Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Большакова С. В. Мастер-класс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14559.htm.
Аннотация. В статье рассматривается обучающий потенциал мастер-класса с нескольких позиций: сущность технологии и особенность проведения мастер-класса, его дидактическая система и эффективность использования этой формы в вузе в об-щей системе переподготовки учителя ИЗО.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Большакова Светлана Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институтсоциальнопедагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челныbolshakov30@rambler.ru

Мастеркласс как интегрированная педагогическая технология в системе повышения квалификации и переподготовки учителя ИЗО

Аннотация.В статье рассматривается обучающий потенциал мастеркласса с нескольких позиций: сущность технологии и особенность проведения мастеркласса, его дидактическая система и эффективность использования этой формы в вузе в общей системе переподготовки учителя ИЗО.Ключевые слова:структура мастеркласса, дидактическая система переподготовки учителя, интегрированное образовательное пространство мастеркласса.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В сфере отечественного педагогического образования пересматриваются пути развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей в связи с введением новых ФГОС и ФГТ. На факультетах переподготовки создаются новые программы, направленные на качественное обновление профессиональной компетентности педагогов школ и дополнительного образования. Направления профессионального совершенствования учителей ИЗО связаныс изменениями практики школ в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, а также с необходимостью постоянного дополнения знаний, корректировки методик и подходов к обучению учащихся, соответствующих уровню научных изысканий и возрастающимзапросамсовременного общества. Опыт проведения занятий для учителей ИЗО на факультете повышения квалификации НИСПТР показал, что в программе курсов в качестве особо продуктивных и активизирующих творческий потенциал слушателей зарекомендовали себя занятия в форме мастеркласса. Данная технология широко используется в различных образовательных учреждениях, но анализу ее методикопедагогической, личностноразвивающей и организационносодержательной сторон не уделено достаточного внимания.Само понятие «мастер» всегда соотносилось с человеком, владеющим секретами ремесла. Оно применяется к умельцу в какойлибо сфере, обладателю технического совершенства или автору оригинального и эффективного способа действий в профессии. В искусстве и художественной педагогике смысловое содержание термина «мастер» (применительно к учителю) имеет выраженный технический аспект, понимаемый как виртуозность (маэстро), связанная со смысловым наполнением деятельности. Понятие «мастер» имеет и педагогический смысл, а именно мастер в обучении, учительпрактик высокого уровня [1].Мастеркласс(от английского masterclass: master –лучший в какойлибо области+ class –занятие, урок) –современная формапроведения обучающего тренингасеминара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения их кругозора и приобщения к новейшим областям знания.В отличие от традиционных мастерклассов, повышающих общую эрудицию слушателей или скрашивающих досуг участников,мастеркласс, организуемый в вузе для учителей,должен обладать характеристиками педагогической технологии, а именно являться «упорядоченной совокупностью действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» (В.А. Сластенин) [2].Обучающий потенциал мастеркласса нами рассматривается с нескольких позиций: сущность технологии и особенность проведения мастеркласса, его дидактическая система и эффективность использования в вузе в общей системе переподготовки. А.В.Машуков дает ряд определений мастеркласса как педагогического явления: открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины; особый жанр обобщения и распространения опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику; средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) системы профессиональной деятельности;особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной или проблемной задачи в реальных условиях работы с различными категориями учащихся [3].Поэтому при подготовке и проведении мастеркласса обычно делается упор на алгоритм, технологичность в передаче способов деятельности, раскрывается методика или совокупность приемов. Передать суть продуктивных методов работы –одна из важнейших задач для разработчика мастеркласса. В вузе требования к содержанию мастеркласса должны быть выше, так как развитие технологической и методической оснащенности современного учителя должно быть связано с глубоким, сущностным пониманием ценности получаемой информации, вариативности ее применения в дальнейшем. Цель проведения мастеркласса должна быть связана как с совершенствованием структуры и повышением эффективности учебного процесса на занятиях, так и с повышением личностной и профессиональной активности слушателя. Для этого в ходе мастеркласса необходимо решать комплекс взаимосвязанных дидактических задач: образовательных (получение новых знаний, расширение профессионального кругозора); инновационных (исследование, апробация нового опыта); поисковотворческих (индивидуальный, авторский подход к освоению нового материала); коммуникативных (развитие навыков профессионального общения, состязательности); презентативных (представление авторского продукта); методических (овладение методикой и алгоритмом действий, возможность их адаптации к условиям школы);рефлексивных (осмысление своей деятельности, самоанализ и самооценка). Исследователи полагают, что применение формы мастеркласса в учебном процессе как самостоятельной обучающей технологиисоответствует положениям концепции личностноориентированного образования (В.В.Сериков, Е.В. Бондаревская), в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения, позволяющая реализовывать индивидуальные стратегии развития в свободном выборе содержания и путей образования. Условия обучения в концепции личностноориентированного образования рассматриваются как совокупность целенаправленных действий в учебном процессе, способствующих достижению более высоких результатов в реализации личностью своих профессиональных и культурных запросов. Понятие «педагогическая технология» исследователи рассматривают и как педагогический процесс, разложенный на этапы, неизбежно ведущий к запланированному результату; и как алгоритмизированную деятельность преподавателя и обучающихся; и как комплексный процесс по освоению новых видов деятельности, формирующих личность. Последнее толкование нам представляется наиболее перспективным в рассмотрении модели мастеркласса с позиции интегрированного подхода. Мастеркласс представляет собой единый комплекс целей и содержания, средств и предполагаемых результатов, повышающих уровень мастерства и компетентность участников. По форме мастеркласс –педагогическое сотрудничество, представляющее единство интересов мастера и слушателей в процессе овладения новой практикоориентированной информацией, поэтому образовательное пространство мастеркласса можно назвать интегрированным, представляющим «целостную многокомпонентную систему» [4].Понятие «интеграция» (от лат. Integer–целый) –это достижение в какойлибо системе целостности и единства (при определенных условиях) на основе комбинации ее частей и элементов. В педагогической теории и практике исследуется и общеметодологическое понимание интеграции в образовании–интегрированное обучение, которое связано с целостным восприятием мира. Интегрированный подход в области искусства позволяет включать в учебную деятельность совместное творчество преподавателя и учащихсяи предполагает на уроке взаимодействие культур, искусств, разных видов художественнообразного мышления (Л.Г. Савенкова). Интегрированные технологии в художественной педагогике представлены довольно разнообразно, их основу составляют: педагогическая гибкость (игровые, импровизационные приемы), тематическое единство в изучении различных сторон действительности и культуры, опора на активное, творческое усвоение информации обучающимися, сотрудничество участников учебного процесса, сочетание коллективных и индивидуальных методов обучения [5].По нашему наблюдению, в методике проведения педагогического мастеркласса присутствуют признаки интегрированной технологии, если ей присущи следующие компоненты:1)актуальность заявленной темы для слушателей будет высокой, если содержание мастеркласса основывается на комплексной подаче материала (обнаруживается связь с творческим и педагогическим опытом учителя, с содержанием учебного планирования уроков, с возможностью применения полученных знаний и умений в различных учебных коллективах, образовательных учреждениях ис иными условиями практической работы педагога);2)учебная тема, учебнотворческая задача, художественная или авторская техника, как правило, состоит из цикла занятий, но по условиям мастеркласса их изучение «сжато» временными рамками;3)учитывается различный уровень подготовки учителей, избирательность их творческих интересов, различие дидактических систем в их профессиональной деятельности, что требует высокой культуры и универсальности в подходах к проведению мастеркласса, наличия технической обеспеченности слушателей и привлечения средств наглядности;4)постоянная нацеленность всех этапов мастеркласса не только на репродуктивное изучение слушателями нового содержания курса, но и на проявление их личностного, творческого отношения к материалу, побуждение его авторского преобразования;5)доступность и самодостаточность в процессе практического освоения слушателями каждого обучающего этапа мастеркласса.В результате опросов слушателей курсов ФПК, анализа их работ в ходе занятий нами обнаружено, что в процессе проведения мастеркласса с опорой на интегрированный подход повышается мотивация слушателей к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию, возрастает их креативность, возникает нацеленность на самоанализ своих достижений и недостатков, проведение педагогических исследований.В проведении мастеркласса выделяют следующие этапы:1.Предварительный:выделение проблемы, которую позволяет решить материал мастеркласса. Дается обоснование актуальности материала мастеркласса, выявление его эксклюзивности и прогрессивности для системы школы;знакомство с коллективом слушателей, формирование рабочих групп (при необходимости). Коллективные формы работы в ходе мастеркласса позволяют участникам организовываться в микрогруппы, распределять обязанности, эффективнее использовать деловое общение, проявлять самостоятельность;определениеплана работы участников мастеркласса, общей цели занятия и индивидуальных задач участников. План мастеркласса состоит из заданий, которые направляют деятельность слушателей на самостоятельное решение поставленной проблемы. Внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор средств для достижения цели, выбор темпа и приемов работы, соответствующих своему уровню результативности. 