Полный текст статьи
Печать

Аннотация: глобальные задачи, стоящие перед обществом, приводят к расширению самого понятия «образование», что актуализирует историко-философское обоснование основных типов процессов обучения: формального, неформального и информального.
Ключевые слова: формальное, неформальное, информальное образование.

 Глобальные проблемы в обществе придают особую остроту задачам развития человека как субъекта социального творчества, как личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальной и творческой активности. Эта ситуация вызвала противоречие в системе образования между стремительным развитием общественной жизни и сферой образования, не приспособленной к ускоренному темпу изменения условий жизни общества.

Осознание кризиса в образовании привело ученых-педагогов к поискам новых путей и направлений, позволяющих будущему педагогу стать  конкурентоспособной, инициативной личностью, быть готовой обучаться в течение всей жизни.  В условиях современности изменилось и само понятие «образование». Хотя в исследовании специалистов оно отождествлено с организованным и длительным процессом обучения в начальной, средней и высшей школе, т.е. специальной системе, созданной для реализации целей образования [1]. В нормативных документах образование представлено как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Однако эти понятия, узкие в своем понимании и ориентированные на парадигму знаний.         В связи с расширением самого понятия образования стали выделять три основных типа процессов обучения: формальное, неформальное, информальное.

Развитие теории формального образования ведет свое начало от Дж. Локка (XVII в.), И.Г. Песталоцци, И. Канта и др. (ХVIII-ХIХ вв.). И.Г. Песталоцци поддерживал концепцию формального образования, разрабатывая систему научного обучения, считая первоочередной задачей развитие мышления, способностей, выработку частных и общих приёмов умственной работы, а главными средствами обучения выделял - слово, форму, число. В дальнейшем его концепция о формальном образовании в русской дидактике распространилась Е.О.Гугелем, П.С.Гурьевым и А.Г. Ободовским.

В трудах А. Дистервега прослеживается идея формального образования, включающая две формы обучения: экстенсивно-материальную и интенсивно-формальную.

Сторонники экстенсивно-материального обучения, опираясь на идеи Дж.Мильтона, Я.А.Коменского, И.Б.Базедова, основную цель образовательного учреждения усматривали в передаче обучающимся значительной суммы знаний из различных областей науки. Они полагали, что развитие способностей происходит в процессе систематического овладения знаниями и требует увеличения содержания учебного материала за счет увеличения сроков обучения.

Сторонники формального образования утверждали, что главное внимание образовательного учреждения должно быть направлено на развитие способностей обучающихся, их мышления, воображения, памяти, воли, а не на получение значительного объёма знаний: ценно не знание основ науки, а то развивающее влияние, которое оказывает изучение науки на совершенствование интеллектуальных способностей обучающихся. Особую формирующую ценность видели в «инструментальных» предметах, т.е. в классических языках и математике. В к. XIX-нач. XX вв. теорию формального образования пытались отвергнуть на основании того, что результаты обучения в одной области не переносятся на другие (Э. Торндайк).

К феномену неформального и информального образования обратились на Западе в конце XIX в., при этом выделились две основные концепции: американская и европейская.

Основоположником американской концепции является философ и психолог Джон Дьюи, раскрывший идеи неформального и информального образования в конце XIX в. в работе «Моё педагогическое кредо».

Первые работы по исследованию непосредственно неформального образования появились в 70-х гг. ХХ в. Исследование американской концепции неформального образования показывает, что развитие данного феномена идет в основном не «сверху» – от теоретической концепции и программ ее реализации; а «снизу» – от самой динамично изменяющейся жизни и познавательных потребностей людей, требующих для  удовлетворения все новых и разнообразных образовательных услуг. Поэтому неформальное образование гуманно по своей природе, так как обращено к человеку, его интересам и потребностям.

К концу 1980-х гг. было окончательно введено понятие информального образования. В последующем, в 1990-2000-е гг. в США фактически была создана инфраструктура неформального и информального образования, включающая в себя организации, ведущие на этих видах образования успешный бизнес.

 Европейская концепция рассматривает парадигму образования в течение всей жизни, чем образование через всю жизнь.  В 2000 г. после Лиссабонского саммита ЕС издаётся «Меморандум о непрерывном образовании Европейского союза», в котором постулировалось:

–«континуум непрерывного образования делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения»;

–«разработка высококачественной системы «Аккредитации предыдущего и неформального образования» (АРЕL).

