Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новикова К. В., Киселева А. А. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14310.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности и тенденции развития лесопромышленного комплекса, обозначена роль государства в его регулировании. Доказана целесообразность повышения эффективности лесопромышленного комплекса путем внедрения инноваций и усиления регулирующей функции государства, с одной стороны, и усиления общественного контроля и роста сознательности населения – с другой.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новикова Ксения Владимировна,доктор экономических наук, профессор,заведующая кафедрой маркетинга ФГБОУВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермьksenia-27@yandex.ru

Киселева Анна Александровна,старший преподаватель кафедры маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермьannykiseleva@ya.ru

Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности и тенденции развития лесопромышленного комплекса, обозначена роль государства в его регулировании. Доказана целесообразность повышения эффективности лесопромышленного комплекса путем внедрения инноваций и усиления регулирующей функции государства, с одной стороны, и усиления общественного контроля и роста сознательности населения –с другой.Ключевые слова:государственное регулирование, государственная поддержка, лесопромышленный комплекс, экспорт.Раздел: (04) экономика.

Лесопромышленный комплекс Российской Федерации является одним из перспективных отраслевых рынков, играющим значительную роль как во внутренней, так и во внешней политике страны. В настоящее время в лесопромышленном комплексе функционируют свыше 21 тыс. предприятий, 54% из которых являются убыточными. Порог просроченной задолженности в бюджеты различных уровней на сегодняшний день достигает 32 млрдруб. По данным ВНИИ лесной промышленности, более 21 млнм³ древесины, которая была вывезена, или 22,9% в общем объеме древесины, не попадает в учтенные доходы и не облагается налогами.Приведенные фактыпоказывают серьезность и глубину выявленных проблем лесопромышленного комплекса Российской Федерации. Важность проводимой государством политики в области лесного хозяйства имеет стратегическое значение (см. рис. 1). В сложившихся условиях задачей государства является содействие развитию лесопромышленного комплекса на основе выработки направлений использования лесных ресурсов с целью их возобновления и недопущения их уничтожения. Именно государство разрабатывает политику регулирования деятельности лесопромышленных предприятий, которое в первую очередь должно осуществляться путем принятия нормативноправовых актов.28 декабря 2013 г. был подписан Федеральный закон № 415ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», содержащий ряд важных изменений в области регулирования деятельности лесопромышленного комплекса. В частности, с 01 февраля 2014 г. были введены учет и маркировка древесины, были подвергнуты пересмотру и ужесточению вопросы транспортировки древесины и особенности про Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 140200085. Рис.1. Система управления лесопромышленным комплексом [1]

