Коммерциализация инноваций вуза как фактор его конкурентоспособности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косенко С. Г., Новикова Е. Н. Коммерциализация инноваций вуза как фактор его конкурентоспособности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S5. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14548.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения за счет коммерциализации инноваций, создаваемых в нем. Авторы предлагают также различные варианты улучшения системы финансирования инноваций вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Косенко Светлана Геннадьевна,кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавирsveta20021976@mail.ru

Новикова Екатерина Николаевна,преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавирnovikovakatya_06@mail.ru

Коммерциализация инноваций вузакак фактор его конкурентоспособности

Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения за счет коммерциализации инноваций, создаваемых в нем. Авторы предлагают также различные варианты улучшения системы финансирования инноваций вуза.Ключевые слова: конкурентоспособность, коммерциализация инноваций, инновационная деятельность, трансферт технологий.Раздел: (04) экономика.

Для тогочтобы получить значительные конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг,современные высшие учебные заведения наряду с основной деятельностью вынуждены искать новые, дополнительные формы организации своей деятельности. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность вуза, является активное внедрение в производство и бизнес своих инновационных разработок, их коммерциализация. Данный процесс повлечет за собой не только усиление конкурентных преимуществ вуза, но и становление научнотехнической и финансовой, социальной деятельности вуза в условиях современной экономики.Вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, которые получены вузовскими учеными, важный факторусиления конкурентных позиций российской экономики. Эти коммерческие аспекты являются частью и сутью процессов интеграции науки, образования и производства, при этом сам процесс интеграции осложнен как слабостью материальнотехнической базы вузовской науки, так и недостаточностью источников финансирования инновационной деятельности в России, в связи с чем была поставлена задача изучить опыт отечественных и зарубежных вузов в этой области и предложить направления улучшения сложившейся ситуации.Для усиления своих конкурентных позиций вузы нуждаются в финансировании своей деятельности, которое обеспечит как материальное вознаграждение их творческого труда, так и материальнотехнические условия их проведения. В настоящее время в российской науке управления инновациями и практике инновационной деятельности выделяются несколько источников финансирования в зависимости от типа научных разработок. Если результаты научных исследований носят прикладной характер, то можно использовать следующие три варианта коммерциализации вузовских разработок и технологий: проведение НИОКР по заказу предприятий и компаний различных отраслей экономики, лицензирование и уступка патентных прав, а также образование малых организаций на базе внедрения результатов научных разработок вузов.Коммерциализация –это механизмполучения прибыли от научных разработок в результате их внедрения в производство. Коммерциализация включает в себя не только стадию, когда ученый выводит новую формулу, создаетновую инновационную технологию или разрабатывает новый инновационный продукт, но также и цепочку стадий, когда научные разработки представляются на рынке знаний и идей, внедряются в производство, доводятся до потребителя и начинают приносить доход [1].Основным направлением финансирования вузовских научных разработок является проведение хоздоговорных научных работ прикладного характера. Данный путь обоснован и с законодательной точки зрения. Согласно действующему Гражданскому кодексу РФ, «по умолчанию» все права на полученные результаты научнотехнической деятельности принадлежат Заказчику, если иное не оговорено в договоре. При этом успешное проведение НИОКР по заказу организаций различных отраслей может способствовать созданию совместных исследовательских лабораторий, а также развитиюспециализированных научнообразовательных и научнотехнологических центров в университетах. Специфические российские трудности коммерциализации вузовских инноваций по такому направлению в современных экономических условиях определены слабой мотивацией реального сектора экономики к осуществлению перспективных инвестиционных вложений. В связи с этим такого рода инновации, связанные с освоением новой техники и внедрением новых технологий,не всегда поддерживаются предприятиями. Следующий возможный путь коммерциализации инноваций –это лицензирование и уступка патентных прав. Сейчас в России он является существенным источником финансирования научноисследовательских работ, хотя по сравнению с зарубежными вузаминаши имеют небольшое число востребованных патентов. И причина этого во многомнепроработанная законодательная база.Третий путь –образование высокотехнологичных “startup”предприятий на базе университетских научных разработок –новых продуктов, техники и технологий. Здесь проблема состоит в том, что многие ученые, которые создают инновации,не могут грамотно и эффективно их коммерциализировать, вто время как управляющие, менеджеры компаний не всегда заинтересованы во внедрении инноваций или же не представляют возможной реализацию инновационных проектов.Одним из мест, где может успешно происходитьинтеграция производства и науки,могут стать центры трансферта технологий. Данные центры способствуют соединению усилий ученых и бизнеса в воплощении инвестиционных проектов. Здесь необходимо обратить внимание на создание эффективной и рациональной структуры этих центров для того, чтобы оптимизировать осуществляемые бизнеспроцессы.Согласно сложившемусяопытутрансфера технологий,передача инноваций, разработанных в университетах на коммерческой основе, может осуществляться в следующих формах:–патентные соглашения –это торговая сделка, когда владелец патента уступает свои права на использование изобретениемпокупателю патента;–лицензионные соглашения –это торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;–ноухау –это предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансовогохарактера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом куплипродажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;