Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15097.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативно-речевой культуры будущих педагогов. Автор отмечает, что в современных условиях наблюдается противоречие: требования к учителю современной школы, к его коммуникативным качествам возрастают, а реальный уровень речевой подготовки выпускников педагогических вузов остается недостаточным. Важным шагом к решению данной проблемы, по мнению автора, является формирование риторических умений у будущих учителей начальных классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативноречевой культуры будущих педагогов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15097. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15097.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15097УДК 378.147

Вершинина Наталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО ©Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьеваª, г. Саранскversok3@mail.ru

Риторические умения как основа формирования коммуникативноречевой культуры будущих педагогов

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативноречевой культуры будущих педагогов. Автор отмечает, что в современных условияхнаблюдается противоречие: требования к учителю современной школы, к его коммуникативным качествам возрастают, а реальный уровень речевой подготовки выпускников педагогических вузов остается недостаточным. Важным шагом к решению данной проблемы, по мнению автора, является формирование риторических умений у будущих учителей начальных классов.Ключевые слова: коммуникативная культура, речевая культура, риторические умения, будущий учитель начальных классов.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Приоритетной задачей современного образования является воспитание культурной личности. Стратегияобразования заключается в том, чтобы дать возможность обучаемым проявить свои способности и творческий потенциал, поскольку сегодня обществунеобходимы люди оригинально мыслящие, способные к быстрому,нестандартному решению проблемы.Современные люди должны уметь контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения при обсуждении спорных вопросов и т. д. От наличия или отсутствия умений эффективно общаться во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом. Качество и результат человеческой жизнедеятельности определяются культурой межличностных отношений. Основой общей культуры личности, базовым компонентом культуры является коммуникативная культура, которая обеспечивает жизненное самоопределение личности, создает ее внутренний мир, жизненные идеалы, ценности, систему запретов и самоконтроля, регулирует процесс адекватной реакции на окружающую действительность. ©Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебновоспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувствª [1]. Великий русский писатель А. П. Чехов отмечал, что ©для интеллигентного человека “дурно говорить”должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писатьª [2]. Именно поэтому необходимо специальное обучение умению общаться.В процессе подготовки будущих учителей начальных классов одной из важнейших является проблема формирования у них коммуникативноречевой культуры. По мнению О. В. Бобковой, ©коммуникативная культура ‬определяющее свойство человека ХХI века, естественное явление и процесс. Без определения закономерностей и особенностей развития коммуникативной культуры личности эволюция общего и профессионального образования невозможнаª [3]. В основе коммуникативной культуры лежит культура мышления, предстающая в виде специфических форм познавательной деяВершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативноречевой культуры будущих педагогов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15097. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15097.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

тельности, направленной на восприятие и порождение текстов, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность, а также культура речи.Речь, будучиглавной формой человеческого общения, является важнейшим показателем базовой культуры личности и общества в целом. ©Коммуникативная культура учителя основана на речевой культуре, с точки зрения этой позиции не следует разграничивать определения “коммуникативная”и “речевая”. Речь учителя во многом определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательныеª [4]. Для учителя речь ‬основной инструмент профессии, это не просто главное орудие профессиональной деятельности, но образец для подражания. Являясь профессией повышенной речевой ответственности, профессия учителя безоговорочно требует владения культурой речевого общения. Еще в конце XXстолетия профессор Т. А. Ладыженская высказала мнение (ставшее сегодня хрестоматийным), что в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательнопрактической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. По мнению С. Д. Якушевой, ©педагог с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурноразвивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитиеª [5]. Иными словами,каждый учитель должен уметь осуществлять выбор модели своего поведения не только в зависимости от поведения окружающих его людей, но и в зависимости от осознания того, что для данного окружения это поведение является образцом для подражания. Именно в этом, на наш взгляд, состоит суть профессиональной коммуникативной культуры педагога. Практика показывает, что современные молодые учителя далеко не всегда имеют соответствующие речевые навыки. Неумение учитывать речевую ситуацию, использование стилистически неуместной лексики, речевая агрессия ‬далеко не полный перечень речевого поведения современных молодых педагогов. Таким образом, наблюдается противоречие: требования к учителю современной школы, к его коммуникативным качествам возрастают, а реальный уровень речевой подготовки выпускников педвуза остается недостаточным. Существует целый ряд причин, способствующих развитию данного противоречия, основными из которых являются: неоправданное употребление заимствованной, разговорной и жаргонной лексики, отсутствие понимания важности сохранения литературного языка у современной молодежи, снижение интереса к чтению классической литературы, засилье низкопробных образцов, их пропаганда в СМИ, под угрозой исчезновения традиционные основы национального речевого этикета,как следствие ‬падение уровня речевой культуры общества. Также нельзя не согласиться с мнением Л. А. Нигматуллиной, которая отмечает, что ©коммуникативная культура педагога в основном формируется стихийно, самопроизвольно, словно является сопутствующей, второстепенной задачей его профессиональной подготовки. И это объясняется недостаточным уровнем научнометодического обеспечения целенаправленного формирования коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколенияª[6]. Как видим, образование попрежнему ©отстаёт от современных требований к коммуникативной культуре, аследовательно, и к культуре вообщеª [7]. На этом фоне наблюдается резкое сокращение часов по дисциплинам филологической направленности на всех этапах образования: от начального до высшего. Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативноречевой культуры будущих педагогов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15097. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15097.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

К решению данной проблемы можно приблизиться, увеличивая в учебных планах подготовки бакалавров направления подготовки ©Педагогическое образованиеª количество дисциплин по выбору риторической направленности;другой способ ‬риторизация дисциплин не только филологической направленности (влияние коммуникативноречевого подхода на формированиематематической речи нами рассмотрено в одной из предыдущих публикаций [8]). Определенные шаги по устранению обозначенного противоречия мы видим в формировании у будущих педагогов риторических умений. Для этого следует сформулировать основные задачи речевой подготовки студентов педагогического вуза; смоделировать технологии речевой подготовки и разработать педагогические условия ее эффективности.На факультете педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО ©Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьеваª ведется подготовка бакалавров по различным направлениям, в том числе и по направлению ©Педагогическое образованиеª,профильподготовки ©Начальное образованиеª. Ясно, что в базовую часть ‬Гуманитарный, социальный и экономический цикл‬заложено изучение дисциплины ©Культура речиª, значение данной дисциплины в подготовке будущих педагогов бесспорно, однако, вопервых, данный курс в полной мере не решает обозначенных выше задач, поскольку количества отведенных часов явно недостаточно. Отметим также, что содержание вопросов независимогоЦентра интернеттестирования, по которым проходит мониторинг знаний студентов нашего вуза, не относится зачастую ни к области русского языка, ни к области культуры речи. Данные вопросы требуют знаний из области риторики: теории, истории и практики. В связи с этим нами разработаны дисциплины по выбору, усиливающие риторическую подготовку будущего педагога, одной из которых является ©Педагогическая риторика для будущего учителя начальных классовª. Эта дисциплина основана на единой концепции, представляет собой целостный курс, адресованный педагогам, готовит будущего учителя начальной школы к реализации ФГОС начального общего образования. Она решает такие задачи, каковладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, требованиях к речевому поведению в различных ситуациях, формирование риторических умений, осознание специфики профессионального педагогического речевого общения, способность решать коммуникативные и речевые задачи в конкретных ситуациях, овладение опытом продуцирования и анализа профессионально значимых речевых жанров, развитие творчески активной речевой личности, познание сути риторического идеала как основы гармонизирующего педагогического общения. ©Риторические умения ‬умения, которые способствуют развитию/формированию осознанного эффективного речевого воздействия на человека во время межличностного, группового и коллективного публичного общенияª [9]. На наш взгляд, профессионально ориентированную речевую деятельность будущих педагогов, формирование их коммуникативноречевой культуры целесообразно осуществлять на основе интеграции общей и частной риторики. Обучение риторике предполагает формирование риторических умений: базовых жанровостилистических навыков и освоенных языковой личностью, осознанных способов выполнения риторических действий (нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio), расположение, или композиция, материала (dispositio), словесное выражение, или дикция (elocutio), память, запоминание (memoria), исполнение, произнесение) во время межличностного, группового и коллективного публичного общения. Формирование риторических умений должно проходить несколько этапов: ©а)предъявление речевой или поведенческой модели; б) имитация образца; в) отсроВершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативноречевой культуры будущих педагогов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15097. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15097.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

ченное воспроизведение; г) твердое запоминание; д) свободное использование в новых условиях. При отработке конкретного навыка целесообразно придерживаться следующей последовательности упражнений: а) пропедевтические, б) иллюстрирующие, в) закрепительные, г) повторительнообобщающие, д) творческиеª[10].Важноподбиратьтакиезадания,которыевпроцессеовладенияматериаломпобуждаютобучающихсякактивноймыслительнойиречевойдеятельности.В качестве заданий студентам предлагается жанровостилистический анализ текстаобразца (отметим, что для анализа выбираются тексты, несущие культуросообразную функцию, способствующие расширению кругозора студента, например, высказывания Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана и др.), текста, созданного сокурсниками и т. д. Творческие задания, направленные на создание собственного высказывания, всегда вызывают живой интерес аудитории.Внимание обучающихся акцентируется на значимости традиционных основ национального речевого этикета, владения языковыми, этическими и коммуникативными нормами. Риторический анализ текста помогает будущим педагогам достаточно успешно продуцировать собственные высказывания. В процессе обучения студенты закрепляют знания об учебноречевой ситуации, ее базовых составляющих, здесь предлагаются не только аналитические, но и творческие задания. Продуцирование и анализ учебноречевых ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы позволяют будущим педагогам погрузиться в содержание педагогической профессии, отработать коммуникативноречевые умения и навыки, лежащие в основеумений осознанного эффективного речевого воздействия.