ведения сделок по поводу ее использования. С 1 июля 2014 г. вступает в силу законо сопроводительном документе для транспортировки древесины. Предполагается, что благодаря введению обязательного транспортносопроводительного документа, который должен содержать информацию о месте погрузки (вырубки или покупки), оборот незаконно заготовленного круглого леса станет невозможным. При отсутствиидокумента лесные ресурсы, обнаруженные в транспортном средстве, автоматически будут признаваться полученными незаконно. При этом будет изыматься древесина, транспортное средство, орудия, которые были использованы для незаконной вырубки [2]. Одними из приоритетных направлений государственного регулирования лесопромышленного комплексастановятся развитие и поддержка мер по улучшению использования имеющихся лесных ресурсов. В сентябре 2013 г. президентом подписан и представлен Перечень поручений о принятии мер, направленных на регулирование деятельности в области лесосечных работ, возобновления лесов и тушения лесных пожаров. В перечне рассмотрены вопросы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Ответственными за исполнение поручений определены правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее тенденции в сфере государственного регулирования деятельности лесопромышленного комплекса.Первой тенденцией является необходимость увеличенияобъемов производства, в то же самое время –увеличенияконкурентоспособности лесной продукции, в том числе с применением инновационных технологий. Технологии должны быть применяемы на практике, то есть непосредственно внедрены в производство, так как при отсутствии применения в производстве и, соответственно, в продукцииинновации любого плана не могут не только быть заявлены, но и не могут занять нишу как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Доля Российской Федерации в общемировом запасе древесины составляет более 24%, однако этот факт не влияет на эффективность производства. По мнению некоторых ученых, не причиняя ущерба природе и экономике Российской Федерации,можно производить и подвергать переработке 600 млнкубометров древесины в год. К сожалению, на данный момент на практике этот факт не подтверждается, и это оказывается второй тенденцией в области регулирования –слабостьнормативной регламентации. Можно увеличить производство и наладить его практическую составляющую, применять инновации, однакослабость законодательной составляющей не даст изменить ситуацию в целом. Третьей тенденцией проводимой политики является ее радикальность, отсутствие учета особенностей географического положения, экономики, статистики регионов.Так,на Дальнем Востоке и Сибири отмечается недостаток количества перерабатывающих предприятий. Отсюда следует проблема экспорта –для лесозаготовительных предприятий поставка продукции на экспорт становится ведущим видом деятельности. В то же время увеличение вывозных таможенных пошлин приводит к потере позиций на внешних рынках и сокращению выручки. Государственная программа восстановления лесоперерабатывающей отрасли, создавшая систему налоговых льгот для поддержки местных перерабатывающих организаций, может стать значительным шагом для изменения ситуации в целом.Правовое регулирование использования, воспроизводства, охраны лесов осуществляетсятакими законодательными актами,как Лесной кодекс Российской Федерации,и рядом других актов лесного законодательства, которые устанавливают порядок ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования, правила рубки леса, систему охраны лесов, их разделение на функциональные группы –экологические, почвозащитные, лечебнооздоровительные и иные.Санкции за нарушения лесного законодательства не увязаны с конкретной ситуацией в области незаконной рубки лесов, что является четвертой тенденцией. На сегодняшний день незаконная рубка леса в Российской Федерации приобрела огромные масштабы и уже представляет собой угрозу национальной безопасности страны как в экологическом, так и в экономическом отношении. Штраф –основной метод, применяемый к нарушителям законов, регулирующих лесное хозяйство страны. Санкции должны быть напрямуюсвязаны с возможной прибылью от незаконной заготовки. Для усилениягосударственного контроля в сфере заготовки, переработки и реализации лесопродукции, устранения расхождения между объемами заготовленной и реально вывезенной древесины предусмотрена автоматизированная информационная система учета. Данная система будет способствовать предотвращению незаконных рубок и обеспечению прозрачности рынка лесоматериалов, а также позволит отслеживать происхождение всех потоков древесины, контролировать достоверностьданных, вести учет всех сделок до момента переработки или вывоза за границу. Для началав систему вносит сведения о древесине и месте ее вырубки заготовитель, затем –перевозчик, а в перспективе каждый покупатель и продавец обязан внести в базу сведения осделке. Система позволяет отследить движение каждой партии круглого леса по всей цепочке, начиная с арендатора (пользователя) лесного участка и заканчивая конечным потребителем. Данные в базу будут заносить сами лесопользователи, исключение составят частные лица, приобретающие древесину для собственных нужд (о них будут сообщать лесничие).При внесении ложной информациисистема автоматически выдает сведения о том, что есть проблема с той или иной партией, несоответствие объема или породы древесины.Главнаязадачаполитики государства в лесопромышленном комплексе –регулирование деятельности лесопромышленных предприятий для достижения экологичного использования лесных ресурсов как на региональном, так и на международном уровне [3]. Актуальна координация деятельности по регионам во избежание ситуации, когда политика сохранения лесов в одном регионе поощряет нелегальные заготовки в другом. В области методов регулирования лесопромышленного комплекса, строительства и экологичной упаковки требуется достижение договоренностей между странами и контроль за их соблюдением. Например, программы добровольной сертификации и государственная поддержка могут увеличить процент использования древесины в строительстве. Государственное регулирование стандартов природоохранного строительства способно оказать влияние на расширение спроса на разнообразные экологичные, в том числе древесные строительные материалы. Методы политики разнообразны: программы государственных закупок, налоговых льгот, введение жестких строительных стандартов.

