Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15145.htm.
Аннотация. В статье представлено научно-методическое обеспечение образовательного процесса на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); раскрыто содержание вариативного подхода в решении проблемы психолого- педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15145. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15145.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15145УДК 371.132

Терехова Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскterehovagv@cspu.ru

Обеспечение вариативности психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования

Аннотация. В статье представлено научнометодическое обеспечение образовательного процесса на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); раскрыто содержание вариативного подхода в решении проблемы психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования.Ключевые слова: субъекты ТРИЗобразования, психологопедагогическое сопровождение, вариативность, ТРИЗ.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одно из требований к системе образования в современных условиях –это повышение гибкости и мобильности, а также создание многовариантности в реализации образовательных систем, учет индивидуальных запросов, личных возможностей и потребностей участников образовательного процесса. Альтернативность и индивидуализация в процессе освоения опыта творческой деятельности кроме расширения использования разнообразных форм, методов, видов взаимодействия субъектов в образовательной деятельности предполагают необходимость выбора участниками сопровождения варианта достижения целей в содержательном и процессуальном аспектах, максимальноеприближениек идеальному результату в конкретной образовательной ситуации. В связи с этим необходимость вариативного подхода к организации психологопедагогического сопровождения обусловлена, с одной стороны, реализацией принципа диверсификации образования, при котором происходит «возрастание сложности внутренней инфраструктуры системы образования за счет: возникновения новых видов и типов образовательных учреждений; проникновения одних форм образования в другие; объединения различных видов, типов и форм образования, ранее не связанных между собой; расширения сферы деятельности образовательных учреждений; многообразия содержания образовательных программ; свободы использования образовательных технологий; распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества, созданияоптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов, ожиданий граждан России [1]. И особенностью творческого образования, с другой стороны, получениярезультата,который предполагает новое, альтернативное, нетиповое, нестандартное решение проблемы. Отметим также, что требование к вариативности психологопедагогического сопровождения является нормативным требованием, которое предполагает: вариативность направлений психологопедагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психологопедагогическая поддержка участников Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15145. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15145.htm.–ISSN2304120X. 2

олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); диверсификация уровней психологопедагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) [2].Анализ программнометодического обеспечения курсов подготовки поформированию навыков решения проблем [3–5] позволил определить существенные характеристики программ на основе ТРИЗ, которые обеспечивают инвариантную основу для требований к формированию образовательных программ на основе ТРИЗ: 1.К видам творческой деятельности субъектов ТРИЗобразования относят виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности. 2.Каждый из компонентов может быть представлен исследовательской, изобретательской, креативной, инновационной проблемой.3.Минимальной базой для освоения технологий работы с проблемами на основе ТРИЗ являются теории диалектики, систем, функциональности, идеализации, ресурсов, рефлексии. 4.Освоение опыта творческой деятельности субъектами ТРИЗобразования включает методологию философского, общенаучного и конкретнонаучного уровня, основными методологическими подходами освоения творческого содержания образования являются:диалектический, системный, функциональный, ресурсный, идеальности, рефлексивный. 5.Результатом освоения опыта творческой деятельности субъектов ТРИЗобразования является продуктивность решений при работе с проблемой.6.Оценка продуктивности решения проблем субъектами ТРИЗобразования включает следующие показатели: оригинальность, новизну, идеальность, общественную значимость. 7.Содержание составляют неоднородные по области изучения проблемы: технические, биологические, психологические, фантастические и др. 8.Большинство решаемых проблем являются социокультурными комплексами. Это предполагает развитие у субъектов ТРИЗобразования не только компетентности в предметной сфере, но и креативности, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных личностных свойств, а также конструктивногоотношения к проблеме как таковой.В программу психологопедагогического сопровождения включены субъекты ТРИЗобразования, программы которых основаны на различных направлениях ТРИЗпедагогики, различных статусахкак обучающихся, так и реализующих образовательные программы.Необходимость в сопровождении отмечалась у различных групп субъектов ТРИЗобразования: школьники образовательных учреждений разного статуса и направленности интересов; классные руководители; студенты технических и гуманитарных направленийвузов различной направленности и статуса; психологи; педагоги образовательных учреждений; преподаватели вузов; тьюторы; профессиональные консультанты по решению проблем; администраторы образовательных учреждений, в которых реализовывались программы ТРИЗобразования; авторы образовательных программ на основе ТРИЗ широкого возрастного диапазона. Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15145. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15145.htm.–ISSN2304120X. 3

