Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15105.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам методики проверки профессиональных навыков владения оперативным транспортным средством категории «В» у водителей-сотрудников силовых структур. Рассматриваемая методика проверки практических умений позволяет в сжатые временные рамки (за один академический час) выявить индивидуальный уровень подготовки у слушателей в составе учебной группы до 20 человек.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «.» // Концепт. –2015. –№04 (апрель). –ART15105. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15105.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 1

ART15105УДК 000

Николаев Николай Олегович, доцент кафедры огневойтактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификациисотрудников МВД РФ», г. Тюмень

Бакулин Николай Петрович, преподаватель кафедры огневойтактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», соискатель,г. Тюменьbakullin@mail.ru

Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «B»

Аннотация.Статья посвященавопросам методики проверки профессиональных навыков владения оперативным транспортным средством категории «В»у водителейсотрудников силовых структур. Рассматриваемая методика проверки практическихумений позволяет в сжатые временные рамки (за один академический час)выявить индивидуальный уровень подготовки у слушателей в составе учебной группы до 20 человек.Ключевые слова:водительское мастерство, водительская надежность, тестирование практических навыков управления транспортным средством. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время современная правотворческая деятельность в области безопасности дорожного движения направлена на жесткое соблюдение транспортной дисциплины и формирование единой системы правовых норм для обеспечения безопасности дорожного движения [1]. Для реализации функции транспортной дисциплинысотрудник, управляющий оперативным мощным транспортным средством с установленными специальными устройствами,должен быть профессионально надежным.С данной целью, согласно постановлению правительстваРоссийской Федерации №876 от 15 декабря 2007 г.[2],к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальныхсветовых и звуковых сигналов, допускаются водители, прошедшие переподготовку. Первым шагом в процессе переподготовки является входной контроль,теоретический (на знание ПДД) и практический (навыки управления автомобилем).Цель тестирования –изучение уровня водительского мастерства конкретного сотрудникадля определения методики обучения с целью повышения уровня водителя.Задачи тестирования:1.Соблюдая правила безопасности, оценить уровень мастерства водителя.2.Используя низкие скорости движения –20–30 км/ч, оценить профессиональную надежность водителя с использованиемзаднеприводного и переднеприводного автотранспорта.Методика тестированияКритерии оценки зависят от полноты и правильности выполнения упражнений.Выделяется три типа водителя:Новичок, набравший120–149 баллов.Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «.» // Концепт. –2015. –№04 (апрель). –ART15105. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15105.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 2