Реализация названной дисциплины предполагает традиционные формы контроля: 1)входной контроль. Цель ‬выявить исходный уровень коммуникативноречевых умений студентов для определения направлений совершенствования их риторической подготовки с учетом базовых знаний и умений. На этом этапе студентам предлагаются тексты, содержащие информацию о значимости риторики и культурыречи, предлагается высказатьсвое мнение по поводу позиции автора текста, аргументировать свою точку зрения;2)промежуточный контроль. Цель ‬проверить умение продуцировать текст (составление риторического эскиза речи), представлять его в аудиториис учетом коммуникативной ситуации, принципов коммуникативного сотрудничества и законов современной общей риторики; умение использовать приемы захвата и удержания внимания аудитории, владенияневербальными средствами общения. Студентам предлагается подготовить убеждающие речи, выбрав одну из тем: ©Я должен быть жесток, чтоб добрым быть?ª, ©Легко ли быть сегодня молодым?ª, ©Учиться ‬это модно?ª, ©Материальные блага ‬это основа жизни?ª, ©Быть учителем престижноª. Подготовленные высказывания презентуются устно в аудитории и коллективно анализируются и оцениваются;3)итоговый контроль. Цель‬выявить уровень сформированности теоретических знаний и практических умений студентов по изученным темам дисциплины по выбору ©Педагогическая риторика для будущего учителя начальных классовª. Помимо ставшего традиционным тестирования слушатели производят риторический анализ текстов и продуцируют учебноречевые ситуации по заданным темам.Коммуникативноречевая культура определяет успешность учителя начальных классов, является основой его профессионального мастерства. Сформированность коммуникативной культуры можно определитьпо таким группам критериев: 1)культура общения, общительность; 2) культура речи; 3) риторические умения;4)риторическое/коммуникативное мышление; 5) ценностные ориентации; 6)досуговые интересы.Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативноречевой культуры будущих педагогов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15097. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15097.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

В заключение отметим, что перечисленные выше пробелы, противоречия частично могут быть устранены не столько в рамках изучения дисциплины ©Культура речиª, сколько в рамках предметноспециальной подготовки бакалавровпри изучении специализированных курсов по выбору. Учитель ‬профессия повышенной речевой ответственности, особенно в начальной школе, где закладываются основы становления личности, поэтому риторическая подготовка будущего учителя начальных классов, формирование его коммуникативноречевой культуры ‬одна из важнейших задач, стоящих перед современным педагогическим образованием. Только целенаправленная систематическая работа над риторическими умениями будущих педагогов обеспечивает формирование у них коммуникативноречевой культуры.

Ссылки на источники1.БаныкинаС. В. Педагогическая конфликтология:состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е. И. Степанова.‬М.:УРСС, 2001.‬485 с.

2.ЧеховА. П. Собр. соч.:в 12 т. ‬М.:Госполитиздат, 1956. ‬Т. 6. ‬326 с.3.БобковаО. В. Формирование коммуникативной культуры у детей с особыми образовательными потребностями // Гуманитарные науки и образование. ‬2011. ‬№ 4(8). ‬С. 58‬61.‬URL:http://www.mordgpi.ru. 4.ВершининаН. В. К вопросу о формировании коммуникативноречевой компетенции как базового компонента профессиональной коммуникативной культуры личности современного учителя начальной школы // Гуманитарные науки и образование. ‬2013. ‬№ 2(14). ‬С. 8‬12.‬URL:http://www.mordgpi.ru. 5.ЯкушеваС. Д.,Ляшенко Н. А. Коммуникативная культура в развитии профессионального мастерства педагога. ‬URL:sibac.info/index.php/20090701.6.НигматуллинаЛ. А. Формирование коммуникативной культуры будущих педагогов в процессе реализации ФГОС нового поколения:на примере педагогических колледжей: дис. ... канд. пед. наук:13.00.01.‬Казань, 2011. ‬254 с. ‬URL:lib.uaru.net/diss/cont/497812.html.7.ЛадыженскаяТ. А. Модернизация образования и риторика. ‬URL:ritorika.info/publikacii/.8.Вершинина Н. В.,Чиранова О. И. Коммуникативноречевая компетенция как основа развития математической речи младших школьников // Гуманитарные науки и образование. ‬2014. ‬№1(17). ‬С.14‬20.‬URL:http://www.mordgpi.ru. 9.ГоробецЛ. Н. Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. ‬СПб., 2008. ‬№50. ‬С.170‬175. ‬URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ritoricheskieumeniyakakbazovyykomponentritoricheskoykompetentsiiuchitelya.10.ГабдурахимоваТ. М. Формирование и развитие риторических умений студентов технических вузов:автореф. дис. … канд.пед. наук. ‬Казань, 2005. ‬URL:Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanieirazvitieritoricheskikhumeniistudentovtekhnicheskikhvuzov.

Natalia Vershinina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair ofMethodology of Preschool and Primary Education, Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev, Saranskversok3@mail.ruRhetorical skills as the foundation of communicative speech culture of future teachersAbstract.The paperdeals with the problem of formation of communicative speech culture of future teachers. The author notes that nowadaysthere is a contradictionbetweenthe requirements to ateacher of the modern schooland his communication skills, whichhave increased, and the real level of speech training of students at pedagogical higher educational institutions, which remains insufficient. According to the author, an important step to solve the contradictionis formation of rhetorical skills of future primary school teachers.Keywords: communicative culture, language culture, rhetorical skills, future primary school teacher.References1.Banykina,S. V. (2001) “Pedagogicheskaja konfliktologija: sostojanie, problemy issledovanija i perspektivy razvitija”,in Stepanov, E. I. (ed.) Sovremennaja konfliktologija v kontekste kul'tury mira,URSS, Moscow,485 p.(in Russian).Вершинина Н. В. Риторические умения как основа формирования коммуникативноречевой культуры будущих педагогов// Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15097. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15097.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

2.Chehov,A. P. (1956) Sobr. soch.: v 12 t.,t. 6, Gospolitizdat, Moscow,326 p.(in Russian)3.Bobkova,O. V. (2011) “Formirovanie kommunikativnoj kul'tury u detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami”,Gumanitarnye nauki i obrazovanie,№ 4(8),pp.58‬61. Available at:http://www.mordgpi.ru(in Russian). 4.Vershinina,N. V. (2013) “K voprosu o formirovanii kommunikativnorechevoj kompetencii kak bazovogo komponenta professional'noj kommunikativnoj kul'tury lichnosti sovremennogo uchitelja nachal'noj shkoly”,Gumanitarnye nauki i obrazovanie,№ 2(14),pp.8‬12. Available at:http://www.mordgpi.ru(in Russian). 5.Jakusheva, S. D. &Ljashenko,N. A. Kommunikativnaja kul'tura v razvitii professional'nogo masterstva pedagoga.Available at:sibac.info/index.php/20090701(in Russian).6.Nigmatullina,L. A. (2011) Formirovanie kommunikativnoj kul'tury budushhih pedagogov v processe realizacii FGOS novogo pokolenija: na primere pedagogicheskih kolledzhej: dis. ... kand. ped. nauk:13.00.01,Kazan', 254 p. Available at:lib.uaru.net/diss/cont/497812.html(in Russian).7.Ladyzhenskaja,T. A. Modernizacija obrazovanija i ritorika. Available at:ritorika.info/publikacii(in Russian).8.Vershinina,N. V.&Chiranova,O. I. (2014) “Kommunikativnorechevaja kompetencija kak osnova razvitija matematicheskoj rechi mladshih shkol'nikov”,Gumanitarnye nauki i obrazovanie,№ 1(17),pp.14‬20. Available at:http://www.mordgpi.ru(in Russian). 9.Gorobec,L. N. (2008) “Ritoricheskie umenija kak bazovyj komponent ritoricheskoj kompetencii uchitelja”,Izvestija RGPU im. A.I. Gercena,St. Petersburg,№ 50,pp.170‬175. Available at:http://cyberleninka.ru/article/n/ritoricheskieumeniyakakbazovyykomponentritoricheskoykompetentsiiuchitelya(in Russian).10.Gabdurahimova,T. M.(2005)Formirovanie i razvitie ritoricheskih umenij studentov tehnicheskih vuzov: avtoref. dis. … kand. ped. nauk,Kazan'. Available at:Nauchnaja biblioteka dissertacij i avtoreferatov disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanieirazvitieritoricheskikhumeniistudentovtekhnicheskikhvuzov(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª



Поступила в редакциюReceived03.02.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.02.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.02.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015© Вершинина Н. В., 2015www.ekoncept.ru