В связи с этим актуальными проблемами сопровождения ТРИЗобразования являлись: постоянное обновление компонентов содержания образования, конструирование динамичных моделей образовательных систем с возможностями преобразования в зависимости от изменившейся ситуации, адаптация инструментов ТРИЗ к работе с проблемой в различных условиях, субъектами различного возраста и статуса, оперативное сетевое взаимодействие участников в нетиповой образовательной ситуации, требующей комплексного решения. Таким образом, задача создания вариативных образовательных систем, а также обеспечение условий реализации вариативного компонента образовательного процесса, контроля эффективности его результатов является ключевой для психологопедагогического сопровождения участников ТРИЗобразования. В исследовании вариативность мы понимаем как способность достигать результата при решении проблемы в соответствии с разнообразными образовательными потребностями и возможностями, индивидуальными особенностями субъектов образования, что обеспечивает достижение целей освоения творческого опыта в конкретных условиях актуальной образовательной ситуации. Это обеспечивает возможность выбора типа, вида и формы творческого задания в соответствии с личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами субъекта ТРИЗобразования; возможность выбора технологии работы с проблемой, предполагающей разнообразие видов работ, форм получения результата, гибкость и оперативность участника образовательного процесса в решении нестандартной ситуации, многокритериальность оценки полученного решения.В системе психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования вариативность предоставляет возможности включения в процесс решения образовательных проблем субъектов различных образовательных уровней, возраста, статуса освоения. Отметим, что получить результат при реализации функций психологопедагогического сопровождения не всегда возможно в стандартизированных образовательных системах. Так, например, способы разрешения противоречий, повышение идеальности системы, приемы фантазирования не являются содержанием ни одного курса в системе стандартов ФГОС, но являются необходимым элементом работы с проблемой субъекта любого статуса и образовательной ступени.Таким образом, вариативность в нашем исследовании обусловлена диверсификацией образования, неопределенностью проблемной ситуации, отсутствием стандартов на ТРИЗобразование, неоднородностью состава субъектов, их статусом (потребитель, исполнитель, разработчик, администратор), разнообразием альтернативных возможностей, способов и средств достижения целей при работе над проблемой, динамическими тенденциями личности –ее потребностями, мотивами, интересами, желаниями, установками, ценностными ориентациями, идеалами, направленностью и др.При реализации психологопедагогического сопровождения были разработаны следующие варианты программного обеспечения достижения целей субъектов ТРИЗобразования: 1.Авторские курсы, направленные на освоение опыта творческой деятельности на основе ТРИЗ.Разработан факультативный курс «Уроки творчества», учитывающий особенности организации творческой деятельности школьников (1–6екл.) средствами творческих заданий в учебном процессе. Основными целями курса намечены: развитие системности, диалектичности мышления; развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий; обучение исследовательской деятельности на основе ТРИЗ. Курс рассчитан на 196 часовкружковой или факультативной работы в системе дополнительного образования (30, Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15145. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15145.htm.–ISSN2304120X. 4