Уверенный водитель, набравший 150–179 баллов.Опытный водитель, набравший 180–200 баллов.Тестирование производится на легковых автомобилях категории «В»отечественного или импортного производства,к примеру ВАЗ2107,ВАЗ2114. Оба автомобиля на момент тестирования личного состава находятся в технически исправном состоянии. Тестирование осуществляется при нахождении инструктора вне автомобиля на площадке автодрома. Для обеспечения безопасности площадка огорожена, имеет размеры 60*60 метров, асфальтовое покрытие без внешних загрязнений. У инструктора находятся радиостанция с позывными экипажа, свисток для подачи экстренных сигналов и световозвращающий жезл. В учебной автомашине на передних сидениях находятся двасотрудника полиции. Оба имеют водительское удостоверение категории «В», полученное согласно требованиям статьи 26 ФЗ196 от 10 октября 1995 г.[3],по состоянию здоровья годны для прохождения службы в строевых подразделениях МВД России. Экипировка экипажа: форменное обмундирование, средства бронезащиты, а именно бронежилет наружного ношения ГОСТ Р 5074495 «Класс защиты 5»[4]. Пассажир, находящийся на переднем сидении, имеет радиостанцию для связи с инструктором. Оба сотрудника имеют при себе кобуру закрытого типа с закрепленной на кобуре протиркой пистолета «ПМ», уложенным ремешком,соединенным с рукоятью огнестрельного оружия.Каждое упражнение оценивается в10 баллов. Всего тестирование насчитывает 5 упражнений: Упражнение 1. Парковка задним ходом.Упражнение 2. Змейка.Упражнение 3. Разворот (въезд во «дворик»).Упражнение 4. Въезд в бокс.Упражнение 5. Въезд на эстакаду.Слушатель выполняет комплекс упражнений последовательно сначала на заднеприводном автомобиле, далее на переднеприводном автомобиле. Список штрафных баллов:Нарушение техники безопасности, неграмотное использование пассивных средств безопасности –15 баллов.Наезд на веху стержневуюс окрашенными в краснобелый цвет чередующимися полосами, имитирующимичастьдороги,с последующим еепадением –10 баллов.Выезд за пределы ограниченного пространства, вех стержневых,окрашенныхв краснобелый цвет чередующимися полосами, имитирующими часть дороги, парковочного пространства–10 баллов.Наезд на веху стержневуюс окрашенными в краснобелый цвет чередующимися полосами, имитирующимичасть дороги,с последующим изменением ее положения –5баллов.Тестирование навыков маневрирования в ограниченных проездах на автодромеУпражнение 1. Парковка задним ходомУпражнение выполняется на площадкес установленными на ней вехами стержневыми,окрашенными в краснобелый цвет чередующимися полосами, имитирующими часть дороги с пространством для парковки, которое располагается справа по ходу движения. Слушатель совершает движение на первой передаче прямо до конца дорожного полотна, после чего, переключившись на заднюю передачу, выполняет парковку с заездом в правый карман параллельно основному дорожному полотну площадки. В процессе движения слушатель активно пользуется зеркалом заднего вида.Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «.» // Концепт. –2015. –№04 (апрель). –ART15105. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15105.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 3

Фиксируемые ошибкиВыезд за пределы площадки.

Касание столбиков.Неправильная последовательность действий при выполнении парковки. Упражнение заканчивается остановкой автомобиля в предполагаемом итоговом положении на парковке.Примерное время выполнения упражнения30 секунд.Методические рекомендацииПостановка автомобиля на стоянку между машинами задним ходом. При постановкеавтомобиля на стоянку задним ходом необходимо проехать вперед и остановитьавтомобильпараллельнообъезжаемому автомобилю с интервалом 0,5–0,8 м. Включить заднюю передачуи,тронувшись, быстро повернуть рулевое колесо вправо до упора, не выпуская правую сторону автомобиля. Поворот рулевого колеса влево выполняется с расчетом на беспрепятственное прохождение передней части автомобиля. Полная остановка выполняется после того, как автомобиль занимает положение,параллельное линии ограничителей справа.Необходимо следить за прохождением правого переднего крыла около заднего бампера объезжаемого автомобиля. Если правое крылоавтомобиля слушателя прошло беспрепятственно, то следует быстро вернуть рулевое колесо в нейтральное положение.Упражнение 2. ЗмейкаПри выполнении данного упражненияводительосуществляет движение по площадке сустановленными в ряд пятью стержневыми вехами с предохранительными буйками, имитирующими препятствия, и буйками, ограничивающими используемую в упражнении территорию. Траектория автомобиля должна соответствовать траектории, изображенной нанижеприведенном рисунке. Упражнение заканчивается остановкой автомобиля перед стоплинией.Фиксируемые ошибкиВыезд запределы площадки.

Касание стержневых вех.Пересечение стоплинии.