Регулирование вредных выбросов также затрагивает интересы развития лесопромышленного комплекса. Такого рода регулирование сегодня развито, и в дальнейшем можно ожидать его увеличения и совершенствования. На развитие новых рынков продукции лесопромышленного комплекса будут оказывать влияние платежи за выбросы углекислого газа в атмосферу. Это связано с суммарными затратами на производство новой продукции в сравнении с материаламиконкурентами. Для новой продукции благоприятные возможности для увеличениярынков сбыта связаны с уровнем цен в сравнении с продуктамиконкурентами.На примере Пермского края можно выделить следующие меры государственной поддержки, осуществляемыеорганами власти:освобождение от уплаты налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для осуществления лесозаготовок, предоставления услуг в области лесозаготовок, транспортировки лесоматериалов);освобождение от уплаты транспортного налога (в отношении специализированных транспортных средств, используемых для осуществления лесозаготовок, предоставления услуг в области лесозаготовок, транспортировки лесоматериалов);поставка ГСМ по льготным ценам (–10% от оптовых цен в рамках соглашения с ОАО «Лукойл»);предоставление доступа к лесному ресурсу на безаукционной основе (постановление Правительства Российской Федерации №419 «Об инвестиционных проектах в области освоения лесов»);возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на техническое перевооружение (Постановление Правительства Российской Федерации №205);возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива (Постановление Правительства Российской Федерации №528). Особенностью государственного регулирования является относительная недоступность информации. Действующий в настоящее время порядок доступа граждан к информации о лесопользовании предполагает либо высокие цены за ее получение, либо отсутствие порядка доступа к материалам (проекты освоения лесов, лесные декларации, отчеты об использовании лесов, материалы отводов и т.п.). Важнообеспечить открытость и бесплатность информации по лесопользованию осуществленияобщественногоконтроля.Отсутствие дороглибо их неважное состояние является одной из причин затрудненности доступа к лесным ресурсам и одной из причин того, что Российская Федерация по объемам заготавливаемой древесины уступает США, Канаде и Бразилии. На долю Российской Федерации приходится порядка 6% от мирового объема лесозаготовки, что не вызывает большого удивления, поскольку проблема неразвитости инфраструктуры дорог в Российской Федерациистоит очень остро. В частности, в Российской Федерации почти в десять раз меньше лесовозных магистралей, чем в США, и только 11% из них имеют твердое покрытие. Понимание проблемы не делает строительство лесных дорог первоочередной задачей. Потребность в лесовозных дорогах, их принципиальная схема, зоны зимней и летней заготовки, сроки строительства, размеры инвестиционных и компенсационных капиталовложений, ежегодные амортизационные отчисления на строительство, ответственность собственника и лесопользователя и своевременная корректировка платы за древесину на корню, дотации из бюджета на строительство лесовозных дорог должны определяться проектом освоения лесного участка как составная часть договора долгосрочной аренды. Строительство дорог способно улучшить состояние лесной отрасли и создать немалое количество рабочих мест [4]. Отметим, что в настоящее время назревает необходимость решения проблемы ориентации на экспорт и отсутствия нормативноправового регулирования ряда аспектов деятельности в лесопромышленной сфере (рис. 2). По мере возможности необходимо отменить ограничения для таможенной информации об экспорте леса, не ущемляя при этом интересы экспортеров, сделать ее доступной для запросов организаций и граждан.

Рис.2. Производство древесины необработанной и пиломатериалов в Российской Федерации, экспорт древесины необработанной, 2001–2012 гг. [5]

Экспорт продукции лесопромышленного комплекса зависит от ряда факторов как рыночного, так и административного характера. Степень и особенности влияния данных факторов существенно отличаются. К сожалению, влияние большинства из них на объем экспортируемой продукции количественно оценить не представляется возможным, так как сами эти факторы неизмеримы (налоговое и административное законодательство, таможенная политика, сертификация). Тем не менее есть ряд факторов, напримерпроизводство продукции лесопромышленного комплекса, цены экспорта, курс доллара, которые оказывают влияние на величину экспорта и при этом могут быть выражены количественно.Многочисленные рассуждения теоретического характерадолжны приобрестипрактическую направленность и должны быть реализованы в ближайшее время. Роль государства в этом колоссальна. Без регулирования на государственном уровне с применением современных технологий и своевременного реагирования на происходящие изменения ситуация не может быть подвержена изменению.Сегодня не решены многие актуальные проблемы лесопромышленного комплекса, такие как взаимодействие лесного хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности, невысокий уровень применения новых технологий, невысокая инновационная составляющая, сниженнаяэффективность применения лесных ресурсов, отсутствие эффекта от экспорта лесоматериалов.Предпринята попытка создания единой лесной политики, основанной на научном управлении лесопользованием на уровне организации. Особенности функционирования лесопромышленного комплекса на современном этапе становятся основанием для предположения о том, чтоконкурентные недостатки отрасли с помощью мер государственного регулирования (рис. 3) могут стать ее конкурентными преимуществами. Для лесоперерабатывающей промышленности характерны развитые возможности предпринимательских структур, осуществляющих деятельность в области лесопользования и лезозаготовки. Впервых, здесь вполне допустимо взаимодействие крупных и мелких предприятий. Вовторых, лесные ресурсы являются условно восполняемыми, и это обстоятельство может стать условием ответственности бизнеса. Втретьих, предприятия лесоперерабатывающей промышленности находятся на значительном расстоянии от крупных населенных пунктов, и это накладывает на предпринимателей обязанности по организации не только производства, нои проживания, транспорта и т.д., то есть рамки деятельности предпринимателей выходят за пределы производства.