В последующих документах, определяющих основные параметры европейской образовательной системы, неоднократно подчёркивалась необходимость выработки общих критериев для соотнесения неформального и информального образования в разных странах, признания знаний, полученных подобным образом. В 2004 г. Совет по Образованию ЕС принял определение неформального и информального обучения для их признания.

В России новые формы образовательного процесса – неформального и информального образования – были заимствованы из европейской концепции, которые, в первую очередь, были ориентированы на непрерывное образование. На распространение данных понятий повлияли и экспертные заключения, сделанные в 2007 г. Общественной палатой и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», обозначившие неформальное и информальное образование как фактор конкурентоспособности страны и значимым элементом современных образовательных систем.

Идея информального образования получила легитимность в государственной программе РФ «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.», где было определено информальное образование которое «реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде».

Представители научно-исследовательского мира, изучая работу высших учебных заведений, применяющих методику неформального обучения, пришли к выводу, что обучающиеся, через свой личный опыт, учась друг у друга, где преподаватель не руководит процессом получения знаний, а является другом и партнером,  приобретают наилучшую мотивацию к учению [2].

Проведенный анализ показывает, что в цивилизованном обществе решающую роль играет образование как социокультурный институт. И поэтому именно формальное образование играет решающую, конституирующую роль в процессе постоянного генезиса социальной структуры общества. Институт образования не только готовит людей к участию во всех сферах деятельности человека, но он сам составляет мощную властную структуру, формирующую многочисленные и многообразные дисциплинарные пространства. Институт образования обеспечивает тот или иной, исторически определенный социальный порядок [3].

Однако следует отметить, что, с одной стороны, формальное образование питается и поддерживается неформальным и информальным образованием, а с другой стороны, данная связь не в полной мере отражена на практике.

Активный поиск инновационных подходов, методов образовательной деятельности идет как на официальном научно-педагогическом поле, в большей степени затрагивающем формальное образование, так и на социально-экономическом поле, где в большей мере развивается неформальное образование. Поэтому в современной образовательной системе возникает необходимость взаимодействия всех трех типов образования. Именно в единстве возможно находить новые пути, выстраивать новые образовательные модели, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические научные основания, социальные тенденции и современные технологии.

Формальные и информальные отношения в образовании связывают большинство его составляющих. Мы учимся не только в школе, детском саду, в церкви, в семье, в общении с друзьями - нас воспитывает, обучает и образовывает архитектура и реклама, бизнес и война, материальное производство и судебная система, чтение книг и телевидение, футбольные матчи и карточные игры. В таком смысле власть образования представляет собой метафору, выражающую господство этого в значительной мере стихийного (особенно в своей информальной составляющей) процесса, - процесса, по существу созидающего общество. Объективные закономерности общества во многом определяются этими господствующими закономерностями всепроникающего образования [4].

Изучение проблемы формального, неформального и информального образования позволили нам определить, что:

• формальное образование человек получает в рамках соответствующего социального института. Например, формальное образование в античности получали в публичных школах, в Средние века - в церковных учебных заведениях, в современном мире – в школах, сузах, вузах и т.п.;

• неформальное образование - происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер;

• информальное образование человек получает в значительной мере спонтанно в процессах и эксцессах совместной жизнедеятельности: трудовых процессах, праздниках, в театре, в семье, в туристических поездках. Особое место в современном информальном образовании играет система средств массовой коммуникации (телевидение, Интернет, радио, кинематограф, музыка и т. п.).

Таким образом, взаимодействие формального, неформального и информального образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала развития современного человека.

Ссылки на источники
1. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: Монография / С.Г. Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2008.
2. Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты: Сб. науч. ст. / Под ред. д.п.н., проф. В.В. Горшковой – СПб.: УРАО ИОВ, 2010.
3. Горшкова, В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. СПб.: ИОВ РАО, 2004.
4. Горшкова, В.В. Образование взрослых в контексте культуры: феноменологический аспект // Педагогика. – 2011. - № 7.- С.10-34. 

Gorshkova Valentina Vladimirovna,
PhD in Pedagogics, Professor,
The Chair of the Center of Social Psychology,
The Dean of the Department of Culture of the
St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences.
The interplay of formal, non-formal and informal education as thecurrent direction of human development
Annotation: global challenges facing society lead to the extension of the concept of "education" that actualizes the historical and philosophical underpinnings of the main types of learning: formal, non-formal and informal. 
Key words: formal, non-formal, informal education.