2.Содержательный:знакомство с системой занятий в режиме презентуемой технологии. Определение оптимальности и достаточности используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью занятия и результатом;демонстрация мастером технологии выполнения работ, заданий, построения уроков, которые необходимо усвоить слушателям. 3.Коммуникативнопрактический:взаимодействие в процессе практической части мастеркласса. Выстраивается учебнотворческое общение в проекте между руководителем проекта и слушателями, а также слушателями между собой. Мастер инициирует поисковый, творческий, самостоятельный характер взаимодействия участников. Он является и консультантом, и активнымучастником обучающего процесса;выполнение пробных вариантов заданий, сравнение их с эталонными образцами. Происходит выделение общих и индивидуальных подходов к выполнению заданий.4.Аналитический:фиксация полученных способов действий, их обобщение (фото, схема, конспектирование);изучение особенностей методики изложения нового материала;фиксацияиндивидуальных затруднений в выполнении пробного задания.5.Результативный:подведение итогов (промежуточных и конечных) мастеркласса. Эффективность мастеркласса следует оценивать по количественной и качественной результативности.6.Рефлексивный:анализ руководителем процесса выполнения заданий и итогов мастеркласса; самоанализ работ самими участниками, степень их профессионализма в овладении новым материалом. В анализе работ соотносятся цель и полученные результаты, фиксируется степень их соответствияи намечаются дальнейшие цели деятельности;выявление вариативного потенциала мастеркласса с профессиональной и методической сторон.7.Прогностический (отсроченный):использование материала мастеркласса в последующей профессиональной деятельности, а практических работ –в качестве пособий для уроков;организация экспозиции работ слушателей по итогам мастеркласса (по желанию).В результате анализа структуры проведения различных мастерклассов следует отметить, что ключевым методом мастеркласса является метод погружения в изучаемую проблему, технологию или методику. Это достигается при условии наличия высокой мотивации со стороны слушателей, а также опыта преподавателя, ведущего мастеркласс. В процессе проведения мастеркласса применяются и такие методы обучения:деятельностный (получение знаний в процессе собственной учебнопознавательной деятельности);активный (интенсификация интеллектуальных и творческих ресурсов обучаемых);наглядный (демонстрация приемов и технологий);интенсивный (ускоренное освоение большого и нового объема материала в ограниченный промежуток времени);интегральный (комбинированные приемы обучения, включающие разные способы познания и учебной деятельности, тесное объединение теории и практики в обучении).В качестве вывода следует заключить, что мастеркласс –дидактически целостная, психологически комфортная и технологичная форма проведения учебных занятий с учителями ИЗО в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Интенсивность усваивания нового материала делает эту форму работы востребованной и эффективной, отвечающей индивидуальным запросам каждого слушателя. Успешность мастеркласса, его высокая результативность обеспечивается сотрудничеством с мастером в процессе обучения и интеграцией новой информации с педагогическим и творческим опытом слушателей. Интеграция как общий механизм выстраивания системы обучающих мероприятий на факультете повышения квалификации нами рассматривается как принципиальная основа для проявлениясовременным учителем педагогического творчества в образовательном пространстве урока.

Ссылки на источники1.Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в10 т. Т.V.ЛМ. –СПб.: Азбукаклассика, 2006. –С. 564. 2.СластенинВ.А. Доминанта деятельности // Народное образование. –1997.–№9. –С.6.3.Организация и проведение мастерклассов: метод.рек. / сост. А.В. Машуков (2004); под ред. А.Г.Обоскалова. –Челябинск, 2007. –13 с.4.Краткий словарь терминов, определений, используемых в современной педагогике искусства. –М.: ИХО РАО, 2008 –С. 18.5.Там же.

Svetlana Bolshakova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of fine arts, Naberezhnye ChelnyInstitute of Social and educational technologies and resources, Naberezhnye Chelnybolshakov30@rambler.ruMaster class as an integrated pedagogic technology in the advanced professional training system and retraining program for fine arts teachersAbstract.The authorconsiders the master classlearning potential from the several viewpoints: the essence of technology and the feature of master class carrying out, learning system and an efficiency of this method in general system of retraining program forfine arts teachers at university.Keywords:master class structure, learning system of retraining program for teacher, integrated educational environment of master class.References1.Vlasov, V.G. (2006) Novyj jenciklopedicheskij slovar' izobrazitel'nogo iskusstva: V 10 t., t. V.LM,Azbukaklassika, St. Petersburg,p. 564(in Russiаn).2.Slastenin, V.A. (1997) “Dominanta dejatel'nosti”,Narodnoe obrazovanie,№9, p.6 (in Russiаn).3.Mashukov, A.V., Oboskalov, A.G. (eds.) (2007) Organizacija i provedenie masterklassov. Metodicheskie rekomendacii, Cheljabinsk,13 p.(in Russiаn).4.(2008) Kratkij slovar' terminov, opredelenij, ispol'zuemyh v sovremennoj pedagogike iskusstva,IHO RAO,Moscow,p. 18 (in Russiаn).5.Ibid.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»