Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются установленные действующим российским законодательством специальные режимы ограничения доступа к сведениям, относящимся к частной жизни граждан, а также составляющих профессиональную тайну.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, конфиденциальная информация. 

         В соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (далее ФЗ «О полиции») [1], сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел имеют право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

         Таким образом запросы уполномоченных должностных лиц оперативных подразделений полиции, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса.

         В Федеральном законе от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД») [2] также отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы ограничения доступа к достаточно большому объему сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также составляющих профессиональную тайну. Рассмотрим некоторые из них, в частности, режим ограниченного доступа распространяется на данные, содержащие:

         Банковскую тайну и тайну денежных вкладов.

         К таким сведениям относятся: информация о банковском счете и банковском вкладе; информация об операциях по счету и информация о клиенте.           

         Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, регулируют нормы ст. 857 ГК РФ [3]  и ст. 26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ «О банках и банковской деятельности») [4]. В соответствии с ч. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

         Согласно ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц  выдаются оперативным подразделениям органов внутренних дел только на основании судебного решения.

       На основании вышеизложенного следует, что сотрудники кредитных организаций должны предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». В противном случае кредитная организация, а также ее должностные лица и работники за разглашение банковской тайны могут понести установленную законом ответственность. Так, согласно ч. 3 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме того, за незаконное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена также и уголовная ответственность.                        

         Коммерческую тайну.

         Коммерческой тайной являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Необходимо обратить внимание на то, что определенные сведения приобретают статус коммерческой тайны только после того, как обладателем данных сведений установлен в отношении них режим коммерческой тайны. Порядок введения данного режима регулируется ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее ФЗ «О коммерческой тайне») [5].

Однако в отношении некоторых сведений, перечень которых содержится в ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне», введение режима коммерческой тайны не допускается, а именно режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

        Порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сотрудникам правоохранительных органов регулируется ст. 6  ФЗ «О коммерческой тайне». Так, согласно части 3 данной статьи обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве. Таким образом, при получении мотивированного запроса должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел, организация обязана предоставить запрашиваемые сведения даже в том случае, если они составляют коммерческую тайну.

         Врачебную тайну.

        Врачебной тайной являются сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении. Порядок предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, регулируется ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [6]. Согласно пункту 3 части 4 данной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

         Тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

         Необходимо отметить, что наведение справок сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел в ряде случаев, в зависимости от характера запрашиваемой информации, требует соблюдения специфических условий. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституция РФ [7]. каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому ограничение данного права допускается только на основании судебного решения.

         Одним из самых распространенных запросов, которые направляют сотрудники полиции в организации, предоставляющие услуги связи, является запрос о детализации телефонных переговоров между абонентами. Данная информация является тайной телефонных переговоров, а порядок  её получения должностными лицам органов, уполномоченных осуществлять предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия, регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об ОРД».    

В соответствии с положениями ст.ст. 13, 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [8] информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть получена только на основании судебного решения. При этом порядок предоставления данных сведений в ходе предварительного следствия регламентируется ст. 186.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в ходе оперативно-розыскных мероприятий ст. 9 Федерального закона «Об ОРД».  

Наведение справок, включает в себя также получение сведений о входящих и исходящих вызовах, о номерах абонентов, продолжительности их переговоров, а также индивидуальных частотных характеристик приемопередающей аппаратуры абонентов сотовой телефонной связи. В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» [9] операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию необходимую для выполнения возложенных на них задач. В то же время не следует забывать, что Конституционный Суд РФ в своем Определении от 2 октября 2003 г. N 345-О [10]  разъяснил, что информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ тайну телефонных переговоров, считаются «любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения».

         Адвокатскую тайну

         Адвокатская тайна – это состояние запрета доступа к информации, составляющей ее содержание, посредством установления специального правового режима, направленного на реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а также на формирование и охрану иммунитета доверителя путем: введения запретов на несанкционированное получение, разглашение или иное неправомерное использование любой информации, находящейся у адвоката в связи с его профессиональной деятельностью; закрепления права адвоката на тайну и обязанностей по ее сохранению; установления ответственности адвоката и третьих лиц за нарушение адвокатской тайны.

         К предмету (содержанию) адвокатской тайны относятся:

         факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;

         все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;

         сведения, полученные адвокатом от доверителей и документы, если они входят в производство по делу;

         информация о доверителе, ставшая известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;

         содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;
         адвокатское производство по делу;

         условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;

         любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

         Недопустимость разглашения адвокатской тайны гарантирована ограничениями для оперативно-розыскных органов на производство оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности): такие мероприятия и действия допустимы только на основании судебного решения.

         Это правило распространяется на весь спектр адвокатской деятельности и не имеет ограничений, касающихся места и времени.

Служебными помещениями, на которые распространяется защита, следует считать:

служебные помещения адвокатских образований, используемые для осуществления адвокатской деятельности;

иные помещения, в которых отдельные адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность, обусловленную специальными соглашениями (договорами);

жилые и нежилые помещения, находящиеся на праве собственности адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в форме такого адвокатского образования, как кабинет.

         Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Отдельно остановимся на вопросе о порядке осуществления реализации норм ФЗ «О полиции» в части предоставления персональных данных по запросам органов внутренних дел.

         Порядок обработки персональных данных, в том числе их передачи, регламентирован Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (Далее - «Федеральный закон № 152-ФЗ») [11]. В положениях статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что согласия субъекта персональных данных на передачу (распространение) этих данных не требуется в ряде случаев. Одним из них является обработка персональных данных на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (пункт 1 части 2 статьи 6 Федерального закона  № 152-ФЗ).

         При предоставлении персональных данных по запросам органов внутренних дел следует руководствоваться ФЗ «О полиции».

         Согласно пункту 4 части 1 статьи 13  Федерального закона о полиции полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе, персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

         В силу части 4 статьи 13 Федерального закона о полиции запрос должностных лиц полиции, предусмотренный указанным пунктом, обязателен для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами.

         С учетом изложенного, запрос органами внутренних дел персональных данных должен осуществляться в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона о полиции.

            На основании вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что установленные действующим российским законодательством специальные режимы ограничения доступа к сведениям, относящимся к частной жизни граждан, а также составляющих профессиональную тайну, направлены на создание условий (гарантий) по защите, охране и восстановлению нарушенных прав и свобод в условиях применения специальных сил и средств для решения задач борьбы с преступностью.

Ссылки на источники 
1. О полиции: федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ // Российская газета. 2011, 8 февраля.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ // Российская газета. 1995, 18 августа.
3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ // Российская газета. 1996, 29 января.
4. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-I // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 года N 27 ст. 357.
5. О коммерческой тайне: федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ // Российская газета. 2004, 5 августа.
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ // Российская газета. 2011, 23 ноября.
7. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета 2009, 21 января.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ // Российская газета 2001, 22 декабря.
9. О связи: федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ // Российская газета 2003, 10 июля.
10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 345-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 года «О связи» // Российская газета 2003, 10 декабря.
11. О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ // Российская газета 2006, 29 июля.

Sypachev Andrew Yuryevich.
Candidate of Juridical Sciences, senior lecturer at the Chair of Investigative and Special Technical Action Tumen Advanced Training Institute of Ministry of the Interior of Russian Federation, Tumen
Legal regime of access to information protected by law under Implemented operational and investigative activities
Abstract. The article considers the set for the current Russian-legislation of special modes of restricting access to information relating to the private life of citizens, as well as components of professional secrecy.
Keywords: operational-search activity, confidential information.