включает гармоничное и всестороннее развитие ребёнка. Результатом этого процесса выступает формирование физической, мотивационной, нравственноволевой, интеллектуальной, коммуникативной сфер личности, развитие всех видов ее деятельности.Специальное направление включает приобретение ребёнком знаний и умений, обеспечивающих успешность освоения содержания учебного материала в 1мклассе по основным предметам. Эти два направления находятся в органическом единстве. Деление целостного процесса подготовки на две логические части обосновано целями и временными рамками их реализации в педагогическом процессе ДОУ, что позволяет выделить основные компоненты готовности к школьному обучению –психофизиологические, интеллектуальные, личностные [4].Остановимся на особенностях психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе. 1.Психофизиологическая готовность к обучению

Под ней понимается физическое созревание ребёнка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующий возрастной норме уровень умственного развития. Кроме того, весьма важными показателями являются уровень развития основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья. Можно выделить ведущие компоненты психофизиологической готовности к обучению:антропометрические характеристики, отвечающие возрастным показателям (нормальный рост, вес, объём грудной клетки, пропорции и т.д.);общий мышечный тонус, развитие мускулатуры и суставносвязочного аппарата;сформированность мелких движений кистей рук и пальцев;состояние зрения и слуха;состояние нервной системы: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности [5].С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организмребёнка. Систематическая учебная работа, большой объём новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе –все это требует значительного напряжения умственных и физических сил младшего школьника. Многочисленными исследованиями нейрофизиологов и психологов установлено, что систематические занятия упражнениями асимметрической гимнастики существенно улучшают межполушарную координацию работы мозга. Гармоническое единство включает в процесс познания левое и правое полушария головного мозга, обеспечивает улучшение процессов памяти, внимания, мышления [6].Развитие кинезиологического направления опирается на процесс созревания мозга, который идёт путём надстройки новых уровней над старыми уровнями. Как отмечает Л. С. Выготский, старый уровень переходит в новый, существует в нём, создавая его базис [7; 8]. Формирование парной работы мозга проходит в онтогенезе ряд этапов.На первом этапе (отвнутриутробного периода до 2–3 лет) закладывается базис для межполушарного обеспечения регуляции мышечного тонуса и бодрствования.На втором этапе (от 3 до 7 лет) закладывается второй функциональный блок мозга, который принимает зрительную, слуховую, общечувствительную и кинестетическую информацию. При этомдля нормального созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. На этом отрезке онтогенеза закрепляется межполушарная асимметрия, формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха), функциональной активности [9].На третьем этапе (от 7 до 12–15 лет) происходит становление межполушарного взаимодействия, наблюдается единство работы правого и левого полушарий. Формируются когнитивные стили личности при систематическом обучении. Это позволяет ребёнку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, произвольно регулировать своё поведение, эмоции, речь, организовывать активную сознательную деятельность [10].В период подготовки ребёнка к школе (6–7 лет) более развитым оказывается правое полушарие, а левое постепенно актуализируется к 9 годам, согласно смене этапов развития корковых полушарий в постнатальный период, выделенных К. Ханнафорд [11].Всё это позволяет сделать вывод, что подготовка к обучению должна проходить естественным для детей правополушарным способом –через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. Очень важной особенностью ребёнка 7летнего возраста является пластичность работы левого и правого полушарий мозга. При этом кинезиологические упражнения составляют огромный коррекционный потенциал. К 9летнему возрасту по всем нейробиологическим законам снижается интенсивное развитие мозгаи коррекционный процесс подчас приобретает характер муштры. При этом следует учитывать иерархию развития основных (базальных) факторов развития мозга, являющихся нормами для совершенствования познавательных процессов.По мнению Л. С. Выготского, развитие ребёнка всегда идёт вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение начинается с первых дней жизни ребёнка, являясь его естественным состоянием. Развитие мозга способствует применениювсё более сложных процессов научения. В свою очередь, воспринимающая и моторная деятельность, освоение языка и другие виды движения вносят свой вклад в образование и усиление межнейронных связей. Формирующийся мозг дошкольника необыкновенно пластичен. Однакона каждом возрастном этапе развития ребёнок должен решать проблемы в соответствии со своим возрастом [12].Двигательная активность является одним из основных факторов онтогенеза психического развития человека, наряду с наследственностью и средой. По мнению Д. Д. Донского, физическое упражнение как двигательное действие является психическим актом с его моторной и духовной сторонами [13].Далее рассмотрим особенности интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе. 2.Интеллектуальная готовность к обучению Это развитие мыслительных процессов –способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы; определённая широта представлений, в том числе образных и нравственных; соответствующее речевое развитие и познавательная активность, наличие у ребёнка кругозора, включающего запас конкретных знаний.В соответствии с мнением Л. И. Божович,в изучении интеллектуального компонента готовности к школе акцент следует делать не на сумме усвоенных знаний и умений, а на уровне развития интеллектуальных процессов. Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать, видеть сходное и отличительное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы [14].Данный вид готовности предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности умениявыделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности, иметь представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности. Начиная с трёх лет жизни ребёнка –это сенситивный период для развития переместительных движений, которые должны выполняться в любых условиях,–необходимо создавать и предпосылки к частичному освоению в дальнейшем базовых движений для выполнения более сложных двигательных действий четвёртого года жизни, которые является сенситивным для развития координации движений.Опоздание либо отсутствие специальноорганизованной тренировки этого качества может привести ребёнка к трудностям в овладении новыми движениями, требующими проявления интеллектуальных функций. Это связано с тем, чтокризисный период физического развития в этом возрасте совмещается с сенситивным периодом психического развития. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо обеспечивать такие воспитательные возможности, которые способствовали бы оформлению в сознании ипсихике ребёнка комплекса представлений и ощущенийсначала о приятности и желаемости занятий физическими упражнениями, а затем –об их необходимости [15].Многочисленными учёными отмечается факт ускорения формирования речевых центров у детей трёхлетнего возраста при развитии тонкой моторики в процессе лепки, вышивания, рисования, сборки мозаики [16]. Формирование представлений о времени [17], интенсивный поиск нетрадиционных форм физического воспитанияориентированы на развитие интеллекта посредством специально организованного физического воспитания. Его главным компонентом является создание образа движений. Известна система психогимнастики М. И. Чистяковой, успешно адаптированная для дошкольников[18].Правомерно констатировать, что в целом применение педагогической кинезиологии в рамках дошкольного образовательного учреждения базируется на основополагающих принципах дидактики. В их числе: систематичность обучения, сознательность, активность, доступность и осознанность перехода от одного этапа обучения к другому этапу [19].В сознании ребёнка связываются воедино смысловой, зрительный и кинестетический образы двигательного действия. Объединяя смысловой образ изучаемого двигательного элемента со зрительным и кинестетическим образами, необходимо контролировать не только правильность выполнения двигательных действий, но и знания ребёнка о технике выполнения. Открывается возможность выявления пробелов в знаниях. Становится явной следующая иерархия уровней подготовленности ребёнка: «не знаю –не делаю», «знаю –не делаю», «не знаю –делаю», «знаю –делаю». Эти ступени, подобно лестнице, ведут к вершине техникотактического мастерства [20].Последовательность и постепенность обучения достигаются упорядоченностью решаемых задач. Программа обучения составляется так, чтобы обучаемый осваивал правильную технику двигательных действий постепенно, шаг за шагом, осмысливая свои действия. При этом сознательность обучения обеспечена его наличием в виде показа движения, схемы, рисунка. Обучаемый ребёнок получает возможностьосмысленно приближать свою двигательную деятельность к этому стандарту.Доступность обучения реализуется тем, что каждая очередная порция информации осваивается на уровне уже достигнутых возможностей, которые реально оцениваются педагогом и самим ребёнком.Инаконец, обучение становится активным благодаря самоконтролю, для чего создаётся система ориентиров –зрительных и кинестетических (основанных на ощущениях обучаемого). Становление обратной связи по усвоению движения или действия идёт в процессе сенсорного развития и воспитания.3.Личностная готовность к обучениюЭто наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребёнка должна быть сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.Компоненты личностной готовности к обучению –наличие внутренней позиции школьника, произвольность поведения, сформированность механизмов эмоциональной саморегуляции, развитые навыки общения и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, адекватная самооценка.По мнению Л. И. Божович, наиболее важным в готовности ребёнка к школе признаётсямотивационный план. Автор выделяет две группы мотивов учения:широкие социальные мотивы учения,или мотивы, связанные спотребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений;мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, познавательными интересами детей; потребностью в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками и знаниями [21].Также в структуру личностной готовности ребёнка к школе входит характеристика волевой сферы. Произвольность поведения проявляется при выполнении требований и конкретных правил взрослого. Уже в дошкольном возрасте ребёнку необходимо преодолевать возникающие трудности и подчинять свои действия поставленной цели. Д. Б. Эльконин считает, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребёнку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребёнку трудно. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения [22]. Личностная готовность к школьному обучению предполагает совокупность определённых характеристик волевой, эмоциональной сфер, сферы самосознания ребёнка, необходимых для успешного начала учебной деятельности.Современный арсенал педагогической кинезиологии позволяет выразить всю сложность двигательной деятельности, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания об особенностях индивидуального и возрастного развития детей и необходимость правильноорганизованных движений, на имеющийся опытв кинезиологическом направлении. Внедряя методы педагогической кинезиологии в практику работы с дошкольниками, важно осознавать необходимость создания педагогических условий для их реализации. Отметим, что кинезиологические упражнения полезны при усвоении естественных двигательных действий и двигательных действий, которые редко или почти не встречаются в жизни. Именно они, тщательно подобранные и дозированные, могут дать наибольший результат в развитии личности и познавательной сферы дошкольников.Реализация идеи восполнения кинезофилии у детей посредством упражнений, улучшающих межполушарную координацию,предусматривает сохранение взаимосвязи образования, воспитания и развития. Опираясь на концептуальное положение В. С. Ильина о ценности учебновоспитательного процесса [23], определим функции процесса подготовки детей к обучению в школе средствами кинезиологических упражнений:образовательная функция процесса подготовки детей к обучению в школе средствами кинезиологических упражнений определяется потребностью школы в детях, полноценно готовых к усвоению программы обучения. Реализация образовательной функции осуществляется всеми субъектами образовательного процесса –детьми, их родителями и педагогами ДОУ. Процесс освоениядвигательных умений и навыков включён в программу подготовки детей к обучению к школе в виде ее составной части; воспитательная функция проявляется в формировании нормативного отношения к усвоению правильных движений, способствующих повышению уровня когнитивной и личностной сферы. Результатом реализации функции воспитания является формирования культуры, систематическое соблюдение двигательного режима; развивающая функция заключается в развитии умений, направленных на использование кинезиологических упражнений не только на занятиях в ДОУ, но и в семье. Эта функция приоритетная; она способствует повышению уровня готовности ребёнка к школе, охватывая все сферы личности: сенсорную, эмоциональную, волевую, двигательную, мотивационнопотребностную;

–интегративная функция заключается в обязательном установлении зависимостей различного уровня и содержания, методов, средств и форм обучения. Для реализации функций необходимо создание следующих условий:использование кинезиологических упражнений в условиях ДОУ–позволяет насытить и обогатить двигательную среду;диагностическое обеспечение процесса реализации кинезиологических упражнений в процессе подготовки детей к школе–позволяет контролировать и корректировать процесс достижения поставленной цели;поэтапное внедрение программы для повышения уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений–способствует повышению усвоения новых знаний, так как обеспечивает переход от простого к сложному;реализация общения и педагогического взаимодействия, основанных на принципах сотрудничества, диалогичности, использования активных методов обучения,–позволяет индивидуализировать и активизировать процесс освоения кинезиологических упражнений и повышает готовность детей к школе.Таким образом, на данном этапе кинезиология –одна из самых экологичных отраслей. Развиваясь на стыке медицины, психологии и педагогики, она использует такие преимущества,как безопасность, возможность индивидуального и фронтального применения, точного дозирования объёма движений. Кинезиологические упражнения являются практическими действиями, которые совершенно безопасны; их можно применять для развития детей с раннего возраста. Применение кинезиологического подхода при организации учебнопознавательной деятельности детей в ДОУ позволяет создать условия, при которых усилия обучающихся объединяются с их спонтанной активностью. Кинезиологические упражнения позволяют развивать межполушарное взаимодействие коры больших полушарий мозга ребёнка, способствуя тем самым процессу развития его личности. Этот вывод физиологов органически взаимосвязан с наблюдениями Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, считавших, что развитие личности ребёнка осуществляется в процессе деятельности. Деятельность понималась ими как единица жизни человека, реализуемая через особую активность (игру, учёбу, труд). Именно такой деятельностью можно считать кинезиологические тренировки, способствующие осуществлению межполушарной координации мозга, которая обеспечивается наличием нервных связей между левым и правым полушариямии тем самымоткрывает ребёнку реальный путь к более эффективному освоению обучающих программ и действий. Не игнорируя физиологические закономерности развития мозга, не ускоряя их, не замедляя развитие отдельных его отделов, не замещая искусственно функции одного полушария функциями другого, происходитэффективное влияние на освоение ребёнком учебных программ путём целенаправленного развития межполушарной проводимости, улучшения синхронизации в работе правого и левого полушарий головного мозга.

Ссылки на источники1.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992.–№32661 в ред. Федерального закона от 13.01. 1996.–№12, ф. 3 // Российская газета. –1996. –23 янв.

2.СиротюкА. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.–М.: Творческий центр«Сфера», 2003. –288 с.3.Кучма В. Р., Степанова М. И., СухареваЛ. М. Медикопрофилактические работы общеобразовательных учреждений / под ред. В. Р. Кучмы. –М.: Просвещение, 2013. –110 с.4.СазоноваН. П. Дошкольная педагогика: курс лекций: учеб.пособие для студ.пед. фак. –Барнаул: БГПУ, 2008. –160 с. 5.Кучма В. Р., Степанова М. И., Сухарева Л. М. Указ. соч.6.Ананьев Б. Г. Пространственное различение. –Л.: ЛГУ, 1956. –322 с.7.Выготский Л. С. Педагогическая психология.–М.:Педагогика, 1991. –480 с. 8.ВыготскийЛ. С. Психология развития как феномен культуры. –Москва; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.–511 с.9.ЛурияА. Р. Основы нейропсихологии.–М.: Академия, 2002. –160 с. 10.ЛурияА. Р. Основы нейропсихологии.–М.:Изд. центр «Академия», 2003. –384с.11.РубинштейнС. Л. Проблемы общей психологии. –М.:АПН СССР, 1973. –423 с.12.ВыготскийЛ. С. Педагогическая психология. 13.Донской Д. Д. Биомеханика физических упражнений. –М.:ФиС, 1958. –230 с.14.Божович Л. И. Отношение дошкольников кучению как психологическая проблема //Вопросы психологии школьников. –1951. –Вып.36.–С. 52–55.15.Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. –М.:Сов.спорт, 2009. –220 с.16.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. –СПб.:Питер, 2008. –624 с.17.ПилюгинаЭ. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1983. –96 с.18.Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. –М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.–160 с.СиротюкА. Л. Указ. соч.20.Гросс Х. Х. Методология педагогической кинезиологии.–Таллин: ВАЛЧУС, 1987. –240 с. 21.БожовичЛ. И. Указ. соч.22.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.–М.: Педагогика, 1989. –560 с.23.ИльинВ. С. О концепции целостного учебновоспитательного процесса: методологические основы совершенствования учебновоспитательного процесса. –Волгоград: ВГПИ, 1981. –124 с.

Valery Pautova,

Senior lecturer at thechair of Psychology, Altay State Pedagogical Academy, Barnaulpautova.valeriya@mail.ruInfluence of kinesiological work outson evolutionof thesenior preschool age child during his preparation toschoolAbstract.The paper deals with thekinesiologicalaspect of preschool children preparation to school, considering theirpsychological, physiological, intellectual and personal features of evolution. Keywords: pedagogics, kinesiology, kinesiological exercises, psychophysiology, intellectual andpersonalreadiness for school education.References1.(1996) “Zakon RF “Ob obrazovanii”ot 10.07.1992,№ 32661 v red. Federal'nogo zakona ot 13.01. 1996, № 12, f. 3”,Rossijskaja gazeta,23 janv. (in Russian).2.Sirotjuk,A. L. (2003) Nejropsihologicheskoe i psihofiziologicheskoe soprovozhdenie obuchenija,Tvorcheskij centr: Sfera, Moscow,288 p.(in Russian).3.Kuchma,V. R.(ed.), Stepanova, M. I. &Suhareva,L. M. (2013) Medikoprofilakticheskie raboty obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij,Prosveshhenie, Moscow,110 p.(in Russian).4.Sazonova,N. P. (2008) Doshkol'naja pedagogika: kurs lekcij: ucheb. posobie dlja stud. ped. fak., BGPU, Barnaul,160 p.(in Russian).5.Kuchma, V. R. (ed.), Stepanova, M. I. & Suhareva, L. M. (2013) Op. cit.6.Anan'ev,B. G.(1956)Prostranstvennoe razlichenie, LGU, Leningrad,322 p.(in Russian).7.Vygotskij,L. S.(1991)Pedagogicheskaja psihologija,Pedagogika, Moscow,480 p.(in Russian).8.Vygotskij,L. S. (1996) Psihologija razvitija kak fenomen kul'tury,NPO MODJeK, Voronezh, Moscow,511 p.(in Russian).9.Lurija,A. R.(2002)Osnovy nejropsihologii,Akademija, Moscow,160 p.(in Russian).10.Lurija,A. R. (2003) Osnovy nejropsihologii,Izd. centr “Akademija”, Moscow,384 p.(in Russian).11.Rubinshtejn,S. L. (1973) Problemy obshhej psihologii,APN SSSR, Moscow,423 p.(in Russian).12.Vygotskij, L. S. (1991) Op. cit.

13.Donskoj,D. D. (1958) Biomehanika fizicheskih uprazhnenij,FiS, Moscow,230 p.(in Russian).14.Bozhovich,L. I.(1951)“Otnoshenie doshkol'nikov k ucheniju kak psihologicheskaja problema”,Voprosy psihologii shkol'nikov,vyp. 36, pp. 52–55 (in Russian).15.Bal'sevich,V. K. (2009) Ocherki po vozrastnoj kineziologii cheloveka,Sov. sport, Moscow,220 p.(in Russian).16.Lurija, A. R.(2008)Vysshie korkovye funkcii cheloveka,Piter, St. Peterburg,624 p.(in Russian).17.Piljugina,Je. G. (1983) Zanjatija po sensornomu vospitaniju s det'mi rannego vozrasta,Prosveshhenie, Moscow,96 p.(in Russian).18.Chistjakova,M. I.,Bujanov M. I. (ed.) (1995) Psihogimnastika, Prosveshhenie,VLADOS, Moscow,160p.(in Russian).19.Sirotjuk, A. L. (2003) Op. cit.20.Gross,H. H. (1987) Metodologija pedagogicheskoj kineziologii,VALChUS, Tallin,240 p.(in Russian).21.Bozhovich, L. I. (1951) Op. cit.22.Jel'konin,D. B., Davydov, V. V. Zinchenko,V. P. (eds.) (1989) Izbrannye psihologicheskie trudy,Pedagogika, Moscow,560 p.(in Russian).23.Il'in,V. S. (1981) O koncepcii celostnogo uchebnovospitatel'nogoprocessa: metodologicheskie osnovy sovershenstvovanija uchebnovospitatel'nogo processa,VGPI, Volgograd,124 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук

;