34, 34, 34, 34, 34 часа соответственно) и содержит более 500 заданий творческого характера, в том числе и авторских. В рамках курса рассмотрены вопросы организации продуктивной деятельности учащихся и диагностики процесса развития креативных способностей школьников, представлена система творческих заданий, позволяющая соотнести возможности учебных предметов и дополнительных учебных программ при организации творческой деятельности учащихся.2.Коррекционноразвивающие занятия, направленные на развитие креативности, качеств творческой личности (в концепции ТРИЗобразования).Например, для студентов непедагогических специальностей была разработана программа тренинговых занятий по формированию навыков решения задач в профессиональной деятельности. Цель–формирование качеств личности, способной найти новое решение известной проблемы на основе ТРИЗ. Она включает шесть блоков, которые представлены по следующей структуре: задача, содержание, способы реализации, результат.Блок 1.Целевой риск: так никто не ставил вопрос! Блок 2.Плановый риск: этого никто бы не смог предусмотреть! Блок 3.Технологический риск: выбери альтернативные способы решения! Блок 4.Временный риск: каждый решает сам, на что тратить свое время! Блок 5.Коммуникативный риск: позволь себе сказать больше! Блок 6.Масштабный риск: такого результата никто не ожидал! Проведенные занятия обеспечивали участие студентов в учебных стартапах, являлись условием успешного взаимодействия с предпринимателями по решению проблем бизнеса в рамках проектных недель. 3.Курсы повышения квалификации, научнопрактические семинары, круглые столы по проблемам психологопедагогического сопровождения ТРИЗобразования. Организация работы по подготовке педагога к осуществлению руководства творческой деятельностью школьников была реализована посредством курсов повышения квалификации, проведения научнопрактических семинаров, научнопрактических конференций, консультаций. Тематика программ быларазработана в соответствии с постановкой проблемы образовательными учреждениями: «Психологическое сопровождение образовательного процесса начальной школы», «Организация продуктивной деятельности школьников на основе ТРИЗ», «Формирование личности средствами ТРИЗпедагогики», «Методы решения психологопедагогических проблем образовательного учреждения на основе ТРИЗ», «Система менеджмента качества вуза»,«Инновационные подходы к реализации и непрерывному улучшению системы менеджмента качества в вузе».4.Курсы по выбору в системе профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специалистов. Реализация этого направления работы была организована на базе регионального компонента ГОС ВПО, который предполагает знакомство студентов с актуальными проблемами различных наук, с исследованиями, решающими проблемы современного образования. Для студентов психологического факультета ЧГПУ были разработаны курсы по выбору «Творческое становление личности в профессиональной деятельности (на основе ТРИЗ)», «Практикум по решениюпрофессиональных задач на основе ТРИЗ». 5.Курсы стандартизированных учебных дисциплин на основе ТРИЗ или с элементами ТРИЗ.Среди основных задач введения элементов ТРИЗ в содержание стандартизированных дисциплин были определены: формирование единого понятийного пространства, формирование мыслительных операций, необходимых для освоения работы с проблемой, определение единых требований к оценке нетиповых решений; формирование положительного отношения к изменениям, устойчивость при возникновении проблем, умение «держать удар» в ситуациях неопределенности;развитие навыков проявления уместной инициативы, выполнения операций преобразования, разработки Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15145. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15145.htm.–ISSN2304120X. 5

новых конструкций (вариантов, подходов), получения нетиповых решений, оригинальных идей, усовершенствование способов осознания проблемы.Распределение элементов по дисциплинам проводилось на основе их потенциальных возможностей содержания, методических особенностей преподавания и подготовленности преподавателя. 6.Руководство проектами, исследованиями на основе ТРИЗ.Входе экспериментальной работы осуществлялось руководство курсовыми и квалификационными работами специалистов по направлениям подготовки «Педагогическая психология». Были подготовлены работы с проведением исследований на основе ТРИЗобразования. Тематика работ отражала психологические особенности освоения ТРИЗ участников сопровождения различного возраста. Подготовленные на факультете психологии ЧГПУ педагогипсихологи осуществляли реализацию авторского курса «Уроки творчества» в образовательных учреждениях, а также в центрах дополнительного образования.На факультете психологии были также реализованы исследования в форме студенческих проектов как результат их работы по конкурсу «Инициатива в образовании». Студентами на выборках детей,изучающих ТРИЗ,под нашим руководством были проведены следующие исследования: изучение восприятия проблем подростков; изучение социальной позиции младшего школьника в творческой деятельности; конструирование задач на основе ТРИЗ по произведениям английских писателей для школьников. По результатам исследования были подготовлены доклады и опубликованы статьи в сборниках научнопрактической конференции для специалистов ТРИЗобразования.7.Практические занятия по формированию навыков работы с проблемой. Для реализации этого направления было организовано исследование «Формирование навыков решения профессиональных задач на основе ТРИЗ». Целевым назначением проекта является конструирование и апробация творческих задач психологического содержания на основе ТРИЗ для активизации работы студентов. Содержание проектной работы имеет следующую структуру: введение, теоретическое обоснование проблемы использования творческих задач в процессе профессиональной подготовки студентов, разделы творческих задач, глоссарий. В ходе работы были сформированы разделы творческих задач, включающие 30понятий, необходимых для решения: авторитарный стиль руководства, валидность теста, ведущая деятельность, внимание, волевые качества, деятельность, жестокое обращение с детьми, интуиция, компенсация, конфликт, креативность, личность, любовь, мышление, наблюдение, надёжность теста,невроз, нервная система, образовательный процесс, обучение, память, педагогическая психология, педагогпсихолог, подростковый возраст, противоречие, профориентация, психологическая готовность к школьному обучению,психологическая защита, психотерапия, психотехника, психофизиология, развод родителей, рефлекс, самооценка, семья, склонность, способности, стиль руководства, стресс, темперамент, тест, трансфер, эмоции, эмоциональная устойчивость. Разработанные задачи представлены двумя уровнями сложности: простые (содержат явное противоречие, решаются в одно действие, не требуют специальных знаний), сложные (решаются по алгоритму, содержат скрытое противоречие, для решения требуют специальных знаний). Вывод. Разработанные материалы составили научнометодическое обеспечение процесса решения проблем субъектов ТРИЗобразования и являются условием вариативности реализации функций психологопедагогического сопровождения, формируют среду для освоения опыта творческой деятельности участников сопровождения с учетомреализации принципов организации деятельности в инновационном процессе на основе ТРИЗ.Терехова Г. В. Обеспечение вариативности психологопедагогического сопровождения субъектов ТРИЗобразования // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15145. –0,4п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15145.htm.–ISSN2304120X. 6

