Актуальные аспекты взыскания административных штрафов и привлечения лиц, уклоняющихся от их уплаты, к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ: региональный опыт

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зырянов И. В. Актуальные аспекты взыскания административных штрафов и привлечения лиц, уклоняющихся от их уплаты, к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ: региональный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S15. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14695.htm.
Аннотация. В статье на основе анализа нормативных правовых актов рассматриваются аспекты организации работы по взысканию административных штрафов и привлечения к административной ответственности лиц, уклоняющихся от их уплаты, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зырянов Игорь Валерьевич,кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации охраны общественного порядкаФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД РФ», г. ТюменьAPIAD@mail.ru

Актуальные аспекты взыскания административных штрафов и привлечения лиц, уклоняющихся от их уплаты, к административной ответственности поч.1ст. 20.25 КоАП РФ: региональный опыт

Аннотация.В статье на основе анализа нормативных правовых актов рассматриваются аспекты организации работы по взысканию административных штрафов и привлечения к административной ответственности лиц, уклоняющихся от их уплаты, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.Ключевые слова: нормативноправовые акты, административный штраф, административная ответственность.Раздел:(03)философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Процент взыскания административных штрафов в 2012 г. по направлениям деятельности составил: ЛРР –100%, ПДН –100%, ИАЗ –100%, ППС –84,4%, ОВО–65,1%, УУП –77,7%, ГИБДД –69,9%. Неудовлетворительные результаты по взысканию штрафов отмечаются: в подразделении ОВО: УМВД РФ по г. Тюмени –60,6%; ОМВД РФ по Уватскому району –60%; МО МВД РФ «Заводоуковский» –27,9%; в подразделении ППС: МО МВД РФ «Заводоуковский» –33,7%; МО МВД РФ «Голышмановский» –34,1%.В общем и целом, административный штраф является самой популярной административной санкцией и выполняет сразу несколько функций: карательную, превентивную и компенсационную. Распространяется он в рамках общественных отношений, складывающихся в повседневной жизни каждого из нас –на транспорте, в области охраны собственности, дорожного движения и многих других.Эффективность применения административного штрафа как административного наказания и меры административной ответственности непосредственно зависит от степени исполнения постановлений о его назначении. Однако, в силу сложившихся в России неправовых традиций обязанные лица зачастую злостно уклоняются от уплаты штрафа, вследствие чего не соблюдается принцип неотвратимости наступления ответственности за совершение административного правонарушения.Актуальность данной темы исследования обусловлена изменениями административного законодательства, внесенными Федеральным законом от 18.07.2011 №226ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.25и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 05.04.2013 №49ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающиеся усиления административной ответственности по такому составу правонарушений, как неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25 КоАП), а также в порядок исполнения постановления о непосредственно наложении административного штрафа (ст. 32.2 КоАП), кроме этого введен новый вид административного наказания (обязательные работы). В настоящий период времени минимальная санкция за игнорирование требования об уплате штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов[1].Обстоятельством, способствующими неполному исполнению постановлений об административном штрафе, является сложность квалификации и производства по делам о привлечении к административной ответственности за неуплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ связан, прежде всего, со сбором доказательств, определением места совершения административного правонарушения, а такжеотсутствием методики осуществления производства по данной категории дел.Основными нормативноправовыми актами регламентирующими порядок взыскания административного штрафа с лица, уклоняющегося от его уплаты являются: Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях от 30декабря 2001 г. № 195ФЗ, Федеральный законот 27 июня 2011г. №162ФЗ» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона«О национальной платежной системе», Федеральный закон от 27 июня 2011г. №161ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральный закон от 3 июня 2009г. №103ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федеральный закон от 2 октября 2007г. №229ФЗ «Об исполнительном производстве».Обозначенные выше нормативноправовые акты устанавливают определенную аксиому, касающуюся последовательности логически завершенных действий лица совершившего определенного рода административное правонарушение и путем действия или бездействия, уклоняющегося от уплаты административного штрафа. Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которогопринимается решение по делу об административном правонарушении. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности. Требования к содержанию протоколаустановлены статьей 28.2 КоАП РФ.В протоколе указываются:дата и место составления протокола;должность, фамилия инициалы лица, составившего протокол;сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (составлен протокол);фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;место, дата, время совершения и событие административного правонарушения;пункт или пункты нормативного правового акта, которые были нарушены при совершении административного правонарушения;объяснение физического лица (гражданина, должностного лица, индивидуального предпринимателя) (далее –физическое лицо) или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;иные сведения, необходимые для разрешения дела.Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Однако при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.Если у лица, привлекаемого к административной ответственности тяжелое материальное положение (например, отсутствие постоянного заработка и т.д.), уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев, а в случаи совершения административного правонарушения лицом, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет и при отсутствии у его самостоятельного заработка сумма административного штрафа взыскивается с его родителей или иных законных представителей.Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, считаются возбужденными с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП).В соответствии с изменениями, внесенными в ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ Федеральным законом от 3 марта 2006 г. № 30ФЗ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, не уплатившего штраф, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, разъяснены права и обязанности.Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции судьи.Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, то протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, может быть возбуждено по истечении 60 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. В случае обнаружения должностным лицом факта неуплаты административного штрафа протокол о совершенном правонарушении составляется и направляется судье немедленно. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассматривается в сроки, установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ.Исходя из системного толкования вышеуказанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силупостановления о назначении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.Кроме того, необходимо учитывать, что, исходя изп. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (т.е. с 61 дня).Определение времени совершения административного правонарушения по ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ определяется должностным лицом индивидуально, исходя из определенных обстоятельств каждого конкретного дела. Данные обстоятельства разделяются на определенные категорированные группы.К первой группе необходимо отнести особенности ознакомления правонарушителя с принятым в отношении его решением по делу, посредством вручения копии постановления по делу об административном правонарушении под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случаи отсутствия фактической возможности выполнения требований, закрепленных в ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.Вторая группа данных правоотношений состоит из возможности воспользоваться правонарушителем, предоставленным административным законодательством, правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска данного срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.Третья группа –исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Обращение к исполнению постановления по делу об административном правонарушении возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу. Если постановлением по делу об административном правонарушении было назначено основное и дополнительное административные наказания, приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или отменены такие меры, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применятьмеры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом.К четвертой группе следует отнести наличие обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, в связи с неблагополучным материальным положением лица, привлеченного к административной ответственности, в данном случаи уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.Пятая группа включает в себя правоотношения, возникающие в случае принесения протеста лицом, привлеченным к административной ответственности, на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. В случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административномправонарушении, до рассмотрения протеста приостанавливается исполнение постановления по делу об административном правонарушении.В шестую группу обстоятельств, влияющих на сроки привлечения лица к административной ответственности можно отнести подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом. В данном случаи их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 –30.8КоАП РФ.

Ссылки на источники1.http://www.consultant.ru/popular/koap/13_21.html#p7190.

IgorZiryanov,Candidate oflegal Sciences, Associate Professor, Headof the Chair of Public Order Maintenanceof the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,TyumenAPIAD@mail.ruActual aspects of administrative fines and penalties to attract persons who evade payment thereof, administrative liability by Part 1 of Art. 20.25 of the Administrative Code: Regional Experience Abstract.On the basis of analysis of legal acts are considered aspects of the organization of work to collect administrative fines and administrativeliability of persons who evade payment thereof, under Part 1 of Art. 20.25 of the Administrative Code.Key words:regulations, administrative penalty, administrative responsibility.

Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»