Аннотация. В статье рассматриваются условия применения современных методов и технологий обучения английскому языку в колледже, проблемы интенсификации образовательного процесса.
Ключевые слова: иностранный язык; английский; современные методы и технологии обучения, интенсификация образовательного процесса.
Меняющиеся быстрыми темпами политические, экономические и социальные условия во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое образовательное сообщество (Болонский договор) сделало иностранный язык реально востребованным. Развитие экономических связей приграничных территорий России и Китая, саммит АТЭС во Владивостоке констатируют, что иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
В настоящее время все большее количество преподавателей обращаются к коммуникативному методу изучения английского языка. Объектом этого метода является сама речь, то есть такая методика в первую очередь учит общаться.
Многолетняя практика преподавания английского языка свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине, поэтому нужна решительная перестройка учебного процесса. К примеру, активное использование преподавателями ресурсов всемирной Сети существенно повысило эффективность самообразования учителей иностранного языка. Службы Интернета предоставляют доступ к новейшей социокультурной, лингвострановедческой и другой ценной информации.
Очевидно, что роль преподавателя в настоящее время меняется, границы между ним и обучаемым становятся прозрачными, что способствует сотрудничеству. Возрастает роль самого обучаемого, который участвует не только в получении знания, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки [1].
Проблема внедрения в современную систему обучения английскому языку интенсивных технологий не теряет своей актуальности, прежде всего потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений. Изменились подходы к преподаванию английского языка на всех уровнях обучения, в том числе, в колледже.
Современные образовательные технологии, как признано в мире, все более востребованы преподавателями, так на практике используем игровые, информационно-коммуникативные технологии. Все они взаимосвязаны.
Преподавателям необходимо целенаправленно и напористо овладевать интенсивными и интерактивными технологиями обучения. Например, такими, как игры, тренинги, кейс-метод, игровое проектирование и другими техниками. Тот, кто владеет новым знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. При этом речь идёт не только о студентах или выпускниках учебных заведений, но и о преподавателях с большим профессиональным опытом. На современном этапе обучения активную роль в формировании адекватного общения учащихся колледжа занимает коммуникативный подход обучения. Рассмотри подробнее его.
Коммуникативный метод подразумевает большую активность студентов. Задачей преподавателя в данном случае станет вовлечь в беседу всех присутствующих в аудитории[3]. Для лучшего запоминаний и использования языка необходимо загрузить все каналы восприятия.
Суть коммуникативного метода заключается в создании реальных ситуаций общения. При воссоздании диалога студент имеет возможность применить на практике все полученные знания. Очень важным преимуществом коммуникативного метода можно считать то, что он обладает огромным разнообразием упражнений: здесь используются ролевые игры, диалоги, симуляция реальной коммуникации [2].
Игровая деятельность, на наш взгляд, применима не только в младших классах, но и продвинутом этапе обучения, например, в классах колледжа.
Как известно, игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Кроме того, игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им, она приближает учащегося колледжа к будущей профессии.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции учащегося [4].
Необходимо выделить основные функции игровой технологии:
1. Игровая деятельность формирует у учащихся необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.
2. Развивает мыслительную деятельность, позволяя ученикам находить и использовать коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
3. Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Позволяет активизировать резервные возможности учащихся.
6. Знания применяются практически.
7. Вносит разнообразие в учебный процесс.
8. Развивает творчество школьников.
9. Учит организовывать свою деятельность.
Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации (ИКТ). Мультимедийные презентации позволяют демонстрировать лексико-гарммматический материал с опорой на иллюстрации, что, в свою очередь, приводит к быстрому пониманию и запоминанию лексического материала.
Целью обучения английскому языку в основной и старшей школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения [5]. Известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка.
В последнее время преподаватели иностранного языка, которые идут в ногу со временем и ориентируются на современные технологии обучения, всё больше акцентируют своё внимание на методе кейс-стади, который относится к интенсивным и интерактивным технологиям активного обучения, нацеленным на сотрудничество и деловое партнёрство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знаний [6].
Педагогический потенциал метода кейсов значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоёвывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нём игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение. Познакомимся с некоторыми эффективными методами обучения на уроках английского языка:
1. Интервью. Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.
2. Банк информации. Общая особенность этой группы приемов заключается в том. Что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний. Данный прием мы часто используем на домашнем чтении.
3. Групповые решения. Класс делится на несколько групп, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора.
4.Подготовка презентаций. Класс делится на 4 группы по 4 человека, каждая из которых дома должна найти информацию на определенную тему, подготовить презентацию в PowerPoint, краткий рассказ в виде комментариев к презентации и вопросы к аудитории по своей теме.
5. Координация действий: заключается в том, чтобы организовать между участниками общения «обмен предметами».
6. Для формирования у учащихся социокультурной коммуникативной компетенции в классе организуется работа по празднованию юбилейных дат видных деятелей культуры англоязычных стран.
7. Диалоги: По каждой пройденной теме учащиеся, разделившись на пары, составляют соответствующий диалог. Потом разыгрывают их.
Резюмировав всё выше сказанное, следует говорить о том, что разные методики обучения требуют разных подходов к проведению занятий, при этом преподаватель должен требовать от студентов овладения теми знаниями и навыками, на которые он их нацеливал в процессе обучения.
Ссылки на источники:
1.Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. М., 1977.-150с.
2.Домашнев А.И. и др. Методика преподавания английского языка в педагогическом вузе. М., 1983.-240с.
3.Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XX вв. / Под ред. М.В. Рахманова. М., 1972.-168с.
4 Ильченко Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003.-128с.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
6. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально – ориентированного обучения // http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.