Неправильная траектория автомобиля.Упражнение заканчивается остановкой автомобиля в предполагаемом итоговом положении на парковке.Примерное время выполнения упражнения30 секунд.Методические рекомендацииПроездпо«змейке»передним ходом.Учащийся по команде преподавателя начинает движение автомобиля и приступает к выполнению упражнения, последовательно объезжая слева и справа на постоянной скорости, равной20–25км/чустановленныенатрассе ограничителипутемвращениярулевого колеса двумя руками с поочередными перехватами на боковом секторе рулевого колеса.Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «.» // Концепт. –2015. –№04 (апрель). –ART15105. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15105.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 4

Это упражнение позволяет выработать устойчивый навык маневрированияавтомобилем, развить чувство «габаритов»и усовершенствовать элемент быстрого руления. Перед началом отработки ограничители ставить на расстоянии 12м, а затем на расстоянии 9 м.Упражнение 3. Разворот (въезд во «дворик»)Данное упражнение выполняется на площадкес установленными в форме прямоугольника вехами стержневыми. Конфигурация стержневых вех имитирует замкнутое пространство, в котором курсанту необходимо совершить разворот. Траектория разворота автомобиля приведена ниже на рисунке.Упражнение заканчиваетсяостановкой автомобиля перед стоплинией.Фиксируемые ошибкиСтолкновение сограничительной стержневой вехой.Выезд за пределы огороженной зоны разворота.Неправильная последовательность действий выполнения упражнения.Пересечение стоплинии. Примерное время выполнения упражнения30 секунд.Методические рекомендацииВъезд во «дворик»и выезд из него передним ходом. При выполнении этого упражнения слушатель должен въехать на автомобиле в габаритный «дворик», обозначенныйстержневыми вехамиограничителями,незадевних. Быстро начать поворачивать рулевое колесо. За 1 м до ограничителейкакможнобыстрееначать поворачиватьрулевоеколесовобратную сторону. Приблизитьсякстержневойи путем воздействия на педаль тормозаплавным торможением остановитьавтомобиль.Включитьпередачу заднего хода и осмотреть обстановку со всех сторон автомобиля. Начать движение автомобиля к противоположной стороне, доворачивая рулевое колесо до упора. Не доезжая 1 м до стержневой вехи, как можно быстрее начать поворачиватьрулевоеколесовобратную сторону.Приблизитьсякограничителями остановить автомобиль. Включить передачу и начатьдвижениеавтомобиля.Выехатьиз габаритного «дворика».Упражнение 4. Въезд в боксУпражнение выполняется на площадке с перпендикулярным карманомдля парковки согласно рисунку. Буйками огорожена территория, в которой выполняется движение. Столбиками выделено место парковки. Парковка осуществляется согласно схеме рисунка.Упражнение заканчивается остановкой автомобиля перед стоплинией места парковки.Фиксируемые ошибкиВыезд за пределы ограниченной буйками территории.Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «.» // Концепт. –2015. –№04 (апрель). –ART15105. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15105.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 5

Касание буйка или столбика.Пересечение в итоговом положении автомобиля стоплинии.Примерное время выполнения упражнения30 секунд. Методические рекомендацииПостановка автомобиляв бокс задним ходом и выезд из него.При постановке автомобиля задним ходомна стоянку в бокс, расположенный на противоположной стороне, необходимо: поравнявшись задним бампером с ближайшей стойкой, остановиться, оставив справа от края проезжей части зазор,равный 1 м; убедившисьвбезопасности,включить левый поворот и начать поворачивать рулевое колесовлево,наблюдаязалевымзадним колесом; когда задний бампер войдет в бокс, начать быстро возвращать рулевое колесо обратно, контролируя прохождение автомобиля относительно стоек; когда передние колеса поравняются со стойками, повернуть их в положение для движения по прямой и без виляний въехать в бокс.Этот элемент сначала отрабатывают, заезжая прямо в бокс, по мере усвоения упражнение усложняется, и заезд в бокс следует производить из положения с поворотом на 90° справа и слева. Упражнение отрабатывать до тех пор, пока учащийся не сможет заехать в бокс за одноразовое включение передачи заднего хода.Упражнение 5. Въезд на эстакадуУпражнение выполняется на площадке с эстакадой. Курсант отрабатывает навыки троганья в горку с ручного тормоза. Совершается заезд на эстакаду с промежуточной остановкой перед первой стоплинией.Упражнение заканчивается остановкой автомобиля перед стоплинией.Фиксируемые ошибкиСкатывание с эстакады.Касание буйка.Наезд на стоплинию.Примерное время выполнения упражнения30 секунд. Методические рекомендацииВъезднаэстакадуследуетотрабатывать вначале из положения прямо. Для этого необходимо:остановить автомобиль на расстоянии в 5–8 мотэстакадытак,чтобыпродольныеоси автомобиля и эстакады совпадали;

