Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Комиссарова А. Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 166–170. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14330.htm.
Аннотация. Статья посвящена формированию познавательного интереса учащихся к математике. Рассматриваются различные виды и формы внеклассной работы, в частности математическая неделя. В качестве примера рассматривается план-конспект математического мероприятия «Математическая рулетка».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Комиссарова Анна Юрьевна,учитель математики МОУ СОШ №20 имени Н. З. Бирюкова, г. ОреховоЗуевоanyu90@inbox.ru

Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике

Аннотация. Статья посвящена формированию познавательного интереса учащихся к математике. Рассматриваются различные виды и формы внеклассной работы, в частности математическая неделя. В качестве примера рассматривается планконспект математического мероприятия «Математическая рулетка».Ключевые слова:развитие интереса к математике, развитие творческих способностей учащихся, внеклассная работа по математике, неделя математики. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования –воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условийдля оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социальноличностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся. Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса. Можно выделить три вида внеклассной работы: Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике. Работа с учащимися,проявляющими интерес к математике. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно ученикам и что они хотят узнать нового о математике.Например: Развитие и углубление знаний по программному материалу. Привитие инавыков исследовательской работы. Воспитание культуры математического мышления. Развитие представлений о практическом применении математики. Третий вид внеклассной работы может преследоватьподобные цели, но главный упор делается на развитииинтереса кматематикев соответствии с возможностями этой группы учащихся.Специфика внеклассной работы: внеклассные занятия учитывают запросы отдельной группы учащихся или индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности; формы проведения внеклассной работы разнообразны; занятия организуются на добровольных началах; позволяют учащимся проявить свой интерес к определенным видам занятий, предусмотреннымпланом внеклассной работы.Выделяют несколько форм внеклассной работы:Математический кружок.

Факультатив.

Олимпиады,конкурсы, викторины.

Математические дискуссии.

Неделя математики.

Школьная и классная математическая печать.

Изготовление математических моделей.

Математические экскурсии.В нашей школе № 20 имени Н.З.Бирюкова г.ОреховоЗуевонаиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются регулярные математические кружки, факультативы, олимпиады, а также виды мероприятий, которые проводятся время от времени: КВН, инсценированные задачи, викторины, конкурсы, турниры, подготовка докладов, сообщений, выполнение творческих заданий.Особое место вовнеклассной работе по математике занимает предметная неделя. Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету. Эта форма внеклассного мероприятия дает возможность каждому, пусть даже неважно успевающемуученикупроявить себя. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных предметов, классных руководителей, пример деятельности, объединяющей педагогический коллектив.Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся.Основные задачи:создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика;организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности;поддержать у детей состояние активной заинтересованности в овладении новыми, более глубокими знаниями по математике.Цель и содержание предметной недели органически включаются в учебновоспитательный процессспродолжениемосновнойучебной работына уроках.Мероприятия предметной недели должны быть актуальны, то есть направленны на решение задач, поставленных перед участниками недели (педагогами и учащимися); содержать интересную информацию и эмоционально окрашенную деятельность, обеспечивающие активное восприятие происходящего; учитывать возраст, интересы, потребности учащихся; способствовать сплочению школьного коллектива, воспитывать чувство гордости за свою школу.Содержание мероприятий должно соответствовать формам их проведения. Подготовительный период не должен быть слишком длительным. При этом важно, чтобы затраченное педагогами и учащимися время было использованоэффективно, а активность и самоуправление, самоорганизация учащихся были бы на максимально возможном уровне. Учащиеся должны испытывать удовлетворенность от проведенныхмероприятий.Должна четко просматриваться культура проведения каждого мероприятия: последовательность, этапность, развивающий характер происходящего, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива.Ожидаемые результаты: укрепление каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, толерантности, доброжелательности, доверия, умение сотрудничать и в то же время инициативности, навыков делового общения; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Проведенные мероприятия на неделематематикив 2013/2014 учебном году

Название мероприятияКлассДата проведенияМатематический турнир5е05.12Счастливый случай6е04.12Олимпийский урок6г, 6в06.12Математическая рулетка6а,6б05.12Астрономия на координатной плоскости6а, 6б03.12Научная конференция6а,6б,8в06.12Урок занимательной математики «Системы счисления»7а09.12Математическое состязание7б, 7в, 7г06.12Математические иллюзии8а,8б06.12Своя игра8в,8г06.12Математический турнир9е06.12Математическое шоу «Крестикинолики»10а04.12Игра «О, счастливчик!»11а, 11б06.12Выпуск газет5–11е

Ниже данпример внеклассного мероприятия «Математическая рулетка» для 6х классов, проведенногов рамках недели математики в школе №20 имени Н.З.Бирюкова.«Математическая рулетка»