Обновление компонентов содержания образования для различных групп субъектов образовательногопроцесса обеспечивает реализацию вариативных образовательных систем, повышает продуктивность работы с проблемой, гибкость и мобильность в освоении опыта творческой деятельности субъектов ТРИЗобразования.

Ссылки на источники1.Битянова М. Р. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении // Библиотека журнала «Директор школы».–2010. –№ 8. –С.1175. 2.Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010годаи дальнейшую перспективу». –Досткп из справ.правовой системы«КонсультантПлюс».URL:http://www.consultant.ru

3.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал.–2014.–№ 3.–С. 2176.4.Нестеренко А.А. Современное состояние ТРИЗобразования: анализ и перспективы развития: монография. –Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. –200 с. 5.Авдеева Т.Г. ТРИЗ один из приемов активизации познавательной активности студентов в высшей школе // Альманах современной науки и образования. –2009. –№ 4–1. –С. 8–10.

Galina Terekhova,

Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk terehovagv@cspu.ruEnsuring variability psychopedagogical support entities TRIZ educationAbstract. The paper presentsscientific and methodological support of educational process on the basis of theory of inventive problem solving (TRIZ); contents variationapproach in solving the problem of psychopedagogical support of TRIZ educationsubjects.Keywords: subjects of TRIZ education, psychological and pedagogical support, variability, TRIZ.References1.Bitjanova,M. R. (2010) “Upravlenie dejatel'nost'ju psihologa v obrazovatel'nom uchrezhdenii”,Biblioteka zhurnala “Direktor shkoly”,№ 8, pp. 1–175(inRussian). 2.Prilozhenie k proektu “Osnovy politiki Rossijskoj Federacii v oblasti razvitija nacional'noj innovacionnoj sistemy na period do 2010 goda i dal'nejshuju perspektivu”.Dostkp iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul'tantPljus”. Available at: http://www.consultant.ru (in Russian).3.Dolgova,V. I.(2014)“Issledovanie gotovnosti vypusknikov vuza k vnedreniju innovacionnyh tehnologij”,Pis'ma v Jemissija. Offlajn:jelektronnyj nauchnyj zhurnal, № 3, p. 2176(in Russian).4.Nesterenko,A. A. (2012) Sovremennoe sostojanieTRIZobrazovanija: analiz i perspektivy razvitija: monografija,LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrücken,200 p. (in Russian).5.Avdeeva,T. G. (2009) “TRIZ –odin iz priemov aktivizacii poznavatel'noj aktivnosti studentov v vysshej shkole”,Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija, ,№ 4–1, pp. 8–10(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Терехова Г. В., 2015www.ekoncept.ru