включитьпервуюпередачуинажатьна педаль управления подачей топлива; начать движениепо эстакаде, увеличивая нажатие на педаль управления подачей топлива и держарулевое колесо в положении движения по прямой:привъезденапрямолинейныйучасток эстакадыостановитьавтомобиль,затем, включив первую передачу и притормаживая двигателем, спуститься с эстакады. При съезде с эстакады задним ходом можно притормаживать рабочим тормозом.Лица, не сдавшие входной контроль по управлению транспортных средств и Николаев Н. О., Бакулин Н. П. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «.» // Концепт. –2015. –№04 (апрель). –ART15105. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15105.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 6

набравшие менее 80 баллов, к дальнейшему обучению в рамках программы переподготовки сотрудника не допускаются. Данный входной тест позволяет выявить уровень прибывших на обучение сотрудников, дает возможность скомпоновать экипажи по уровню подготовки.Результаты, полученные при входном контроле,позволяют преподавателю скорректировать процесс обучения.

Ссылки на источники1.Борзых С.А. Исторический аспект уголовной ответственности за нарушение безопасности дорожного движения в России // Вестник Тюменского института повышения квалификации. –Тюмень,2014.–Вып. № 1(2).2.Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. №876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». –URL: http://www.garant.ru/3.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196ФЗ «О безопасности дорожногодвижения». –URL: http://www.garant.ru/4.ГОСТ Р 5074495. Бронеодежда. Классификация и общие технические требования. БиблиотекаГОСТов. –URL:http://vsegost.com.

NicholaiNicholaev,Associate Professor at the chair of Fire Tactical and Special Training and Operational Planning, Tyumen Institute of Advanced Russian Interior MinistryNikolai Bakulin,Lecturerat the chair of Fire Tactical and Special Training and Operational Planning, Tyumen Institute of Advanced Russian Interior Ministrybakullin@mail.ruEntrance practical skills test of drivers of category “B”operational vehicles Abstract.The paper is devoted to methods of examination of professional skills of use of category «B» operational vehicle ofpower structuresdrivers. The technique allows testing practical skills in the shortest time (one academic hour)to identify the individual level of readiness.Key words:driving skills, driver's reliability, testing practical skills of driving.References1.Borzyh,S. A. (2014) “Istoricheskij aspekt ugolovnoj otvetstvennosti za narushenie bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v Rossii”,Vestnik Tjumenskogo instituta povyshenija kvalifikacii, Tjumen', vyp. № 1(2)(in Russian).2.Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 dekabrja 2007 g. № 876“O podgotovke i dopuske voditelej k upravleniju transportnymi sredstvami, oborudovannymi ustrojstvami dlja podachi special'nyh svetovyh i zvukovyh signalov”. Available at: http://www.garant.ru(in Russian).3.Federal'nyj zakon ot 10 dekabrja 1995 g. № 196FZ “O bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija”.Available at: http://www.garant.ru(in Russian).4.GOST R 5074495. Broneodezhda. Klassifikacija i obshhie tehnicheskie trebovanija. Biblioteka GOSTov,Available at:http://vsegost.com(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ТрояномЕ.И., кандидатомпедагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived04.02.15Получена положительная рецензияReceived a positive review06.02.15ПринятакпубликацииAccepted for publication06.02.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Николаев Н. О., Бакулин Н. П., 2015www.ekoncept.ru