Тема мероприятия–играсоревнование «Математическая рулетка».Форма проведения–уроксоревнование.Цели урока:развитие любознательности, внимания, памяти;наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;повышение интереса к предмету;воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.Необходимое оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Этапы мероприятия I.Подготовительный этап:каждый класс параллели заранее выбирает команду из 5–7 человек, капитана, придумывает название, девиз, эмблему.II.Игровой этапа)На экране–заставка игры:Здесь затеи и задачи,Игры, шутки –все для вас!Пожелаем вам удачи,За работу, в добрый час!б)Представление жюрив)Оглашение правил игры: за представление команды –10 баллов, за правильный, полный, без подсказки ответна вопрос игры –5 баллов, ответ с помощью болельщиков своей команды –3 балла. На решение отводится от 1 до 3минут в зависимости от трудности вопроса. Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников и болельщиков. Вопросы выбираются по очереди с помощьюматематической рулетки.

г)Ход игры1. Представления команд2. Выбор первого хода осуществляется с помощью задания «Сложи пословицу». Ребята записывают пословицу на листах и передают жюри.Ответ: Один за всех, и все за одного.3. Загадочный треугольникРасставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.Ответ:5 ─ 4 ─ 9 ─ 2, 2 ─ 7─ 3 ─ 8, 8 ─ 1─ 6 ─ 5.4. Путидороги Из Москвы и СанктПетербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи? Ответ:175 км.5. А нука, раздели!Выясните, делится ли числовое значение выражения 534∙974∙824 + 846∙916 на10?Ответ: да.6. ЧерныйящикЧто в черном ящике? На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа на 1 балл.Подсказки:1)Эту игру называют игрой века.2)Она носит имя создателя.3)Она удобный спутник в дороге.Ответ:кубик Рубика.7. Продолжи ряд чисел Задан ряд чисел: 1,1, 2, 3, 5, 8, 13…, продолжите его.Ответ:8+13=21.8. Исключи лишнее слово: мамус, сочли, шкока, нусим.Ответ: шкока (кошка).9. Накормим животных Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл–за полтора месяца, а коза–за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?Ответ: 2 воза.10. Сравним площади Сторона квадрата ABCDв 3 раза больше стороны квадрата MNPK. Во сколько раз площадь голубой фигуры больше, чем площадь квадрата MNPK?Ответ: в 8 раз.11. УрожайЛюбушка да Марьюшка вместе съели 9 яблочек, Любушка да Лизонька –10 яблочек, Лизонька да Марьюшка –11 яблочек. Сколько яблочек вместе съели Марьюшка, Любушка и Лизонька? Ответ: 15 яблочек.12. Полезно знатьНа все товары наносят штрихкод, который образован черными и белыми полосками, причемкрайние полосы черные. Черных полосок обычно 30, они бывают узкие и широкие. Число белых полос на 10 больше, чем узких черных. Сколько широких черных полос имеет такой штрихкод? Ответ: 11 широких черных полос.13. Экспертиза Из четырех монет одна фальшивая, причем неизвестно, больше или меньше она по весу, чем настоящие монеты. За какое меньшее количество взвешиваний на рычажных весах можно определить эту монету?Ответ: за два взвешивания.14. Прилив Представьте себе корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, который поднимает воду каждый час на 20 см. Через какое время покроется водой третья ступенька лестницы?Ответ: Лестница поднимается вместе с кораблем.15. Из Бостона в НьюЙоркПоезд отправляется из Бостона в НьюЙорк. Через час другой поезд отправляется из НьюЙорка в Бостон. Оба поезда идут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Бостона?Ответ: вмомент встречи оба поезда будут находиться на одинаковом расстоянии от Бостона.16. ЗемлекопыПять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают100 метров канавы за 100 часов?Ответ: 5 землекопов.17. Догадайтесь, какая цифра в выражении заменена на букву А?9А:1А=А.Ответ: 6.18. Четырьмя двойкамиМожно ли четырьмя двойками выразить число 111?Ответ: 222/2=111.III.Этап подведения итогов игры В конце игры жюри подводит итоги и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей. Наэкране–фейерверквчестьпобедителей.

AnnaKomissarova,teacherofmathematics, School№20, OrehovoZuevoanyu90@inbox.ruFormation of cognitive activity of schoolchildren through the system of extracurricular activities in mathematicsAbstract.The paper isdevoted to formation ofcognitive interest of students in mathematics. The author discussesvarious types and forms of extracurricular activities, in particular mathematical weeks. The exampleis theoutline of mathematical activities "Mathematical roulette".Key words:interest in mathematics, creative abilities of students, extracurricular work in mathematics, mathematicsweek.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук