Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов в условиях современной школы как способ формирования информационной компетенции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казакова М. С. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов в условиях современной школы как способ формирования информационной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S19. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14740.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос организации учебно-воспитательного процесса, в основе которой лежит интеграция дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов. Такое сочетание позволяет разнообразить обучение школьников для формирования информационной компетенции. В статье раскрыты вопросы реализации принципов интеграции, а также обоснованы причины целесообразности ее использования на уроках и очерчен ряд тем, в рамках которых это возможно.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Казакова Марина Сергеевна,учитель математики и информатики МАОУ «Гимназия №2», г. Пермьkazakova_m_s@mail.ru

Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов

в условиях современной школы как способ формирования информационной компетенции

Аннотация.В данной статье рассмотрен вопрос организации учебновоспитательного процесса, в основе которой лежит интеграция дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов. Такое сочетание позволяет разнообразить обучение школьников для формирования информационной компетенции. В статье раскрыты вопросы реализации принципов интеграции, а также обоснованы причины целесообразности ее использования на уроках и очерчен рядтем, в рамках которых это возможно.Ключевые слова:интеграция, информационная компетенция, метапредметные результаты, повышение интереса обучающихся.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Изменения, происходящие в стране и обществе,предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей учащихся, учить их самостоятельно мыслить, формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос: чему учить школьников?Мы живем в эру информационных технологий, которые активно входят вжизнь каждого современного человека. Возрастающий интерес учащихся к информационнокоммуникационным технологиям становитсяотправной точкой в образовательном процессе. Возникает необходимость построить образовательный процесс таким образом, чтобы мотивация к изучению информатики и информационнокоммуникационных технологий не перебивала интерес к изучению дисциплин гуманитарного цикла. И в этом может помочь интеграция школьных дисциплин. Которая позволит развить способность и умение у учащихся самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных информационнокоммуникационных технологий. Информационная грамотность и информационная культура, которые формируются в ходе реализации идеи интеграции, являются основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включают совокупность универсальных учебных действий, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.Идействительно, при определенных условиях интеграция информатики и информационнокоммуникационных технологий, истории и риторики может способствовать повышению мотивации и предметной значимости гуманитарных дисциплин.Организация такого рода деятельности строится на принципе повышения интереса к историческому прошлому страны посредством использования информационнокоммуникационных технологий и интерактивных приемов обработки и представления информации.Для достижения поставленной цели реализуются следующие педагогические задачи: разработка модели предметной интеграции информатики и информационнокоммуникационных технологий, истории и риторики с целью повышения мотивации и предметной значимости у учащихся; внедрение в образовательный процесс системы практических заданий по информатике в интеграции с предметным содержанием истории и риторики; разработка шкалы оценивания по освоению учащимися универсальных учебных действий; совершенствование качества выступления на этапе защиты выполненной работы (предметная область риторика).Практическая значимость данной педагогической деятельности состоит в развитии у учащихся метапредметных результатов освоения образовательной программы по информатике, истории и риторике через интеграцию школьных дисциплин, в разработке и апробации системы практических заданий по информатике в интеграции с предметным содержанием по истории и риторике. Идея интеграции дисциплин состоит в следующем: изучая определенную информационную технологию на уроке информатики,ученики получают практическое задание для закрепления и отработки умений (в среде MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePowerPointит.д.), наполняя предметным содержанием истории, а на уроке риторики происходит подготовка защиты выполненного задания в определенном жанре. Защита проектов проходит науроках риторики или информатики, на интегрированных уроках, а также во внеурочное время на конференциях классов или классных часах (в зависимости от темы проекта).

Примерное распределение заданий по темам и классам в рамках реализации идеи интеграции

КлассСредстваMicrosoftOfficeТемы заданийпо предметам(история)Темы заданий

по предметам

(риторика)5MicrosoftOfficeWordВизитная карточка страныПредставить защиту работы в жанре представление, комментарий, вопрос, размышление6Microsoft Office PowerPointГалерея правителей Русского государствас Древнейших времен до XVIIвекаЗарождение государства у славянПредставить защиту работы в жанре слово о…комплимент7

8Microsoft Office PowerPointПроблемы современного подросткаАльтернативы развития человечестваПредставить защиту работы в жанре интервью, очерк8Microsoft Office WordРеферат по всеобщей историиПредставить защиту работы в жанре представление, отчетMicrosoftOfficeExcelСравнение количественных показателей мировых войнПредставить защиту работы в жанре репортаж9HTMLдокументыПереломныестраницы истории XXвекаМузей истории«Гимназии №2»Представить защиту работы в жанре эссе, письмо, дневник, минилекция

Работа на уроках истории, риторики и информатики становится увлекательной, ученики с удовольствием выполняют практические задания, индивидуальные творческие задания, которые в дальнейшем могут стать основой для мероприятий, посвященных гражданскопатриотической направленности. Такая форма работы дает возможность выйти за рамки школьной программы по истории и риторике, а использование готовых презентаций, фильмов, рефератов для подготовки и проведения школьных мероприятий позволит учащимся почувствовать значимость проделанной ими работы.Деятельность в данном направлении определяет следующие значимые результаты для ученика: овладение средствами MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePowerPoint, MicrosoftOfficeExcel, HTMLкодирования; формирование и развитие умения самостоятельно отбирать интересную информацию и представлять её в виде текста определенного жанра, а также с использованием информационных ресурсов и программ. Кроме того, интеграция информатики, истории и риторики способствует развитию не только коммуникативной компетентности учащихся, нои способствует формированию конкурентных личностных качеств учащихся. В основе интеграции лежит главный способ познания ‬собственный опыт ученика, получаемый через самостоятельную деятельность; активное вовлечение компонентов критического мышления; потребности и индивидуальность учащихся находятся в центре процессов обучения; наличие партнерских отношений между учеником и учителем; использование междисциплинарных связей, и, наконец, интеграции предметов. А реализация такого рода деятельности является гарантией последующего применения полученных умений и навыков на практике.

Marina Kazakova,teacher of Mathematics and Computer Studies, Gymnasia 2, Permkazakova_m_s@mail.ruIntegration of Science and Humanities in the Modern School as a Way of Developmentof Information Competence.Abstract. In this article we consider the question of the organization of the educational process, based on integration of disciplines of humanitarian and naturalscience cycle. Such combination allows to diversify the training of pupils for the formation of information competence. The article considers the issues of implementation of principles of integration and justified reasons the use on the lessons and outlined a number of topics under which this is possible.Key words:Integration, information competence, transdisciplinarity results, increase of interest of students.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук