К вопросу о развитии познавательной самостоятельности студентов вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савченко Т. В. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14520.htm.
Аннотация. В статье затрагивается проблема активизации познавательной деятельности студентов, развития мотивации и самостоятельности обучающихся. На основе накопленного в этом направлении деятельности опыта, предлагаются пути более действенного стимулирования познавательной самостоятельности студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савченко Татьяна Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омскsavchenkotv@yandex.ru

Развитиепознавательной самостоятельности студентов вуза

Аннотация.В статье затрагивается проблема активизации познавательной деятельности студентов, развития мотивации и самостоятельности обучающихся. На основе накопленногов этом направлении деятельности опыта, предлагаются пути более действенного стимулирования познавательной самостоятельности студентов.Ключевые слова:познавательная деятельность, познавательная самостоятельность студентов, активизации познавательной деятельности.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности обучающихся остается одной из актуальных задач педагогики. В условиях компетентностной образовательной модели, для подготовки компетентного специалиста необходимо усиление активизации процесса обучения, целью которого является не столько увеличение объема передаваемой информации или ускоренный процесс ее изучения, сколько углубление знаний, развитие мыслительной деятельности, повышение интереса, мотивации и самостоятельности к овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями. Познавательную активность нужно признать одним из самых значимых факторов образовательного процесса, влияющего не только на создания атмосферы обучения, но и на интенсивность протекания всей деятельности студентов, в которой они сами заинтересованы.Проблема познания и познавательной активности затрагивается в ряде современных педагогических трудов (Ю.К.Бабанский, Б.С.Гершунский, В.А.Сластенин и др.). В этих материалах выявлена непосредственная взаимосвязь формирования и развития познавательной активности обучаемых с обеспечением эффективности всего образовательного процесса, сформулирована и обоснована необходимость модернизации современной образовательной системы, поиска новых путей, определяющих постоянный интерес к познанию.Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности предполагает создание таких дидактических и психологических условий, в которых обучающиеся могут проявить интеллектуальную и познавательную активность, свою индивидуальность, выразить свою личностную позицию.Мотивация к непрерывному образованию, универсальные и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности студента для успешного включения его в трудовую деятельность и реализацию своих жизненных планов, а умение учиться становится ключевым умением человека ХХI века [1].Самостоятельную познавательную деятельность Г.М.Коджаспирова понимает как вид познавательной деятельности, в которой предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению: от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к бо лее сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления самому обучающемуся, но лишь по мере овладения им методикой самостоятельной работы. На основе анализа и обобщения определений, предлагаемых различными авторами, изучения особенностей процесса обучения студентов и проведенных исследований, мы рассматриваем познавательную самостоятельность как качество личности, проявляющееся у обучаемых в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, раскрывать сущность новых понятий путем обобщения, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их, и творчески применять в различных ситуациях для решения возникающих проблем.«Это качество личности, –пишет Т.И.Шамова, –является интегральным, так как оно связано с воспитанием системы знаний и способов деятельности по применению и приобретению новых знаний, а также с напряжением волевых усилий» [2, с. 69]. Состояние исследования рассматриваемой проблемы позволяет говорить о трех наиболее существенных компонентах (сторонах) познавательной системы: содержательнооперационном, мотивационном и волевом [3, с. 70], каждый из которых играет решающую роль в развитии названного качества.Содержательнооперационный компонент включает в себя владение учеником системой ведущих (опорных) знаний, методов, приемов и способов познавательной деятельности, мотивационный –определяет интерес к процессу познания, потребность в самоконтроле, волевой компонент познавательной самостоятельности обеспечивает действенность в проявлении данного качества личности. Самостоятельная познавательная деятельность требует высокой целеустремленности, значительных волевых усилий и напряжения. Студентам нужно научиться моделировать собственную учебную деятельность, выделять важные для реализации целей условия, отыскивать в своем опыте представление о предмете потребности, а в реальной ситуации –соответствующий этому предмету объект. Наличие саморегуляции предполагает умение программировать самостоятельную познавательную деятельность, осуществлять выбор способа преобразования применительно к условиям деятельности, отбирать средства для этого преобразования, определять последовательность отдельных действий.Проявлением саморегуляции служит и умение оценивать результаты своих действий, при этом важно сформировать такие критерии оценки собственных результатов, которые бы не сильно отличались от общепринятых, объективных. Очень существенным для саморегуляции является умение корректировать свои действия, то есть представлять, что и как можно изменить в действиях, чтобы их результат соответствовал предъявляемым требованиям.Все сказанное выше свидетельствует о необходимости специальной организации процесса самообучения, причем не только и не столько совместно с педагогом, сколько самостоятельно, самим студентом. Самостоятельное обучение должно способствовать приобретению будущимиспециалистами и собственного видения, т.е. направления приложения своих усилий, и умения ставить цели. В течение ряда лет нами исследовался вопрос о том, с какой подготовкой в области организации собственной учебной работы приходит в университет первокурсник. Полученный материал позволил сделать вывод о том, что большинство вчерашних школьников имеют поверхностное представление о закономерностях учебной деятельности и ее конкретных приемах. Первокурсник, как правило, не знает какие познавательные действия надо совершать, чтобы овладеть изучаемым матери алом, не имеет представления о сущности концентрированного и рассредоточенного запоминания. Серьезное затруднение вызывает у них даже такой, казалось бы, простой вопрос –какой должна быть система самоконтроля? По полученным нами данным можно констатировать, что прием, осмысление, переработка, интерпретация, фиксирование учебной информации вызывает у студентов существенные затруднения, т.е., не сформирована психологическая готовность к самостоятельной познавательной работе, нет знаний общих правил ее организации, нет умений реализовать предлагаемые действия в самостоятельной учебной работе.В процессе анкетного исследования состояния самостоятельной учебной работы студентов многие из них отмечают, что для организации полноценных внеаудиторных занятий им чаще всего не хватает волевых усилий, умений спланировать свою познавательную деятельность, четкой регламентации каждого рабочего дня. Осознание данной проблемы побуждает работников высшей школы как зарубежной,так и отечественной, искать пути более действенного стимулирования самостоятельной познавательной деятельности студентов. Определенный опыт в этом направлении деятельности накоплен и в Сибирском государственном университетефизической культуры и спорта.Формирование способности к самостоятельной учебной работе перерастает в необходимость предварительного повышения учебной мотивации, ведь данные наших исследований показывают, что у большинства студентов разных курсов снижен интерес к получению новых знаний (48%; 71%; 87%; 32%). Поэтому работу со студентами необходимо вести одновременно в нескольких направлениях. Предпосылкой успешной организации продуктивной самостоятельной учебной работы студентов является вооружение их ее методологическими основами. Вот почему на первых курсах есть необходимость ввести цикл лекций «Научные основы учебнопознавательной деятельности студентов», раскрывающих сущность учебного познания, систему познавательных действий по овладению изучаемым материалом, роль рассредоточенного запоминания для прочного усвоения и долговременного сохранения знаний, приемы самоконтроля за качеством усвоения полученного материала.Студенты должны осмыслить и усвоить структуру учебной деятельности и глубоко уяснить, что для овладения знаниями необходимо завершить полный цикл познавательных действий. Изучить материал не за один раз, а постепенно, обязательно применяя приемы самоконтроля. Основой для проведения этой работы могут служить предложенные А.К.Марковой приемы учебной работы: приемы смысловой переработки текста, укрупнения учебного материала, выделения в нем исходных идей, принципов, законов, осознанием обобщенных способов решения задач; приемами культуры чтения и культуры слушания; приемами краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой); общими приемами запоминания (структурирование учебного материала, использование общих приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память); приемами сосредоточения внимания, опирающимися на использование разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки; приемы подготовки к лабораторным работам, семинарам, экзаменам и т.д.[4].Расширение знаний студентов о научныхосновах учебной деятельности происходит на втором и третьем курсах при изучении педагогики и психологии, где происходит знакомство с процессом познавательной деятельности, методами самовоспитания и т.п.Однако чисто просветительский подход к осмыслению студентами научных основ учения без четкого контроля над учебной работой студентов не обеспечивает их регулярности и высокого качества. Эта проблема должна решаться комплексно, и в этом отношении в СибГУФКе уже накоплен некоторый положительный опыт. Хорошийэффект, например, дает организация самостоятельной учебной работы под контролем преподавателей. Такие занятия чаще всего проводятся с теми студентами, которые слабо овладевают материалом.В процессе контроля за самостоятельной работой студентов хороший эффект дают проводимые коллоквиумы –собеседования по важнейшим разделам изучаемых курсов. Преподаватель заранее оповещает студентов о сроках их проведения, по каждому из разделов курса им даются вопросы, которые предстоит обсуждать на собеседовании. Все этосоздает четкие ориентиры для подготовки к коллоквиуму и побуждает студентов по ходу чтения лекции обращаться к конспектам и учебникам. При этом студент прочно овладевает знаниями.Организация самостоятельной работы студентов выстраивается в парадигме учения, что связано с изменением подходов к ее организации и требует от преподавателя новых ролей и новых функций. Изменение позиции преподавателя требует от него овладения ролями тьютора и консультанта образовательного процесса. Деятельность тьютора, как и консультанта, направлена не на производство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого студента. Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности. Процессное консультирование необходимо как сопровождение студента при реализации им индивидуальной образовательной программы[5].Как показывают исследования последних лет, личностный подход позволяет активизировать внутренние механизмы в структуре личности и сформировать готовность к самостоятельно организованной учебной работе, необходимую студенту для дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Ссылки на источники1.Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учеб.метод. комплекс. Ч.1 /под ред. проф., чл.кор. РАО А.П.Тряпицыной. –СПб.: Издво РГПУ им.А.И.Герцена, 2009. 2.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1992. 3.Там же.4.Маркова А.К.Психология труда учителя. –М.,1993. 5.Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. –Армавир, 2002.

Tatyana Savchenko,candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogy, Siberian State University of physical education and sports, OmskThe development of cognitive independence of University studentsAbstract.The author deals with the problem of the development of the students selfindependence. The author touches upon the ways of the students cognitive activity. The author also presents some technologies of arranging the students selfstudy.Key words: cognitive actives,cognitive independence,activation of cognitive activity.References:1–5–RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»