Рис.3. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса

Основные положения лесного законодательства в большинстве стран мира встроены в систему общечеловеческих ценностей, которые подвергаются регулированию политической системой страны. В правовом государстве это проявляется в ответственности законодательных органов власти за разработку и распространение правовых норм. При этом задачей органов исполнительной власти становится обеспечение реализации выработанной политики. Изменения политики соответственно приводят к пересмотру законодательства. В связи с этим лесное хозяйство становится предметом политических дискуссий. Государство с данной точки зрениячерез органы законодательной и исполнительной власти ставит цели, создает условия для их реализации и способствует развитию лесопромышленного комплекса. Вопросы сохранения лесов, их возобновления, контроля вырубки нередко находятся в центре внимания общественных объединений, которые добиваются поставленных целей через политические институты. И здесь вступает в силу взаимодействие закона и морали. Мораль выше закона, но там, где ее нет, необходим закон. У бизнеса понятие социальной ответственности и вопросы сохранности экологии не всегда на первом месте. А при главенстве морали и развитом стратегическом мышлении бизнесмену ясна необходимость восстановления лесных ресурсов, ясны задачи и усилия по возобновлению лесных ресурсов и пагубные последствия незаконной вырубки ради быстрого получения прибыли. И это уже вопрос самосознания и ответственности не только бизнеса, но и отдельно взятого человека. До тех пор,пока не будет достигнут высокий уровень личной ответственности за свою деятельность, государство будет оставаться нередко единственным регулятором законности деятельности в лесопромышленном комплексе. Лесопромышленный комплекс в настоящее время не является ведущей отраслью российской экономики. Причиной тому можно назвать одну из особенностей результата государственной политики в рассматриваемой области промышленности. Максимизация использования лесных ресурсов должна быть сопряжена с минимизацией вреда, наносимого окружающей среде. Нормативноправовое регулирование в данном направлении проработано и наполнено теоретически. Важнейшей целью является воплощение практической составляющей данных норм, их организация и контроль.

Ссылки на источники1.Лесопереработчики прогнозируют рост цен насырье в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО. –URL:http://www.rbcdaily.ru/industry/562949983967585 (дата обращения: 28.05.2014).2.Лесной кодекс Российской Федерации.3.Новикова К.В., Мырзина М.В. Государственная поддержка как экономический регулятор использования сельскохозяйственных угодий (на примере сельскохозяйственных товаров) // В мире научных открытий. –2013. –№ 4.1. –C. 134–147.4.КузнецовА. В., ШегельманИ. Р., Скрыпник В. И., Пладов А. В. Вывозка леса автопоездами. Техника, Технология. Организация. –СПб.: ПРОФИКС, 2008. –304 с.5.Сорокин М. А. Таможенное регулирование в системе государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур лесопромышленного комплекса. –URL:http://www.uecs.ru/marketing/item/248120131030115220(дата обращения: 28.05.2014).

Ksenia Novikova,Doctorof Economic Sciences, Professor,head of the chair of Marketing, Perm State National Research University, Permksenia-27@yandex.ruAnna Kiseleva,Senior lecturerat the chair of Marketing, Perm State National Research University, Permannykiseleva@ya.ruModerntendencies andfeaturesoftimberprocessingcomplexstateregulationAbstract.The paperdescribes the main features and tendenciesin the timber processing complex development, defines the role of state timber industry regulation, presents the list of methods to increase the complex efficiency, such as introduction of innovative technologies, state regulatory and social control strengthening, population awareness growth.Keywords:government regulation, government support, timber processing complex, export.References1.Lesopererabotchiki prognozirujut rost cen na syr'e v svjazi s vstupleniem Rossijskoj Federacii v VTO. Available at: http://www.rbcdaily.ru/industry/562949983967585 (data obrashhenija: 28.05.2014)(in Russian).2.Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii(in Russian).3.Novikova, K. V. &Myrzina,M. V. (2013) “Gosudarstvennaja podderzhka kak jekonomicheskij reguljator ispol'zovanija sel'skohozjajstvennyh ugodij (na primere sel'skohozjajstvennyh tovarov)”,V mire nauchnyh otkrytij,№ 4.1,pp. 134–147(in Russian).4.Kuznecov,A. V., Shegel'man,I. R., Skrypnik, V. I. &Pladov,A. V. (2008) Vyvozka lesa avtopoezdami. Tehnika, Tehnologija. Organizacija,PROFIKS, St. Peterburg,304 p.(in Russian).5.Sorokin,M. A. Tamozhennoe regulirovanie v sisteme gosudarstvennogo obespechenija konkurentosposobnosti predprinimatel'skih struktur lesopromyshlennogo kompleksa.Available at: http://www.uecs.ru/marketing/item/248120131030115220 (data obrashhenija: 28.05.2014)(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегии журнала«Концепт»